«Возможности уроков музыки в развитии творческого воображения младших школьников посредством музыкально-дидактической игры»
учебно-методический материал по музыке на тему

Шабанова Наталья Сергеевна

 Развитие творческого воображения учащихся в младшем школьном возрасте  способствует развитию творческих способностей учащихся на уроках музыки. С этой целью осуществлена целенаправленная работа, суть которой заключалась в разработке системы по применению музыкально-дидактических игр на уроках музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozmozhnosti_muzykalno-didakticheskoy_igry.doc175 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43 г.Улан-Удэ»

«Возможности уроков музыки в развитии творческого воображения младших школьников посредством музыкально-дидактической игры»

                                                                       

                                                                       Выполнила: Учитель музыки   Шабанова Н.С.

г. Улан-Удэ

2014

  1. Развитие воображения в аспекте музыкального воспитания

   

 Основной   целью   современного   начального   образования   является воспитание и развитие личности ребенка. Важной гранью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание ребенка. Именно возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально-нравственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно этическом воспитании.

 У младших школьников, в отличие от детей других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление, сражение и эмоционально-чувственное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Еще одна важная задача образовательной области — гармонизация абстрактно-логического и образного мышления, развития воображения, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность. В настоящее время существует множество различных систем музыкального воспитания, и большинство из них опирается на музыкальную систему Д.Б. Кабалевского. Сам педагог отмечал, что все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся. Все эти качества окажут свое положительное влияние не только на другие занятия школьников, но и на их будущую деятельность, в  какой бы области она не протекала.

    Творческое начало может проявиться в ребятах уже с первого класса, в  своеобразии ответов, в стремлении самому задавать вопросы учителю, в собственных     предложениях     о     характере     исполнения     музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в

рассказах о музыки, услышанной вне школы. Собственно творческая деятельность учащихся: сочинение музыки, тяготение к которой у большинства числа детей в раннем возрасте, насколько это возможно, желательно развивать в школе, в рамках классных занятий музыкой.

         Активизация творческого воображения и творческой деятельности учащихся, зависит в первую очередь от подготовленности самого учителя, от его собственного уровня творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки.

           В самой программе не заложена основа творческого развития ребенка, а следовательно нет перспективы развития творческого воображения, и раскрытия индивидуальности каждого.

Одной из интересных программ, основанной на концепции музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, является программа «Искусство слышать», созданная коллективом педагогов-музыкантов: И.В. Кадобновой, В.О. Усачевой, Л.В. Школяр и О.В. Кузьминой. Как считают авторы этой программы, искусство слушать развивается у детей на основе погружения в мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, музыки для детей и собственного детского музыкального творчества. Внешней идеей объединяющей программу и методику, является моделирование на занятиях искусством процесса художественного творчества: когда дети становятся композиторами, поэтами, художниками, как бы заново создающими произведения искусства. Ребенок должен пройти школу эмоционального общения, школу «вживания» в музыкальный образ, школу перевоплощения, и в этом, немаловажную роль, играет воображение. Чем богаче и безграничнее фантазия ребенка, тем ярче его восприятие. Основная методическая позиция данной работы - развитие способности воссоздать путь рождения музыки в собственном варианте, пробуждая в ребенке поэта, музыканта, композитора. Так музыкальные и речевые интонации должны вызревать в творчестве детей, и рождаться в их исполнительском и творческом опыте, выражая их собственные чувства. Важным, по утверждению авторов программы, является то, что урок музыки обязательно должен содержать в себе импровизацию, которая реализуется во всех формах общения учителя, ученика и музыки. У ребенка должна выработаться готовность к выражению душевного состояния, мысли, впечатления. Только при таком процессе можно ожидать самостоятельное возникновение музыкальной мысли, проявление фантазии и творчества.

Вхождение   ребята   в   мир   музыкальных   образов   нужно   сделать желанным, интересным и занимательным. Наиболее эффективным решением этой проблемы является опора на принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании такой атмосферы на занятиях, которая требует       от       детей       перевоплощения       и       работы       фантазии. Уже с первых занятий музыка приходит к ребенку из леса, доноситься с ветром, слышится в зажигающих звездах и т.д. У каждого ребенка, в такие шуты, звучит своя музыка, которая живет внутри человека. Детей вводят в музыки через уже ранее воспринятое и пережитое, развивая эмоции и воображение.

         Известно,   что   детям   свойственно   огромное   желание   действовать самостоятельно, и поэтому авторы программы придают большое значение детским  импровизациям  и  сочинениям.  Например:  На одном  из уроков музыки   все   «одевают   рюкзаки»   и   «отправляются   в   поход».   На  ходу сочиняют: Мы шагаем по полям, по лугам, по тропинкам, по дорожкам и т.д.

Дети повторяю слова учителя.

У.: Не устали ли ваши ножки?

Д.: Нет (поют). (Учитель старается подтолкнуть ребят к сочинению музыки об увиденном, услышанном в этой воображаемой ситуации).

 У.: А небо, какое?

Д: Голубое, большое, синее.

 У.: А травка вокруг? .

Д: Мягкая, зеленая.

У.: Мы идем по лугу, что же видим вокруг? И т.д.

      Вариантов  сочинения  очень  много,  все  зависит  от  фантазии учителя   и  детей.   Постоянная  работа  в  этом  направлении   способствует стремительному развитию воображения.

       Программа «Музыка» под редакцией Ю.Б. Алиева ставит своей целью формирование у детей любви к художественной музыке и потребности в общении с ней; воспитывает их    музыкально - творческие способности, интересы, вкусы. Развивает воображение, учит их воспринимать музыку. знакомит   детей   с   доступной   музыкой   крупнейших   композиторов,   дает необходимые знания о музыке и музыкантах, о выразительных средствах музыки.

           В   работе   с   младшими   школьниками   используется   импровизация, музыкально-дидактическая  игра - вокальная,  ритмическая,  двигательная, способствуют     развитию     воображения,     музыкально-творческих способностей   учащихся. Программа «Музыка» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,    Т.С.    Шмагина,    разработана    в    соответствии    с    основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и отражает   потребности   учителей   музыки   в   обновлении   содержания   и технологий массового музыкального образования.

        Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры.

          Виды   музыкальной   деятельности   на   уроках   музыки   по   данной программе    разнообразны    и    направлены    на    реализацию    принципов

развивающего   обучения   (Д.Б.   Эльконин   -   В.В.   Давыдов)   в   массовом музыкальном образовании и воспитании. Творческое начало, где развивается воображение, дети проявляют в размышлениях о музыке, импровизациях, в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, небольших сочинений о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах и др.

Методы музыкального образования и воспитание младших школьников отражает цель, задачи данной программы:

- метод художественного понимания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод игра, и другие.

     Творческий подход учителя музыки к данной проблеме залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

        Принципы изучения музыки, как живого образного искусства, требует оценку полученных результатов музыкальной деятельности детей. По убеждению авторов программ, наряду с учебным трудом по освоению навыков и умений, важным является труд души ребенка. Он заключается в глубоком переживании, требует напряжения душевных сил и полета творческой фантазии.

   Таким образом, проанализировав данные программы музыкального воспитания, можно говорить о том, что все они уделяют большое внимание развитию творческого воображения, но недостаточно рассматриваются возможности музыкально-дидактической игры, как средство его развития.

            Творческое воображение как один из важнейших познавательных процессов может быть в полной мере сформирован  в рамках школьной программы по музыке средствами музыкальной дидактической игры.

    С целью развития творческого воображения была проделана целенаправленная  работа, суть которой заключалась в разработке системы по применению музыкально-дидактических игр на уроках по музыке по программе «Музыка 1-4» Е. Д. Критской. Выбор именно этого средства развития воображения обусловлено в первую очередь приемлемостью в наших условиях. Данная система музыкально-дидактических игр внедрялась в течении всего года, причем задания давались от простого к сложному в связи с возрастными психологическими особенностями детей.

       Рассмотрим виды музыкальной деятельности, которые способствуют развитию творческого воображения: слушание, музыкально—ритмическая деятельность, игра - драматизация.

      Слушание - самостоятельный вид деятельности. Развитие навыков восприятия (слушания) - сложная задача, особенно на начальном этапе. Научить слушать и слышать произведение в целом, от начала до конца, важнейшая задача, стоящая перед учителем музыки. Необходимо, что бы дети поняли, что в музыке каждое мгновение, что-то происходит и нужно уметь «сидеть» и слышать музыку, «пропустить ее через свое сознание». Это становиться возможным при включении в процесс слушания музыкально-дидактических игр или творческих заданий.

       Как известно, воображение всегда опирается на многие психические процессы.   Здесь   очень   важное   место   занимает   восприятие.   Одной   из важнейших функций музыкального восприятия, является образование художественных ассоциаций, объединяющих разнородные представления в единое целое. Именно через ассоциации ребенок может почувствовать характер музыкальных образов. Дело в том, что многообразные музыкально-выразительные приемы и средства, в которых фиксируются влияние всего целого, ассоциируются со смутными ощущениями, которые трудно выразить словами. И поэтому целесообразно делать опору на цветовые ощущения и литературное творчество. Это требует активной работы воображения, которая выражается в попытках образного осознания музыкальных впечатлений. С этой целью предлагается  ряд творческих заданий для слушания музыкальных произведений - цветограмма или игра «Художник». Цветограмма. Данный вид работы развивает не только эмоциональную сторону, но и художественное мышление; с помощью цветограммы можно проследить развитие музыкальных образов произведения, выявить особенности восприятия каждого ребенка.

В основе цветограммы лежит метод создания цветовых ритмов на основе  услышанного. Работу с цветограммой мы продемонстрируем на примере фрагмента урока в 1 классе. Тема: «Музыка осени». Слушание: П.И. Чайковский «Времена года» (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь). Произведения для слушания выбираются на выбор учителя. Задача этого разворота связать жизненные впечатления детей об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями (показ картин, прочтение стихотворений).

После анализа вывод:

Учитель: Художник и поэт для того, что бы передать игру света и тени использует   разнообразные   оттенки,   слова.   А   что   может   использовать композитор, что бы передать различные оттенки одной и той же мелодии? Дети: нужно изменить звук.

Учитель: действительно, одна и та же мелодия звучит особо в исполнении одного инструмента, имеет свою собственную тембровую окраску. И сейчас мы как художники, будем создавать свою цветовую палитру - цветограмму. С помощью различных цветовых оттенков должны нарисовать цветограмму этого произведения, нарисовать музыку в цветовом развитии.

После выполнения задания производится анализ работ вместе с детьми и определяется развитие музыкального образа. Начальное звучание темы соответствует более бледным, не ярким цветовым пятнам (светло-коричневый, розовый, желтый, голубой). С каждым последующим проведением темы, цвета становятся насыщеннее, ярче, т.к. происходило усиление динамических и тембровых сочетаний.

Большую роль в цветограмме играет не только цвет, но и формы, в которые он облачен. Спокойное, светлое начало изображено в виде плавной линии, в других цветограммах сразу проявляется несколько «колючий» цветовой ритм; с развитием динамики появляются штрихи, точки, расширяются границы цветограммы. На кульминации происходит смешение красок, форм и их взаимопроникновение.

 Пример:

Ф.И.

Тембр

Ритм

Динамика

1.

А. Аня

-

+

-

2.

А.Оля

±

-

+

3.

Б. Маша

-

+

+

4.

Б.Юля

+

-

+

5.

Б.Оля

-

+

+

6.

7.

Д. Максим

И. Саша

+

+

+

+

+

+

8.

М. Илья

+

-

+

9.

Н.Юля

-

+

+

10. 11.

Н. Альберт

О. Света

+

+

-

-

+

+

12.

П. Вова

-

+

+

13.

П. Коля

+

+

+

14.

Р.Рая

+

+

+

15. 16.

17. 18.

Ц. Игорь

Ц. Лида

Ц. Доржи

Ю.Аня

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

19.

Ю. Лена

-

+

+

20.

Я.   Вит я

-

+

+

     Таким образом, анализ цветограмм требует от учителя музыки глубокого знания музыкального произведения. Учитель должен уметь выявить идею произведения и выделять именно те средства выразительности, которые являются наиболее важными составляющими того или иного музыкального образа. В каждом отдельном случае, в зависимости от средств выразительности, анализ цветограмм будет своеобразным. В данном случае при слушании П.И. Чайковского «Времена года» мы предлагаем фиксировать цветограмму в предложенной таблице.

          Я  еще раз подчеркиваю, что в каждом отдельном случае критерии, входящие в анализ цветограмм будут различными, и, прежде всего, учителю нужно самому проанализировать музыкальное произведение и выявить самое важное в данном музыкальном образе.

Следующая музыкально-дидактическая игра «Узнай образ», применялась для объяснения темы: «Душа музыки - мелодия». В этой игре происходит синтез музыки и движения. Она помогает ученикам правильно определить образ, выделить мелодию, познакомиться с жанрами.

Класс делится на 3 группы, каждой группе включается отрывок музыкального произведения с ярко обозначенным музыкальным жанром. Учащиеся должны правильно определить жанр, подобрать конкретный образ, к данному отрывку произведения.

Анализ можно привести в виде таблицы:

№ группы

Кол-во

человек

Музыкальный

репертуар

Создаваемый образ

Жанр

1 группа

5

Детский альбом

П.И. Чайковского

«Сладкая греза»

Играют на воображаемой

Скрипке (З), баюкают ребенка (2)

Колыбельная

песня

2 группа

7

«Марш деревянных солдатиков»

Маршируют на столе  или на коленях (3), играют на барабанах (2), хлопают в ладоши (2) человека.

Марш

3 группа

6

«Вальс»

Изображают мягкие ритмичные покачивания корпусом

Танец

Из таблицы видно, что учащиеся 1 «а» класса умеют чувствовать музыку, определить правильно жанр, представить образ к прослушанным музыкальным отрывкам.

                                    «Представь и услышишь»

Игра проводилась в  1-ой четверти. Тема урока: «Музыка осени». После изучения новой темы, ученикам предлагалось  прослушать  произведения, нарисовать или описать характер звучания.

Задачи: 1). Пробудить внутреннюю активность.

2). Развивать творческое воображение, интерес к предложенной теме задания.

3).Учить детей рассказывать и анализировать звуки окружающего мира.

       Музыкальный репертуар: Г.В. Свиридов «Осень», из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель», песня «Капельки» В. Павленко сл. Э. Богдановой.

 Анализ ответов: Ребята обращают внимание на выразительную, напевную, в духе русских народных, протяжных песен, мелодию. Слышат тембр скрипки, т. е. плавное ведение смычка, грусть, печаль. После прослушанной песни рисуют в тетрадях, кто дождик, кто тучу с дождем.

                 «Играем в композитора»

       Игра применялась  в центре урока 1-ой четверти. Тема урока: «Сочини мелодию». Детям предлагалось прочитать выразительно стихотворение, т. е. выделить главное ключевое слово. Ученики, в количестве 5 человек, по очереди выразительно, нараспев читают стихотворения, остальные дети выбирают понравившиеся. Класс выбрал стихотворение А. Барто «Золотая осень». Каждому из учащихся предлагается спеть только одну строчку и по цепочке сочинить мелодию, т.е. получается складывание песни по фразам. В этой игре из 18 человек, приняло участие 15, потому что 3-ое учащихся не поняли задания. Остальные дети старались сочинить мелодию к словам, исполнить ее выразительно.

Остальные музыкально-дидактические игры, применяемые в данном виде деятельности, можно посмотреть в приложении.

      Таким образом, включение в процесс слушания творческих заданий

такого рода дают возможность более реально и зримо ощутить процесс

развития  музыкальных образов,  и  одновременно  проявляется творческая

направленность, развивается творческое воображение, эмоции, мышление индивидуальность каждого ребенка.

      Следующий вид деятельности, который подлежит нашему рассмотрению - музыкально-ритмическая деятельность. Школьники, особенно учащиеся младших классов, с удовольствием импровизируют под музыку, используя различные притопы, прихлопы и другие выразительные движения. Им свойственно единство музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности. Музыкально-ритмические движения, обеспечивают разностороннее музыкальное развитие учащихся. У ребенка появляется возможность выразить свои внутренние ощущения через движения, показать, как он чувствует малейшие изменения в процессе звучания музыкального произведения. Все это раскрепощает ребенка, позволяет ему избавиться от психической и физиологической зажатости, открывает дорогу для творчества и фантазии учащихся, так как творческая личность, это личность, прежде всего, свободная от каких-либо программ и схем.

       Движение под музыку, помогают проследить развитие музыкального образа, и здесь огромную роль играет воображение ребенка. Сделав самые первые попытки движения под музыку, ребенок раскрывается, и с каждым разом его воображение рисует более интересные и разнообразные образы. Конечно, на первых уроках источником фантазии в движениях является учитель, но вскоре, незаметно для самих детей, учитель передает инициативу детям, и они охотно включаются в этот процесс, растворяясь в музыке. Мы предлагаем музыкально-дидактические игры, направленные на развитие чувства ритма, раскрепощение ребенка, развитие его фантазии и творческого подхода к любой поставленной задаче.

Тема урока: «У каждого свой музыкальный инструмент».

Прежде чем приступить к разучиванию эстонской песни «У каждого свой музыкальный инструмент» обр. Х.Кырвиса, перевод М. Ивенсен. Песня игровая, с ярко выраженным музыкальным характером.

Задание для учащихся; передать ритмический мотив, на выбранном самостоятельно ритмическом инструменте, звучание которого отражает эмоционально-образное содержание.

Задачи: развитие внутреннего движения, творческого воображения. Содержание: Ребенок вначале подбирает к заданному ритму инструмент, выразительно передает его характерную особенность. В конце игры учитель играет куплет песни со словами, учащиеся сравнивают, насколько точно они передавали звучание воображаемых инструментов. После анализа игры можно применить притопы, прихлопы, на усмотрение учителя.

Игра «Послушай музыку»

Тема урока: «Музыкальные инструменты».

Музыкальный репертуар: И.С. Бах «Волынка», П.И. Чайковский отрывок из балета «Щелкунчик», «Сладкая греза» из «Детского альбома», Л. Моцарт «Менуэт».

Задачи: развитие внутреннего движения, проявление фантазии в движении, раскрепощение ребенка.

Содержание: Дети сидят с закрытыми глазами, и определяют высоту звука инструментов. Ответ дают с помощью движений - символов, (например, под низкие звуки - танцуют ноги, под высокие - кисти рук, а под ритм барабана, ребята имитируют игру на этом инструменте.

                                          Игра «Эхо»

Игра применяется в процессе знакомства музыкального фрагмента из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Задачи: Развитие чувства ритма, образного мышления и творческого воображения, памяти.

Содержание: Ученики должны повторить ритмический мотив (1 111 11 11 1),  сначала прохлопывают его, затем пропевают мотив на слог ( па де-де-де-па па-де-де-па ), далее прохлопывают его над головой, за спиной, затем с притопами с простейшими движениями на месте.

Дети выполняют это задание очень эмоционально, выразительно, каждый ребенок внимателен, играл весь класс. Сначала движения показывает учитель, потом ведущий выбирается из класса.

Включение данных музыкально-дидактических игр в учебно-воспитательный процесс, способствует не только развитию творческого воображения, но и решает многие другие частные задачи и сама главная из них — раскрепощение творческой свободы детей. Большое значение в младшем школьном возрасте имеет игра. Поэтому мы рассматриваем очень важный вид деятельности на уроках музыкального искусства игра -драматизация.

Воображение рождается и развивается, прежде всего, в игре, а так как игра направлена на познание мира, то и воображение выступает в своей познавательной функции.

Непрерывная связь с игрой, подчинение игровому действию- самая яркая черта воображения детей.

В игре ребенок сам организует и регулирует жизнь воображаемого мира. И здесь проявляется вторая функция воображения - само регулятивная. Одна из причин, пробуждавших воображение к такой работе - острое переживание ребенком неблагополучия или стремление заинтересовать собой окружающих. В этом своеобразии ухода фантазии в область саморегуляции, повинно то, что учение по сравнению с игрой в малой степени загружает воображение ребенка. Незагруженное воображение ищет себе работы и зачастую мешает младшему школьнику в изучении предметов естественного никла. Непреднамеренность воображения - это характерная возрастная черта младшего школьника. Он еще не умеет управлять своей фантазией и основная задача в учебно-воспитательном процессе направлять его, помогать ребенку «раскрыться». Творческое воображение, уже достаточно развитое

 игрой, не находит себе подобающего места в современном учебно-воспитательном процессе. Поэтому роль фантазии ослабевает и все больше подчиняется мышлению. Следовательно, чтобы этого не происходило, в процессе обучения должны присутствовать элементы игры.

       В самой обычной игре ребенок не просто воспроизводит знакомые ситуации, а комбинирует, перерабатывает впечатления в соответствии с новой ситуацией, а значит субъективная игра - всегда творчество. И так, у детей можно найти в зачаточной форме главное, что характеризует творческое воображение - создание субъективно-нового, и неразрывную связь с активной деятельностью. Что касается результата работы творческого воображения, то продукт не всегда может быть вещественным. Такую развитую игру - драматизацию А.Н.Леонтьев относит уже к «пред-эстетической» деятельности и подчеркивает, что она представляет собой «непосредственное подражание, не непосредственное имитирование, а    наоборот; мы имеем дело с произвольным творческим построением...»

        Главным признаком игры - драматизации является то, что «существенным для ребенка становится не только, что он изображает тот персонаж, роль которого он на себя берет, но то, как он это делает, насколько совершенна передача объективного содержания, выраженного в данной роли. Таким образом, ребенок сам открывает для себя творческую сторону игры, и приходится только пожалеть, что учебно-воспитательный процесс не подхватывает эстафету игровой деятельности и соответственно развивает только воспроизводящее воображение. Следовательно, важно общаться с ребенком на уровне воображения, тогда мы получаем возможность влиять на его развитие, ведь можно сознательно направлять его в русло творчества.

    Таким образом, включение в учебно-воспитательный процесс творческих заданий, музыкально-дидактических игр, способствует не только развитию творческого воображения, но и становлению творческой раскрепощенности личности. Большое значение для решения этих задач имеет принципы построения занятий:

1). Использование на занятиях хорошо знакомого материала, именно на

материале, не представляющем особых трудностей, может впервые появиться, а в дальнейшем и развиться, несформированное воображение.

2). Интеллектуальная раскованность детей и общий эмоциональный фон занятий. Сам урок часто является сковывающим фактом, поэтому большое качение в развитии творческой активности имеют музыкально-дидактические игры, свободная, творческая обстановка в классе.  При оценке эффективности занятий можно выделить три критерия:

1. Динамика успеха ребенка в выполнении игровых заданий.

2. Динамика     успехов     в     выполнении     традиционных     заданий,     их оригинальность.

3. Динамика общей успеваемости учащихся и повышение их активности на

уроке.

    Совокупность этих критериев позволяет оценить эффективность этих занятий и для каждого ученика, и для класса в целом. Естественно, что эти занятия должны иметь систематический и целенаправленный характер. Сначала ребенка нужно постоянно направлять и лишь постепенно он сможет стать более самостоятельным и свободным. В этом смысле, младший школьный возраст наиболее удобен для включения ребенка в сознательное творчество, т.к. восприятие мира - эмоциональное, пронизанное достраивающей деятельностью воображения. Он способен целенаправленно искать наиболее подходящие пути решения творческой задачи.

Список литературы

1. Абдулин    Э.Б.    Теория    и    практика    музыкального    обучения    в общеобразовательной школе,- М.: Просвещение, 1983.- 123с.

2. Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. Музыка.- М.: Просвещение, 1998.-120с.

3.  Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе).- Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998.-325с.

 4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка,- М.: Просвещение,

1968.-413с.

5. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в

процессе музыкальных игр.- М.; Просвещение,1988.- 240с.

6. Волина Л.В. Учимся играя,- М.: Новая школа, 1994.-445с.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн.для учителя,- 3-е изд.-М.: Просвещение, 1991.-90с.

8. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. -М.: Педагогика, 1963.-59с.

9. Критская Е.Д.  Методика работы с учебниками  по  музыке  1-4 кл: Пособие для учителя.-М: Просвещение, 2002.-207с.

10 .Терентьева Н.А. Музыка в школе.- М.: Музыка, 1990.-45с.

11. ЭльконинД.Б. Психология игры.-М.: ВЛАДОС, 1999.-360с.

12.Юнг В.Т. Музыкальное развитие детей.- Пермь: 1984.-97с.

13.Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества.- М.: Просвещение, 1999.-273с.

Приложение

Музыкально-дидактические игры

Игра №1 «Представь и услышишь»

Детям предлагается;

а) описать или нарисовать прослушанное произведение;

б) представить образ звучащий в музыкальных произведениях.

Цель:    Развивать    творческое    воображение,    пробуждать    внутреннюю активность. Учить детей распознавать звуки окружающего мира.

Игра Я» 2. «Эмоции».

Для проведения игры используются карточки с написанными па них эмоциональными характеристиками: радость, печаль. Ярость, нежность и т.д. Карточки раздаются участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении мимикой ту или иную эмоцию. Группа пытается определить услышанное.

Игра №3. «Тембр и образы».

Детям предлагается прослушать одну и ту же мелодию, программную пьесу в исполнении различных музыкальных инструментов. Участники записывают, а затем рассказывают, как изменялся возникший при восприятии образ в зависимости от изменения тембра. Игра может быть использована при изучении темы «Тембр».

Игра .№4. «Цвета».

Для игры используются 6 цветных карточек (красная, синяя, зеленая, желтая, черная, белая), которые раскладываются по классу. Дети выбирают цвет, наиболее соответствующий их внутреннему настроению на данный момент, и разбиваются на группы. Учитель просит участников игры;

а) по очереди голосом озвучить цвет каким они его себе слышат;

б) зазвучат «цветовой палитрой» группой;

в) создать звуковое произведение, ритмически организовав его, чередуя звучание отдельных голосов, созвучий и целой группы «инструментов».

Игра №5. «Музыкальный орнамент».

По условиям игры необходимо заполнить альбомный лист графическими

изображениями   музыкальной   формы   прослушанных   произведений   с помощью красок, фломастеров или карандашей.  Буквенное обозначение музыкальной    формы    явилось    импульсом    для    создания    рисунков отображающих определенную закономерность музыкального ряда.

При выполнении этого задания ярко проявляется творческая инициатива

ребят.

Игра №6. «Узнай образ».

Происходит синтез музыки и движения. Каждому из участников игры предлагается отрывок музыкального произведения с ярко обозначенным музыкальным тембром. Учащиеся должны правильно определить прозвучавший музыкальный тембр, а после этого подобрать конкретный образ к данному тембру,

Игра №7. «Танец огня»

Задачи:   развитие   воображения   через   зрительное   восприятие,   умение переливать своим телом внешние и внутренние ощущения от увиденного. Содержание: В комнате полумрак на полу стоит свеча. В руках у учителя две бумажки. Под музыку он начинает производить над свечой различные движения, чтобы огонь «затанцевал». Затем под эту самую музыку детям предлагается изобразить «танец огня». С помощью движения рук и тела. Музыкально-ритмическая деятельность.

Предлагались игры и упражнения, направленные на развитие отдельных ритмических ощущений, проживание музыки через движения,

Игра №8. «Слепой».

Класс делится на группы. Детям предлагается создать музыкальное произведение на заданную тему. Извлекая звуки из разных предметов, музыкальных инструментов, группа пытается передать заданный образ. Затем идет исполнение по группам. Слушатели, закрыв глаза, пытаются определить, о чем идет речь в данной пьесе, какие образы хотели передать создатели этой пьесы, ее название.

В качестве примеров могут быть использованы следующие темы: «Шорохи ночного леса»; «Шум улицы прошлого века»; «Заколдованный :замок»; «Утро в деревне»; «Приближение грозы»: «В зоопарке».

Игра №9. «Темперамент».

Задачи: выявление темперамента, развитие внутреннего чутья, метра-ритма, пульса б музыке, выявление внутреннего ритма,

Содержание: Звучит музыкальное произведение, учитель дирижирует, тем самым задавая темп со счетом «раз, два». Дети дирижируют вместе с учителем. Затем дети закрывают глаза и продолжают дирижировать. Учитель в это время на несколько секунд выключает музыку и перестает считать. При этом можно заметить, что каждый ребенок подстроился под свой темп, зависящий от темперамента, и делал движения так, как ему было удобно.

Приложение

Задачи исследования:

1). Обеспечить контроль за динамикой психологического развития детей.

2). Дать возможность учителю определить программу дальнейшей работы с детьми.

3).  Разработать и апробировать систему музыкальных дидактических игр,

направленных на развитие творческого воображения.

    Исследование проходило на учащихся 1 класса 39 школы в количестве 20 человек.

Основные методы, использованные в ходе работы,    наблюдения за учебно-воспитательным процессом. С помощью теста П. Торренса,    разработана    система    занятий    включения    музыкальных дидактических игр, направленных на развитие творческого воображения. Эксперимент проходил в 3 этапа:

I. Подготовительный этап.

а).   изучение   психолого-педагогической      литературы   по   данному вопросу;

б). подготовка к введению разработанной системы заданий в процесс обучения;

в).   определение   признаков,   на  основе   которых   можно   судить   об эффективности включения музыкальных дидактических игр в программу, для     повышения уровня развития творческого  воображения  младших школьников.

2. Опытно-экспериментальный этап:

а). Выявление уровня развития творческого воображения младших школьников, при помощи диагностической методики на начало эксперимента;

б). Разработка и апробирование системы музыкальных дидактических игр на уроках, направленных на развитие творческого воображения в 1ом классах;

в). Выявление уровня развития творческого воображения при помощи методики на конечном этапе эксперимента.

3. Заключительно - обобщающий этап.

а). Анализ и обобщение результатов эксперимента;

б). Формулировка выводов.

Для определения уровня развития воображения мы использовали следующие

методы: «Незавершенные фигуры»; «Чернильные пятна»:

1. «Незавершенные _фигуры» - методика создана Б. Торренсом и адаптирована О.М. Дьяченко, для определения оригинальности и уровня творческого воображения. Качество рисунков с точки зрения их художественности, при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел образов, идей, а не техническая отделка рисунков.

Задание'.  Ребенку  предлагаются   10  карточек,  на  каждой  из  которых —

фигурка, контуры предметов, часть предмета.

Инструкция для ребенка: На этих рисунках незаконченные фигуры. Вы

можете, как волшебники добавить к ним дополнительные линии, у вас

получатся интересные  предметы или картинки.  Постарайтесь придумать картинку, которую другой ученик, придумать не сможет.

Анализ результатов: Проводится количественный и качественный анализ. Подсчет результатов основывается на творческих аспектах рисунка, а не на его художественном уровне. Результаты мы приводим в таблице №1.

Таким образом, при количественном анализе  получаются следующие -данные:

                                   Количественный анализ 1  класса

Количество единиц

Количество человек

Количество %

10

-

-

9

1

5%

8

4

20%

7

3

15%

6

1

5%

5

1

5%

4

6

30%

3

1

5%

2

2

10%

1

1

5%

0

-

-

Из таблицы следует, что:

8 человек — выполнили большую часть задания,

8 человек - половину задания,

4 человека - меньше половины задания.

Подсчет степени оригинальности

1. Подсчитывается количество изображений, которые не повторялись у ребенка - одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные фигурки превращались в один и тот же элемент рисунка. Например: ребенок превращает треугольник в колпак или квадрат в дом.

2.   Рассматривается, как одна и та же фигура используется разными детьми. Затем подсчитывается коэффициент оригинальности, который у каждого ребенка равен количеству рисунков, неповторяющихся у него самого и не повторенных никем из детей.

Таким образом: выявляются коэффициенты оригинальности, которые можно представить в виде таблицы:

Коэффициент

оригинальности

0

1

2

3

4

6

Экспериментальный

класс (кол-во уч-ов)

12

4

3

1

-

-

 

Качественный анализ.

         Проводится на основе того, сколько способов использовал ребенок, дорисовывая фигурки. Способы классифицируются в несколько групп, которые определяют уровни творчества ребенка.

Уровни творчества:

1. Дети, которые не сумели принять задачу, т.е. те, которые отказались

или не смогли правильно решить условия задания. В нашем эксперименте, таких детей не оказалось.

2. Дети задачу приняли, фигурки дорисовали, но рисунки их были схематичными, лишенные деталей: схематичное изображение окна, лица, дома и т.д.

В экспериментальном классе  таких детей оказалось двое, в контрольном классе один ребенок.

3. Рисуют предметы более детально, фантазируют по ходу выполнения задания, включают фигуру в сюжет: часы, радио, телевизор, шкаф и т.д.

Данный  уровень  воображения  в  классе имеют  10

учеников.

4. Дети добавляют новые фигуры, организуя целую композицию: цветок

в горшочке, робот, рубашка, кофта и т.д.

В   классе получилось 2  человека с данным уровнем.    

5.  Самый   высокий   уровень   творчества.   Ребенок   выполняет   задание

способом «включения» - использует фигуру по-новому,  в качестве  второстепенного   элемента   в   рисунке:   карандаш,   сумка,   люстра,

воздушный змей и т.п.

На этом этапе в классе 5 человек, обладающие свободой использования внешних данных.

Качественный анализ

Уровни творчества

Экспериментальный класс (кол-во уч-ов)

1

1

2

2

3

10

4

2

5

5

Можно сделать вывод, что, в  классе большинство учеников находятся на среднем уровне.

«Чернильные пятна». Тест Г. Роршаха, используется для диагностики отдельных психических свойств и качеств личности. Выяснение таких свойств и сторон личности основано на анализе простейших продуктов творчества, в которых отражаются некоторые индивидуальные особенности личности.

Оборудование: карточки с симетричными пятнами неопределенной формы.

Инструкция    для    детей:    При    предъявлении    пятна,    испытуемому предлагается ответить на вопрос: «Что это такое и на что это похоже?». Таким образом, испытуемый должен усмотреть в каждом неопределенном пятне какой-то определенный предмет, образ или картину. Из полученных ответов определяются уровни творчества.

Уровни творчества:

1. Пятно выступает как основная часть композиции. Работам свойственна схематичность, полное отсутствие деталей.

2. Характеризуется меньшей схематичностью изображения, проявлением большего числа деталей, как внутри пятна, так и за его пределами ( человек, матрешка).

3. Характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», то есть предметной оформленности окружающей среды.

4. Пятно выступает, как не основная часть композиции, а включается в сложную целостную структуру, в качестве детали.

5. Характеризуется использованием пятна в необычном пространственном ракурсе, где пятно может стать частью фантастических существ.

Таким образом, по результатам ответов учащихся, мы распределили их по качественным уровням, показатели которых выражены в таблице:

Уровни творчества

1

2

3

4

5

н

н

с

в

в

Эксперименталь-ный класс

2

4

1

13

-

Показатель уровня

творчества в %

10%

20%

5%

65%

-

Трактовка содержания:

Из 20 испытуемых в   1 классе, 2-ое   усмотрели образ следа.

2-ое   человек   увидели   грязь,   что   свидетельствует   о   низком   уровне развития воображения, так как, не было создано ассоциаций, человек - увидел жука, что показывает нам в таблице средний уровень.

У 13 человек - высокий уровень, пятно выступает у них не как основная

часть,  а включается в сложную  структуру в качестве детали (ученики

рассмотрели кактус, лапу медведя, след собаки, след утки, лист, замок).

        Важным показателем является содержание ответов, а не количественный анализ ассоциаций. Проведя 2 методики, анализ результатов по уровню воображения, можно представить в  таблице.

Уровни творчества

Уровни творчества

1

2

3

4

5

задание

1

2

10

2

5

задание

2

4

1

13

-

Показатели результатов 1 задания суммируются с показателями результатов 2 задания, отсюда получаем общий показатель качественного уровня воображения в (%), от общего числа работ.

Распределение учащихся по качественным уровням (%)

Уровни

1

2

3

4

5

1 задание

5%

10%

50%

10%

25%

2 задание

10%

20%

5%

65%

-

общий %

15%

30%

55%

75%

25%

 

    Согласно данным таблицы, для учащихся  характерна высокая процентная представленность 4 уровня (75%), самые высокие показатели по низкому уровню (30%), 3 уровень - (55%), 5 уровень -(25%), 1 уровень-(15%).

На конец года

Анализ проведенного исследования дает возможность представить показатели проведенных методик сложенных между собой и представленных в виде таблицы:

Уровни

творческого

воображения

Низкий

1

Средний

2

Высокий

3

Очень

высокий

4

Коэффициент

оригинальности

Экспериментальный

класс

1

10

7

22

22