Конспект урока "Настрою гусли на старинный лад..."
план-конспект по музыке по теме

Конспект урока разработан по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой. Т.С. Шмагиной "Музыка" для учащихся 2 класса

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Коротенко Людмила Алексеевна,

 учитель музыки I квалификационной категории

 МОУ «СОШ №6 г. Балашова

Саратовской области имени Крылова И.В.»

План-конспект урока

 «Настрою гусли на старинный лад…»

Тема: «Настрою гусли на старинный лад…»

Форма урока: урок - игра

Цель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных сказителей былин: Баяна и Садко.

Задачи:

- обобщить представления учащихся о жанре оперы на примере фрагментов  оперы Глинки «Руслан и Людмила», оперы-былины Римского-Корсакова «Садко»; расширить знания учащихся о народном музыкальном инструменте гуслях;

- развивать  эмоционально-образную сферу учащихся;

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация Power Point «Настою гусли на старинный лад…»

На доске: тема урока «Настрою гусли на старинный лад…», эпиграф:

«У Баяна  вещего, бывало,

Если петь он начинал о ком,

Мысль, как серый волк, в степи, бежала,

Поднималась в облака орлом…»

(«Слово о полку Игореве», перевод Н. И. Рыленкова.)

Ожидаемый результат: 

Учащиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и найти их общие изобразительные свойства. При разработке урока используется  технология развивающего обучения, игровая технология, использование элементов здоровьесберегающих технологий, методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки. Каждый ученик даёт оценку по эффективности урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках.                     

Список литературы, используемой при подготовке, в том числе ресурсов сети Интернет

Уроки музыки  с применением информационных технологий 1-8 классы. М.: Планета, 2010 http://www.playcast.ru/view/1639224/1f5c0072b2318fe8aee11b6010c824edb236fb53pl

http://www.detskiysad.ru/art/kartina072.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E4%EA%EE_%28%EE%EF%E5%F0%E0%29

http://files.mail.ru/DUVCKQ

http://www.stihi.ru/2011/09/06/7720

                                         

Примечание. Данный урок представляет собой урок – исследование, в течение которого учащиеся заполняют «Дневник урока». Определён ученик, который играет роль гусляра.

В конспекте использованы авторские стихи (вводная песня, стихи гусляра) Л. Коротенко.

                                         

                                                   Ход занятия

I. Введение в тему урока:

 Учитель (поёт):

 Прозвенел весёлый озорной звонок

 Школьники (по знаку учителя) повторяют:

Прозвенел весёлый озорной звонок

Учитель.

     Этой песней начинаем мы урок,       (2 раза, 2 раз - школьники)

     Музыкальный мир откроет чудеса, (2 раза, 2 раз - школьники)

     Мы услышим инструментов голоса. (2 раза, 2 раз - школьники)

 Учитель.

Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и  встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси.  Послушайте музыкальный фрагмент и определите, что это за инструмент.

(Слушание музыкального фрагмента. Выход гусляра)

Ответы учащихся: гусли.

Учитель:

К нам на урок пришёл настоящий гусляр!  

Гусляр:

Ой, вы гусли – то яровчатые,

Расскажите нашим детушкам,

Как во старину-то вы играли-то,

Звуки издавали гусли звонкие,

Как народ вы потешали-то и радовали,

Как в годину горькую вы плакали,

Как богатырей Руси вы прославляли,

Тех, кто защищал всю землю русскую…

 Учитель:

 Кто же такие гусляры?

 Гусляр:

Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей, а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать.

Учитель.

Уважаемый гусляр, расскажи нам о своём музыкальном  инструменте.

Гусляр:

Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.

Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной (показ презентации)

Наверное, вы не раз слышали выражение - «гусли звончатые».

Звончатые гусли - самые древние и самые простые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13). Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки. 

В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево явор - белый клен, растущий на юге. Поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей - яровчатые.

Учитель:

Уважаемый гусляр, покажи нам, как играли на гуслях в старину? (Показ: клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук. Дети имитируют показ игры на гуслях.)

Учитель:

Кто же играл на гуслях в древности?

Гусляр:

Во-первых, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а во-вторых,  на них играли сказители - люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев.

Учитель:

Ребята, давайте поблагодарим нашего гостя-гусляра за интересный рассказ и предложим ему принять участие в нашем уроке.

Мы погружаемся в нашу российскую историю всё дальше…  Итак, гусляры, они же сказители, исполняли былины. Давайте вспомним, а что такое  былина? (Народная песня – сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины.)

Как  называли сказителя-гусляра на Руси, который под звон гуслей исполнял былины? (Баян)

Давайте посмотрим, как представил гусляра художник.

Рассматривание репродукции В.М. Васнецова «Баян».

Учитель задаёт вопросы учащимся:

  1. Как бы вы назвали эту картину?
  2. Нравится вам картина или нет?
  3. Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который её не знает, мог составить о ней представление.
  4. Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова её главная мысль, зачем он её написал?
  5. Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?

   Учитель подводит итог ответам детей.

Известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов создал картину, которая называется «Баян»

Перед зрителем предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Главного персонажа – Баяна - автор разместил сбоку, вложив ему в руки большие гусли.
Его фигура резко выделяется среди остальных. Баян одет в белоснежные одеяния, украшенные языческими узорами. Он взволнован, рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы, контрастируя с чёрной бородой, развеваются на ветру. Все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания. Лица слушающих сосредоточены, видно, что они готовы повторять подвиги своих предков.. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников. Васнецов стремился показать единство рассказчика и дружины. Преемственность поколений отражает и наличие мальчика-подростка среди компании дюжих дружинников.  Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников.   Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое. В целом, картина В.М. Васнецова «Баян» - «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране.

       Учащиеся делают запись в «Дневнике урока».

Учитель:

В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа, как Баян. Послушайте «Песнь Баяна» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и опишите основные черты прозвучавшей музыки.

Слушание музыки. 

Ответы учащихся: эта музыка неторопливая, напевная, повествовательная, похожая на сказку.

- В честь былинного сказителя Баяна назван музыкальный инструмент. Какой? (Боян)

Учащиеся делают запись в «Дневнике урока». 

Учитель:

Гусли и сейчас звучат в оркестре народных инструментов.

Какие музыкальные инструменты, помимо гуслей, входят в состав народного оркестра? (Жалейки, балалайки, домры, трещотки, баян, ложки и др.)

Деление класса: 1 группа – исполняет русскую народную песню «Со вьюном я хожу», 2- сопровождает исполнение песни игрой на музыкальных инструментах (трещотки, ложки, бубны; учитель имитирует игру на гуслях на синтезаторе)

После исполнения группы меняются: 2 – исполняет русскую народную песню, 1 - сопровождает исполнение песни игрой на музыкальных инструментах.

Учитель:

Гусли, этот удивительный инструмент, попали ещё в одну оперу. Известный композитор Римский-Корсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину о Садко.

Рассмотрите портрет композитора. Н.А. Римского – Корсакова называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный».

Садко - былинный герой, гусляр, который жил в богатом городе Новгороде, и

однажды, попав в гости к морскому царю, поразил его своей великолепной игрой.

"Заиграйте, мои гусельки!" – так называется фрагмент из оперы Римского-Корсакова. Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка.

Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко». 

Беседа по прослушанному произведению:

Как выглядит Садко в опере?

Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?

Меняется ли? (Нет)

Как вы думаете, кто мог ее исполнять? ( Сказители)

А как вы думаете, что чувствовал Садко, когда играл и пел?

Какие знакомые музыкальные инструменты вы услышали? ( ...)

Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

Скажите, звучали гусли или нет?

(Скорее всего, мнения разделятся.  Нужно обратить внимание детей на то, что звучали не сами гусли, а была  оркестровая имитация, подражание гуслям.)

Учащиеся делают запись в «Дневнике урока».

III. Разыграй песню (сл. Янины Сысоевой)

 

Учащимся раздаются картинки с изображением животных и музыкальных инструментов. По знаку учителя учащиеся выходят к доске, демонстрируя героев и музыкальные инструменты. Учитель поёт:

На базаре гуси
Раздобыли гусли.

Гусли непростые –
Струны золотые,
Лаковая спинка,
По бокам картинки.

Сели рядом гуси,
Заиграли гусли,
И со скотного двора
Набежала детвора:

И бычки, и поросята,
И утята, и цыплята,
И коза с козленочком,
И овца с ягненочком.

Веселиться всем хотелось
И на месте не сиделось.
Шумно было на поляне:
Кто с жалейкой, кто с баяном.

Прибежала кошка,
Принесла гармошку,
А за нею – утка
С деревянной дудкой.

А баран-то! А баран
Взял огромный барабан,
И рогами – тух-тух!
И ногами – бух-бух!

Ох, и было весело –
Песенка за песенкой,
Кто успел, кто не успел –
Всё равно играл и пел!

(Дети поочерёдно возвращаются и садятся в соответствии с текстом песни на свои  места)

Но устали гуси,
Замолчали гусли.
Убежали гуси,

Унеслись и гусли.


И со скотного двора
Побежала детвора:

И бычки, и поросята,
И утята, и цыплята,
И коза с козленочком,
И овца с ягненочком.

Тихо стало на поляне:
Нет жалейки, нет баяна.

Убежала кошка,
Унесла гармошку,
А за нею – утка
С деревянной дудкой.

Убежал –то и баран…
Замолчал и барабан.

Все счастливою гурьбой
Спать пошли к себе домой!

Разучивание фрагментов песни. Исполнение.

IV. Итог урока:

Учащиеся отмечают «Проверь себя!» и  оценивают урок в «Дневнике» и сдают  свои работы на проверку.

Учитель:

Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.

О каком музыкальном древнем русском народном  инструменте  сегодня говорили? (О гуслях.)

С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяна и Садко.) 

Домашнее задание: прочитать «Былину  о Добрыне Никитиче»



Предварительный просмотр:

                                      ДНЕВНИК УРОКА    

           «Настрою гусли на старинный лад…»     

 Фамилия,  имя _______________________________________

Автор произведения

Название произведения

Какой характер

 у произведения, какое настроение вызывает

Вид искусства

(музыка, живопись)

В.М. Васнецов

1848-1926

«Баян»

М. И. Глинка

 1804-1857                                                                    

 «Песнь Баяна» 

из оперы «Руслан и Людмила»

Н.А. Римский - Корсаков    

1844 – 1908

«Заиграйте, мои гусельки» 

из оперы «Садко»

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!   Выбери правильный ответ:

1. Былина

а) весёлый напев б) народная песня – сказание, где рассказывается о богатырях

2. В древности на Руси гусляров называли  а) Баянами   б) ложкарями

3. Какого русского композитора мы называем композитором – сказочником?

_______________________________________________________________________

4. Какой русский художник изобразил гусли в своей картине «Баян»?  _________________________________________________________________

   ИТОГ УРОКА  (отмечай только один отзыв знаком V)

  1. Я всё понял и узнал для себя много нового и интересного

  1. Я почти всё понял, но у меня были трудности

  1. У меня были трудности на протяжении всего урока

                               СЛОВАРЬ     ЭСТЕТИЧЕСКИХ   ЭМОЦИЙ

 

  Весело

беспечно

задорно

игриво

празднично

радостно

шутливо

бодро

легко

Взволнованно

обеспокоено

тревожно

трепетно

Грустно

жалобно

печально

обиженно

скорбно

тоскливо

тревожно

Дерзко

вероломно

назойливо

вызывающе

Мужественно

бесстрашно

богатырски

отважно

по-боевому

по-военному

сильно

смело

уверенно

храбро

Раздражённо

агрессивно

беспощадно

гневно

резко

сердито

страшно

яростно

Робко

болезненно

вкрадчиво

застенчиво

осторожно

растерянно

Сонливо

безвольно

вяло

дремотно

лениво

Сумрачно

глухо

мрачно

пасмурно

тоскливо

угрюмо

хмуро

Спокойно

безмятежно

беззаботно

добродушно

доверчиво

мягко

напевно

плавно

просветлённо

протяжно

светло

убаюкивающе

Таинственно

волшебно

загадочно

настороженно

сказочно

Торжественно

величаво

величественно

победно

пышно

Шутливо

забавно

затейливо

иронически

лукаво

юмористически

Энергично

гордо

мужественно

независимо

отважно

решительно

смело

твёрдо


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Старинный ручной способ изготовления шерстяных ниток. Изготовление куклы «Крестец»

На занятии учащиеся в игровой форме узнают о ручном способе изготовления шерстяных ниток. Знакомятся с русскими народными традициями и учатся изготавливать куклу "Крестец"...

Презентация к уроку музыке в 3 классе по программе Е. Критской "Нстрою гусли на старинный лад"

Презентация поможет в проведении урока музыки по теме №Настрою гусли на старинный лад" в 3 классе по программе Е. Критской....

Конспект и презентация урока музыки " Настрою гусли на старинный лад"" 3 класс

Конспект и презентация урока музыки " Настрою гусли на старинный лад"" 3 класс...

Технологическая карта урока по музыке в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад"

Цель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных сказителей былин: Баяна и Садко.узнают понятия былина, фольклор, певец-сказительНаучаться называть народный инстру...