"Сказка в музыке"
план-конспект урока по музыке по теме

Платонова Ольга Юрьевна

научить  чувствовать  поэтичность,  музыкальность  и живописность       художественных  образов  на примере  сказки А. Гофмана «Щелкунчик»;  подвести  учащихся к восприятию  «автор», «замысел», «выразительность", «интонация».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

4 класс. 3  четверть. 3 урок.

ТЕМА:       «Сказка  в музыке»

Цель:          формирование способности  нравственно -  эстетического  переживания.

Задачи:        научить  чувствовать  поэтичность,  музыкальность  и живописность      

                    художественных  образов  на примере  сказки А. Гофмана «Щелкунчик»;

                    подвести  учащихся к восприятию  «автор», «замысел», «выразительность»,

                   «интонация».

Материал:          А. Гофман «Щелкунчик»,

Иллюстрации:  портрет П.И. Чайковского,

Оборудование:  музыкальный  центр, портрет  композитора П. И. Чайковского;  

                            карандаши, фортепиано.

Методы:           беседа, диалог, наблюдение, сравнение, импровизация.

Ход  урока.

  1. Организация  урока.

Музыкальное  приветствие  «Музыка, здравствуй».

  1. Разминка  «Мозговая  атака» (вопросы  о музыке).
  1. Что  такое  музыка?
  2. Кто сочиняет музыку?
  3. Кто  пишет стихи?
  4. Назовите фамилии композиторов.
  5. Назовите  названия русских народных песен.
  6. Что  такое мажор  и минор?
  7. Что  такое звукоряд?
  8. Какие  есть ансамбли по  числу исполнителей?
  9. Самый  низкий мужской  голос
  10. Самый высокий  женский  голос
  11. Фамилии татарских  композиторов
  12. Названия оркестров
  13. Назовите музыкальные  жанры
  14. Назовите  в  основу,  каких литературных произведений  легла музыка.

 Ответы  учащихся:

  1. «Руслан и  Людмила»
  2. «Конёк-Горбунок»

«Золушка»

  1. «Снегурочка»
  2. «Сказка  о  царе  Салтане»
  3. «Волк и  семеро козлят»

Учитель усложняет  задание. Просит  ответить   ребят, какие  жанры звучат  в  этих  литературных  произведениях:

  1. «Руслан и Людмила» - опера
  2. «Конёк - Горбунок» - балет
  3. «Золушка» - балет
  4. «Снегурочка» - опера
  5. «Сказка  о  царе Салтане» - опера
  6. «Волк и  семеро козлят» - опера
  7. «Щелкунчик» - балет

Учитель:  именно на этом литературном произведении мы сегодня  остановимся поподробнее. Эту сказку написал писатель  А. Гофман,  а музыку  сочинил русский  композитор П. И. Чайковский – русский композитор.

3.Краткие  сведения  о  композиторе.

П.И. Чайковский – русский композитор,  с раннего  детства  композитор  слышал музыку,  его  мама очень хорошо пела  и   играла на фортепиано.

С 5  лет маленький Петя играл на  фортепиано, а  8 лет  уже  сочинял  музыку.  Но по  настоянию родителей  Чайковский  поступает  в горный техникум,

заканчивает его, работает  в Министерстве юстиции.  Но тяга  к музыке, привлекает  композитора  больше,  и он поступает  консерваторию, оставив  профессию инженера.  В консерватории преподаёт дирижирование, занимается педагогической  деятельностью.

Творчество  композитора   разнообразно сочиняет концерты, пишет  музыку для детей( «Детский альбом»), оперы, балеты…..

Запись в тетрадях ( тема урока, название балета, фамилия  композитора).

Воросы учителя:

Какую куклу  подарили  девочке Марии на Рождество?

  1. Щелкунчик – кто  это?
  2. Кто заколдовал  принца, почему?

Учитель:

В отличие от сказки композитор включил  свои изменения. В балете    появилась  новая  тема  «Вальс  снежных  хлопьев». 

4.Слушание.

Задание  перед прослушивание: (какой  оркестр звучит?, какие  инструменты услышали?, какой образ можно представить?).

           Ответы ребят.

Слушание.

«Вальс  цветов».

 Учитель:

Какая  тема объединяет  эти два фрагмента( тема танца – вальс, тема контраста: зима- лето).

Задание  в  тетрадях – поделить тетрадь  по диагонали  и изобразить  услышанные фрагменты рисунком.

После выполнения  задания в   тетрадях -   проведения  динамической паузы  5.«Буратино».

                                       

Буратино  потянулся

                                                       раз нагнулся, два  нагнулся.

                                                       Руки в стороны  развёл

                                                       ключик  видно не нашёл.

                                                       Чтобы ключик нам достать,

                                                       нужно на носочки встать.

Выполняется   всё под музыку.

6. Подготовка  к пению

7. Распевание.  Работа   над звуком, дикцией, артикуляцией.

«Песня про ноты», «Десять  индейцев», «У тети Моти»,

« Весёлый колокольчик» - эта попевка усложняется  ещё и тем, что  учащиеся сами  играют на музыкальном  инструменте – металлофоне, и пианино.

А вместе  с  учителем  звучит дуэт и  трио.

Зимушка – зима

                                                           Зима  снежная.

                                                           Всё  кругом бело

                                                           снегом замело.

 

8.Исполнение песни  « Песенка зимнего леса».

           Показать характер, настроение песни.

9.Домашнее  задание

Закончить рисунок  в тетради - контрастные образы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС "СКАЗКА В МУЗЫКЕ"

Данная презентация  - добавление к разработке урока в 5 классе по теме "Музыка и литература" по программе Д.Б. Кабалевского....

Интегрированный урок (музыка, рисование). Сказка в музыке.

Данный урок направлен на развитие музыкальных и творческих способностей....

Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».

Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...

План-конспект к уроку музыки на тему: "Мифы и сказки о музыке"

План-конспект к уроку музыки в 5 классе на тему:  "Мифы и сказки о музыке"...

Музыка главный герой сказки (урок музыки)

Музыка лекарство для души...

урок музыки 3 класс : «Сказка в музыке» (по произведениям Эдварда Грига)

Осмысление образа сказочных героев (гномов) посредством выразительных и изобразительных возможностей музыки.   Ввести детей в мир сказочной музыки Норвегии....

Конспект урока музыки в 3 классе "Сказка в музыке"

Дети входят в мир  сказочной музыкой Норвегии....