Урок музыки в 4 классе "Русские народные обряды в годовом православном круге"
план-конспект урока по музыке по теме

Мамонтова Инна Владимировна

Русские народные песни бесконечно разнообразны. В них глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочинённые неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Жизнь человека немыслима без песни. Они охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki_v_4_klasse.doc64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 4 классе

 "Русские народные обряды в годовом православном круге"

Мамонтова Инна Владимировна, учитель музыки

Цели:

  1. знакомство с духовно-нравственными корнями русского народа.
  2. обобщение и расширение представления учащихся о народных праздниках и христианских православных традициях.
  3. воспитание патриотизма, нравственности, интереса и уважения к истории и обычаям родной страны через русские обрядовые песни.
  4. развитие художественно - эстетического вкуса, культуры исполнения, слушания, игры на русских музыкальных инструментах.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано, народные инструменты, обрядовый реквизит.

Ход урока.

В класс дети входят под музыку (фонограмма).

Как много бед прошло над Русью,

А песня русская – жива!

(Из сборника «Стихи о музыке»)

Слово учителя: «Сказка – складка, песня – быль», - говорит пословица. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В них глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочинённые неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Жизнь человека немыслима без песни. Они охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем.

Ты откуда, русская

Зародилась, музыка?

То ли в поле чистом,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки –

Уронили дудки.

Пролетели гуси –  

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну, а песня?

С песней

На Руси родились.

Геннадий Серебряков (слайд 3)

В современной науке о фольклоре принято разделять песни на следующие жанры: (дети перечисляют жанры русских народных песен).

Сегодня мы поговорим об обрядовых песнях.

Как же появлялись обрядовые песни? (ответы детей)

Учащиеся: Люди не всегда были уверены в том, что поле принесёт урожай, а охота и рыбная ловля будет удачной, будет здоровье и счастливо сложится жизнь. Значит, для того, чтобы всё это произошло, просить нужно сверхъестественные силы. Так возникает обряд – особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. А чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, её нужно преподнести в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык, где использовались не только слова, но и ритуальные действия и предметы.

В каждый из праздников совершались определённые обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определённое единство музыкального напева.

Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни. (слайд 4)

Учитель: До прихода христианства на Русь эти обряды были чисто языческими, а после крещения Руси в 988 году жизнь народа протекала в рамках православного христианского годового круга. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Русские народные обряды в годовом православном круге».

В связи тем, что мы ограничены рамками одного урока, рассматривать будем по одному обряду каждого времени года.

Масленица – обрядовый славянский праздник, самый весёлый, или вернее – разгульный народный праздник, который дошел и до наших времен. (слайд 5)

- Отмечают ли его сейчас?

- Что вы знаете о нём?

Учащиеся: Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущая оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины.

Учащиеся: Возник он в глубокой древности и праздновался в конце зимы. Но с приходом христианства на Русь его праздновали как неделю приготовления к великому посту.

Учащиеся: Он длился неделю – последнюю перед Великим постом. В пост запрещалось, есть мясо и другую скоромную пищу, считалось грехом петь песни и веселиться. На Масленицу мясную пищу уже не ели, и называли эту неделю сырной, т.к употребляли в пищу только яйца и молочные продукты. Каждый день масленицы имел собственное название и ритуальное значение.

Учащиеся: Первый день – понедельник – называли «встречей». В этот день встречали Масленицу, наряжали куклу – чучело, строили снежные городки.

Учащиеся: Вторник – “заигрыш”. Начинались разные безудержные игры и потехи. Строились снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели частушки.

В русской живописи оставлены нам наследия великих художников, запечатлевших на своих полотнах обычаи и обряды православных праздников великой Руси.

Показ иллюстраций Б.М.Кустодиева. (слайд 6)

Учащиеся: Среда – “лакомка”. В этот день зятья приходили к тёщам на блины, при их большом количестве прокормить всех было нелёгким делом.

Учащиеся: Широкий четверг – четвёртый день праздника. Здесь-то и начиналось основное веселье, возят чучело, катаются, поют частушки, ходят колядовать

Учащиеся: Пятый день пятница — тёщины вечерки. Здесь, наоборот, тёща собиралась на блины к зятю, да не просто так, а если будет приглашение, чем сильнее зазывал зять тёщу, тем больше оказывал ей почета.

Учащиеся: В субботу — золовкины посиделки. Невестка приходит и дарит золовкам подарки. В этот же день сжигали чучело, чтобы весна быстрее пришла, а чтобы год был урожайным, пепел развевали по полям.

Учащиеся: Завершающий день масленицы, воскресенье, назывался по-разному – прощёное воскресенье, целовальник, проводы.  Все просят друг у друга прощения, т.к начинается пост время покаяния в грехах, кланяются в пояс, а в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю».

Учитель: Давайте и мы встретим Масленицу.

Исполнение песен.

Учитель: С незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа Троицын день. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. (слайд 7)

Что вы знаете или слышали об этом празднике?

Учащиеся: Троица – очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками берёз, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы – то же самое, что Рождество без елки.

В христианстве Господь Бог  предстает в трех ипостасях: Бог Отец (Саваоф), Бог Сын (Христос) и Бог Дух Святой – это единое целое, т.е Святая Троица. А изображено это на иконе великого иконописца Андрея Рублёва. (слайд 8)

                  В Троицу устраивают народные гулянья и как мы видим на картинах Б.М. Кустодиева и П.Суходольского праздновали по-разному.

Показ иллюстраций Б.М.Кустодиева и П.Суходольского. (слайд 9-10)

На поляне девушки плели венки из травы и цветов. Если рядом была речка, загадывали желание: если венок не тонул, плыл — желание исполнится; если тонул – не исполнится. Берёзку украшали лентами венками, ветки берёзы завивали венком, но не ломали их. Девушки целовались сквозь ветви березы, приговаривая:

Покумимся, кума, покумимся,
Нам с тобою не браниться,
Вечно дружиться.

Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями.

Исполнение песен.

 

Учитель: Осенью праздновался  Покров Пресвятой Богородицы — праздник, установленный в память о событии, происшедшем в Константинополе в середине Х века. К городу приближалось многочисленное вражеское войско, и во время богослужения во Влахернском храме, когда весь народ молитвенно просил о Небесной помощи, святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний вдруг увидели в воздухе над молящимися Божию Матерь, Которая распростерла Свой покров (омофор) над людьми. (слайд 11)

Люди ободрились и бросились в атаку на врага.

Константинополь был спасен.

Разноголосый хор молящихся обращается к Небесной Владычице: «Покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякого зла», что вы и видите на иконах.

Что вы знаете о празднике Покрова?

Учащиеся: На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ. С Покрова начинали играть по деревням свадьбы. Его отмечают с ХII века. Это первое зазимье, возможное наступление холодов и заморозков. В народе говорят: «На Покров: до обеда осень, после обеда – зима». Именно к этому времени оканчивались все полевые работы, и во многих местах начинались осенние торги, ярмарки, как на картине Кустодиева.

Показ иллюстраций М.Кустодиева. (слайд 12-13)

Все! Все! Все!
Ярмарку – начинаем, гостей приглашаем!
Спешите! Спешите!
Проходите все без стеснения!
Билетов не надо – предъявите хорошее настроение!

Исполнение песен.

Учитель: А в середине зимы на Руси праздновали Рождество Христово, его еще называют «матерью всех праздников». Значение святой рождественской ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление ведем мы от Рождества Христова. Потому что Иисус Христос – Дух, родившийся во плоти на Земле, чтобы принять на себя и искупить грехи человечества. (слайд 14)

А что вы знаете об обрядах этого периода?

Учащиеся: Зимние Святки – праздник многослойный, вобравший в себя обряды и обычаи, связанные с мифологическими и религиозными представлениями. Календарные обряды должны были обеспечить урожайный год, который принесёт благополучие и радость в каждую семью. Поэтому и исполнять их начинали с рубежа старого и нового года, на Святки, длящиеся 12 дней между праздниками Рождества и Крещения Господня. По дворам ходили ряженые. Наряжались животными (козой, конем, медведем), стариками и старухами (часто ещё и мужчина представлял женщину, и наоборот), порой просто надевали шубы мехом наружу, а лица прятали под страшными масками или обсыпали мукой и сажей. Ряженые ходили от избы к избе и пели под окнами или в домах колядки. В старину колядовали накануне Рождества по всей Руси. Как показано на картинах К. Трутовского. (слайд 15)

Показ иллюстраций К.Трутовского. (слайд 16)

Учитель: А среди вас есть умельцы петь колядки?

Исполнение песен.

Учитель: Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора “кликали” Коляду. Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени, виноградья. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения. Песни адресовались либо всей семье (всему двору), либо отдельно хозяину или хозяйке, были специальные песни для жениха и для девушки-невесты. В песне  рассказывалось о приходе Коляды или Овсеня (в припевах его часто называли Таусень) – существо, похожее на человека. Даже о самих христианских праздниках говорили как о живых людях: по мосточку, срубленному Овсенем, и приходят “три братца” – Рождество, Крещенье и Васильев день. Коляда и Овсень – мифологические персонажи песен – должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее благополучие.

Исполнение песен.

Итог урока: Расскажите, что вы узнали об обрядах, песнях русского народа в годовом православном круге? (ответы детей)

Учащиеся: Мы сегодня говорили о духовных корнях русского народа, мы увидели единство русских народных обрядов в годовом православном круге через русскую народную песню и применили те знания, которые получили на уроках музыки и в эстетическом классе музыкальной школы, чтобы продолжать традиции своего народа.

Учитель: Календарные ритуалы по-своему духовно организовывали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на хаотичные и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт природосообразно, т.к человек во многом зависел  от природы. (слайд 17)

-Народные песни! Какие они разные!

Если в песне слышна неприкрытая грусть –

Грустью, кажется, полнится воздух.

Если удаль теснит молодецкую грудь –

Пляшут вечер и синие звёзды.

И старушка Земля всё никак не поймёт,

В чём же кроется тайна России.

То ли песня прекрасна, а то ли народ,

Распевающий песни такие.                                                         В. Гин (слайд 18)

Из класса дети выходят под музыку (фонограмма).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

Презентация к уроку музыки в 4 классе "Русские народные обряды в годовом православном круге"

Презентация к уроку музыки в 4 классе "Русские народные обряды в годовом православном круге"...

Презентация урок музыки 1 класс "Русские народные музыкальные инструменты"

Данная презентация помогает учителю в проведении урока музыки в 1 классе по теме : " Русские народные музыкальные инструменты".Слайды помогают учащимся наглядно представить русские народные музыкальны...

Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и пляски". 2 класс

Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и плясовые" 2 класс. Цель урока: Выявить жанровые особенности хороводных и плясовых песен....

Презентация к уроку музыки на тему: "Русские народные песни"

Презентация для урока музыки в 3 классе на тему: "Русские народные песни"....

урок музыки 5 класс "Русская музыка"

Урок музыки 5 класс "Руская музыка" разработан на основе программы по музыке В.В,Алеев, Т. И. Науменко...