Конспект занятия по теме "Старинный ручной способ изготовления шерстяных ниток. Изготовление куклы «Крестец»
план-конспект по теме

Усова Елена Викторовна

 На занятии учащиеся в игровой форме узнают о ручном способе изготовления шерстяных ниток. Знакомятся с русскими народными традициями и учатся изготавливать куклу "Крестец"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_1.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме

Старинный ручной способ изготовления шерстяных ниток.

Изготовление куклы «Крестец»

Педагог дополнительного образования Усова Е. В.

Тема: Старинный ручной способ изготовления шерстяных ниток. Изготовление куклы «Крестец».

 Задачи

Обучающие : познакомить детей с древним ручным способом изготовления ниток из шерсти животных, дать детям представление о солярном знаке – крест и показать его значение в жизни крестьян, научить делать куклу «крестец».

Развивавающие:  развитие  любознательности, мелкой моторики рук, внимания.

 Воспитательные: воспитывать эстетические чувства, аккуратность, терпение.

Оборудование: прялка, веретено, игрушка «овечка» ,куклы: «стригуша», «покосница», «Праскева Пятница», спицы, разноцветные клубки шерстяных ниток, палочки зубочистки, куклы, ножницы.

 Используемые технологии:  игровая технология ,                                                                                                                   технология индивидуализации обучения,  педагогика сотрудничества                                                                      

                                 План

  1. Вводная часть

а) загадки

б) объявление темы занятия

в) экскурсия в музее СЮТур « Русская изба»

  1. Основная часть

     Бабушкина сказка:

а) как и из чего изготавливают нитки

б) разговор клубка со спицами (загадки)

в) физминутка

г) крест – главный символ солнца

д) значение цветка

е) изготовление куклы «крестец»

е) коллективное сочинение конца сказки

      3. Итог

Ход занятия

  1. Вводная часть

Отгадайте загадки.

- Один говорит, двое смотрят, двое слушают? (язык, глаза, уши)

- У двоих матерей, по пяти сыновей, все в одно имя? ( руки и пальца)

- А как вы думаете, почему я вам загадала такие загадки?

- Глаза вам нужны, чтобы внимательно смотреть. Уши, чтобы слушать и запоминать, язык, чтобы отвечать на вопросы. А руки, чтобы аккуратно выполнять задания.

Объявление темы занятия 

- А что же мы будем сегодня делать на занятии? 

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое, побываем в крестьянской избе,  узнаем как и из чего изготавливали нитки, а так же научимся делать игрушки, которыми играли дети в крестьянских семьях.

 Экскурсия в музее СЮТур « Русская изба»

Мы с вами пришли в избу, здесь все устроено так, как было в  настоящих крестьянских избах много-много лет назад.

Большое место занимала печь. Она играла огромное значение в жизни крестьян. Почему? Это приготовление пищи. Это отопление помещения.

На ней  есть палати (специальная лежанка) где зимой спали дети и старики.

В избе была подвешена к потолку люлька. Зачем она? Правильно – так качали младенцев. И конечно же в избе был большой стол с лавками. А почему он такой большой?  В крестьянских семьях было много детей. За таким большим столом могли сидеть сразу все члены семьи.

Рассаживайтесь на лавки и слушайте.

2. Основная часть

     Бабушкина сказка:

Сейчас я вам расскажу сказку.

Жила – была бабушка. И была у нее овечка. Бабушка очень любила свою овечку. Летом она пасла ее на лугу. А еще она косила траву и сушила ее. Как называется такая трава? Сушеная трава называется сено. Бабушка запасала сено, чтобы кормить овечку зимой, потому что трава – самая любима еда для овечки.  А зимой свежей травы не найти. Вот и кормила бабушка свою овечку зимой сеном.

Однажды надумала бабушка связать своим внукам к зиме носки да варежки. Но где взять шерстяных ниток? И бабушка сделала вот что. Повела она овечку пастись поближе к реке. Завела овечку в реку и помыла с мылом. Шубка у овечки была пыльная, грязная, а сделалась чистая, белая. Высохла шерстка у овечки на солнце. Бабушка повела овечку домой и подстригла ей шерсть. Состриженная шерсть называется руном. 

 Овечка обрадовалась, ведь ей будет не жарко.  Поблагодарила бабушку. а) как и из чего изготавливают нитки

А бабушка взяла шерсть и понесла в дом. В избе у бабушки есть прялка и веретено. Села она и стала прясть. Так получились шерстяные нитки.

- А какого цвета получается нитки? Нитки будут того же цвета, что и шерсть. А вом, чтобы они были разноцветными их красят специальными красителями.

Из этих шерстяных ниток можно уже вязать носки, варежки, шапки, шарфы и т.  д. Но нужно еще какое-то приспособление? Да это спицы – палочки тонкие и гладкие с заостренными концами. Приготовила бабушка все это и думает: « завтра начну вязать, сегодня уже поздно».  Оставила она шерсть и палочки на столе.

Разговор клубка со спицами (загадки)

А ночью случилось вот что. Скучно было спицам и клубочку. Решили они загадывать загадки. Сначала клубок загадывал загадки спицам.

  1. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (овца)

  1. На корову я похожа

И рога есть у меня

В поле травку ем гуляя

И даю всем молока? (коза)

  1. Зверь я горбатый

  А нравлюсь ребятам. (верблюд)

  1. Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, грызет морковку. (кролик)

       5.На сене лежит, сама не ест

И другим не дает. (собака)

- Ребята, а как вы думаете, почему все загадки о животных?

Потому, что из шерсти этих животных делают нитки для вязания.

Физминутка

А потом спицы и клубок стали играть. И мы сейчас поиграем в игру «Зайка серенький сидит». Выходите из за стола. Я буду говорить слова и показывать что делать, вы повторяйте за мной.

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит (присели и руками изображаем как заяц шевелит ушами)

Вот так, вот сяк, и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть (встаем и хлопаем в ладоши)

Вот так, вот сяк, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать (прыгаем на месте)

Вот так, вот сяк, надо зайке поскакать.

Зайку кто-то испугал, зайка прыг и ускакал.(убегаем на свои места за стол)

Мы отдохнули поиграли, а теперь продолжаем сказку.

А спицы с клубочком играли в игру догонялки. То спицы догоняли клубок, то клубок катился за спицами. Потом они стали валяться, кататься и путаться. И когда все нитки запутались вокруг спиц, они успокоились. Утром бабушка пришла и что же она увидела? Спицы расположены в форме креста, а нитки равномерно обмотаны вокруг четырех сторон.

Крест – главный символ солнца

- Да это же кукла «крестец» - удивилась бабушка. Такие куклы делали в крестьянских семьях.

Крест – главный символ солнца и главный оберегающий символ славян.

Православные люди чтут крест как знак распятия Иисуса Христа и как знак христианской веры.

«Крестец» имеет равные стороны и делается из одинаковых по размеру палочек. Древние хозяюшки прикрывали им открытую посуду, его клали в амбаре поверх зерна. На  праздник Крещения Господня крестцы ставили по углам комнат, на окнах, над дверями. Крестец из четырех лучей считается оберегом для женщин, а из шести для мужчин. 

 Значение цвета

И конечно же имеет значение цвет ниток, которыми обвязывают лучи:

красный – это само солнце, огонь, горячая кровь;

желтый –тепло, младенчество;

зеленый – здоровье, молодость;

 синий – высокие помыслы, духовно очищение;

черный – сила, власть, богатство, крепкая семья;

белый – чистота.

Изготовление куклы «крестец»

Сейчас я вас научу делать такие куклы. Они называются «крестец».

Выбирайте нитки любого цвета, берите по две палочки (зубочистки). Размещаем палочки крестом. Начинаем обматывать ниткой палочки. Сначала крест-накрест, а потом каждую палочку вокруг, протягивая нитку к следующему лучу и т. д.  В конце закрепляем нитку, что бы она не размоталась.

Вот наша кукла и готова.

- Нравится вам куклы, которые вы сделали?

- Как она называется?

- Что интересного в этой кукле?  (она является оберегом)

- А давайте посмотри на другие куклы, которые мастерили крестьянские ребятишки. Это «стригуша» – удивительная травяная кукла ее можновстретить там, где растят пшеницу рожь и другие злаки.

А эта кукла называется «Праскева Пятница». Праскеву пятницу величают 10 ноября. Великомученица Праскева – заступница бабьей доли, покровительница женских ремесел.

Эта кукла называется - «покосница». Делается она из целого куска ткани, без надрезов и швов.

-Что лежит в основе этих кукол? (крест)

- А как вы думаете, почему крест? Почти все куклы, традиционно изготовляемые в каждой семье – оберег.

Куклы делали в семье при рождении каждого ребенка, а детей было не менее трех. Отдельную куклу для охранения домашнего очага. Для игры девочек – будущих  мам, для игры мальчиков – куклы бойцовские, куклы воины. И немалое количество календарных обрядовых кукол крупных – для коллективных празднований (Троицкая березка, Масленица, Кострома, Таракан) и весьма маленьких, соразмерные кисти рук – для праздника в семейном кругу.

Вот  такими игрушками играли дети в простых крестьянских семьях.

  Коллективное сочинение конца сказки

- А чем же закончится наша сказка?

- Как вы думаете, подружились спицы с клубком?  

Я тоже думаю подружились. И больше они не путались. От их совместной дружбы в умелых руках появляются такие теплые красивые вещи, как кофты, шапки, шарфы, носки, варежки и другие вещи.

3. Итог

- Понравилась вам сказка?

- А что нового вы сегодня узнали?

- Как вы думаете, сейчас так же прядут нитки для вязания?

- Почему?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: Дидактическая игра « Купание куклы»

                         Программное обеспечение: 1 Программа «Ступеньки».  «Коррекционно-развивающая работа с детьми...

Конспект занятия на тему: Кукла из бабушкиного сундука

с давних пор тряпичная кукла была традиционной русской игрушкой. Куклам  приписывасось волшебные свойства: защита, оберег и т.д. Незатейливая технология изготовления  имеет свои традиции...

Конспект занятия на тему: "Изготовление чехольчика для мобильного телефона из шерсти, способом мокрого валяния".

Цели занятия: продолжить занкомство с историей возникновения валяния из шерсти и закрепление практических знаний и умений основных приёмов работы с шерстью....

Конспект занятия-экскурсии тема "Театральная кукла"

Занятие разработано для детей 3-4 классов в рамках внеурочной деятельности в кружке "Мягкая игрушка".Цель: Познакомить с разными видами театральной куклы.Задачи:Показать виды театральных кукол (марион...

Конспект занятия на тему: "Понятие гиперссылка. Способы и виды ее использования"

В ходе данного занятия раскрывается понятие Гиперссылка, виды и способы  ее создания...

Конспект урока по теме " Применение ручных швов при изготовлении игольницы"

Конспект урока служит приложением к технологической карте с таким же названием. Конспект более подробно раскрывает каким образом мотивируется учебная деятельность учащихся. Технологическую последовате...

Конспект занятия по теме "Конструкции из спичек (изготовление спичечного домика)"

Конспект занятия объединения "Мастерская поделок" на тему "Конструкции из спичек (изготовление спичечного домика)"...