Значение игровой деятельности на занятиях специальным фортепиано для детей дошкольного возраста (5-7лет).
статья по музыке по теме
Актуальность данной темы состоит в том, чтобы при помощи игровых приемов на уроках специального инструмента суметь привлечь и заинтересовать ребенка такой сложной наукой. как исполнение на музыкальном инструменте. Попытаемся понять, почему ребенок, пришедший с большим желанием заниматься музыкой, через некоторое время теряет интерес к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент культуры молодежной политики и спорта Администрации города Сургута Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого
Значение игровой деятельности на занятиях специальным фортепиано для детей дошкольного возраста (5-7лет).
Автор: Крехно С.О.
Преподаватель по классу фортепиано
г. Сургут
2012
Значение игровой деятельности на занятиях специальным фортепиано для детей дошкольного возраста (5-7лет).
Значение игровой деятельности для детей отмечали такие известные российские педагоги как К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко и другие.
Ведущие психологи, такие как Л.С.Выгодский, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов считают игровую деятельность ведущей деятельностью старших дошкольников.
Значительный вклад в теорию игры внесли так же и великие зарубежные психологи З. Фрейд, К Гроссе, Ж. Пеаже.
Разработками и поисками игровых приемов в музыкальной педагогике занимались В. Медушевский, Б. Яворский, Н. Ветлугина, К.В.Тарасова, Л. Боренбойм, Н. Кончаловская, Г. Нейгауз, К. Орф и многие другие современные педагоги музыканты.
Актуальность данной темы состоит в том, чтобы при помощи игровых приемов на уроках специального инструмента суметь привлечь и заинтересовать ребенка такой сложной наукой. как исполнение на музыкальном инструменте. Попытаемся понять, почему ребенок, пришедший с большим желанием заниматься музыкой, через некоторое время теряет интерес к обучению. Все дело в том, что по утверждению психологов, не у всех детей в этом возрасте уже успели сложиться предпосылки учебной деятельности, а основной для старших дошкольников является деятельность игровая. Именно поэтому, нельзя сразу ко всем детям применять школьные методы обучения. И для того, чтобы помочь ребенку как можно быстрее освоиться с учебной деятельностью и программой, необходимо на уроках специального инструмента применять игровые методы и приемы обучения. Чтобы избежать "засушенности" правил теории музыки, сделать занятия музыкой с малышами сопричастными их миру, природе и деятельности.
Что же такое игра? По определению Д. Б. Эльконина - " это спонтанная деятельность в которой осуществляется особый тип психологической регуляции и управление поведением. Игра есть упражнение в ориентировочной деятельности в период детства - время формирования психической регуляции".
А П.И. Пидкасистый считает, что " игра есть специально организованная деятельность, где игроки преследуют единую цель, исходя из одинаковых начальных условий, соблюдая эквивалентные правила и добиваясь строго фиксированных результатов, по которым оцениваются".
Эти два определения выражают сущность всех игр и спонтанных и специально организованных.
Если мы будем наблюдать детство, мы увидим, что первыми источниками незаинтересованной радости ребенка сначала является музыка, а потом игра. Музыка, успокаивающая и утешающая человека в минуты печали, облагораживающая его, говорящая общим для всех языком, сопровождающая его на протяжении всей жизни. А вторым спутником ребенка становится игра. Как только ребенок начинает осознавать себя он начинает играть непрерывно. В игре он постоянно перевоплощается, живо переживая все своей творческой фантазией. А сплетая игру с музыкой ребенок находит свою стихию. Играя, ребенок постоянно двигается, жестикулирует, мимирует, перевоплощаясь в воображаемых им существ. Все эти особенности играющего ребенка просто необходимо использовать педагогу для работы в классе. Именно в игре детей можно побуждать находить индивидуально решение и поощрять желание узнать что-то новое. Такой подход необходим для воспитания творческой личности и должен быть осознан педагогами для гармоничного развития ребенка.
Итак, игра является ведущей деятельностью старших дошкольников. Для достижения плавного перехода ребенка в учебную деятельность применение игр необходимо. В образовательном процессе игры имеют следующее значение:
- активизация способностей детей
-эмоциональная разрядка
-необходимая физическая нагрузка
-акцентирование внимания ребенка на определенных видах деятельности.
Игры способствуют развитию следующих качеств учебно-познавательной деятельности ребенка:
-развивается мышление
-закрепляются полезные навыки
-формируется эмоциональная сфера
-укрепляется произвольная память и внимание.
На уроках специального фортепиано игры можно использовать на любом этапе освоения музыкальных навыков:
-при ознакомлении с музыкальным материалом и средствами музыкальной выразительности
-при освоении музыкальной грамоты
-в работе над ритмом
-при знакомстве с инструментом
- при постановке игрового аппарата и ознакомлении с игровыми движениями.
Игровой процесс, нахождение ребенка в игре, сопровождается яркими эмоциями и переживаниями, что способствует развитию эмоциональной сферы маленького музыканта. Использование игровых приемов на уроках специального инструмента может стать:
-способом внутреннего раскрепощения
-средством естественного творческого самовыражения
-частью элементарного "донотного" музицирования.
-основополагающим способом развития деятельности и мышления, тренировки нервно- психических процессов
-средством развития социально-коммуникативных навыков.
Подготовить ребенка к обучению - это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и творческой деятельности, вызвать у него желание стать школьником, музыкантом.
Успешность этого процесса во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников, и, в частности, как он использует для этой цели игру. Переключение процесса из академических рамок в творческое интересное общение с ребенком положительно отразится на учебном процессе и, главное, на желании ребенка заниматься музыкой.
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов.комп., 1989.
2. Богино Г.К. Игры – задачи для начинающих музыкантов. М.: Музыка, 1974
3. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. С.-П.: Комп., 1999.
Используемая методическая литература:
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.:Музыка, 1978.
2. Каузова А.Г., Николаева А.И. Теория и методика обучения игре на фортепиано. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
3. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М.:Сов.комп., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по хореографии для детей дошкольного возраста
по теме: "МЫ ЕДЕМ В ЛЕТО". Это путешествие на веселом паровозике по различным станциям: "танцевальная", "игравая", "загадочная" итд.. с музыкальным сопровождением....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/23/picture-591569-1648038959.jpg)
Конспект занятия по математике для детей дошкольного возраста "Письмо для кота Матроскина"
Как сделать процесс обучения занимательным и постоянно поддерживать интерес к предмету? Очень хочется иметь красочные наглядные пособия, разнообразный раздаточный материал, ведь всем известно, что зна...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/31/picture-908998-1490975834.jpg)
Музыкально театрализованная деятельность как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/20/picture-981503-1519147854.jpg)
методическая разработка конспект занятия по ПДД для детей дошкольного возраста "Хороший пешеход".
Цель:Познакомить детей младшего школьного возраста с правилами дорожного движения для пешеходов;Развивать внимание, память, бережное отношение к себе и к окружающим. Развивать навыки примен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/05/picture-1234689-1586090916.jpg)
Рекомендации для родителей "Организация воспитательно – образовательной деятельности ребенка в режиме самоизоляции для детей дошкольного возраста"
Сейчас, во время карантина и самоизоляции, многие родители остались дома с детьми на продолжительное время. Возникает вопрос: «Как организовать деятельность ребенка в течение дня? »...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/01/picture-1282198-1648814215.jpg)
Игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста сОВЗ
Игры и игровые упражнения по развитию временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПРВремя является особенно сложным объектом познания для дошкольников. Трудности познания времени в первую ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/23/picture-1014895-1519382429.jpg)
«Игровые технологии на занятиях по хореографии с детьми дошкольного возраста»
Именно игра является основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста. Oна служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей, является источником радостных эмоций, облад...