Воспитание подрастающего поколения через любовь к народной культуре.
статья по музыке по теме

Сегодня в нашем обществе остро стоит проблема отсутствия духовно- нравственных ценностей, ориентиров у молодёжи. Одна из причин - отказ от идеологии прошлого, который привёл к распаду "связи времён", чувства сопричастности к истории своей Родины. Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребёнка принадлежит музыке.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воспитание подрастающего поколения через любовь к народной культуре.

 Пинаева Елена Алексеевна

учитель музыки

                                                   МАОУ «СОШ № 1»

г. Верещагино

Пермский край

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится о том, что содержание духовно-нравственного развития и воспитания определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направления в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Сегодня в нашем обществе остро стоит проблема отсутствия духовно-нравственных ценностей, ориентиров у молодежи. Одна из причин  - отказ от идеологии прошлого, который привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей Родины. В настоящее время педагогической общественностью бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли в нём религии. И многие сейчас уже  пришли к осознанию того, что единственно правильное воспитание основывается на православном понимании смысла жизни, на сохранении христианских ценностей и традиций, которые складывались на протяжении столетий в истории русского народа.

Особая роль в духовно-нравственном воспитании ребёнка принадлежит музыке. Еще не так давно музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей. Дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления.

Современные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Кому же, как ни нам, учителям музыки, найти тропинку к душам наших детей, раскрывая мир любви и добра.

Работая учителем музыки в школе более 25 лет, я понимаю, что все программы по музыке ориентированы на постижение, главным образом, классики, а изучению традиционно русской музыки отводится меньше времени. И поэтому у детей нет возможности глубже окунуться в мир русской народной культуры и проникнуться ее красотой. Внеурочная деятельность по предмету - возможность восполнить этот недостаток.

В нашей школе внеклассной работе всегда уделялось много внимания, ведется активная кружковая работа. Проводятся традиционные школьные и районные праздники, концерты. Но всё же, считаю, что знакомство с народной культурой происходит поверхностно.

Более 10 лет я сотрудничаю с православной церковью, занимаюсь с детьми в воскресной школе по программе «Народное пение». Занятия  посещают учащиеся нашей школы, школ города и района. И именно здесь у ребят есть возможность приобщения к православной культуре.  Используются разнообразные формы работы по духовно-нравственному воспитанию.

Рождественские спектакли.

Работа начиналась с малого. Первые спектакли показывали родителям в небольшом помещении, артистов и зрителей было не более 20 человек. Но постепенно вырос исполнительский уровень юных артистов, качество сценариев, музыкальное сопровождение, количественный состав артистов. Сегодня благотворительные Рождественские спектакли идут на лучшей сцене города. Количество детей, вовлечённых в действо, доходит до 40 человек. Администрация города  и района, понимая важность этого события, помогает материально. Но самое главное, дети делают общее полезное дело, и в их душе, и в душе зрителей остаётся кусочек света и добра от Рождественской сказки.

Слёты православной молодёжи «Мы - потомки Ермака!».

В октябре 2011 года на базе приюта для мальчиков при Свято-Лазаревском женском монастыре прошёл первый слёт детей и подростков Верещагинского района. Около 70 подростков из Путино, Сепыча, Вознесенского, Зюкайки, Ленино и Верещагино съехались для участия в детском православном слёте. Целью мероприятия было приобщение подростков к русской православной культуре и традициям казачества.  В течение трех дней дети занимались по секциям: основы живописи, гончарное дело, верховая езда, казачьи песни. Каждый нашел себе дело по душе.

Участие в Краевых фестивалях духовной музыки.

Воспитанники приюта, учащиеся воскресной школы исполняют духовные песнопения, народные песни, песни о России, казачьи песни. Дети получают радость от  хорового  музицирования,  коллективного творчества, получают хороший опыт общения.

Участие в концертах.

Концерты организуются Пермской налоговой инспекцией, так как воспитанники приюта и конно-спортивной школы являются подшефными этой организации. Исполнение детьми в казачьих костюмах народных, патриотических, казачьих песен всегда встречается радостно и восторженно.

Выступление на городском празднике Победы 9 мая и празднике Пасхи.

Выступление детей приюта и воскресной школы на городских мероприятиях стало традицией. Воспитательное значение этих концертов велико. Участие  ребят в праздниках развивает их музыкальные способности, повышает активную жизненную позицию, способствует воспитанию патриотических чувств.  Дети получают опыт публичных выступлений.

Районный конкурс патриотической песни.

Цель конкурса - воспитание патриотизма, любви к Родине, к истории России. Дети участвуют в постановке музыкально-литературной композиции, исполняют военные песни.

Ежегодные соревнования в День защитника Отечества.

Команда юных казаков из приюта встречается с Карагайским военно-патриотическим клубом «Ястреб», с Вневедомственной охраной. Устаиваются состязания на выносливость, конкурсы на смекалку, на знание исторических событий. Встреча традиционно завершается концертом детей воскресной школы.

Участие в очно-заочной игре-путешествии по духовному краеведению «Пермь Великая Православная».

Игра проводится в течение года. Задачи игры: 

- активизировать самостоятельное изучение истории Православия Пермского края воспитанниками  воскресных школ;

- воспитывать у детей духовные и нравственные качества: милосердие, сопереживание, доброту, любовь к малой родине и т.д.

 На первом этапе участники игры-путешествия собирают материал о истории православного храма в своем родном городе, на втором этапе планируется знакомство по путеводителю с историей Пермских храмов. Победители будут награждены бесплатной поездкой по Р        оссии.

Проводимые мероприятия ценны тем, что:

- у детей есть возможность общения в новом коллективе, где они учатся понимать других людей, уважать и любить свой край, свою Родину;

- у «трудных подростков» появляются жизненные ориентиры, собственная гражданская позиция;  

- у ребят появляется возможность окунуться в мир православной музыки, православных традиций.

Работа с «трудными» подростками помогает наполнить их души теплом и любовью, чего они, как правило, лишены в семье. Воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, учитель прививает любовь к народной культуре, что способствует духовно-нравственному воспитанию. Создаются условия для развития личности, его гражданской позиции, принятие им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Библиографический список

1. Данилюк.А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: «Просвещение», 2011 – 24 с.

2. Чуракова Р.Г., Рогозина Т.М. и др. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности. – М.: Академкнига/Учебник, 2011 – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование

Программа «Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование», разработанная Сандо Е.И. и Сандо А.В., в 2011 стала победителем регионального этапа Всеросс...

Цель. 1.Воспитание у подрастающего поколения экологического мировоззрения и экологической культуры

Формирование экологического мышления и экологической культуры обучающихся, ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование природы в сочетании с любовью...

Роль родного языка, народной педагогики и этнических традиций в воспитании подрастающего поколения.

Роль родного языка, народной педагогики и этнических традиций в воспитании подрастающего поколения....

ПРОЕКТ « ЖИВИ И ПРОЦВЕТАЙ, НАРОДНАЯ ПЕСНЯ» духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения средствами славянской культуры

В наше время все очевидней становится настоятельная необходимость возрождения общечеловеческих нравственных ценностей, имеющих непреходящее значение. Это актуально как для народных обычаев, традиций и...

Использование игр по станциям для воспитания подрастающего поколения в садах и парках культуры и отдыха во второй половине 1950-х гг.

Статья посвящена исследованию игровых технологий, которые применяли советские массовики-затейники в 1950-х гг. Изучение опыта прошлых столетий мможет стать "копилкой" идей для современного п...