Методический доклад"Детская опера"
методическая разработка по музыке по теме

Методический доклад по теме "Детская опера". Освещает какие есть примеры детских опер. Расссматривается материал исполняемой детьми оперы"Курочка ряба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Детская опера38.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                     

                               

Методический доклад

преподавателя ДШИ им.Г.Кукуевицкого  Вариной Гузаль Рамилевны

на тему:

«Детская опера - как нетрадиционная форма работы с вокальным             коллективом»

Методический доклад на тему:

«Детская опера - как нетрадиционная форма работы с вокальным             коллективом»

Цель методического доклада:

- привлечь внимание хормейстеров к жанру детской оперы, продемонстрировать, что ее музыкальный материал - не разработанный пласт, требующий пристального внимания, изучения, обращения к себе и представляющий большую практическую ценность;

-        показать, что данная музыка может исполняться детскими хоровыми коллективами различных составов и возрастных категорий;

-        подчеркнуть яркость музыкального языка, увлекательность, значительность и актуальность содержания, способствующих лучшему восприятию музыки детской аудиторией.

Задачи:

-  описать этапы развития детской оперы, начиная с момента ее первого появления.

- отобразить особенности музыкального языка детских опер на основе сравнительного анализа.

- осветить некоторые формы работы с вокальным коллективом, используя материал  детской оперы «Курочка Ряба».

       «В детстве человек должен пройти

           эмоциональную школу – школу

          воспитания добрых чувств".

                                                                                                В.Сухомлинский

                                                        Введение.

Вопрос о том, как воспитать гармонично развитого человека, всегда получал широкий резонанс у передовой части общества во всем мире. В любую историческую эпоху находились люди, отдававшие годы своей жизни для ответа на него. Древнегреческие философы, мыслители Возрождения, деятели западноевропейской буржуазной педагогики - все писали о нравственном формировании личности, о соединении обучения с практикой, о воспитательной роли детского коллектива. Важность приобщения детей к музыкальному искусству в дошкольном и младшем школьном возрасте можно сравнить с закладкой прочного фундамента будущего высотного здания. Иными словами, музыкальные знания и навыки полученные в детстве, способствуют воспитанию высокоразвитой личности.

                       

   В России традиции сочинения музыки для детей и музыки о детях, стали прочно укрепляться в творчестве композиторов  лишь во второй половине 19 века.  В это время были написаны, например, такие произведения как: "13 музыкальных картинок" Кюи, вокальный цикл "Детская"  М.П.Мусоргского, "Детский альбом" Чайковского. Однако время требовало создания такой  музыки, которая была бы наиболее доступна детям. Вопрос - "Какой же музыкальный жанр может стать основой для реализации этого замысла?" - ставили многие композиторы. Вполне естественно, что выбор пал на оперу как жанр, помимо музыки включающий в себя яркое сценическое действие, то есть обладающий фактором зрительного восприятия. Теперь на первый план вышел уже ряд вопросов: "Какой должна быть опера для детей?", "Что брать за сюжетную основу для написания либретто?", "Какие особенности музыкального языка будут понятны юному слушателю?" и "Детская опера - это один из методов воспитания или развлечение, досуг?" Дать ответы на них было весьма непросто,  и все же опера для детей стала получать претворение в творчестве некоторых композиторов. В конце 19-начале 20 века были написаны первые оперы для детей:

Брянский: «Кот, козел и баран» и «Музыканты» (на тексты басен И.А.Крылова, Лысенко М.: «Коза-дереза» (1888 г.) и «Пан Коцкий» (1891 г.), Ребиков В.: «Елка» (1900 г.) и «Сказка о Принцессе и Короле-лягушке» (1908г.), Асафьев Б.: «Золушка» (1906 г,), «Снежная королева» (1907 г., инструментована в 1910 г.), Кюи Ц.: «Снежный богатырь» (190б г.), «Красная шапочка» (1911 г.), «Кот в сапогах» (1912 г.), «Иванушка-дурачок» (1913 г.), Гречанинов А.: «Ёлочкин сон» (1911 г.),

По причине отсутствия нотного материала, аналитических статей и другой подобного рода информации, говорить о музыкальном языке первых детских оиер  сложно. Что касается литературной основы для написания оперных либретто, то здесь можно констатировать тот факт, что в то время Россия испытывала острый недостаток в произведениях для детей. Сюжетами служили либо сказки европейских писателей (Г.Х.Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм), либо народные сказки и всевозможные фантастические истории, бытовавшие в устной традиции.

После революции 1917года жанр детской оперы, как в прочем и многие другие музыкальные жанры, отходит на задний план, как не отвечающий требованиям исторического момента. 

На первый план вышла песня, как жанр наиболее демократичный, доступный пониманию подрастающего поколения. Постановка же детских опер требовала сразу очень больших затрат, много сил и времени: нужны были квалифицированные кадры -  как руководители-организаторы, так и грамотные, музыкально подготовленные исполнители; необходима материальная база и, в конце концов, новый, качественно достойный репертуар. Когда обстановка в стране стабилизировалась, энтузиастами детского эстетического воспитания снова был поднят вопрос о необходимости дальнейшего развития жанра детской оперы, как весьма интересного и полезного во многих отношениях.

Первые детские оперы советского периода:
Гречанинов А. «Теремок» (1921 г.) и «Кот, Петух и Лиса» (1924 г.)
Половинкин Л. «Ирландский герой» (1933 г.) и «Сказка о рыбаке и рыбке» (l 935 г.)
Красев М. «Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях (1924 г.), «Маша и медведь» (1940 г.)
«Петушок» (1940 г.), «Теремок» (1942 г.), «Муха-Цокотуха» ( - ),

«Тим и Том» ( - ), «Морозко» (1950 г.), «Павлик Морозов» (1953 г.)
Коваль М. «Волк и семеро козлят» (1939 г.)
Левитин Ю. «Мойдодыр» ( -, поставлена в 19б3 г.)

 Наряду с русской народной сказкой за сюжетную основу опер стали приниматься сочинения советских поэтов и писателей: А. Барто, К. Чуковского, С Маршака, С Михалкова, А. Толстого и многих других. Их произведения шли в ногу со временем, тематика как нельзя лучше отражала новую советскую жизнь.

Новым стимулом к развитию и широкому распространению детская опера, как в прочем и весь жанр детской музыки, обязана Дмитрию Борисовичу Кабалевскому -- пианисту и композитору, общественному деятелю, пропагандисту - музыкального воспитания детей и юношества, педагогу, создавшему новую систему преподавания музыки в школе. Обладая музыкальным авторитетом и административными
полномочиями власти,
Кабалевский всячески содействовал открытию музыкальных школ и разнообразных студий, созданию различных творческих коллективов и организаций.

 Руководителем первого в мире Детского музыкального театра стала Наталия Ильинична Сац

Жесткий отбор музыкального материала и мастерски срежессированные сценические постановки - очень скоро завоевали театру Н.Сац признание и известность, как в нашей стране, так и за рубежом. Его главная заслуга заключается в том, что он явился образцом для создания аналогичных театров и детских оперных студий во всех крупных городах страны, что в  свою очередь стало причиной широкого распространения детского оперного репертуара и роста популярности этого жанра у детской аудитории. С позиций эстетического воспитания были сформулированы четкие задачи, предъявляемые к детскому оперному жанру. Общим в них является следующее: опера для детей несет в себе не просто элемент развлечения, зрелища, но и обучающий момент; она призвана воспитать в ребенке лучшие качества, присущие человеку и гражданину.

В "советское" время оперы для детей ставились детскими театрами (ТЮЗами, которых в 70-е годы в СССР насчитывалось около ста), либо оперными театрами, специализировавшимися на подобных постановках. Благодаря этому невольно сложилось мнение, что детский оперный репертуар, предлагаемый композиторами, по силам лишь профессиональным коллективам, взрослым артистам, что музыкальный материал опер очень сложен и недоступен учащимся обычных музыкальных школ, тем более самодеятельности школ общеобразовательных или вокально-хоровых кружков Домов детского творчества.

В середине 20 века  были написаны такие детские оперы как:

Красев  М.И. Опера «Петушок», «Тим и Том», «Петушок», «Теремок», «Муха –Цокотуха», Левитин Ю.А. Опера «Мойдодыр», Коваль М.В. Опера «Волк и семеро козлят», Бойко Р.Г. Опера «Станция Заваляйка».

На примере детских опер  композитора Михаила Ивановича Красева можно показать, что они предназначены для исполнителей разных возрастных групп.

Четыре из них – так называемые оперы-игры, предназначены для сценической постановки  силами детей младшего возраста и имеют разную степень сложности исполнения. Самая простая «Тим и Том» предназначена для исполнителей дошкольного возраста. Вторая по сложности является опера «Петушок» предназначенная также для постановки в детских садах. Оставшиеся две – «Теремок» и «Муха-Цокотуха» - несколько сложнее выше названных опер: они могут быть поставлены как в общеобразовательной школе силами учащихся начальных классов, так и в тех детских садах, где ведется систематическая музыкальная работа и есть дети с хорошими голосами для исполнения сольных номеров.

Опера в исполнении детей в школе - всегда событие. Ее постановщик должен обладать не только незаурядными педагогическими способностями, но быть хорошим хормейстером и отличным организатором. В том-то и отличие детского хора от детской оперы, что в ней, наряду с хоровой партией, каждый ребенок – артист имеет свою свою собственную роль, а педагог должен уметь соединить на своих занятиях творческий дух и дисциплину.

В Российской практике пока не так много случаев преподавания в музыкальной, а тем более в общеобразовательной школе по методике «Детский оперный театр». Из опубликованных статей можно  привести в пример авторскую методику «Детский оперный театр» Ольги Борисовны Куликовской преподавателя музыки в начальных классах гимназии №1253.

Эта методика не противоречит программе Д. Кабалевского – дети слушают музыку, обсуждают ее на уроке, делают записи в тетрадях. Но непременным разделом урока являются упражнения по сценической речи (актерскому мастерству), которые предлагаются либо всему классу, либо группам по рядам. Постоянная шлифовка произношения, работа над интонацией, постановка правильного речевого дыхания, практика в ораторском мастерстве в соединении с хоровым пением на уроке дают потрясающие результаты: за год работы в классах не осталось непоющих детей. Методика  О.Б.Куликовской предполагает обязательную подготовку значительного итогового события – детского оперного представления для зрителей. Талантливый вокалист с радостью продемонстрирует свои способности, а непоющие дети мечтают участвовать в театрализации на любых условиях,  потому что спектакль – это своего рода увлекательная ролевая игра, в которой педагогу режиссеру нужно лишь правильно распределить задания.

Неотъемлемая часть методики Куликовской сочинение ею музыки для детских оперных постановок ориентируясь на способности своих учеников. Одна из опер получивших сценическое воплощение и имеющая напечатанный сценарий и музыкальный материал: «Про девочку Машеньку и трех медведей» ( по мотивам сказки Л.Н.Толстого). Музыкальный материал оперы написан  на основе русских народных и авторских песен: «Ходила младешенька», «Как пошли наши подружки» музыки А. Лядова  «Окликание дождя». Также ею готовятся к выпуску опера «Принцесса на горошине» (для учащихся 3 класса) и театрализованная кантата «Василий Теркин».

Анализ музыкального языка детских опер.

Если провести анализ музыкального языка нескольких детских опер, то можно выделить такие основные черты как:

 - высокий эстетический уровень музыкального материала;

-глубокое содержание, высокоидейность,

- яркая жанровая направленность;

- простота и ясность;

Музыкальному языку детских опер свойственна :

- Опора на чередование основных музыкальных жанров – песни, танца, марша. (Здесь музыка, а не текст часто является главенствующим элементом в выражении эмоциональных чувств героев и общего характера сценического момента в целом).

- яркая ладовая окраска – использование мажора, минора и переменности. Тональный план  чаще всего выстроен в тонико-субдоминантовом (T-S), тонико доминантатовом (T-D) соотношениях;

- большое количество  хоровых номеров

- все хоры характеризует четкость, ясность и простота формы. Для них наиболее типичны простые двух-трех частные, куплетные формы:

-музыке всех хоров свойственна необыкновенная мелодичность, вокальность. Последнее качество достигается удобством диапазонов и тесситуры; Вокальность мелодии достигается необычайным удобством произношения текста, что объясняется большим количеством гласных имеющихся в нем, а также поступенностью, плавностью движения мелодической линии

-гармоническая структура строится на использовании трезвучий основных ступеней лада и их обращений;

-применение простых размеров и несложного ритма характеризует метроритмическую структуру музыки опер в целом.

Образная выразительность и четкая музыкальная определенность характеристик, легко усваиваемая песенность вокальных партий и светлое мироощущение -  определяет специфику детских опер.

Все это дает возможность детям усваивать основные музыкальные понятия и навыки в процессе игры.

Формы организации урока по вокальному ансамблю могут быть достаточно разнообразными и зависят:

- от индивидуальных особенностей учителя музыки, его темперамента, манеры общения с детьми.

-от уровня воспитанности детей конкретного вокального коллектива; способности их к организации и самоорганизации, к переключению от одного вида деятельности к другому; от чередования коллективной, групповой и индивидуальной деятельности, контраста изучаемых музыкальных произведений, продолжительности их звучания.

- от установившихся взаимоотношений между учителем и детьми.

Подготовка учащихся  к сценической интерпретации музыкальных произведений направлена на раскрытие еще одной грани музыкально-творческого потенциала учащихся в процессе общения с музыкальным искусством. Эта работа включает в себя широкий спектр различных форм: от драматизации песен до постановки опер, мюзиклов. Практика показывает, что сегодня сценическая интерпретация получает все более широкое распространение ввиду своей привлекательности для современного ребенка.

 В подготовке учащихся к такой деятельности выделяются следующие направления:

- совместная работа учителя и учеников по выбору уже готовой композиции или по ее созданию на основе какого-либо музыкального произведения;

- выбор ролей в соответствии с возможностями  каждого ребенка-исполнителя;

-разучивание каждой роли;

-подготовка  сценических костюмов;

-постановка сценической композиции в целом;

-развитие артистических способностей.

Одним из наименее разработанных в настоящее время видов деятельности учителя музыки или руководителя творческого коллектива является подготовка учащихся к музыкально-пластической деятельности.

Она направлена на формирование способности музыкально-творческого самовыражения ребенка, на развитие ассоциативных связей музыки и искусства движения, на более углубленное вхождение в мир музыки, постижение ее интонационной природы.

Урок – опера  рассматривается как средство для объединения  детей разных возрастных групп в единый сплоченный коллектив.

- Дети с различной сценической подготовкой  получают навыки  более выразительного исполнения произведений  с  помощью мимики, жестов, свободного передвижения на сцене.

- учащиеся младших классов приобретают навык унисонного или двухголосного пения в ансамбле (в зависимости от состава учащихся: интонирующие или неинтонирующие дети).

- учащиеся более старшего возраста овладевают навыками: ансамблевого пения (дуэт, трио), умением слышать свою партию в соотношении с другими партиями, умением свободно держать себя на сцене, более ярко и выпукло показать характеристику исполняемого персонажа.

Урок-опера - это одна из форм проведения урока с вокальным ансамблем.

Почему выбран именно этот вариант? Состав нашего вокального ансамбля «Веснушки» очень неоднороден с точки зрения вокальной подготовки, возрастной категории, навыка концертных выступлений. Что усложняет выбор репертуара для концертной деятельности. С одной стороны детей достаточно мало, чтобы озвучить любой зал, с другой - без выступлений, нет стимула для дальнейшей работы.

Мы нашли в опере «Курочка ряба» оптимальный вариант для наиболее яркого выражения знаний умений и навыков каждого ребенка, его творческого самовыражения в пении.

С точки зрения методической оправданности данная опера содержит в себе ряд   черт:

1.Яркий, образный литературный текст, созданный по мотивам русской народной сказки – либретто Т.Поповой.

2.Доступность литературного и музыкального материала для восприятия оперы дошкольниками и младшими школьниками.

3.Различный по степени трудности музыкальный материал, что позволяет начинающим певцам исполнять одноголосные или двухголосные ( при устойчивой интонации) хоры, а детям с хорошей вокальной подготовкой- дуэты, трио, соло.

4.Разножанровый музыкальный материал  с опорой  на интонации русской народной музыки.

5.Позитивный сюжет, способствующий развитию  у  исполнителей и слушателей таких качеств как: доброта, отзывчивость, сострадание, любовь к родной музыке и традициям.

При использовании такой формы работы с вокальным коллективом можно отметить ряд положительных моментов:

-создание благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы взаимоуважения и творческого поиска.

-постепенной слияние в единый коллектив (обычно процесс спевки достаточно длителен и может занять не один год)

- активизация процесса обучения при совместной работе старшего и младшего ансамбля.

-возможность творческого самовыражения  каждого ребенка (при успешном освоении необходимых навыков каждый ребенок имеет возможность стать солистом).

- постижение жанра оперы изнутри на практическом материале.

- получение первоначальных навыков сценической речи, мимики, движений.

Принимая во внимание все вышесказанное можно подвести   итог - использование данной формы работы с вокальным коллективом:

-расширяет исполнительский репертуар коллектива,

-способствует обучению основным  знаниям, умениям и навыкам, которые необходимы участникам вокального ансамбля.

- позволяет развить творческий потенциал каждого ребенка.

- основывается на принципах гуманного обучения.

- вовлекает в творческий процесс родителей ребенка (выучивание слов в партии, создание костюма исполняемого персонажа) - все это подтверждает важность и нужность данной работы.

Cписок использованной литературы:

Н.И. Сац «Детский театр»

М. Коваль. Опера «Волк и семеро козлят» либретто Е. Манучаровой.-М.:Музыка, 1987.

Детская опера «Моя мама» А.Э. Спадавеккиа 1974. Музыкальный спектакль Детского Музыкального театра под руководством Н Сац. Запись с пластинки.

Металлиди Ж.Курочка Ряба. Детская опера. Либр. Т. Поповой по мотивам русск. нар. сказки

-Спб.: Музыка 2000.

Л.Дмитриев «Основы вокальной методики».-М.:Музыка, 2000.

Шереметьев В.А. «Пение и воспитание детей в хоре».-Челябинск,ТОО «Версия»,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» (из опыта работы)

В методической разработке"Особенности постановки детской оперы в школе" представлен опыт постановки оперы с детским хоровым коллективом. Исполнителями в опере были дети 3-5 классов.В работе представле...

Приложение №1(сценарий) к методической разработке «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» .

В приложении №1(сценарий) к методической разработке «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере  оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха»  предложен сценарий оперы.В нём я добавила н...

Приложение №2(танцевальные номера ) к методической разработке «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» .

В клавире оперы "Муха-Цокотуха" не было танцевальных намеров, которые так и напрашивались под музыку оперы.Пришлось мне разработать их , что очень нравилось детям при постановке оперы....

Методический доклад «Исторические аспекты методологии развития активности и сознательности обучающихся по классу фортепиано в детской школе искусств»

Методический доклад «Исторические аспекты методологии развития активности и сознательности обучающихся по классу фортепиано в детской школе искусств»...

Методический доклад «Проблемы воспитания пианистов-профессионалов в детской школе искусств»

Методический доклад «Проблемы воспитания пианистов-профессионалов в детской школе искусств»...

Методический доклад «Урок – как основное звено педагогического процесса в классе баяна и аккордеона в детской музыкальной школе»

Методический доклад «Урок – как основное звено педагогического процесса в классе баяна и аккордеона в детской музыкальной школе» был прочитан на заседании преподавателей отделения № ...

Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."

                         Работа с одаренными детьми –  сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...