Элективный курс в 9-м классе «Музыкальное искусство с Древних времён до начала XX века».
элективный курс по музыке (9 класс) по теме

Максименко Елена Владимировна

Пояснительная записка.

О том, что такое музыка во всеобщем понимании, мы можем прочесть во многих литературных изданиях, связанных с музыкой. По этой теме существует огромное количество статей. Традиция – это канон, - развивающий, обучающий, воспитывающий…. Но, даже изучив традиции, понимаешь, что музыка – не та тема, о которой можно просто сказать или, послушав, сделать определённый вывод. Всегда чувствуешь, что что-то осталось за пределом понимания. Музыка – мощнейший рычаг духовного развития. Как же  приобщить к ней обыкновенного человека, того, кому она просто безразлична с позиции высокого искусства, чтобы он понял, что такое Музыка?

Что такое музыка? Этого никто не знает. Одни относят её к искусству, а вот другие ставят в ряд аномальных явлений. В их понимании музыка представляет собой канал, с помощью которого мы связываемся со Вселенной.      Гофман как-то сказал: «Там, кончается Слово, начинается Музыка». Однако Конфуций утверждал обратное – сначала была Музыка, а вслед за ней появились Слова… Музыка обращается не к тому, что лежит на поверхности – она говорит с душой человека, с его сущностью. Её не интересует телесная оболочка, ей не важно, во что вы одеты, как выглядите, что говорите… Музыке нужен Человек, его внутренняя сущность, его душа.

На протяжении многих веков люди используют магию звука. Он может и созидать, и убивать. При помощи мантр и молитв создают высокий духовный настрой. Голос и разум неразделимы. Осмысление звука – источник музыки. Музыка – неотъемлемое качество души. С помощью божественных звуков музыки можно укротить силы зла. Зачастую наше информационное поле (телевидение, радио…) представляет собой океан хаоса с отрицательной звуковой энергетикой. Изобилие низкопробных музыкантов калечат мир звука. Нужно уметь слушать тишину, а затем из армады звуков выбирать свою мелодию (ключ). Так можно гармонизовать свою жизнь.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy.docx38.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Элективный курс в 9-м классе

«Музыкальное искусство с Древних времён до начала XX века».

Пояснительная записка.

О том, что такое музыка во всеобщем понимании, мы можем прочесть во многих литературных изданиях, связанных с музыкой. По этой теме существует огромное количество статей. Традиция – это канон, - развивающий, обучающий, воспитывающий…. Но, даже изучив традиции, понимаешь, что музыка – не та тема, о которой можно просто сказать или, послушав, сделать определённый вывод. Всегда чувствуешь, что что-то осталось за пределом понимания. Музыка – мощнейший рычаг духовного развития. Как же  приобщить к ней обыкновенного человека, того, кому она просто безразлична с позиции высокого искусства, чтобы он понял, что такое Музыка?

Что такое музыка? Этого никто не знает. Одни относят её к искусству, а вот другие ставят в ряд аномальных явлений. В их понимании музыка представляет собой канал, с помощью которого мы связываемся со Вселенной.                                                                                                                                  Гофман как-то сказал: «Там, кончается Слово, начинается Музыка». Однако Конфуций утверждал обратное – сначала была Музыка, а вслед за ней появились Слова… Музыка обращается не к тому, что лежит на поверхности – она говорит с душой человека, с его сущностью. Её не интересует телесная оболочка, ей не важно, во что вы одеты, как выглядите, что говорите… Музыке нужен Человек, его внутренняя сущность, его душа.

На протяжении многих веков люди используют магию звука. Он может и созидать, и убивать. При помощи мантр и молитв создают высокий духовный настрой. Голос и разум неразделимы. Осмысление звука – источник музыки. Музыка – неотъемлемое качество души. С помощью божественных звуков музыки можно укротить силы зла. Зачастую наше информационное поле (телевидение, радио…) представляет собой океан хаоса с отрицательной звуковой энергетикой. Изобилие низкопробных музыкантов калечат мир звука. Нужно уметь слушать тишину, а затем из армады звуков выбирать свою мелодию (ключ). Так можно гармонизовать свою жизнь.        

*******

Курс призван наполнить содержанием уроки музыки в девятом классе. В соответствии с новым учебным планом предмет «музыка» предусматривает обязательное изучение в IX классе и по выбору в старшей школе. Поэтому этот курс может быть использован не только в девятом, но и X классе. Курс также призван дать учащимся достаточно широкую панораму сведений из истории развития русской музыки, учитывая при этом систематичность, принцип историзма, которые являются необходимым условием раскрытия и постижения поставленной проблемы. Основной функцией является возможность в общении с музыкой впитать духовный опыт поколений, перенестись в разные исторические эпохи, обогатить себя общением с выдающимися личностями прошлого и настоящего.

В ходе данного курса учащиеся познакомятся не только с историей развития музыкального искусства (что уже имело место на уроках музыки), но и её взаимодействием с другими видами искусства на более глубоком психофизическом уровне.

Данный курс предполагает достижение таких целей, как:

  1.      Взгляд на музыкальное искусство с позиции деятельно-интеллектуального освоения и практического выражения познания мира.
  2.      Интеграция полученных знаний в социум, общественную жизнь.

Отсюда вытекают следующие задачи:

  1.     Умение увидеть музыку как часть всеобщей русской и мировой культуры.
  2.     Развитие навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства.
  3.     Формирование постигающего мышления, где музыка является необходимой составной художественного видения жизни.
  4.     Раскрыть происхождение музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире.
  5.     Раскрыть сложный, порой противоречивый, внутренний мир человека через музыкальное искусство.
  6.     Способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с ней связанное.
  7.     Выявление интонационного содержания каждой рассматриваемой эпохи.
  8.     Формирование духовного опыта и духовных ценностей.

Методы, используемые в данном курсе, весьма разнообразны.

По средствам обучения (источник приобретения знаний):

  1. наглядный
  2. практический
  3. стимулирующий
  1. сравнение

По способу педагогической деятельности:

  1. объяснительно-иллюстративный
  2. самостоятельная работа
  3. контроль и самоконтроль

По логике усвоения материала

  1. индуктивный
  2. дедуктивный

По уровню мыслительной деятельности:

  1. репродуктивный
  2. конструктивно-вариативный
  3. проблемно-поисковый

Направленность курса – развивающая, поскольку в первую очередь, ориентирован на удовлетворение и поощрение творчества, любознательности.

В итоге данного курса предполагается овладение учениками:

  1.  Конкретно-историческими сведениями о русском музыкальном искусстве в содружестве с другими видами искусства.
  2.  Умением самостоятельно аргументированно сделать оценку различных явлений музыкального искусства.
  3.  Историко-биографической информацией о выдающихся деятелях в области музыкального искусства и других видов искусства.
  4.  Знаниями о вкладе национального русского музыкального искусства в искусство различных стран мира.
  5.   Умение моделировать при помощи компьютерных технологий различные музыкальные фрагменты с учётом стилевых черт рассматриваемой эпохи.
  6.    Навыками исследовательского подхода, которые проявляются в поиске, отборе, анализе, обобщении, умении представить конечный результат исследования.

Реализация данного курса осуществляется в теоретическом и прикладном аспектах, т.к. постижение музыкального искусства по-настоящему возможно в деятельностной форме – исполнение (где это возможно) отдельных фрагментов, создание обстановки, отражающей дух изучаемой эпохи (интерьер, костюм…)

Формы контроля:

  1. Текущий (беседы по изучаемым темам, включающие в себя индивидуальные сообщения учеников)
  2. Тематический (зачёт по изучаемым темам, собеседование, тестирование)
  3. Обобщающий контроль (создание презентаций, защита мини-проектов, включающих элементы музицирования, создание словарей-справочников…)

Элективный курс рассчитан на 20 учебных часов и может быть предложен в одной или двух учебных четвертях.

С целью активизации изучения разделов и тем элективного курса в ходе обучения активно используются технические средства обучения: аудио-видеопроекционная аппаратура, компьютер, музыкальные инструменты.

Основными видами занятий являются:

  1. лекции,
  2. сообщения,
  3. беседы,
  4. диспуты,
  5. семинары,
  6. моделирование элементов, связанных с музыкальным искусством, с последующим их описанием,
  7. самостоятельная работа учащихся.

Кроме того, в ходе изучения курса предполагаются посещения концертов классической и народной музыки.

Учебный план курса.

Наименование раздела

Кол-во часов

Форма контроля

1.

Истоки русской народной музыки

2

Творческий мини-проект.

2.

Противостояние и единение церковной и народной музыки (IX – XVII вв.)

3

Беседа.

Индивидуальные сообщения.

3.

Становление русской профессиональной музыки (XVII – XVIII вв.)

3

Зачёт.

Тестирование.

4.

Расцвет русской музыки в XIX веке.

7

Собеседование.

Презентации.

Мини-проекты.

Музыкальная викторина.

5.

Интерес музыки к философски-этическим проблемам (конец XIX – начало XX вв.)

3

Музыкальная викторина.

Реферат.

6.

Современная интерпретация музыки русских композиторов-классиков

1.

Музыкальные альбомы.

7.

«Музыка сфер»

2

Презентации.

Мини-проекты.

Написание статей.

Учебно-тематический план курса

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

I.

1.

2.

Истоки русской народной музыки

Древняя музыка как часть природы

Вокальная и инструментальная музыка древних людей

2

1

1

II.

1.

2.

Противостояние и единение церковной и народной музыки (IX – XVII вв.)

Музыка – неотъемлемая часть быта человека.

Музыка – часть храмового действия. Виды церковных песнопений. Предпосылки появления нотной грамоты.

3

1

2

III.

1.

2.

Становление русской профессиональной музыки (XVII – XVIII вв.)

Зарождение русского музыкального театра. Русское капельмейстерство. 

Формирование национальной композиторской школы

3

1

2

IV.

1.

2.

3.

4.

Расцвет русской музыки в XIX веке.

Завоевание русским музыкальным искусством европейских театров.

Музыкальный реализм.

Глава русской композиторской школы XIX – М.И. Глинка.

«Могучая кучка» - содружество талантливых композиторов.

7

1

2

2

2

V.

1.

Интерес музыки к философски-этическим проблемам (конец XIX – начало XX вв.)

Отход от социальной проблематики.

2

2

VI.

Современная интерпретация музыки русских композиторов-классиков

1.

VII.

1.

2.

«Музыка сфер»

Влияние музыки на здоровье человека.

«Чем для меня стала музыка». Итоговое занятие.

2

1

1

Итого:

20

Программное содержание курса.

Раздел I. 

Истоки русской народной музыки (2 часа)

Тема 1.

Древняя музыка как часть природы (1 час).

Появление прамузыки: подражание различным явлениям природы, её обитателям.

Занятие проводится на природе. Художественно-творческая деятельность.

Тема 2.

Вокальная и инструментальная музыка древних людей (1 час).

Обрядовые песни, берущие начало в языческой старине.

Жанр былины, из которого возникает представление о древних музыкальных инструментах, музыкантах-исполнителях.

Практическая работа (моделирование древних музыкальных инструментов, сочинение вариантов предполагаемой музыки древних русичей). Сообщения учеников по данной теме.

Раздел II. 

Противостояние и единение церковной и народной музыки (IX – XVII вв.) (3 часа)

Тема 1.

Музыка – неотъемлемая часть быта человека. (1 час)

Развитие жанров русской народной музыки в русской православной культуре. Развитие инструментальной музыки.

Занятие проводится в форме дискуссии.

Тема 2.

Музыка – часть храмового действия. Виды церковных песнопений. Предпосылки появления нотной грамоты. (2 часа)

Синтез музыки, слова, изобразительного (иконопись, фреска) искусства, архитектуры.

Первый час проходит в форме лекции. Следующих 2 часа учащиеся занимаются моделированием на компьютере атрибутов данного периода времени с соответствующим музыкальным выражением.

Раздел III. 

Становление русской профессиональной музыки (XVII – XVIII вв.) (3 часа)

Тема 1.

Зарождение русского музыкального театра.

Русское капельмейстерство. (1 час)

Ритуал «пещного действа» и вертепный кукольный театр. Создание театров: «Русского для представления трагедий и комедий театра», под руководством Ф.Волкова; частный театр на Марсовом поле под руководством И.Дмитриевского; Мариинский театр; Петровский театр, в репертуаре которого наряду с драматическими были оперные и балетные спектакли; крепостные театры.

Форма проведения – лекция-дискуссия.

Тема 2.

Формирование национальной композиторской школы. (2 часа)

Комическая опера. М.Попов, М.М. Соколовский, Е.И. Фомин, Д.С. Бортнянский, М.С. Березовский, И.Е. Хандошкин.

Предпосылки появления русского национального балета.

Возникновение жанра российской песни.

Форма проведения занятия – семинар.

Раздел IV. 

Расцвет русской музыки в XIX веке. (8 часов)

Тема 1.

Завоевание русским музыкальным искусством европейских театров.

(1 час)

«Русские сезоны», Большой театр, Частная опера С.И.Мамонтова.

Знаменитые танцовщики: А.Павлова, Е.Гельцер, Л.Новиков, Т.Карсавина, В.Нижинский. Знаменитые певцы: Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А.Нежданова, А.Д.Вяльцева.

Лекция.

Тема 2.

Музыкальный реализм. (2 часа)

А.А. Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л. Гурилёв, А.Н. Верстовский, А.С. Даргомыжский

Форма проведения – семинар с прослушиванием и осмыслением музыки указанных композиторов; исполнение романсовой музыки самими учащимися.

Тема 3.

Глава русской композиторской школы XIX – М.И. Глинка. (2 часа)

Лекция с просмотром фрагментов из опер и балетов композитора.

Тема 4.

«Могучая кучка» - содружество талантливых композиторов. (3 часа)

М.А.Балакирев, Бородин А.П., Мусоргский М.П., Римский-Корсаков Н.А.

Крупнейшее явление музыки XIX в. – творчество П.И. Чайковского.

Форма проведения – круглый стол, посещение концерта, в котором звучит музыка данных композиторов, с последующим обсуждением услышанного.

Раздел V. 

Интерес музыки к философски-этическим проблемам. (2 часа)

Тема 1.

Отход от социальной проблематики. (2 часа)

Рахманинов С.В. – прямой наследник П.И.Чайковского; эмоционально-напряжённая, с резкими чертами модернизма, музыка Скрябин А.Н.; гармоничное сочетание интереса к фольклору и самых современных музыкальных форм в творчестве Стравинского И.Ф.

Семинар. Мини проекты. Слушание записей произведений данных композиторов.

Раздел VI.

«Современная интерпретация музыки русских композиторов-классиков» (1 час)

Универсальность музыкального языка в передаче человеческих чувств.

Создание аудиопроектов.

Раздел VII. 

«Музыка сфер» (2 часа)

Тема 1.

Влияние музыки на здоровье человека. (1 час)

Исследования учёных древности и современные научные данные.

Внеурочная художественно-творческая деятельность, итогом которой станут «Музыкальные карты здоровья».

Тема 2.

Чем для меня стала музыка. (1 час)

Индивидуально-групповая работа, выраженная в создании презентаций, защите мини-проектов,  написании статей.

Критерии оценки результативности

изучения курса.

Для практических работ:

  1. Определить тему и сформулировать предмет исследования или исходные тезисы сдальнейшим развитием темы, последовательно и связно изложенной и аргументированной.
  2. Правильно подобрать и эффективно использовать необходимые источники, учитывая документальную точность, ссылки на использованные документы, надлежащим образом оформленные сноски, библиографию, примечания.
  3. Критически анализировать различные факты и оценить их интерпретации.
  4. Высказать собственные суждения и оценки, основанные на свидетельствах и тщательном изучении фактов.
  5. Работа должна быть хорошо спланирована и организована.

Для сообщений учащийся должен показать:

  1. Адекватное программное знание раздела или темы, на которой основан вопрос.
  2. Умение использовать необходимую и достаточную аргументацию в рамках поставленного вопроса.
  3. Умение, держась в рамках вопроса, раскрыть его сущность.
  4. Умение логично включать вокально-инструментальную деятельность в качестве аргумента.

Навыки организации материала: умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной форме, приводить связные и убедительные аргументы, анализировать, обобщать, обсуждать и объяснять, сравнивать и противопоставлять, критически оценивать различные факты и свидетельства.

Дополнительные баллы выставляются во время изучения курса за:

  1. качественно выполненное задание по собственной инициативе;
  2. использование Интернет-технологии;
  3. индивидуальную исполнительскую деятельность.

Учебно-методическое обеспечение курса.

К данному курсу прилагается диск с мультимедийным представлением работы, объёмом 1330 страниц, где была собрана и систематизирована необходимая информация по темам, а также мультимедийное приложение.

Кратко о том, что представляет собой работа, представленная на диске.

Сегодня можно найти любую информацию по любому вопросу, но, во-первых, нужно точно знать, что ищешь, во-вторых - где это искать.

Вышеуказанные «что» и «где» отнимают большое количество времени. И, кстати, нередко бывает так, что не всегда находится искомое.

Поэтому был собран и объединён информационный и изобразительный материал о разных видах искусства, который мог бы помочь учителю составить общее представление об основных моментах развития русского искусства в определённый исторический период (с древних времён до нач. XX в.); рассмотреть разные стороны исторического развития русской культуры, затрагивая не только традиционные аспекты, но и выделяя некоторые нюансы, характерные только для нашей, русской культуры.

Работая над материалом, акцент был сделан  не только на практический опыт в плане необходимости и целесообразности применения этого материала, но и на степень заинтересованности детей разного возраста в той или иной информации.

Всегда должна быть альтернатива, т.е., в данном случае, материал, который преподносит учитель, должен рассматриваться с разных точек зрения и под разным углом, поскольку искусство не может иметь статичного выражения содержания и чётко очерченных границ восприятия. А уж что касается самой истории появления русского народа на нашей Земле - тем более. Что было на самом раннем этапе развития народов? Из каких источников наполнялся многоводный океан жизни народа, частью которого является огромная река - «Искусство»? Общепринятые подходы к вопросам, связанным с нашей древней историей нам известны ещё со школьной скамьи. Но есть и другие мнения. А что если на всё посмотреть по-другому? Ведь любая мысль, любое действие являются следствием каких-то предшествующих мыследействий, т.е. ничто не появляется на пустом месте, безосновательно. Чем больше мы имеем разных точек зрения при рассмотрении того или иного вопроса, тем более плодотворным будет поиск истины, которая, как мы знаем, чаще всего находится где-то посередине. Ведь дело не в том, во что мы верим, а в том, что новые знания расширяют горизонт представлений о мире, о себе самом.

Важно не только то, сколько информации мы можем получить, а то, как мы воспринимаем ту или иную информацию,   какие   мысленные   цепочки   выстраиваем,   получая   её,   и   можем   ли   делать   вывод,   иначе  - незадействованная информация является всего лишь балластом.

Нередко нам приходится сталкиваться с тем, что ответы на самые, казалось бы, простые вопросы приходится вытягивать по крупицам из немалого количества различных источников, чтобы составить полноценную картину раскрываемого вопроса. Увы, иногда вопрос так и остаётся до конца нераскрытым из-за скудности имеющейся информационного материала, а иногда эта информация бывает весьма противоречива, что заставляет искать массу дополнительных источников.

В данном случае не ставится цель сделать глубокий анализ творчества художников, музыкантов, писателей..., или определять влияние отдельных исторических событий на их искания. Тем не менее, собранный из самых разных источников материал, поможет экономно распределить время на подготовку к уроку, или, может быть, подтолкнуть к каким-то оригинальные идеям.

Материал составлен не из отрывочных мыслей на «Тему о...». Здесь приводятся работы и выдержки из различных исследований самих авторов о творчестве и жизни того или иного человека. Чтобы сохранить «дух» каждого исследования, авторское отношение учёного к теме, во многих случаях приведены целые выдержки, а порой и главы из работ этих исследователей.

История - это, в большинстве случаев, субъективное отношение к тем или иным событиям. Материалы, приводимые здесь, интересны уже потому, что, как отмечено выше, составлены на основе работ разных учёных, исследователей, но каждая из них не противоречит одна другой, а как бы дополняет. Ещё важно то, что многие материалы, используемые современными учёными, были востребованы задолго до них. Многие герои сказаний и легенд давно живут в произведениях писателей, музыкантов, художников, что также хотя бы в некоторой степени отражено в отдельных главах.

Каждый из разделов приводит к главе «Великие люди». В ней рассказано только о тех личностях, о которых шла речь в предыдущих главах. Безусловно, это лишь минимальная часть нашего культурного и исторического наследства. Краткая характеристика художественных направлений в указанных видах искусства, конечно, ни в какой степени не может дать почувствовать, что представляла собой личность, создавшая то или иное произведение искусства. А как из этого ряда убрать людей, которые способствовали развитию таланта, творческого гения этого художника, как не учесть исторические рамки его жизни? Поэтому в процессе работы возникла необходимость в создании именно такой главы, которая как бы подводит к итогу всё вышесказанное в предыдущих главах и, в то же время, расширяет рамки каждой темы. Как сказал Томас Карлейль: «История мира - не что иное, как биографии великих людей».

Литература

  1. Сборник нормативных документов «Искусство». Федеральный компонент государственного стандарта.
  2. Т.В.Челышева – Предпрофильная подготовка девятиклассников.
  3. Программы по музыке:
  1. Д.Б.Кабалевского (1 – 8 классы) под редакцией Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
  2. Т.И.Науменко, В.В.Алеев (1 – 8 классы)
  3. Критской Е.Д.
  1. М.Зильберквит – «Мир музыки»
  2. Н.В.Мирецкая, И.П.Шакирова – «Культура эпохи Просвещения»
  3. М.Н.Скаткин – «Школа и всестороннее развитие детей»
  4. Антипов В.  -  «Наши долги перед Мусоргским»
  5. Береберова Н.  -  «Послесловие к книге «П.И.Чайковский. История одинокой жизни»
  6. Борисов Н.  -  «И свеча бы не угасла»
  7. Воскобойникова С.  -  С.Мамонтов
  8. Волков А.  -  «Право на выбор»
  9. Гингольд Л.  -  М.А.Балакирев
  10. Гладков А.  -  В.Э.Мейерхольд
  11. Голденков М.  -  «Не русская Русь»
  12. Голомолзин Е.  -  «Северная колыбель человечества»; «Волшебная сила звуков»
  13. «Жизнь и приключения иконы Казанской Богородицы»
  14. Казакевич А.  -  «Концерт для почки с оркестром»
  15. Канн-Новикова Е.  -  А.С.Даргомыжский
  16. Кировский Имярек  -  «Две грани мира: звук и запах…»
  17. Лутохин В.  -  «Загадки уральских икон»
  18. Лэмонд Фредерик  -  «Два мастера – две эпохи» («Воспоминания об А.Рубинштейне»)
  19. Маймин Е.  -  А.С.Грибоедов
  20. Ольхова Н.  -  «Идеи пантюркизма»
  21. Пащенко Е.  -  Скрябин А.Н.; Стравинский И.Ф.
  22. Поляков-Литовцев С.  -  «Набросок портрета» (Ф.Шаляпин)
  23. Сабанеев Л.  -  «Танеев-теоретик» /Фрагменты главы из «Мыслей о творчестве»/; С.В.Рахманинов
  24. Слюсаренко Т.  -  «Линии судьбы» (М.Балакирев и П.Чайковский)
  25. Соболева Г.  -  П.И.Чайковский
  26. Степанов С.  -  «Мистерия заоблачных сфер»
  27. Фаризова Н.  -  М.С.Березовский
  28. Хаблицкая С.  -  «Музыкальные рецепты для человека-оркестра»
  29. Шлёцер Б.  -  «Живу только одним будущим» (А.Скрябин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.

Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся  6    класса.     Рабочая...

Рабочая программа по курсу «Россия и мир. История с древнейших времён до конца XIX века». 10 класс

Календарно-тематическое планирование уроков истории в 10 классе составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Автор: Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца...

Технологическая карта и методическая разработка к уроку в 6 классе "Восточные славяне" по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»

Данная разработка предназначена для проведения комбинированного урока в 6 классе по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»....

Элективный курс «Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее» -9 КЛАСС

Элективный курс «Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее» предназначен для предпрофильной  подготовки учащихся 9 класса к обучению по специальному художественн...

Дидактические материалы по истории России с древнейших времён к учебнику для 6 класса общеобразовательных организаций Пчелова Е.В. и Лукина П.В. “История России с древнейших времён до начала XVI века”.

        Пособие содержит тестовые и занимательные задания в виде кроссвордов по истории России с древнейших времён до XII века, предназначенные для закрепления и обобщения и...

Итоговая контрольная работа по курсу «История России с древнейших времён до начала XVI века"

Итоговая контрольная работа по курсу«История России с древнейших времён до начала XVI века. 6 класс...

Рабочая программа курса истории в 11 классе "Россия в мире. С древнейших времён до начала ХХ века"

Предложенная программа курса истории в 11 классе содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программу можно использовать при обучении на базовом уровне, т.к. он не требует ...