Наполним музыкой сердца.
классный час по музыке (7 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №1
Урок в 7 классе
(интегрированный с уроком литературы)
"Наполним музыкой сердца"
Составитель:
учитель музыки
Попова Наталья Анатольевна
Г.Карталы 2009г
Тема урока: «Музыка серьёзная и музыка лёгкая».
Проблема урока: что такое авторская песня?
Цель урока:
1.формирование музыкальной культуры школьников как важной неотъемлемой части их культуры.
Задачи урока:
1.Образовательная - познакомить учащихся с таким явлением в песенном искусстве второй половины 20 в., как авторская песня, отнеся её к сфере серьёзной музыки; знакомство с поэтическим творчеством Б. Окуджавы и В. Высоцкого;
2. Развивающая - развитие навыков слушания и умения анализировать содержание песен, сопоставляя их со средствами музыкальной выразительности;
3.Воспитательная - воспитывать у учащихся чувство музыкального стиля; формировать музыкальный вкус; воспитание таких человеческих качеств, как верность дружбе, любовь к Родине, уважительное отношение к её героическому прошлому.
Ключевые знания.
Что такое авторская песня; авторская песня - жанр лёгкий или серьёзный?
Частные знания: сведения об авторах песен и стихов Б. Окуджаве, В. Высоцком; история возникновения авторской песни.
Оборудование: магнитофон, звукозаписи песен Б. Окуджавы «Надежды маленький оркестрик» и песни В. Высоцкого «Песня о друге», О. Митяева «Изгиб гитары жёлтой», портреты Б. Окуджавы, В. Высоцкого», О. Митяева, фортепиано или гитара.
Ход урока.
1. Вступительная беседа.
Сегодня мы продолжим разговор о музыке лёгкой и музыке серьёзной.
- Какую музыку принято называть лёгкой, а какую - серьёзной?
- О каком музыкальном стиле мы говорили на прошлом уроке?
- Джаз - это музыка лёгкая или серьёзная?
2. Б. Окуджава. «Надежды маленький оркестрик».
Предложить учащимся вспомнить песню, выученную на уроках 1
четверти.
Повторение. Исполнение.
- О чём эта песня?
- Какими средствами музыкальной речи пользуется автор?
- Что звучит в песне более выразительно - мелодия или стихи?
Эта песня пронизана оптимизмом и верой в счастливое будущее. Это выражено в легком маршевом характере песни.
(слушание песни в грамзаписи в исполнении автора)
- Как звучит голос Б. Окуджавы?
(очень просто, мягко, ненавязчиво, но в то же время тонко, чувствительно, завораживающе)
- Был ли Булат Окуджава профессиональным музыкантом? Что вы о нём узнали?
Сообщение одного из учащихся.
Булат Шалвович Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года. Из 9 класса в 1942 г. добровольцем ушёл на фронт. В 1950 г. окончил филологический факультет МГУ и в течение шести лет работал учителем в школе. Первая книжка его стихов вышла в 1956 г. и называлась она «Лирика».
Любимая тема Б.Окуджавы – Москва и москвичи. Поэту дороги московские улицы, особенно родной Арбат.
(ученик читает стихотворение «Песенка об Арбате»)
Ты течёшь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё призвание,
Ты - и радость моя, и моя беда.
Пешеходы твои - люди невеликие,
Каблуками стучат - по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моя религия,
Мостовые твои подо мной лежат.
От любови твоей вовсе не излечишься,
сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё Отечество,
Никогда до конца не пройти тебя.
- Какими словами можно охарактеризовать настроение стиха?
- Как можно понять слова автора, что Арбат - его «призвание», «религия», «Отечество»?
- Какими словами в стихотворении выражена любовь к родному уголку Москвы?
Эти стихи, как и многие другие стихи поэта, стали песней, мелодии к которым он сочинял сам. Сам он их и пел под аккомпанемент гитары.
Его песни отличает удивительная слитность поэтической и музыкальной интонации, стихи Б.Окуджавы как будто родились вместе с музыкой.
- Какие песни Б. Окуджавы вы знаете?
Их автора можно назвать родоначальником целого направления в песенном искусстве второй половины 20 в.
3. История возникновения авторской песни.
Сообщение одного из учащихся.
Слово «бард» происходит от англ. «bard» – кельтский менестрель, поэт.
Менестрель – средневековый певец.
Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющих поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Главное в этих песнях - глубоко содержательное поэтическое слово и душевное мелодичное звучание гитары. Возник этот жанр в начале 60-х годов 20 века как самодеятельное творчество молодёжи и студентов. Первоначально оно было связано с турпоходами и агитбригадами. Отличительной чертой этого жанра является то, что авторы и исполнители этих песен не являются профессиональными музыкантами. Среди бардов – театральные артисты, учёные, врачи и люди других профессий, для которых музыка стала неотъемлемой частью их жизни. Кто-то из певцов оставлял свою профессию и посвящал свою жизнь музыке, для кого-то песня так и осталась увлечением.
- Каких певцов-бардов вы знаете?
(А. Галич, А. Городницкий, В. Высоцкий, Ю. Визбор, С. Никитин, А. Розенбаум, О. Митяев и др.)
4. В. Высоцкий.
Об одном из своих соратников Б. Окуджава написал такие строки:
Может, кто и ныне снова хрипоте его не рад,
Может, кто намеревается подлить в стихи елея...
А ведь песни не горят, они в воздухе парят.
Чем им делают больнее, тем они сильнее.
- Как вы думаете, о ком из поэтов-бардов написал эти строчки Б. Окуджава?
(о В. Высоцком).
Всю жизнь В. Высоцкий был актёром и играл в московском театре на Таганке. Много замечательных и талантливых ролей он сыграл. Но вся страна его знает, всё-таки как сочинителя и исполнителя песен. Песни В. Высоцкого – друзья людей, в них есть удивительная добрая сила. На его песни можно опереться, как на плечо друга, потому что в них звучит надёжность и правда.
(звучит «Песня о друге»)
- О чём эта песня?
- Чем отличается манера исполнения В.Высоцкого от манеры исполнения Б. Окуджавы?
Ученик читает стихотворение В. Высоцкого «Он не вернулся из боя».
Почему всё не так? Вроде - всё как всегда:
то же небо – опять голубое,
тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас ^—
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, – не про то разговор:
Вдруг заметил я – нас было двое…
Для меня словно ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалось – будто из плена весна –
По ошибке окликнул его я:
«Друг, оставь покурить!» – а в ответ – тишина…
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие – как часовые...
Отражается небо в лесу, как в воде, –
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло – для обоих…
Всё теперь – одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
- О чём это стихотворение?
- Какими чувствами пронизано стихотворение?
- Как вы думаете, был ли на войне человек, сочинивший эти стихи?
В. Высоцкий не был на войне. Ему было только 7 лет, когда она закончилась. Но он написал много стихов о войне и солдатской дружбе. А фронтовики, слушая его песни о войне, не верили, что сам поэт на войне не был.
5. Авторская песня живет и развивается. В разных городах страны проводятся фестивали бардовской песни. Они собирают вместе массу любителей этого песенного жанра. Появляются молодые сочинители и исполнители авторской песни.
И сегодняшний урок мы закончим известной песней современного барда О. Митяева «Изгиб гитары жёлтой». Много песен он написал, но эта песня – его визитная карточка, которую узнают многие.
(исполнение песни под фонограмму)
6. Вывод.
- Что отличает авторскую песню от множества эстрадных поп - и рок - шлягеров?
Это прежде всего отсутствие внешнего блеска и нагромождения звуков, внимание к стихотворному тексту, простая задушевная музыкальная интонация.
- Так можно ли отнести её к сфере легкой музыки?
Авторская песня – музыка серьёзная. Хотя она корнями уходит в народную культуру, использует образы и поэтику городского фольклора, анекдота, городского романса 19 в. и даже «блатные» мотивы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия "Наполним музыкой сердца!"
Сценарий внеклассного мероприятия в форме презентации «Наполним музыкой сердца» для учащихся 6 – 8 классов Цели: 1. Приобщение и привлечение учащихся к миру музыки, расширение кругозора детей; ...
Презентация "Наполним музыкой сердца!"
Внеклассное мероприятие, посвящённое Всемирному Дню Музыки, для учащихся 6-8 классов....
Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца....", посвященное жизни и творчеству Юрия Визбора
Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца" представляет собой литературно-музыкальную композицию, в которой основным объектом интереса выступает поэт, бард, драматург, журналист, сценарис...
Классный час "Наполним музыкой сердца"
Знакомство с Ю.Визбором, бардовской поэзией...
Вечер авторской песни «Наполним музыкой сердца»
Внеурочное мероприятие знакомит учащихся с творчеством бардов как одним из направлений отечественной культуры - авторская песня....
«Наполним музыкой сердца…» Литературный вечер, посвящённый творчеству Юрия Визбора
Литературный вечер посвящён. жизни и творчеству Ю. Визбора....
"Наполним музыкой сердца"
Сценарий мероприятия посвященного авторской песне...