"Музыка серьёзная и музыка легкая", 8 класс.
план-конспект урока по музыке (8 класс) по теме

Диденко Ирина Александровна

Разработка урока на углубленное изучение творчества И.Штрауса

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка серьёзная и музыка лёгкая на уроках музыки в 8-м классе

Диденко Ирина Александровна, учитель музыки

Цель: углубление темы на примере творчества И.Штрауса.

Задачи урока: познакомить с историей возникновения вальса, расширять кругозор учащихся в области биографических сведений о композиторе;

Развивать:

познавательный интерес уч-ся;

умение анализировать, сравнивать, обобщать;

в процессе вокально-хоровой работы формировать необходимые навыки.

Воспитывать:

любовь к музыке;

потребность в общении с искусством;

обогащать духовный мир уч-ся.

План урока

Оргмомент.

Беседа (о звучавшей музыке).

Рассказ учителя (из истории вальса).

Работа над головоломкой.

Рассказ учителя (о Штраусе).

Слушание (И.Штраус вальс “Прекрасный голубой Дунай”).

Беседа (о прослушанном).

Распевка (вокальные упражнения).

Исполнение песни (ранее разученной)

Разучивание песни (слова и музыка Ю.Визбора “Ты у меня одна”).

Итог.

Ход урока

Оргмомент

Беседа





Рассказ                







































Работа над головоломкой




Рассказ


















































Слушание






Беседа




















Распевка.








Разучивание  песни.




Итог.

Учитель исполняет на фортепиано вальс (по желанию)

Когда вы заходили, звучала музыка, к какому жанру можно отнести это произведение?

Дети - танцевальный

Учитель: Что это за танец?

Дети: вальс.

Учитель:

Сегодня три страны спорят за право считаться родиной вальса.

Вернее в трех странах существовали танцы, похожие на вальс.

Во Франции это был танец   вольт   (от слова voltare-поворачивать). Его танцевали парами, с поворотом  одного танцующего вокруг другого.

В Чехии танец  фуриант   (франт, гордец)

Парень, подражая богатому франту, гордо обходил круг, выбирал себе партнершу, обнимал ее за талию и начинал кружиться.

Была у этого танца и немецкая  разновидность. Когда он дошел до австрийской столицы Вены, ее жители  пренебрежительно назвали его «Ландль», что означало «провинциал», «деревенщина». Ну что это за танец! Башмаки стучат, мужчины женщин подбрасывают, те дружно вскрикивают! Вот если его танцевть помягче, плавнее… И сельский танец переступил пороги дворцов. Только сменил название, он стал вальсом. Но откуда взялось это название? Может оно благороднее предыдущего?

 Есть такое приспособление –  вальцы, между которыми плющат и прокатывают металлические пластинки. Эти два валика всё время крутятся и втягивают своим  вращением металлическую ленту. Не так ли втягивает в кружение музыка танца? Вот и назвали новый танец «Вальцен»– «крутящийся», «вращающийся». Ещё в начале 19 века его преследовали. В Вене разрешалось его танцевать только 10 минут, т.к. завсегдатаи салонов посчитали его неприличным. Кавалер при всех держит даму за талию! Как такое можно терпеть долго! В России Павел первый издал «Указ, запрещающий пляску вальсеном именуемую». Но вальс уже нельзя было остановить. Но по-настоящему он стал знаменит, когда на него обратили внимание талантливые композиторы.

Дети: Шуберта, Шопена, Листа …

Вальсы  каких композиторов звучали на наших уроках?

Учитель -Приведите пример симфонического вальса.

Дети: М.И.Глинка «Вальс – фантазия»  

Учитель: Сегодня мы познакомимся с творчеством композитора, которого называли «Король вальса» Его имя зашифровано в головоломке, которую вам предстоит разгадать.

Учитель: Вы разгадали фамилии композиторов.

Композитор, которого называют «королём  вальсов» был зашифрован под номером?

Дети: Штраус, №4.

Учитель: Да, именно Штраус ввёл вальс, или как его ещё называли «Музыку для ног», в сферу большого искусства.

Никто не думал, что сын трактирщика Франса станет королём. И когда купили ему первую в жизни скрипочку, и когда он очень быстро научился играть на ней. Отдали маленького Иоганна к переплётчику книг, от которого он решил сбежать, чтобы наняться скрипачом в какой-нибудь трактир. Ночь застала его в дороге. Он положил под голову скрипку и  уснул.

Во сне он увидел, как кружатся под его музыку пары. Какое чудо! С небес на землю его спустил проезжавший в карете старый знакомый их семьи, который отвёз его домой. И сон стал сбываться. Дело в том, что знакомый их семьи был  скрипачом, и он уговорил родителей Иоганна отдать мальчика учиться музыке. Иоганну Штраусу было тогда 12 лет.

Первые свои вальсы он сочинил, когда начал играть в одном из небольших танцевальных оркестров в Вене. Мелодичные, воздушные вальсы особенно полюбились жителям Вены. Они с  большим удовольствием ходили в трактир «У пылающего петуха», где юный Штраус и его друг Йозев Ланнер каждый раз преподносили новую музыку. Слава Иоганна росла. Никто никогда и нигде не танцевал так, как под музыку Штрауса.

Вальс не только развлекал и веселил публику. Он спасал венцев, когда в город пришло несчастье– страшная эпидемия холеры. Музыка сильнее смерти– пели ночи напролёт скрипки, подчиняясь взмахом смычка мужественного Штрауса. Он выходил к согражданам со своими вальсами и вселял в людей бодрость, надежду и жизнестойкость. Вот так сын трактирщика стал королём вальса. И его «престол» перешёл по наследству к сыну – Иоганну Штраусу –  младшему. Мальчика хотели учить самой серьёзной и строгой музыке,  и потому он брал уроки у церковного музыканта. Но однажды, когда  его благочестивый наставник незамеченный вошёл в храм  божий, он, к ужасу своему, услышал легкомысленный вальс. Да не на чём-нибудь, а на  церковном органе. Но это был,  вероятно, такой очаровательный вальс, что даже строгий учитель понял:

Иоганн Штраус – сын пойдёт по стопам отца. Имя Штрауса младшего известно всему миру. А его вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса», «Весенние голоса» знают и любят люди всей планеты.

Мы сейчас послушаем один из них и поговорим о характере музыки, к легкой или серьезной ее можно отнести  и  с помощью каких средств муз. выразительности  был создан  музыкальный образ?

Звучит музыка.





Учитель: Характер?

Дети: танцевальный, светлый, изящный ….

Учитель: Какими средствами пользовался композитор для его передачи?

Дети: Протяжная  выразительная мелодия, тембр и конечно размер.

Учитель: К легкой или серьезной музыке можно отнести, почему?

Дети: К легкой. Это добрая,  приятная  на слух музыка, способная развлечь. Она не несет в себе серьезного содержания, не заставляет задуматься.

Учитель: А означает ли легкая – значит плохая?

(подвести детей к выводу, что музыка необходима  всякая, но она должна быть качественной и иметь смысл, а иначе это просто набор звуков.)

Учитель: Постепенно, благодаря композиторам, вальс перестал быть только музыкой для танцев, его стали слушать и даже петь. Есть очень много песен, написанных в ритме вальса. Приведите примеры из известных вам  музыкальных произведений.

Дети: М И Глинка «Вальс-фантазия» (разворачивающаяся драма), А.Флярковский, А.Дидуров «Прощальный вальс»

(песня,  написанная в ритме вальса).

Исполнение распевок  на усмотрение учителя.

Исполнение песни «Прощальный вальс».

(следить за интонированием,  плавным звуковедением)


Выучить текст 1 куплета (остальные оставить на следующий урок), мелодию пропеть на звук «Ю», петь мелодию

показывая рукой ее движение, посчитать  паузы.

Исполнять в характере.



Учитель: К какой музыке можно отнести исполненные нами песни? Почему? А  вальс Глинки? Почему? Легкую или серьезную музыку писал И.Штраус? Почему его называют «Королем вальса»? Откуда пришел к нам вальс? Нужна ли легкая музыка людям? Приведите примеры. Что объединяет музыкальные произведения, которых  мы коснулись на сегодняшнем уроке? Легкая или серьезная музыка ближе вам?








Слайд «Вальс»




































Слайд головоломка

«Лесенка»







Слайд

«портрет  Штрауса»












































И.Штраус

«Прекрас-

ный  голубой

Дунай»
























Слайд «Прощаль-

ный вальс»



Слайд «Ты у меня одна»

 

Д.З. Нарисовать образы, которые вы увидели и услышали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

Урок по теме "Серьёзная" и "лёгкая" музыка (7 класс)

Сценарий и презентация, используемая на уроке музыки в седьмом классе. Урок был показан на окружном конкурсе педагогических работников  (ЯНАО) в 2015 году....

Открытый урок по музыке 8 класс Тема: «Музыка «Серьёзная» и «Легкая»»

Цель: помочь учащимся разобраться в общественных функциях «легкой» и «серьёзной музыки»: показать, что их объединяет, а что различает.Музыкальная драматургия: песня Петрова &la...

Учебно-методический материал к уроку музыки. 3 класс. 4 четверть. Тема "Легко ли быть музыкальным исполнителем?" Программа В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Здесь представлена технологическая карта, презентация и аудио-файлы к  уроку  музыки в 3 классе. 4 четверть. Тема "Легко ли быть музыкальным исполнителем?" Данный материал ориентир...

Джаз – музыка легкая или серьезная?

Методическая разработка урока по Музыке с использованием ИК-технологии (программа Quizlet,  LearningApps.org)...

Конспект урока музыки. Тема «Краски музыки», 4 класс

Цель:  расширить представления учащихся о связи музыки c литературой и изобразительным искусством на примере творчества П.И.Чайковского, К.Бальмонта, Н.Гумилева, М.А.Врубеля....