КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» «ФОРТЕПИАНО»
план-конспект урока по музыке по теме

Прокопенко Светлана Васильевна

Открытое занятие с учащимся 2-го класса ДШИ на тему: Работа над художественным содержанием пьесы с использованием музыкальных сказочных образов.(Развёрнутый конспект).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_otkr.urok2_.doc399 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   о

(приложение: презентация конспекта учебного занятия на CD)

 

                         

                                 

                       

                       

                       

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»     «ФОРТЕПИАНО»

                                                                 на тему:

«Работа над художественным содержанием пьесы с использованием музыкальных сказочных образов»

преподавателя МОБУДОД «Кузьмоловская ДШИ»

                                                           Прокопенко С.В.

Состав учебной группы:                             1

Возраст:                                                        8 лет

Ф.И. обучающегося                        Очеретько Николай

  1. Общая характеристика занятия:             индивидуальное занятие по дисциплине «Специальный инструмент» из раздела программы 2-го класса «Развитие музыкально-слуховых представлений. Работа над образом»

  1. Тема учебного  занятия:

   «Работа над художественным содержанием пьесы с использованием музыкальных сказочных образов»

  1. Место учебного занятия:

         ключевое занятие, позволяющее закрепить ранее приобретённые навыки и умения и являющееся ступенью для дальнейшего развития обучающегося в художественном -исполнительском направлении.

 

  1. Степень сложности занятия :     сложная

Цель учебного занятия:

  1.      Максимально активизировать творческую фантазию и образное    мышление  обучающегося с помощью освоения музыкально-технических навыков

Задачи:

Обучающие:

  1. Проработать и закрепить приёмы звукоизвлечения, соответствующие образным    характеристикам произведения.
  2. Проработать   ритмический план, динамические оттенки  и штриховые особенности пьесы  

Развивающие:

  1. Расширить представление обучающегося о тембровом разнообразии фортепиано.  
  2. Закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения.

Воспитательные:

  1. В процессе данного занятия углубить интерес обучающегося к русскому народному фольклору и русской музыке

  1. Форма учебного занятия:          учебное занятие
  2. Тип учебного занятия:                 комбинированное занятие
  3. Форма организации работы:     индивидуальная

Структура учебного занятия:

  1. Знакомство с темой, целью и задачами  - 5мин.
  2. Теоретическая часть – понятие «музыкальный сказочный образ;

               где мы встречаем музыкальные сказочные образы?

  1.   Схема работы  – 10мин.

 

Практическая часть – последовательность работы над художественным    содержанием музыкального произведения) – 20 мин.

Закрепление материала - в виде законченного исполнения  пьесы;   подведение итогов занятия – 10 мин.

Основная часть занятия – 30 мин.

Теоретическая часть занятия  - 15 мин.                 

                              Ход учебного занятия

Организационная часть

  1. Приветствие
  2. Сообщение темы и плана урока
  3. Представление обучающегося

Учебное занятие с обучающимся 2-го класса ф-но

Николаем Очеретько:

   Очеретько Николай поступил в ДШИ, обладая  хорошим слухом, музыкальной       памятью, чистой вокальной  интонацией.

Во время занятия, в процессе работы над музыкальным произведением, восприимчив к  указаниям преподавателя, активен в стремлении воплотить творческую фантазию, посредством приобретаемых навыков и умений. Любит участвовать в  концертных мероприятиях ДШИ.

Основная часть:

Теоретический раздел учебного занятия:

  1. Понятие «Музыкальный сказочный образ».

«Музыкальный сказочный образ» – сказочное содержание, воплощённое в музыкальных звуках

Схема работы:

  1. Анализ художественного содержания пьесы и музыкальных характеристик сказочных образов
  2. Работа над фразировкой     и  средствами выразительности в изучаемом произведении.
  1. Самостоятельное исполнение музыкального произведения и слуховой контроль
  1. Практический раздел учебного занятия:
  1. Анализ художественного содержания пьесы.
  2. Музыкальная характеристика сказочных образов в изучаемом произведении.

         Подбор  тембровых красок и  отработка технических приёмов для           изображения         музыкальных образов произведения.

  1. Работа над активизацией слухового контроля.
  2. Закрепление приобретённых навыков и приёмов.  

  1. Последовательность работы  над художественным содержанием музыкального произведения:
  1. Исполнение обучающимся  музыкальной пьесы А.Майкапара «Маленькая сказка»(проверка домашнего задания).
  1. Анализ музыкальной формы и художественного содержания произведения.
  1. Музыкальная характеристика сказочных образов.
  1. Просмотр фрагмента мультфильма на тему русской народной сказки с использованием видео-ресурса интернета.
  1.  Исполнение преподавателем изучаемой пьесы с демонстрацией различных тембров и других возможностей  фортепиано.
  2.   Уточнение динамических оттенков как важнейших средств выразительности в данном музыкальном произведении.
  1. Работа над звукоизвлечением и штрихами. Выявление ритмических особенностей изучаемой пьесы.
  1. Закрепление изучаемого материала в виде самостоятельного исполнения  обучающимся музыкального произведения

   

  1. Планируемые результаты учебного занятия:
  1. Максимальная активация творческой фантазии и образного   мышления обучающегося.
  2.  Результативность занятия определяется уровнем стремления обучающегося воплотить творческую фантазию посредством приобретённых на занятии технических навыков и умений. в т.ч. приобретённых на предыдущих занятиях: правильное звукоизвлечение, грамотное выполнение штрихов и динамических оттенков, точное соблюдение ритмических указаний.

  1.     Ход учебного занятия

Преподаватель:

- Мы продолжаем нашу тему «Работа над художественным содержанием произведения с использованием музыкальных сказочных образов». Но сегодня наше занятие ключевое, т.к. цель его – максимально активизировать творческую фантазию и образное мышление  с помощью освоения музыкально-технических навыков.

(Далее следует проверка домашнего задания - обучающийся исполняет пьесу А.Майкапара «Маленькая сказка») 

Вопрос:

-    сегодня мы ещё раз поговорим о сказочных образах в произведении А.Майкапара «Маленькая сказка» и уточним понятие «музыкальный сказочный образ». Что же означает понятие «Музыкальный сказочный образ»?

Ответ обуч-ся:

-  Музыкальный сказочный образ – это сказочный образ ,воплощённый в звуках.

Вопрос: 

-   у каких композиторов мы ещё встречаем сказочный образ?

Ответ обуч-ся:  

- у Глинки, Чайковского, Грига, или, н-р, у современного композитора Коровицына есть пьеса «Емеля на печи едет».

Вопрос:   

-какими средствами можно изобразить музыкальный сказочный образ?

Ответ обучающегося:  

- можно использовать разнообразие тембров фортепиано,  динамические оттенки, разнообразные штрихи и собственное творческое воображение исполнителя.

  1. Анализ музыкальной формы и художественного содержания

произведения

Вопрос:

- какова музыкальная форма произведения?

Ответ:

-Трёхчастная

Вопрос:

-Правильно. О чём же рассказывается в каждой из частей?

Ответ:

-В первой части говорится о том, как в некотором Царстве – в некотором государстве Иван-царевич отправился на поиски Василисы Прекрасной…Он долго-долго шёл, углубляясь всё дальше в лес…и встречая много препятствий на своём пути, которые ему приходилось преодолевать…

Во второй части Иван-царевич сражается со Змеем Горынычем и побеждает его.

В третьей части Иван-царевич увозит Василису Прекрасную домой на Сером Волке и всё заканчивается хорошо. Наступает мир и покой.

Преподаватель:

Такие образы подходят к этой пьесе.

  1. Музыкальные характеристики сказочных образов

Преподаватель:

-Поговорим теперь о музыкальных средствах, с помощью которых раскрываются сказочные образы. В каком регистре начинается сказка?

Ответ:

-В верхнем регистре, таинственно. Здесь используется прозрачный тембр фортепиано. Это в пределах 2 й и 3-й  октавы. Похоже на звучание флейты…

Вопрос:

 какие регистры использует композитор, чтобы показать, как Иван-Царевич углубляется дальше в лес, чтобы разыскать Василису Прекрасную?

Ответ:

-Здесь используются средний и нижний регистры и более глубокие тембры.

Преподаватель:

Правильно.

-  А как изображается битва Ивана Царевича со Змеем Горынычем?

Ответ:

-Они сражаются на мечах! Слышен звук железа! И здесь используются напряжённые тембры!

Преподаватель:

-Ну а дальше что происходит? И какие музыкальные краски использует композитор?

Ответ:

-Дальше Иван Царевич побеждает Змея и увозит Василису на Сером Волке. Всё стихает. Сказка заканчивается. Добро побеждает зло и здесь композитор использует светлые, прозрачные тембры фортепиано..

Преподаватель:

-Давай просмотрим ещё раз заключительный фрагмент из мультфильма и посмотрим, как в нём изображаются последние сцены…

Ответ:

-С помощью движения персонажей в кадре, с помощью рисунка, ярких красок …

Преподаватель:

-Фортепиано позволяет  использовать другие возможности. Сейчас я сыграю эту пьесу целиком а ты мне скажешь, какие ещё музыкальные средства выразительности кроме тембров использует композитор…

(Далее преподаватель исполняет пьесу, демонстрируя музыкальные возможности фортепиано)

Ответ:

-Здесь композитор использует различные штрихи, динамические оттенки  и ритмические особенности, чтобы показать образы ДОБРА и ЗЛА.

   

  1. Работа над звукоизвлечением и штрихами.    Выявление ритмических особенностей  изучаемой     пьесы.   Уточнение динамических отенков как     важнейших средств выразительности.

Преподаватель:

   -  Теперь поговорим о звукоизвлечении. Мы выяснили, что  первая часть по характеру спокойная, повествовательная. Затем таинственная. Здесь композитор использует в основном высокий и частично средний регистры фортепиано. А что можно сказать о штрихах? Как соответствуют  они сказочным образам?

Ответ:

-Образам соответствует здесь единственный штрих «legato», с помощью которого создаётся соответствующее настроение первой части. И звучание здесь прозрачное, похожее на звучание флейты. И всё исполняется «piano» с постепенным «crescendo» и «diminuendo».

Преподаватель:

- Верно.  Но для того, чтобы добиться такого прозрачного звучания, необходимо использовать более острое прикосновение кончиков пальцев. Попробуем это сделать.

(Преподаватель демонстрирует необходимый приём звукоизвлечения и предлагает обучающемуся повторить этот приём)

- Правильно, молодец! А теперь таким же образом сыграй всю первую часть и постарайся как можно лучше выполнить штрих «legato» с постепенным нарастанием и угасанием звучания.

(обучающийся начинает играть, стараясь изобразить с помощью прозрачного звукоизвлечения и штриха «legato» нужный характер первой части).

-Преподаватель: 

- Такое исполнение можно считать интересным. Перейдём к следующим образам.

Преподаватель: 

-Что изображается в средней части? 

Ответ:

-Здесь изображается битва Добра со  Злом.

Вопрос:

-Какими музыкальными  средствами изображается битва?

Ответ:

С помощью пунктирного ритма и штриха «staccato». И очень энергично, на «forte»!

Преподаватель:

-Правильно! Теперь попробуем это изобразить на фортепиано.

(Обучающийся старается, но ему только частично удаётся выполнить задачу, т.к. нелегко одновременно проследить за точностью выполнения штрихов и ритмического рисунка)

Преподаватель:

 -Попробуем каждой рукой отдельно проработать ритмический рисунок и проследить за качеством звукоизлечения.

(Обучающийся выполняет задание сначала правой, затем левой рукой, стараясь максимально точно проследить за качеством своего исполнения, при этом выравнивается ритм и улучшается звукоизвлечение).

Преподаватель:

-Это уже намного лучше. Теперь соедини двумя руками и больше покажи контрастность динамических оттенков между фразами.

(Обучающийся исполняет фрагмент двумя руками, вслушиваясь в ритм и качество звукоизвлечения).

Преподаватель:

-Молодец! Теперь это уже намного точнее соответствует задуманному нами образу! Теперь посмотрим, как третья часть похожа на первую по характеру и музыкальному материалу. Что здесь общего?

Ответ:

-Музыка как будто успокаивается, опять, как в начале, становится мягкой, прозрачной и используются те же музыкальные средства, что и в первой части.

Как-будто закрывается занавес и сказка заканчивается.

  1. Заключительная часть занятия
  1. Повторение теории:

Преподаватель:

-Теперь вернёмся к началу нашего занятия и вспомним ещё раз, что означает понятие «Музыкальный сказочный образ». 

Ответ:

-Музыкальный сказочный образ – это сказочное содержание , воплощённое в музыкальных звуках.

Преподаватель:

-У каких композиторов мы ещё встречаем сказочный образ?

Ответ:

-У М.И. Глинки, у П.И.Чайковского, у Э.Грига , у современного композитора А.Коровицына.

  1. Закрепление материала в виде исполнения обучающимся музыкального произведения

Преподаватель:

-Конечно же и другие композиторы писали на темы сказочных сюжетов.

А теперь попробуй исполнить всю пьесу от начала до конца и постарайся выполнить при этом все указания композитора, отмеченные в нотном тексте.

Мы работали также сегодня и над качеством звучания. Постарайся в своём исполнении учесть все наши технические  наработки. А если при этом ты ещё сможешь выразить своё собственное отношение к исполняемому содержанию, то можно будет считать, что цель нашего занятия осуществилась успешно.

(Далее обучающийся старается выразительно и с учётом всех замечаний исполнить всю пьесу от начала до конца. )

Преподаватель:

-А теперь, Коля, что ты можешь сказать о своём исполнении? Всё ли тебе удалось осуществить, о чём мы говорили?

Ответ:

-Нет. Не всё, хотя я старался. Ещё не всё выходит технически.

Звукоизвлечение не достаточно точное. Но если я дома самостоятельно потренируюсь, то окончательно отработаю все технические моменты.

Преподаватель:

-Молодец, Коля! В общем, оцениваешь свою работу на занятии верно. Конечно же, необходимо доработать самостоятельно все технические моменты. Но главное тебе удалось: ты сыграл интересно и выразительно, со своим отношением к музыке! Через некоторое время ты уже смело можешь

исполнить это музыкальное произведение на концерте и слушателям будет интересно ! Т ы хорошо поработал сегодня, сделал всё возможное и получаешь сегодня оценку «отлично». А теперь отметим те важные моменты, на которые тебе необходимо обратить внимание в своей самостоятельной домашней работе . Т ы сейчас сам напомнишь эти моменты и мы запишем их в дневник.

(Обучающийся диктует, что ещё надо ему доработать, а преподаватель записывает, иногда подсказывая и уточняя задание.)

 

  1. Итоги учебного занятия
  1. Обучающийся активно работал на уроке, внимательно прислушивался к советам и замечаниям преподавателя.
  2. Старался наиболее точно выполнять авторские указания в тексте (динамика, штрихи, фразировка)
  3. Максимально активизировал творческую фантазию, придумывал сказочные образы и различные ситуации.
  4. В итоге обучающийся с большим увлечением и собственным отношением исполнил пьесу А.Майкапара «Маленькая сказка», успешно используя все наработки учебного занятия, хотя и с некоторыми накладками.

Оценка своей работы обучающимся:

  1. Обучающийся оценил свою работу на занятии в целом  положительно, хотя признал, что ещё требуется  доработка в плане звукоизвлечения, более точная проработка динамики и  штрихов в некоторых местах произведения.

                 Оценка преподавателем работы обучающегося:

 За хорошую работу на уроке Николай получает оценку «отлично» и вместе с преподавателем формулирует домашнее задание с учётом необходимости доработать текст изучаемого произведения.

Методы обучения:

  1. Словесный
  2. Практический
  3. Наглядный  
  4. Репродуктивный
  5. Творческий(своё отношение к исполнению)

Технологии: 

  1.        Коммуникативно-диалоговая
  2.       Компьютерная (частично)

Материально-техническое оснащение занятия

  1. Оборудование
  1. Учебная аудитория(класс) - 15кв.м.
  2. Портреты композиторов.
  3. Шкаф для нот
  4. Письменный стол
  5. Два кресла для посетителей.
  6. Пианино.
  7. Два рабочих стула - для обучающегося и преподавателя.
  8. Две подставки на стул для обучающихся (соответственно росту).
  9. Две подставки под ноги обучающимся (соответственно росту).

Технические средства:

  1. ноутбук,
  2. CD-диск
  3. Съёмный  накопитель
  4. Интернет-ресурсы:      muzike.ru;     http://school-collection.edu.ru
  5.  http:// www.sonata-etc.ru;    nsportal.Ru

Канцелярские принадлежности:

  1. Наличие у обучающихся папки с нотами изучаемых произведений
  2. Наличие нотной тетради у обучающегося
  3. Наличие дневника для записи домашних заданий

Наглядные материалы:

  1. Музыкальныйе альманахи и  журналы, музыкальная  хрестоматия.

Литература

Методическая:

  1. Малыхина Л.Б.:  Открытыйурок.Методики,сценарии,примеры.М»ТИО»2010,№11
  1. Милич Б.Е. : Воспитание ученика-пианиста.М.Кифара,2002
  1. Шульпяков О.Ф.: Работа над художоественным исполнением и формирование музыкального мышления исполнителя.
  2. Издательство»Композитор».СПБ.,2005

Научная:

  1. Пономарёв А.Я.: Психология творчества.М.,1976.
  2. Юнг К.Г. Конфликты детской души.М.,1995.

 Научно-популярная:

  1. Нильсен К.  Живая музыка.СПб.

      Культ-Информ-пресс.2005.

  1. Юдовина-Гальперина Т.Б.      Музыка и вся жизнь. СПБ.Композитор.т.2005
  2. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз .СПБ.Детская книга.1996

Художественная

  1. Буасье.А. Уроки Листа. .СПБ.Композитор.2003.
  2. РубинштейнА.Г. Автобиографические рассказы

Литература, рекомендованная обучающимся

Научно-популярная

  1. Блэйз О.С.               Всё о музыке. М.Астрель.2001
  2. Рыцарева М.Г.         Музыка и я. М. «Музыка».2006.
  3. Шостакович Д.Д.      Знать и любить музыку.М., «Молодая гвардия»,1958

Художественная:

  1. Рубинштейн А.Г. Автобиографические рассказы.СПБ.Композитор.2005.

     

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный инструмент. Фортепиано. Образовательная (рабочая) программа для учащихся 1-7 классов отделения специального фортепиано

Музыка –  прекрасная и безграничная область человеческой культуры.В последнее время объем музыкальной информации необычайно возрос.Несомненно, музыкальный поток оказывает значительное влиян...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства. Учебный предмет Музыкальный инструмент «Фортепиано».

Программа является Общеразвивающей  и предназначена для учащихся 1 – 5 классов музыкальных  отделений ДШИ.Предполагая достаточную свободу в выборе репертуара, данная программа  предназн...

Программа учебного предмета" Музыкальный инструмент. Фортепиано"( Вариативная часть программы "Хореографическое творчество"/ФГТ)

Программа создана для учащихся отделения "Хореографическое творчество". Срок обучения: 7 лет. Занятия: 1 час в неделю....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ИМ и МИ на 5 лет.

Программа "Музыкальный инструмент -  фортепиано" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ИМ и МИ на 7 лет.

Программа "Музыкальный инструмент - фортепиано" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ОЭО на 2 года.

Программа "Музыкальный инструмент -  фортепиано" с уровнем реализации полного курса 2 года для обучения детей на отделении общего эстетического образования....