Исследовательская деятельность на уроках музыки - как развитие одарённости ребёнка.
статья по музыке

Афанасьева Наталья Михайловна

 Давно уже известно,  что урок музыки это урок творчество,  познавания, сотрудничества и поиска. В современной педагогической концепции большое внимание уделяется раскрытию внутреннего мира учащихся,   и исследовательская деятельность на уроках музыки способствует этому. Исследовательской работы заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность ребёнка на уроках музыки.

 Давно уже известно,  что урок музыки это урок творчество,  познавания, сотрудничества и поиска. В современной педагогической концепции большое внимание уделяется раскрытию внутреннего мира учащихся,   и исследовательская деятельность на уроках музыки способствует этому. Исследовательской работы заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь ребёнка, показать детям значимость их деятельности и вселить уверенность в свои силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

Интересна ли мне эта проблема? 

С чего я начну свою работу? 

Где мне найти нужную информацию? 

О чём хотелось бы узнать как можно больше? 

В чём загадка моей работы?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

    Исследовательский проект на уроке "музыка" стал необходимостью. Ученик,(или группа учеников) работая над проектом, больше узнаёт о музыке и музыкантах, их жизни и творчестве. Учится самостоятельно находить и обрабатывать информацию, найденную в разных источниках.
   Перед началом работы ребёнок составляет план:
1. Тема исследовательской работы.

2. Введение. 

3. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?
4. Цель. Что я хочу исследовать?
5. Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?
6. Задачи исследования.
7. Описание работы. Мои результаты исследования.
8. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал?

9. Использованная литература. 
10. Приложение.
  Большое распространения получил  метод проектов. 

 Метод проектного обучения используется для реализации поставленной задачи развития личности. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения  задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения), мышление. Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, наметить пути индивидуально - дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения. Можно использовать индивидуальную и групповую форму работ. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их творческую активность. 

Примерные темы исследовательских работ в начальных классах:

«Откуда появился этот инструмент?»

«Как создать музыкальное произведение?»

«Музыкальные инструменты в повседневной жизни»

«Сочиняем музыкальную сказку?  и т.д.

   Учащиеся могут выбрать разные способы работы:

- индивидуальная работа;

- семейная работа;

- парная работа;

 - работать в 1-2 секциях;

 - принимать участие в конференциях, конкурсах разного уровня;

 - участвовать в работе экспедиций;

 - использовать материальную базу образовательного учреждения для своих исследований;

- публиковать результаты.

   Ребёнок любит сочинять, творить, экспериментировать и исследовательская деятельность как нельзя лучше раскроит нам возможности каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презенетация Использование новых технологий на уроке музыка и развитие творческих способностей детей

в презентации раскрывается актуальность использования современных образовательных технологий на уроках музыки. собственный опыт и мктодика преподавания....

«Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребёнка»

Создание психологического комфорта на уроках  способствует повышению качества образования и развитию личности ребёнка...

«Возможности уроков музыки в развитии творческого воображения младших школьников посредством музыкально-дидактической игры»

Развитие творческого воображения учащихся в младшем школьном возрасте  способствует развитию творческих способностей учащихся на уроках музыки. С этой целью осуществлена целенаправленная ра...

Программа развития одарённого ребёнка.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универ...

Роль семьи в развитии одарённого ребёнка

Роль семьи в развитии одаренного ребенка...

Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка 4 класс

Индивидуальный маршрут развития одарённого ребенкаИванова Кира ИвановнаОдарённость: академическаяИндивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образоват...