Конфликтология. Способы разрешения и предупреждения конфликтов
статья по музыке по теме

Пучкова Светлана Геннадиевна

Конфликт - динамически сбалансированное воздействие, осуществляемое двумя или более субъектами на основе несовпадения интересов, целей, методов и способов их достижения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfliktologiya.docx30.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ ДОД Огудневская ДШИ

ДОКЛАД

на тему:

Конфликтология.

Способы разрешения и предупреждения конфликтов.

Преподаватель по классу фортепиано

Пучкова Светлана Геннадиевна

2011

Конфликтология.

Способы разрешения и предупреждения конфликтов.

Конфликтология – относительно молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине XX века. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.

Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы и людей. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть. Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. «В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, − учил древний китайский философ Лао-цзы (579-499 до н.э.), − главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие.»

Конфликт неизбежно связан с проблемами различного характера, возникающими в жизнедеятельности школы, а также с конфликтными напряжениями, которые лишь усугубляют те или иные проблемные ситуации. Так как педагогический коллектив состоят из определенного количества людей (преподавателей, учащихся и их родителей), взаимодействующих между собой, конфликтные ситуации являются  присутствующим элементом педагогической деятельности. На поле действий выпускается целый арсенал методов и способов, которые зачастую выходят за рамки стандартных и общепринятых методов поведения. Влияние обстоятельств, в том числе и конфликтных ситуаций, порождает у человека определенные эмоции. Образовавшийся в результате внутренний дискомфорт часто становится причиной нервного расстройства, вызывает возникновение стрессов и может привести к формированию конфликтных ситуаций.

Для максимально полного отображения эффективности организационной жизнедеятельности, прежде всего, нужно понимать, что представляет собой конфликт, как его избежать и как урегулировать его с минимальными издержками.

Каждый преподаватель должен научиться управлять конфликтными ситуациями, то есть, избегать ненужных конфликтов и их тяжелых форм; использовать конструктивный потенциал конфликта и минимизировать его деструктивный потенциал; выбирать оптимальные модели поведения и успешно противостоять агрессивным намерениям других людей.

Любому человеку приходится переживать стрессовые ситуации. Жизнь устроена таким образом, что избежать этого вряд ли возможно.

Стресс – это прежде всего психологическая проблема.

Опасность представляет не столько стресс, сколько неумение с ним справляться. Стрессы становятся опасными в том случае, если переживания, связанные со стрессовой ситуацией, оказываются слишком длительными.

Конфликт – динамически сбалансированное воздействие, осуществляемое двумя или более субъектами на основе несовпадения интересов, целей, методов и способов их достижения.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Для различия конфликта и конфликтной ситуации советую запомнить следующую “формулу”:

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.

Динамика конфликта изменчива и может то усиливаться, то затухать:

  1. усиление конфликта – это процесс обострения противоречия и борьба его участников;
  2. затухание конфликта – это процесс затухания борьбы и постепенная гармонизация взаимоотношений участников конфликта.

Чтобы конфликт начал разрастаться, конфликтная ситуация (причина) должна перерасти в инцидент (следствие), когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Инцидент в свою очередь является поводом (причиной) резкого обострения и углубления конфликта (следствие).

Инцидент – это практические (конфликтные) действия участников
(сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. Инцидент обычно возникает после резкого обострения противоречия и провоцирует столкновение участников конфликта.

Участники (противостоящие стороны, оппоненты) – это субъекты
(отдельные  личности), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта (конфликтную ситуацию, инцидент), непримиримо  оценивающие  сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью  другой  стороны.

Оппонент – это участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими.

Сильный оппонент – это  оппонент,  который  имеет  более  высокий уровень знаний, умений, способностей и личностных качеств в сравнении с другими участниками конфликтной ситуации.

Конфликтный человек – это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты.

Объект конфликта – это предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт.

Проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы.

Возникновению конфликтной ситуации способствует более или менее длительный период скрытой, взаимной или односторонней неудовлетворенности, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт в результате действий одного лица по ограничению возможностей другого лица реализовывать свои интересы. Для ограничения другого лица в достижении его целей необходимо применить силу, в том или ином виде, например, физическую, юридическую, моральную.

По составу конфликтующих сторон конфликты делятся на:

  1. Внутриличностный конфликт – это внешний конфликт, перенесенный внутрь. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт.
  2. Межличностный конфликт – это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:

  1. ученик – ученик;
  2. ученик – учитель;
  3. учитель – учитель.

Конфликт «ученик – ученик»

Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшемся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем  классом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования, иногда вместе с родителями.

Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а так же между отдельными учениками младших классов.

Конфликт «ученик – учитель»

Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают в старших классах. В младших классах учитель для ученика чаще всего такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межличностных конфликтов не возникает или возникают редко. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция «Я – взрослый», которая способствует созданию конфликтных ситуаций с преподавателем.

В старших классах школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решают вопросы, касающиеся лично его, имеют собственные привязанности, а так же собственные взгляды на происходящих вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и может приводить к конфликтам в любой форме. Конфликты между учителем и учениками могут возникать из за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт может втянуться весь класс, выступая на стороне ученика. Некоторые учителя придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний учеников. Одна выражается в заниженных требованиях для установления благоприятных отношений с учениками, другая – в завышенных требованиях с целью подготовки учеников для поступления в высшие учебные заведения. Обе стратегии потенциально конфликтны. Завышенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы, заниженные оценки воспринимаются как произвол учителя. Необходима справедливая оценка знаний учеников.

Конфликт «педагог – педагог»

Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого развития личности. Выделяют несколько вариантов поведения в среде преподавателей:

  1. соперничество учителя, только достигающего высокого уровня профессиональной деятельности, с ранее признанными авторитетами. Он может распространять негативную информацию о признанных авторитетах, которые давно и успешно работают с учениками. Начинается нездоровое соперничество, чреватое межличностными конфликтами;
  2. поведение, подчеркивающее степень превосходства опытных преподавателей над молодыми, когда они позволяют себе снисходительно поучать их, выражать недовольство их методами, навязывать в виде образца свою методику;
  3. создание некоторыми преподавателями благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией ее участием в различных общественных мероприятиях, саморекламой и т.п.

 

Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе

Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Профессия педагога признана в числе самых тяжелых, по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов. Поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов.

Я считаю, что учитель, который не избегает конфликтов, а стремиться их разрешить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов поведения учеников, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность преподавателю направлять энергию межличностных конфликтов на совершенствование процесса образования и воспитания школьников.

Педагогика имеет на вооружении ряд алгоритмов поведения, необходимых для успешной работы учителя:

  1. в школе должно быть только рабочее настроение, отрицательные эмоции, связанные с личными проблемами, остаются за порогом школы;
  2. не избегать конфликтов, направлять процесс их разрешения в конструктивное русло, не затягивать их разрешения;
  3. одинаковое, справедливое отношение ко всем ученикам;
  4. вся деятельность учителя сосредотачивается на процессе обучения и воспитания;
  5. не унижать учеников, а поднимать их до своего уровня;
  6. учить школьников умению учиться;
  7. в отношениях с коллегами демонстрировать только ассертивную форму поведения.

Опираясь на свой педагогический опыт работы, я убеждена, что конфликтами необходимо умело дирижировать, контролировать и управлять. Управление процессами конфликтов — это целенаправленное воздействие на процесс конфликта с целью его изменения.

Управление процессами конфликтов строится на трех базовых понятиях: наблюдение, воздействие и контроль. Наблюдение осуществляется на стадии, которая предшествует воздействию на конфликт. Здесь должны быть четко выделены не только факт наличия процесса конфликта, но и его специфика, структура, динамика, причины, вид, форма, сущность. Наблюдение за конфликтом имеет очень большое значение, так как от степени его объективности, своевременности и актуальности зависят все последующие действия. Целенаправленное воздействие на процесс конфликта должно быть основано на всестороннем его анализе. Необходимо своевременно начать воздействие на процесс конфликта, стремиться достигнуть поставленных целей.

Большинство преподавателей, к сожалению, недостаточно внимания уделяют влиянию процессов конфликта на педагогическую деятельность. Зачастую бывает так: конфликт начинают «лечить» только тогда, когда обнаруживается, что он зашел слишком далеко. Я считаю, необходимо своевременно находить конфликты и принимать меры по их урегулированию. Отсюда следует вывод: прежде чем организовать определённые отношения, преподаватель должен продумать и разработать взаимовыгодные варианты общения, т.е. коммуникативная деятельность должна соответствовать новой дидактической модели и выступать в качестве системообразующего фактора. Это станет прочным фундаментом в построении позитивных взаимоотношений в педагогическом процессе.

Список литературы:

  1. Доктор филосовских наук, профессор В.П.Ратников, кандидат филосовских наук, доцент В.Ф.Голубь, кандидат исторических наук, доцент Г.С.Лукашева,  кандидат исторических наук, профессор Э.В.Островский, старший преподаватель Ж.Б.Скрипкина, кандидат филосовских наук, доцент В.В.Юдин. Конфликтология. Москва 2002 г.
  2. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В.; Отв.ред. кандидат филосовских наук, доцент В.М.Николаенко. Психология и педагогика. Новосибирск 2001 г.
  3. Психология и педагогика. Под ред. А.А.Радугина. Москва 2002г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликт. Способы разрешения

Подборка материалов для преподавателей и родителей по одной из актуальных тем современной педагогики и психологии....

Выступление на педагогическом совете. Конфликты среди подростков. Причины и способы разрешения.

Цель: формировать представление о ситуации «Конфликты между подростками», предложить конструктивные пути их разрешения...

Родительская гостиная. Способы разрешения конфликтов с подростками (8 классы).

Презентация для родителей 8-классников по способам решения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях со своими подростками....

Методическая учеба для педагогов «Конфликты. Их виды и способы разрешения»

Предоставление возможности участникам методической учебы получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций...

Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в школьных коллективах

Методические материалы для классных руководителей по вопросам обеспечения безопасности несовершеннолетних и предупреждения агрессивных и насильственных способов разрешения межличностных конфликтов в...

Конфликт. Способы разрешения конфликта. (Материалы для занятия с учащимися 3-5 классов)

В презентации рассматривается схема понятия "Конфликт" и способы его разрешения по Томасу. Все способы проиллюстрированы и рассмотрены их особенности. Данная презентация будет полезна...

Классный час. «Конфликты: предупреждение и способы разрешения».

Классный час. «Конфликты: предупреждение и способы разрешения»....