Значение игровой деятельности на занятиях специальным фортепиано для детей дошкольного возраста (5-7лет).
статья по музыке по теме

Крехно Светлана Олеговна

          Актуальность данной темы состоит в том, чтобы при помощи игровых приемов на уроках специального инструмента суметь привлечь и заинтересовать ребенка такой сложной наукой. как  исполнение  на музыкальном инструменте. Попытаемся понять, почему ребенок, пришедший с большим желанием заниматься музыкой, через некоторое время теряет интерес к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispravlennoe_znachenie_igrovoy_deyatelnosti.doc39.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент культуры молодежной политики и спорта Администрации города Сургута Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого

                                           

                                             

Значение игровой деятельности на занятиях специальным фортепиано для детей дошкольного возраста (5-7лет).

                                                                   

                                                                    Автор: Крехно С.О.

                                                                    Преподаватель по классу фортепиано

                                     

                                       г. Сургут

                                           2012


Значение игровой деятельности на занятиях специальным фортепиано для детей дошкольного возраста (5-7лет).

         

              Значение игровой деятельности для детей отмечали такие известные российские педагоги как К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко и другие.

          Ведущие психологи, такие как Л.С.Выгодский, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов считают игровую деятельность ведущей деятельностью старших дошкольников.

         Значительный вклад в теорию игры внесли так же и великие зарубежные психологи З. Фрейд, К Гроссе, Ж. Пеаже.

         Разработками и поисками игровых приемов в музыкальной педагогике занимались В. Медушевский, Б. Яворский, Н. Ветлугина, К.В.Тарасова, Л. Боренбойм, Н. Кончаловская, Г. Нейгауз, К. Орф и многие другие современные педагоги музыканты.

          Актуальность данной темы состоит в том, чтобы при помощи игровых приемов на уроках специального инструмента суметь привлечь и заинтересовать ребенка такой сложной наукой. как  исполнение  на музыкальном инструменте. Попытаемся понять, почему ребенок, пришедший с большим желанием заниматься музыкой, через некоторое время теряет интерес к обучению.   Все дело в том, что по утверждению психологов, не у всех детей в этом возрасте уже успели сложиться предпосылки учебной деятельности, а основной  для старших дошкольников является деятельность игровая. Именно поэтому, нельзя сразу ко всем детям применять школьные методы обучения. И для того, чтобы помочь ребенку как можно быстрее освоиться с учебной деятельностью и программой, необходимо на уроках специального инструмента применять игровые методы и приемы обучения. Чтобы избежать "засушенности" правил теории музыки, сделать занятия музыкой с малышами сопричастными их миру, природе и деятельности.

           Что же такое игра? По определению Д. Б. Эльконина - " это спонтанная деятельность в которой осуществляется особый тип психологической регуляции и управление поведением. Игра есть упражнение в ориентировочной деятельности в период детства - время формирования психической регуляции".  

           А П.И. Пидкасистый считает, что " игра есть специально организованная деятельность, где игроки преследуют единую цель, исходя из одинаковых начальных условий, соблюдая эквивалентные правила и добиваясь строго фиксированных результатов, по которым оцениваются".

         Эти два определения выражают сущность всех игр и спонтанных и специально организованных.

         Если мы будем наблюдать детство, мы увидим, что первыми источниками незаинтересованной радости ребенка сначала является музыка, а потом игра. Музыка, успокаивающая и утешающая человека в минуты печали, облагораживающая его, говорящая общим для всех языком, сопровождающая его на протяжении всей жизни. А вторым спутником ребенка становится игра. Как только ребенок начинает осознавать себя он начинает играть непрерывно. В игре он постоянно перевоплощается, живо переживая все своей творческой фантазией. А сплетая игру с музыкой ребенок находит свою стихию. Играя, ребенок постоянно двигается, жестикулирует, мимирует, перевоплощаясь  в воображаемых им существ. Все эти особенности играющего ребенка просто необходимо использовать педагогу для работы в классе. Именно в игре детей можно побуждать находить индивидуально решение и поощрять желание узнать что-то новое. Такой подход необходим для воспитания творческой личности и должен быть осознан педагогами для гармоничного развития ребенка.

         Итак,  игра является ведущей деятельностью старших дошкольников. Для достижения плавного перехода ребенка в учебную деятельность применение игр необходимо.  В образовательном процессе игры имеют следующее значение:

     - активизация способностей детей

     -эмоциональная разрядка

     -необходимая физическая нагрузка

     -акцентирование внимания ребенка на определенных видах деятельности.

         Игры способствуют развитию следующих качеств учебно-познавательной деятельности ребенка:

     -развивается мышление

     -закрепляются  полезные навыки

     -формируется эмоциональная сфера

     -укрепляется произвольная память и внимание.

         На уроках специального фортепиано игры можно использовать на любом этапе освоения музыкальных навыков:

     -при ознакомлении с музыкальным материалом и средствами музыкальной выразительности

     -при освоении музыкальной грамоты

     -в работе над ритмом

     -при знакомстве с инструментом

    - при постановке игрового аппарата и ознакомлении с игровыми движениями.

         Игровой процесс, нахождение ребенка в игре, сопровождается яркими эмоциями и переживаниями, что способствует развитию эмоциональной сферы маленького музыканта. Использование игровых приемов на уроках специального инструмента может стать:

      -способом внутреннего раскрепощения

     -средством естественного творческого самовыражения

     -частью элементарного "донотного" музицирования.

     -основополагающим способом развития деятельности и мышления, тренировки нервно- психических процессов

     -средством развития социально-коммуникативных навыков.

         Подготовить ребенка к обучению - это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и творческой деятельности, вызвать у него желание стать школьником, музыкантом.

         Успешность этого процесса во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников, и, в частности, как он использует для этой цели игру. Переключение процесса из академических рамок в творческое интересное общение с ребенком положительно отразится на учебном процессе и, главное, на желании ребенка заниматься музыкой.

        Используемые учебники и учебные пособия:

1.     Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов.комп., 1989.

2.     Богино Г.К. Игры – задачи для начинающих музыкантов. М.: Музыка, 1974

3.     Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. С.-П.: Комп., 1999.

          Используемая методическая литература:

1.     Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.:Музыка, 1978.

2.     Каузова А.Г., Николаева А.И. Теория и методика обучения игре на фортепиано. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

3.     Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М.:Сов.комп., 1989.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по хореографии для детей дошкольного возраста

по теме: "МЫ ЕДЕМ В ЛЕТО". Это путешествие на веселом паровозике по различным станциям: "танцевальная", "игравая", "загадочная" итд.. с музыкальным сопровождением....

Конспект занятия по математике для детей дошкольного возраста "Письмо для кота Матроскина"

Как сделать процесс обучения занимательным и постоянно поддерживать интерес к предмету? Очень хочется иметь красочные наглядные пособия, разнообразный раздаточный материал, ведь всем известно, что зна...

методическая разработка конспект занятия по ПДД для детей дошкольного возраста "Хороший пешеход".

Цель:Познакомить детей младшего школьного возраста с правилами дорожного движения для пешеходов;Развивать  внимание, память, бережное отношение к себе и к окружающим. Развивать навыки примен...

Рекомендации для родителей "Организация воспитательно – образовательной деятельности ребенка в режиме самоизоляции для детей дошкольного возраста"

Сейчас, во время карантина и самоизоляции, многие родители остались дома с детьми на продолжительное время. Возникает вопрос:  «Как организовать деятельность ребенка в течение дня? »...

Игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста сОВЗ

Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПРВремя является особенно сложным объектом познания для дошкольников. Трудности познания времени в первую ...

«Игровые технологии на занятиях по хореографии с детьми дошкольного возраста»

Именно игра является основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста. Oна служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей, является источником радостных эмоций, облад...