КОНСПЕКТ УРОКА 5КЛАСС "МОСКВА! КАК МНОГО В ЭТОМ ЗВУКЕ..."
методическая разработка (музыка, 5 класс) по теме

Tрифонова Валентина Анатольевна

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ - КОНКУРСНАЯ РАБОТА, ПОСВЯЩЁННАЯ 200 ЛЕТИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА "МОСКВА! КАК МНОГО В ЭТОМ ЗВУКЕ"  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ Чернослободская школа

Конспект урока по музыке в 5 классе.

(Конкурсная работа, посвящённая 200 летию Отечественной войне 1812 года)

Автор конспекта –

учитель музыки

первой квалификационнойкатегории

Трифонова В.А

2012 год.

Урок музыки в 5 классе.

ТЕМА: «Москва! Как много в этом звуке…»

ЦЕЛЬ: воспитание чувства гордости и любви к Родине на примерах подвига  русского народа, знакомство с творчеством людей искусства, отражающих в своих произведениях тему  народа в годы Отечественной войны 1812 года

.Оборудование: ИКТ, презентация в слайдах, аудио и компакт диски с записями музыкальных произведений: «Песня о Москве» из к/ф «Свинарка и пастух», М.Мусоргский. "Рассвет на Москве - реке" из оперы «Хованщина», А. Пахмутова,  Н. Добронравов  «Заступница России»,  Д. Шостакович. « Симфония №7, I часть "Эпизод нашествия», П.И. Чайковский «Торжественная увертюра «1812 год», П.И.Чайковский «5 симфония» (фрагмент), Олег Газманов. «Москва – звонят колокола».

Ход урока

  1. Организационный момент.

а) Дети входят в класс под музыку  ПЕСНИ О МОСКВЕ  из кинофильма «Свинарка и пастух» (1куплет).

б) Музыкальное приветствие:

ПОЁТ УЧИТЕЛЬ:

Сейчас музыкальный начнётся урок.

Об этом пропел нам весёлый звонок,

Пропел заливаясь на ноте высокой,

Друзья, поздравляю с началом урока!

ПОЮТ ДЕТИ: (от «ля» малой октавы до «ре» II-ой октавы и обратно):

Мы все готовы к уроку сейчас.

И рады, учитель, приветствовать Вас!

  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

(ЗВОН КОЛОКОЛОВ, ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВЫЙ СЛАЙД. И НА ФОНЕ ЗВУКА УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ: )

СЛАЙД II

Учитель:

Москва! Как много в этом звуке,

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

ЗВУК КОЛОКОЛОВ СТИХАЕТ И ЗАМОЛКАЕТ

Над Москвой-рекой на круче,

Где стоит наш кремль теперь,

Был когда-то бор дремучий,

А в бору водился зверь.

Поселялись люди редко

На реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков

Появлялись тут весной.

СЛАЙД III

Толь в ладьях они приплыли,

Толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, и решили: «Места много

Есть, что есть и есть, что пить!

Помолились люди Богу,

Стали строиться, да жить.

СЛАЙД IV

Пращур Юрий Долгорукий

Строил древний городок;

Послужил ему порукой

 Перекрёсток всех дорог.

  1. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

УЧИТЕЛЬ.

Как вы уже, наверно, поняли, ребята, мы сегодня с вами будем говорить о столице нашей Родины, о Москве, о городе, который в сердце каждого русского человека. Итак, тема урока: «Москва! Как много в этом звуке…». Наша главная задача сегодня на уроке познакомиться с городом, который всем нам дорог и любим, проследить его путь в тяжёлую годину 1812года и познакомиться с произведениями разных авторов в разных жанрах.

  1. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ УРОКА.

На фоне музыки М.Мусоргского из  оперы"Хованщина" - "Рассвет на Москве - реке"  учитель рассказывает:

Основание Москвы увековечено памятником, установленным по случаю 800 - летия города на Тверской (бывшей Советской) площади. (СЛАЙД 4). Каждый москвич знает, что бронзовый витязь на могучем коне - князь Юрий Долгорукий, что величественным жестом он указывает место закладки нового города. Города, ставшего спустя несколько веков одним из крупнейших и знаменитейших городов мира. Издавна считается, что именно Юрий Долгорукий в 1147 г. основал Москву.

СЛАЙД V

Вот он, первый Кремль сосновый,

За бревенчатой стеной.

Так родился город новый

И назвался он Москвой.

Началась Москва с небольшого городища в том месте, где река Яуза впадает в Москву-реку.

СЛАЙД VI

Младший Мономахович – удельный князь Юрий – поставил при устье Яузы литный двор, чтобы брать дань с купеческих обозов и поставил деревянный город – кремль, на бугре над Москвой – рекой.

        И в Москву стал тянуться народ из Переяславля – Залесского, из Суздаля и Владимира.

        По всей Руси прогремела её слава, когда московский князь Дмитрий

СЛАЙД VII

который пошатнул татарское иго на Куликовом поле.

СЛАЙД VIII

 Москва стала сердцем всей русской земли, которую иноземцы стали называть Московией.

СЛАЙД IX

Иван Грозный завершил дела, начатые его дедом и отцом. Москва при Грозном обстраивается и украшается.

        Не раз, сгорая дотла, и, восставая из пепла, Москва не утратила своего значения и продолжала быть сердцем русского народа.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ: Заступница России Н. Добронравов (аудио-запись)

Назвалась ты не сразу столицей,

Но свои отстояла права.

По полям, по краям, по крупицам

Собирала Россию Москва.

Нам от предков досталась в наследство

Бесшабашность потешных полков,

Удалое российское детство

На пороге суровых веков.

Припев:

Слава ныне и присно

Всем, кто Русь укрепил,

Всем, кто строил Россию,

Больше жизни любил!

Мы всем сердцем с Россией,

Мы всем сердцем с Москвой.

Мы и ныне и присно

С нашей правдой святой!

Я страны боевые знамёна

Сохранить и возвысить берусь,

Чтоб великой и непокорённой

Оставалась родимая Русь.

Наша слава — суворовский гений,

Неподкупность российских солдат,

А огни подмосковных сражений

До сих пор в нашем сердце горят.

Припев:

Слава ныне и присно

Нашей рати святой,

Всем, кто пал за Россию,

Кто погиб под Москвой!

Мы всем сердцем с Россией,

Мы всем сердцем с Москвой.

Мы и ныне и присно

С нашей правдой святой!

И всегда будут с нами на марше

Все, кто кровь проливал на войне,

Будет с нами талантливый маршал —

Бог победы на белом коне.

Ты, Москва, — наша гордость и сила!

Нет у силы такой берегов.

Ты — заступница нашей России,

Главный город на веки веков!

Припев:

Слава ныне и присно

Нашей рати святой,

Всем, кто пал за Россию,

Кто погиб под Москвой!

Мы всем сердцем с Россией,

Мы всем сердцем с Москвой.

Мы и ныне и присно

С нашей правдой святой!

УЧИТЕЛЬ.

Не раз и не два иностранные захватчики, от монголов до немцев, пытались захватить российскую столицу, но никогда им это не удавалось сделать окончательно.

 СЛАЙД X

В этом году, ребята,  исполняется 200 лет одному из важнейших событий в истории нашей страны – Отечественной войне 1812 года,

СЛАЙД XI

 а 8 сентября -День воинской славы России- День Бородинского сражения 1812 года.

  Победа 1812 года имела огромное значение для России, победа, которая досталась русскому народу кровью и «дымом пожарищ».

НА ФОНЕ МУЗЫКИ ШОСТАКОВИЧА « Симфония №7, I часть,"эпизод нашествия»

УЧИТЕЛЬ.

В марте 1812 года в огромном кабинете Наполеона

СЛАЙД XII

 были расстелены гигантские карты. Император почти не спал, дни и ночи он изучал предстоящие театры военных действий,

В апреле 1812 года странное сообщение пришло из Швеции

СЛАЙД XIII

. Жан-Батист-Жюль Бернадот, наследник престола, еще недавно маршал Франции, по секрету сообщил русскому послу

СЛАЙД XIV

 графу Петру Корниловичу Сухтелену:

СЛАЙД XV

«Мне пишут, что он рассчитывает покончить с Россией в два месяца;

Это были предположения практически на грани фантастики, но от Наполеона ждали чего угодно.

 Для войны с Россией Наполеон создал огромную армию,

СЛАЙД XVI

 

 насчитывавшую 600  тысяч человек и 1372 орудия. «Великая армия», как ее называли, имела необычайно пестрый национальный состав: французов в ней было только около половины, а остальную часть составляли поляки, пруссаки, австрийцы, итальянцы, голландцы и т. д. Эта была поистине «армия двунадесяти языков».

СЛАЙД XVII

Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров.

Звук выключен

Ребята, сопоставьте численность русской и французской армий и сделайте вывод о вероятном победителе в войне. Могла ли русская армия сразу дать сражение французам?

БЕЗ МУЗЫКИ

 

УЧИТЕЛЬ

В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона

СЛАЙД XVIII

 численностью около 420 тыс. человек начали вторжение в пределы России. Их возглавляли сам император и его прославленные полководцы, покорившие всю Европу.

Армию русских солдат возглавлял полководец

СЛАЙД XIX

 Михаил Илларионович  Кутузов.

По дороге в армию Кутузов часто повторял: «Если только Смоленск застану в наших руках, то неприятелю не бывать в Москве». Но пришла весть, что Смоленск оставлен. За Смоленском русские войска до самой Москвы не имели больше опорного пункта. «Ключ к Москве взят»,— с огорчением сказал Кутузов. 17 августа у села Царево Займище Кутузов прибыл в армию, встречен  общим ликованием. Офицеры поздравляли друг друга, а солдаты быстро сложили поговорку «Пришел Кутузов - бить французов». «Разве можно с такими молодцами отступать?» — говорил он, осматривая войска.  Но, разобравшись в ситуации, приказал  отступать. Лишь в 110 км от древней столицы, он решил дать генеральное сражение Наполеону. Сражение произошло 26 августа(7 сентября) 1812 года.

УЧИТЕЛЬ

Это сражение имеет знаменательное название. Если вы отгадаете загадку, то узнаете о чём идёт речь

СЛАЙД XX

Лес растёт в начале слова,

 Не берёзовый – сосновый.

 Цифру видим посреди,

 А предлог вот – позади.

 Слово это отгадает

 Тот, кто битвы наши знает.    

                    БОР + ОДИН + О = БОРОДИНО.)

ДЕТИ.

Бородино.

УЧИТЕЛЬ.

Правильно, Бородино,  и об этом событии сейчас пойдёт речь.

СЛАЙД XXI

Бородинское сражение – великое историческое событие, предмет гордости всего русского народа. Бородинской битве,  подвигу русского народа многие художники посвятили свои полотна, поэты – стихи, композиторы музыку.

СЛАЙД XXII

Так композитор П.И. Чайковский написал  «Торжественную увертюру» 1812» год. Это музыкальное творение  (1880 г.) принадлежит к особому роду произведений. Оно  предназначено для исполнения в больших помещениях или на открытом воздухе. Это монументальная, программная пьеса написана для исполнения большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных оркестрах для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра (по желанию).

СЛУШАНИЕ: П.И. Чайковский «Торжественная увертюра «1812 год»(фрагмент)

УЧИТЕЛЬ.

Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но образы пьесы настолько конкретны, что не нуждаются.в разъяснениях. В большом вступлении к сонатному allegro последовательно проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, господи, люди твоя» и две оригинальных темы — тревоги и героических военных сигналов. Сонатное allegro многотемно. Кроме главной и побочной партий, контрастных друг другу, в allegro введены темы, символизирующие две враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных» и «Марсельеза». Обе имеют большое значение в разработке и репризе сонатной формы. В торжественной коде снова звучит тема молитвы в импозантном тембре медных, после чего  появляется  тема  русского  гимна.

В коде Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, использовав эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.

Тематизм увертюры основан па конкретных жанровых типах. Напевная мелодия побочной партии близка лирическим народным песням. С образом напева «У ворот, ворот батюшкиных» композитор, как видно, связывал молодецкую отвагу русских воинов. Но если в характеристике русских образов Чайковский удачно использовал фольклорный материал, то в характеристике французского нашествия оп допустил просчет.. Ему пришла в голову неудачная мысль воспользоваться темой «Марсельезы». Эта замечательная героическая мелодия в течение всего XIX века ассоциировалась для европейцев с идеями свободы, борьбы народа за свои права. Здесь же «Марсельеза» рисует образ врага, характеризует нашествие, что вносит смысловой диссонанс. Героический мужественный характер мелодии противоречит ее роли в драматургии целого.

Несмотря на этот недостаток, увертюра «1812 год» — эффектное произведение. Патриотическая идея придает ей героический характер, а величавое окончание утверждает его.

А у Лермонтова М.Ю. есть стихотворение, которое так и называется - «Бородино».

В нём перед нами раскрывается  мужество,  богатство души русского народа, его благородство, трагизм разочарования, горечь утрат. И эти черты народа-богатыря помогают нам осознать все величие и трагизм происходящей битвы, весь масштаб народного самосознания.

Послушайте отрывок из стихотворения «Бородино»

…И только небо засветилось,

 Все шумно вдруг зашевелилось,

 Сверкнул за строем строй.

 Полковник наш рожден был хватом:

 Слуга царю, отец солдатам...

 Да, жаль его: сражен булатом,

 Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

 "Ребята! не Москва ль за нами?

 Умремте же под Москвой,

 Как наши братья умирали!"

 И умереть мы обещали,

 И клятву верности сдержали

 Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

 Французы двинулись, как тучи,

 И всё на наш редут.

 Уланы с пестрыми значками,

 Драгуны с конскими хвостами,

 Все промелькнули перед нам,

 Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

 Носились знамена, как тени,

 В дыму огонь блестел,

 Звучал булат, картечь визжала,

 Рука бойцов колоть устала,

 И ядрам пролетать мешала

 Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

 Что значит русский бой удалый,

 Наш рукопашный бой!..

 Земля тряслась - как наши груди,

 Смешались в кучу кони, люди,

 И залпы тысячи орудий

 Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы

 Заутра бой затеять новый

 И до конца стоять...

 Вот затрещали барабаны -

 И отступили бусурманы.

 Тогда считать мы стали раны,

 Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

 Могучее, лихое племя:

 Богатыри - не вы.

 Плохая им досталась доля:

 Немногие вернулись с поля.

 Когда б на то не божья воля,

 Не отдали б Москвы!

         Оба автора с невероятным мастерством отражают атмосферу Бородинского сражения. В поэме «Бородино» мы ощущаем весь накал чувств и эмоций во время сражения:

… Смешались в кучу кони, люди,

 И залпы тысячи орудий

 Слились в протяжный вой...

 Те же картины  мы слышим в музыке Чайковского. Сама идея, цель этой борьбы становится близка и понятна каждому. Этим определяется главное настроение солдат:

 …Уж мы пойдем ломить стеною,

 Уж постоим мы головою

 За родину свою!

 В этих словах отражен весь могучий русский характер.

 «Ребята, не Москва ль за нами?..»— говорят солдаты у Лермонтова.

Москва — вот слово, вобравшее в себя весь смысл сражения, подчинившее себе все помыслы бойцов.

 CЛАЙД XXIII

Ночью14 сентября Москва  была охвачена пожаром, который к ночи 15 сентября

CЛАЙД XXIV

   

усилился настолько, что Наполеон был вынужден покинуть Кремль. Пожар уничтожил большую часть Москвы.

ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ, ВЫУЧЕННЫЕ К УРОКУ

ПОЖАР МОСКВЫ В 1812 ГОДУ

I ученик

 Пою пожар Москвы несчастной!

 Нагрянул новый Тамерлан

 И бранью тяжкою, ужасной

 Вломился в Кремль, как ураган;

 И нет от «сильных» обороны;

 Повсюду страх, повсюду стоны,

 Здесь горький плач, там страшный бой,

 Везде насильство, притесненье,

 Везде убийство, истребленье,

 Везде грабеж, везде разбой.

II ученик

 Летят под небом с воем, с блеском

 По грозным тучам смерть и гром

 И разливают пламень с треском

 На каждый храм, на каждый дом.

 Зияют страшные зарницы

 Над высотами всей столицы,

 И загорается Москва.

 Дым черный стелется, клубится,

 И се перестает светиться

 Москвы блестящая глава.

 III ученик

 Москва несчастная пылает,

 Москва горит двенадцать дней;

 Под шумным пламем истлевает

 Несметное богатство в ней:

 Все украшенья храмовые,

 Сокровища их вековые,

 Великолепия дворцов,

 Чудесных редкостей собранья,

 Все драгоценности ваянья,

 Кистей искусных и резцов.

 IV ученик

Еще двенадцать дней дымилась

 Столица славы и отрад.

 Пожара искра в пепле тлилась,

 Курился нестерпимый смрад.

 Повсюду ужасы встречались,

 От гибели не исключались

 Ни хижины, ни алтари;

 От переулка до гульбища

 Все претворилось в пепелища,

 В развалины и пустыри.

 V ученик

Все истребилось, и сожглися

 Гостиный двор и Арсенал,

 Сам Кремль с Китаем сотряслися,

 И сам царь-колокол упал;

 Взорвались башни, сокрушились,

 Зубчаты стены развалились,

 Скатилися с бойниц главы;

 Повсюду ужас, разрушенье,

 Пять взрывов — и в одно мгновенье

 Не стало на земле Москвы.

I ученик

Москвы, под пеплом погреблися

 Седьми веков и труд, и ум,

 По всей вселенной раздалися

 Ее паденье, треск и шум.

 Все вопрошали в удивленьи,

 Кому Москва себя в забвеньи

 Такую жертву принесла,

 Которой не было примера,

 И страшная такая мера

 Кого и от чего спасла...

 II ученик

Отечество? Но без пожара

 Великой из земных столиц

 Довольно смелого удара

 Бесчисленных ее десниц

 На пораженье супостата:

 Россия храбрыми богата,

 Полки ее богатырей

 Видали в поле Тамерлана.

 Ужель Европу от тирана

 И от бесславия царей?

 IIIученик

Тебе венец и почитанья,

 Царица  русских городов.

 Твой плен, твой пепел и страданья

 Есть тайна божеских судов;

 Не человеческой злой воле

 На бранном кровопролитном поле

 Была должна ты уступить:

 Но бог, казня Наполеона,

 Хотел Европу от дракона

 Твоим пожаром искупить.

IVученик

 И следствием твоих страданий

 Есть мир и царство тишины.

 Уже волканы всех мечтаний,

 Завоеваний и войны.

 Твоим пожаром потушились,

 Ужасных силы сокрушились,

 Исчез, исчез всемирный трон:

 Надежды гордых перестали,

 Кумиры слепоты упали,

 И пал наш враг Наполеон.

V ученик

 Свобода! Пойте гимн свободы,

 Европы славные певцы,

 И вы, германские народы,

 Сплетайте в честь Москвы венцы;

 Сроднитесь с русскими сердцами

 И будьте все ее певцами:

 Пускай векам передадут

 Пожар московский песни ваши

 И поздние потомки наши

 Венец для ней, как вы, сплетут.

Учитель.

В московском пожаре расплавилась золотая корона вселенского завоевателя, говорили поэты и прозаики последующих поколений.  Наполеон «не предузнал» «великодушного пожара»: «Как сердца русских не постигнул ты с высоты отважных дум?» — вопрошал наш поэт Наполеона. Только когда уже бушевал зажженный со всех четырех концов великий город, Наполеон, судя по вырвавшимся у него замечаниям о «решимости» людей, сжигающих свою столицу, понял, что эти «скифы», эти «варвары» одушевлены кое-какими другими чувствами, посильнее всякого «суеверия».  

СЛАЙД XXV

В Москве завоеватель получил смертельный, непоправимый удар в сердце.

Мы - дети, внуки и правнуки поколения;  переживших ещё одно варварское нашествие - уже немецких фашистских полчищ на нашу Родину,  на любимый город – на Москву,  и познавших  счастье великой победы, сокрушившей подлого врага, нам, современникам и свидетелям бесчисленных подвигов Российской Армии, особенно отрадно в канун Дня Победы в ВОВ вспоминать о былой славе и незабвенных чудесах массового народного героизма, спасших Россию в 1812 году.

ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ 5 СИМФОНИИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО

НА ФОНЕ МУЗЫКИ УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ:

СЛАЙД XXVI

МОСКВА

Город чудный, город древний,

 Ты вместил в свои концы

 И посады, и деревни,

 И палаты, и дворцы!

 Опоясан лентой пашен,

 Весь пестреешь ты в садах...

 Сколько храмов, сколько башен

 На семи твоих холмах!

 Исполинскою рукою

 Ты, как хартия, развит,

 И над малою рекою

 Стал велик и знаменит.

 На твоих церквах старинных

 Вырастают дерева;

 Глаз не схватит улиц длинных...

 Это матушка Москва!

 Кто, силач, возьмет в охапку

 Холм Кремля-богатыря?

 Кто собьет златую шапку

 У Ивана-звонаря?

 Кто царь-колокол подымет?

 Кто царь-пушку повернет?

 Шляпы кто, гордец, не снимет

 У святых в Кремле ворот?

 Ты не гнула крепкой выи

 В бедовой своей судьбе,—

 Разве пасынки России

 Не поклонятся тебе!

 Ты, как мученик, горела,

 Белокаменная!

 И река в тебе кипела

 Бурнопламенная!

 И под пеплом ты лежала

 Полоненною,

 И из пепла ты восстала

 Неизменною!

 Процветай же славой вечной,

 Город храмов и палат,

 Град срединный, град сердечный,

 Коренной России град!

УЧИТЕЛЬ.

  А закончить наш урок я предлагаю песней Олега Газманова «Москва – звонят колокола»

ИСПОЛНЕНИЕ КЛАССОМ ПЕСНИ: «Москва звонят колокола»

(песня разучена на предыдущих уроках музыки)

Через войны, пожары, века

 Звон малиновый в небо летит.

 Слышен звон этот издалека,

 Это сердце России звенит.

 В ярком злате святых куполов

 Гордо множится солнечный лик.

 С возвращеньем двуглавых орлов.

 Продолжается русский язык.

 Москва- звонят колокола.

 Москва- златые купола.

 Москва- по золоту веков

 Проходит летопись времен.

 По ладоням твоих площадей

 Проходили колонны бойцов.

 Погибая во имя детей,

 Шли в бессмертье во славу отцов.

 Красной площади жить без конца!

 Сталь московских парадов крепка.

 Если будет столица стоять.

 Не иссякнет России река.

 Москва- звонят колокола.

 Москва- златые купола.

 Москва- по золоту веков

 Проходит летопись времен.

 Москва- звонят колокола.

 Москва- златые купола.

 Москва- по золоту веков

 Проходит летопись времен.

 Я смотрю с Воробьевых высот

 На ночное созвездье огней.

 Пусть Москве уже за восемьсот,

 Мы вовек не состаримся с ней.

 На проспекты прольется весна,

 Озорные нагрянут грачи.

 И столице опять не до сна.

 С днем рожденья, мои москвичи!

 Москва- звонят колокола.

 Москва- златые купола.

 Москва- по золоту веков

 Проходит летопись времен.

 Москва- звонят колокола.

 Москва- златые купола.

 Москва- по золоту веков

 Проходит летопись времен.

 Москва!

  1. ИТОГ.

УЧИТЕЛЬ.

Сегодня на уроке мы с вами, ребята, познакомились с очень важным событием нашей Родины – героическим подвигом русского народа в Отечественной войне 1812 года. Узнали какие беды и лишения пришлось протерпеть Москве, ныне столице российского государства. Мы должны помнить, не забывать какой ценой досталась нашему любимому городу та красота и величие, которые присущи нынешней Москве.

В честь подвига русского народа в Москве воздвигнуты памятники:

СЛАЙД XXVII

 вашему вниманию представлены памятник Кутузову и

СЛАЙД XXVIII

 Триумфальная арка.

«Триумфальная арка — это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» —писал В. Г. Белинский. И воссозданная Триумфальная арка на площади Победы — лучшее тому подтверждение.»

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Наш урок подошёл к концу. Спасибо за внимание и подготовку к уроку. До свидания!

 Под музыку песни В.Лебедева-Кумача «Москва майская» (слова изменённые) дети выходят из класса.

Утро красит нежным светом

   Стены древнего Кремля

   Просыпается с рассветом

   Вся советская земля

   Холодок бежит за ворот

   Шум на улицах сильней

   С добрым утром, милый город

   Сердце Родины моей

   

   Кипучая

   Могучая

   Никем не победимая

   Страна моя

   Москва моя

   Ты - самая любимая

   

   Разгорелся день веселый

   Морем улицы шумят

   Из открытых окон школы

   Слышен звонкий крик ребят

   Май течет рекой нарядной

   По широкой мостовой

   Льется песней необъятной

   Над красавицей Москвой

   

   Кипучая

   Могучая

   Никем не победимая

   Страна моя

   Москва моя

   Ты - самая любимая

   

   День уходит, и прохлада

   Освежает и бодрит

   Отдохнувши от парада

   Город праздничный гудит

   Вот когда встречаться парам

   Говорлива и жива

   По садам и по бульварам

   Растекается Москва

   

   Кипучая

   Могучая

   Никем не победимая

   Страна моя

   Москва моя

   Ты - самая любимая

   

   Стала ночь на день похожей

   Море света над толпой

   Эй, товарищ, эй, прохожий

   С нами вместе песню пой

   Погляди - поет и пляшет

   Вся Российская страна

   Нет тебя милей и краше

   Наша красная весна

   

   Кипучая

   Могучая

   Никем не победимая

   Страна моя

   Москва моя

   Ты - самая любимая

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра КВН "Москва! ак много в этом звуке..."

Сценарий интеллектуальной игры КВН для 9-10 классов выполнен совместно с учителем истории ГОУ СОШ № 878 Болотовой Л.М. Полную версию с презентацией см. http://ifolder.ru/26122377...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "МОСКВА! КАК МНОГО В ЭТОМ ЗВУКЕ..."

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "МОСКВА! КАК МНОГО В ЭТОМ ЗВУКЕ..."...

Открытое мероприятие методического объединения ЛИРа по теме «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось…», посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию битвы под Москвой

Мы – москвичи! Мы живем в огромном городе, столице великого государства, где каждый день проходят какие-то знаменательные события. Но так хочется поговорить о старой Москве, Москве 19-20 веков, котору...

Классный час "Москва... Как много в этом звуке...".

Классный час "Москва... Как много в этом звуке..." для учащихся с ОВЗ 7 класса, сложная структура дефекта. Цель классного часа: формирование представлений о Москве как главном городе нашей страны. Кор...

"Москва,как много в этом звуке..."

Литературно-музыкальная композиция,посвященная битве под Москвой 1941г....

Интегрированный урок русского языка и литературы "Как много в этом звуке"

Интегрированный урок русского языка и литературы с привлечением видео- и аудиоматериала, сопоставлением исполнений, анализом музыкальных произведений, видеолаборатории....

Презентация к уроку чтения "Москва! Как много в этом звуке.."

Материал презентации может быть использован на уроке внеклассного чтения, посвященном стихам о Москве....