Наполним музыкой сердца.
классный час по музыке (7 класс) по теме

Попова Наталья Анатольевна

Об  авторской песне,бардах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napolnim_muzykoy_serdca_7_klass.doc101.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №1

Урок в 7 классе
(интегрированный с уроком литературы)

"Наполним музыкой сердца"

Составитель:
учитель музыки

Попова Наталья Анатольевна

Г.Карталы 2009г


Тема урока: «Музыка серьёзная и музыка лёгкая».

Проблема урока: что такое авторская песня?

Цель урока:

1.формирование музыкальной культуры школьников как важной неотъемлемой части их культуры.

Задачи урока:

1.Образовательная - познакомить учащихся с таким явлением в песенном искусстве второй половины 20 в., как авторская песня, отнеся её к сфере серьёзной музыки; знакомство с поэтическим творчеством Б. Окуджавы и В. Высоцкого;

2. Развивающая - развитие навыков слушания и умения анализировать содержание песен, сопоставляя их со средствами музыкальной выразительности;

3.Воспитательная - воспитывать у учащихся чувство музыкального стиля; формировать музыкальный вкус; воспитание таких человеческих качеств, как верность дружбе, любовь к Родине, уважительное отношение к её героическому прошлому.

Ключевые знания.

Что такое авторская песня; авторская песня - жанр лёгкий или серьёзный?

Частные знания: сведения об авторах песен и стихов Б. Окуджаве, В. Высоцком; история возникновения авторской песни.

Оборудование: магнитофон, звукозаписи песен Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик» и песни В. Высоцкого «Песня о друге», О. Митяева «Изгиб гитары жёлтой», портреты Б. Окуджавы, В. Высоцкого», О. Митяева, фортепиано или гитара.


Ход урока.

1.        Вступительная беседа.

Сегодня мы продолжим разговор о музыке лёгкой и музыке серьёзной.

  1. Какую музыку принято называть лёгкой, а какую - серьёзной?
  2. О каком музыкальном стиле мы говорили на прошлом уроке?
  3. Джаз - это музыка лёгкая или серьёзная?

2.        Б. Окуджава. «Надежды маленький оркестрик».

Предложить учащимся вспомнить песню,  выученную на уроках  1

четверти.

Повторение. Исполнение.

  1. О чём эта песня?
  2. Какими средствами музыкальной речи пользуется автор?
  3. Что звучит в песне более выразительно - мелодия или стихи?

Эта песня пронизана оптимизмом и верой в счастливое будущее. Это выражено в легком маршевом характере песни.

(слушание песни в грамзаписи в исполнении автора)

-        Как звучит голос Б. Окуджавы?

(очень просто, мягко, ненавязчиво, но в то же время тонко, чувствительно, завораживающе)

-        Был ли Булат Окуджава профессиональным музыкантом? Что вы о нём узнали?

Сообщение одного из учащихся.

Булат Шалвович Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года. Из 9 класса в 1942 г. добровольцем ушёл на фронт. В 1950 г. окончил филологический факультет МГУ и в течение шести лет работал учителем в школе. Первая книжка его стихов вышла в 1956 г. и называлась она «Лирика».

Любимая тема Б.Окуджавы – Москва и москвичи. Поэту дороги московские улицы, особенно родной Арбат.

(ученик читает стихотворение «Песенка об Арбате»)

Ты течёшь, как река. Странное название!

И прозрачен асфальт, как в реке вода.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё призвание,

Ты - и радость моя, и моя беда.

Пешеходы твои - люди невеликие,

Каблуками стучат - по делам спешат.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моя религия,

Мостовые твои подо мной лежат.

От любови твоей вовсе не излечишься,

сорок тысяч других мостовых любя.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё Отечество,

Никогда до конца не пройти тебя.

  1. Какими словами можно охарактеризовать настроение стиха?
  2. Как можно понять слова автора, что Арбат - его «призвание», «религия», «Отечество»?
  3. Какими словами в стихотворении выражена любовь к родному уголку Москвы?

Эти стихи, как и многие другие стихи поэта, стали песней, мелодии к которым он сочинял сам. Сам он их и пел под аккомпанемент гитары.

Его песни отличает удивительная слитность поэтической и музыкальной интонации, стихи Б.Окуджавы как будто родились вместе с музыкой.

-        Какие песни Б. Окуджавы вы знаете?

Их автора можно назвать родоначальником целого направления в песенном искусстве второй половины 20 в.

3.        История возникновения авторской песни.

Сообщение одного из учащихся.

Слово «бард» происходит от англ. «bard» – кельтский менестрель, поэт.

Менестрель – средневековый певец.

Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющих поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Главное в этих песнях - глубоко содержательное поэтическое слово и душевное мелодичное звучание гитары. Возник этот жанр в начале 60-х годов 20 века как самодеятельное творчество молодёжи и студентов. Первоначально оно было связано с турпоходами и агитбригадами. Отличительной чертой этого жанра является то, что авторы и исполнители этих песен не являются профессиональными музыкантами. Среди бардов – театральные артисты, учёные, врачи и люди других профессий, для которых музыка стала неотъемлемой частью их жизни. Кто-то из певцов оставлял свою профессию и посвящал свою жизнь музыке, для кого-то песня так и осталась увлечением.

-        Каких певцов-бардов вы знаете?

(А. Галич, А. Городницкий, В. Высоцкий, Ю. Визбор, С. Никитин, А. Розенбаум, О. Митяев и др.)

4.        В. Высоцкий.

Об одном из своих соратников Б. Окуджава написал такие строки:

Может, кто и ныне снова хрипоте его не рад,

Может, кто намеревается подлить в стихи елея...

А ведь песни не горят, они в воздухе парят.

Чем им делают больнее, тем они сильнее.


-        Как вы думаете, о ком из поэтов-бардов написал эти строчки Б. Окуджава?

(о В. Высоцком).

Всю жизнь В. Высоцкий был актёром и играл в московском театре на Таганке. Много замечательных и талантливых ролей он сыграл. Но вся страна его знает, всё-таки как сочинителя и исполнителя песен. Песни В. Высоцкого – друзья людей, в них есть удивительная добрая сила. На его песни можно опереться, как на плечо друга, потому что в них звучит надёжность и правда.

(звучит «Песня о друге»)

  1. О чём эта песня?
  2. Чем  отличается  манера  исполнения  В.Высоцкого  от манеры исполнения Б. Окуджавы?

Ученик читает стихотворение В. Высоцкого «Он не вернулся из боя».

Почему всё не так? Вроде - всё как всегда:

то же небо – опять голубое,

тот же лес, тот же воздух и та же вода…

Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас        ^—

В наших спорах без сна и покоя.

Мне не стало хватать его только сейчас,

Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

Он всегда говорил про другое,

Он мне спать не давал, он с восходом вставал,

А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, – не про то разговор:

Вдруг заметил я – нас было двое…

Для меня словно ветром задуло костёр,

Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалось – будто из плена весна –

По ошибке окликнул его я:

«Друг, оставь покурить!» – а в ответ – тишина…

Он вчера не вернулся из боя.

Наши мёртвые нас не оставят в беде,

Наши павшие – как часовые...

Отражается небо в лесу, как в воде, –

И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло – для обоих…

Всё теперь – одному. Только кажется мне,

Это я не вернулся из боя.

  1. О чём это стихотворение?
  2. Какими чувствами пронизано стихотворение?
  3. Как вы думаете, был ли на войне человек, сочинивший эти стихи?

В. Высоцкий не был на войне. Ему было только 7 лет, когда она закончилась. Но он написал много стихов о войне и солдатской дружбе. А фронтовики, слушая его песни о войне, не верили, что сам поэт на войне не был.

5.        Авторская песня живет и развивается. В разных городах страны проводятся фестивали бардовской песни. Они собирают вместе массу любителей этого песенного жанра. Появляются молодые сочинители и исполнители авторской песни.

И сегодняшний урок мы закончим известной песней современного барда О. Митяева «Изгиб гитары жёлтой». Много песен он написал, но эта песня – его визитная карточка, которую узнают многие.

(исполнение песни под фонограмму)

6.        Вывод.

-        Что отличает авторскую песню от множества эстрадных поп -  и рок - шлягеров?

Это прежде всего отсутствие внешнего блеска и нагромождения звуков, внимание к стихотворному тексту, простая задушевная музыкальная интонация.

-        Так можно ли отнести её к сфере легкой музыки?

Авторская песня – музыка серьёзная. Хотя она корнями уходит в народную культуру, использует образы и поэтику городского фольклора, анекдота, городского романса 19 в. и даже «блатные» мотивы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "Наполним музыкой сердца!"

Сценарий внеклассного мероприятия в форме презентации «Наполним музыкой сердца» для учащихся 6 – 8 классов Цели: 1. Приобщение и привлечение учащихся к миру музыки, расширение кругозора детей; ...

Презентация "Наполним музыкой сердца!"

Внеклассное мероприятие, посвящённое Всемирному  Дню Музыки, для учащихся 6-8 классов....

Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца....", посвященное жизни и творчеству Юрия Визбора

Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца"  представляет собой литературно-музыкальную композицию, в которой основным объектом интереса выступает поэт, бард, драматург, журналист, сценарис...

Классный час "Наполним музыкой сердца"

Знакомство с Ю.Визбором, бардовской поэзией...

Вечер авторской песни «Наполним музыкой сердца»

Внеурочное мероприятие знакомит учащихся с творчеством бардов как одним из направлений отечественной культуры -  авторская песня....

«Наполним музыкой сердца…» Литературный вечер, посвящённый творчеству Юрия Визбора

Литературный вечер посвящён. жизни и творчеству Ю. Визбора....

"Наполним музыкой сердца"

Сценарий мероприятия посвященного авторской песне...