Проклятие девятой симфонии Л. ван Бетховена
статья по музыке (9 класс) по теме

Существует легенда,что, начиная с Бетховена, всякий композитор, написавший в своей жизни 9-ую симфонию, умирает вскоре после этого... Густав Малер, а затем и Арнольд Шенберг, считали, что цифра "9" является поистине "роковой", неким "таинственным" пределом, преодолеть который для композиторов-симфонистов невозможно...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proklyatie_9_simfonii.doc60.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                       

             

             

               

     

Ласточкина Мария Михайловна

МАОУ «Лицей№62»

                          Проклятие 9 симфонии Людвига Ван Бетховена

                             Введение

Музыка, что же это? Каждый ответит что-то своё. Для кого-то это средство, с помощью которого можно избавиться от проблем. Для кого-то-стиль жизни, то, что их веселит. Для кого-то-стена, за которой можно спрятать себя истинного. Да, каждый по-своему прав. Но ведь музыка это ещё и то, что даёт нам силы к жизни. Это как маленький магазинчик, в котором мы можем приобрести, то, чего нам не хватает в жизни. Музыка– это наше маленькое личное убежище.

    Но были и есть люди ставящие музыку выше, чем просто увлечение. Для них музыка- это жизнь в прямом смысле этого слова. Но она же и их смерть. Эти люди - великие композиторы и музыканты, посвятившие свою жизнь сотворению музыки. Это, к примеру, Шостакович, Брукнер, Малер. Без этих замечательных людей мы бы не узнали всю красоту и насыщенность этого океана по имени Музыка. И все композиторы, певцы и исполнители – это реки которые наполняют этот океан.

   Сегодня мы обратимся к одной из таких рек. К Людвигу Ван Бетховену.

                                   Основная часть

   Итак. Он родился в декабре 1770 года, предположительно 16 числа, в городе Бонне. Родился в семье придворного музыканта. Интересно, что дед Людвига был родом из Мехелена в Южных Нидерландах, отсюда и приставка «ван» перед фамилией. С малых лет он обладал редкой сосредоточенностью, необычной для 6-7 лет.

  Поначалу отец заставлял маленького Бетховена заниматься музыкой : обнаружив у сына незаурядный талант, он заставлял его часами просиживать за клавесином. Занятия продолжались по 5-8 часов в день. А иногда проходили и ночью. И только яркий талант ребенка помог ему перенести такие нагрузки. В 8 лет Бетховен дал свой первый концерт в городе Кёльне.

  Дальше мы можем увидеть то, с какой скоростью развивается  Бетховен. В 11 лет - он помощник органиста в Боннской капелле, с 13 лет – придворный органист с одновременным исполнением обязанностей пианиста –концертмейстера Боннского придворного театра. К 18 годам он был готов к поступлению на философский факультет Боннского  университета.

В 17 лет Бетховен осуществляет ещё одну свою мечту – посещает Моцарта. Тот остаётся  в полном восхищении от юного дарования.

Выступления молодого Бетховена в Вене, Праге, Берлине, Дрездене и Буде  проходят с огромным успехом. Бетховен завоёвывает широкое признание как композитор и исполнитель.

Интересно отметить, что Бетховен отличался крайней резкостью. Однажды, когда он играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление и добавил: «Таким свиньям я играть не буду!». И никакие извинения, и уговоры не помогли.

В другой раз Бетховен гостил у князя Лихновского. Лихновский очень уважал композитора и был поклонником его музыки. Он захотел, чтобы Бетховен сыграл перед собравшимися. Композитор отказался. Лихновский стал настаивать и даже приказал выломать дверь комнаты, где заперся Бетховен. Возмущённый композитор покинул имение и вернулся в Вену. Наутро Бетховен отправил Лихновскому письмо: «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует, и будет существовать тысячи, Бетховен же — только один!»

Однако, несмотря на столь суровый характер, друзья Бетховена считали его довольно добрым человеком. Так, например, композитор никогда не отказывал близким друзьям в помощи. Одна из его цитат:

«Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба. Если кошелёк мой пуст, и я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды.»

На протяжении своей жизни Бетховеном были написаны большое количество произведений. Перечислю лишь некоторые из них: 32 сонаты для фортепиано, 32 вариации, около 60 пьес для фортепиано и 9 симфоний.

  Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шло за его гробом. Во время похорон была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена- Реквием до-минор Луиджи Керубини. На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Францем Грильпарцером:

«Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного.»

Официальная причина смерти такова: неумышленно ускорил кончину Бетховена его врач Андреас Ваврух, который раз за разом протыкал больному брюшину (чтобы вывести жидкость), после чего накладывал на раны примочки, содержавшие свинец. Проведённые Рейтером исследования волос показали, что уровень содержания свинца в организме Бетховена резко возрастал каждый раз после визита врача.

                                 

 Но есть и не официальная. Существует легенда о проклятии девятой симфонии.

Приближается 190-летие одного из величайших творений мировой музыкальной культуры - Девятой симфонии Бетховена. За столь длительное время это произведение было изучено традиционным музыкознанием, можно сказать, вдоль и поперек. О нем известно уже, казалось бы, практически все. Однако именно с этим последним воплощением бетховенской симфонической концепции оказывается, связана весьма интересная история, как правило, выпадавшая из поля зрения музыковедов. Речь идет о том, что после Бетховена никто из композиторов очень долгое время не мог написать свыше девяти симфоний, то есть превзойти бетховенское достижение.

Что это - случайность? Любопытная игра цифр,  или нечто большее? Попытаемся разобраться, вспомнив для начала хронологию исторических событий.

Известно, что сам Бетховен явно не желал ограничиваться девятью симфониями и в последние годы жизни начал писать очередную - Десятую. Но, увы, так и не смог реализовать свой замысел. Путь дальше был закрыт. И, как оказалось, не только для него. Любопытно, что младший современник Бетховена - Шуберт - также написал 9 симфоний (с учетом знаменитой "Неоконченной", а также незавершенной Седьмой симфонии). Причем наиболее масштабную, т.н. "Большую" симфонию До мажор завершил в последний год своей жизни. Столько же симфоний оказалось в активе широко известного в первой половине XIX века немецкого композитора Людвига Шпора.

Что же касается других композиторов прошлого столетия, то они, как правило, обращались к данному жанру значительно реже. Так, Берлиоз, Шуман и Брамс написали по 4 симфонии, Мендельсон и Сен-Санс - по 5. Вплотную к мистическому рубежу подошли Чайковский (6 симфоний и программная симфония "Манфред"), а также основоположник датского симфонизма Нильс Гаде (8 симфоний).

И все же ближе к концу XIX века состоялось очередное повторение бетховенского "рекорда" - в 1893 году свою 9 симфонию завершил А.Дворжак. Как и подобает Девятой симфонии, она заняла особое место в творчестве композитора, качественно отличаясь от всех предшествовавших симфонических опусов. Не только ее программное название ("Из Нового света"), но и сама музыка свидетельствует о немалом влиянии на Дворжака новых для него американских впечатлений. Казалось бы, открываются новые возможности. Но ни одной симфонии композитор больше не написал. Хотя его творческая активность продолжалась еще свыше десяти лет. Словно нечто незримое стояло на страже "заколдованного" рубежа.

В полной мере это ощутил на себе крупнейший австрийский симфонист второй половины XIX века Антон Брукнер. Хотя кому-то может показаться, что к нему это не относится. Ведь в различных справочных изданиях обычно указывают, что композитором написано 11(!) симфоний. Однако нельзя забывать о том, что два своих первых образца в данном жанре сам Брукнер рассматривал как ученические опыты и полноценными симфониями не считал. Не случайно он не дал им самостоятельных порядковых номеров. И таким образом, последняя симфония Брукнера (1890) оказалась Девятой. Композитор писал это сочинение будучи уже тяжело больным, осознавая, что оно станет для него последним. Так и получилось, Брукнер даже не успел завершить весь задуманный им симфонический цикл, закончив лишь три из четырех частей. Причем последним оказалось развернутое, поистине "божественное" адажио, гениальная музыка которого оказалась тем самым итогом, к которому шел композитор на протяжении всего своего творческого пути. Не случайным поэтому выглядит и посвящение этой симфонии - "Господу Богу моему".

В несколько похожей ситуации, но уже в начале XX столетия, оказался и ученик Брукнера- Густав Малер. Он также был неизлечимо болен, однако все же ему удалось завершить свою Девятую симфонию. Ее основной мыслью стало прощание с жизнью. Но композитор решил заглянуть и дальше. В последнее лето своей жизни он приступил к созданию очередной - Десятой симфонии, идейно близкой Девятой. Но написать это сочинение ему так и не было суждено. Остались лишь общий план симфонии и более или менее развернутые наброски, позволяющие в той или иной степени реконструировать первую и третью части. Причем пометки автора в рукописи третьей части, имеющей подзаголовок "Чистилище", напрямую связаны с представлением о страдании и смерти, воспроизводя, в частности, последние, согласно Евангелию от Матфея, слова распятого Христа. Композитор словно осознавал, что, создавая эту симфонию, он отправляется в свой последний путь.

Современники Малера - композиторы различных национальных школ первой четверти XX века лишь приближались к опасной черте. Датчанин К.Нильсен написал 6 симфоний, американец Ч.Айвз - 7 симфоний, финн Я.Сибелиус - 7 симфоний и программную симфонию "Куллерво". Наконец, А.Глазунов, создав 8 симфоний, начал в 1910 году писать 9-ю, но бросил, видимо, почуяв недоброе.

Д.Д. Шостаковичу удалось обмануть судьбу, на первый взгляд. Ведь Девятой симфонией должна была стать торжественная, монументальная композиция, посвященная Победе в Великой Отечественной войне. Со слов композитора известно, что именно над таким произведением он работал в 1945 году. Случись так, оно вполне могло стать его последней симфонией. Однако совершенно неожиданно в том же году под № 9 увидела свет камерная симфония неоклассицистского толка - сама по себе крайне интересная, но отнюдь не эпохальная. Следующей же симфонии пришлось ждать восемь лет. Композитор выдерживал длительную паузу. Вероятно, подсознательно он понимал всю ответственность перехода через незримый, но реально существовавший рубеж. И, наверное, не случайно композитор принял решение перейти его в 1953 году, т.е. в то время, когда со смертью Сталина завершилась целая эпоха в жизни нашей страны. Открывались новые горизонты, и уже можно было выступать с новой, Десятой симфонией - полной драматизма монументальной пятичастной композицией, сумрачной и печальной поначалу, но с оптимистическим, жизнеутверждающим итогом. Симфонией, где отчетливо слышна "подпись" автора - знаменитая тема-монограмма DSCH, которая, возможно, и стала мистическим знаком, защитившим того, кто решил заглянуть за предел девяти симфоний.

После этого предпринятого Шостаковичем смелого шага композиторам-симфонистам в чем-то стало гораздо легче. Они уже могли, ничего не опасаясь, преодолевать некогда запретный рубеж. И этим не замедлили воспользоваться представители как зарубежных, так и отечественных композиторских школ. К примеру, Д.Мийо (12 симфоний), Э.Тубин (10 симфоний + 1 неоконченная), М.Вайнберг (20 симфоний).

Но надолго ли снят запрет? Сказать сложно. Во всяком случае мы стали свидетелями исполнения Девятой симфонии одного из великих композиторов современности - Альфреда Шнитке, которую он писал вопреки тяжелой болезни. Как тут не вспомнить о Брукнере или Малере. Быть может, число "9" применительно к жанру симфонии вновь восстановило свою мистическую силу?

В настоящее время вспоминающие о Проклятии девятой симфонии Бетховена  приводят целый ряд композиторов XX века, чьё симфоническое творчество остановилось на девятой симфонии. Наиболее значительные среди этих имён — Ральф Воан Уильямс, Малкольм Арнольд, Курт Аттерберг, Роджер Сешенс. Девятая симфония стала последней и для Альфреда Шнитке, писавшего её непосредственно перед смертью. Кроме того, занявшийся по просьбе вдовы Шнитке воссозданием произведения Николай Корндорф умер во время этой работы.

Дмитрий Шостакович, приступая к работе над своей Девятой симфонией, помнил об исторических прецедентах. После неё Шостакович написал ещё шесть. Однако, по мнению музыковеда Соломона Волкова, Проклятие всё-таки настигло Шостаковича: Девятая симфония с её ёрническим колоритом вызвала резкое недовольство Сталина, за которым последовали крупные неприятности в жизни и карьере Шостаковича на рубеже 1940-50-х гг.

Безусловно, в XX веке было и немало других авторов, написавших более девяти симфоний. Среди них, в частности Дэвид Дайамонд и Эдмунд Раббра (по 11), Эйтор Вилла-Лобос и Дариус Мийо (по 12Николай Мясковский (27), и др.

Вернемся к Девятой симфонии Бетховена. Десять лет отделяют эту симфонию от предшествующих симфоний. В этом самом грандиозном из всех его инструментальных произведений Бетховен в последний раз возвратился к теме героической борьбы, которая красной нитью проходит через все его творчество.

Хоровой финал симфонии на текст оды Шиллера «К радости» исчерпывающе раскрывает идею произведения. В свое время цензурные условия заставили поэта заменить подлинное название оды «К свободе» более нейтральным — «К радости».

Симфония прозвучала как смелый вызов реакции, как напоминание о том, что передовые идеалы продолжают жить и в мрачные времена социального угнетения и насилия, что человек-боец не одинок и в объединении лежит путь к свободе. Никогда еще Бетховен не достигал подобной силы выражения оптимистического чувства, подобной революционной страстности.

Идея воплощения оды Шиллера в музыке впервые возникла у Бетховена еще в девятнадцатилетнем возрасте.

Но что интересно-в нумерологии цифра « 9»-символ постоянства и цикличности, так как любое кратное девяти число при приведении его к единичному разряду дает в сумме девятку (18, 27, 36, и т.д.), то есть вновь дает самое себя. Число 9, как оно использовано в Библии, есть символ законченности или суда.

Так же это число означает перерождение.

  Принято считать, что  поднимаясь в своем развитии по ступеням, дух проходит девять уровней. Опыт каждой из них, он возвращается на Землю по собственному желанию. Дух перерождается на различных планетах Солнечной системы, чтобы накопить необходимый опыт и через 9 месяцев рождается человек. Таково послание значений числа 9 - этап за этапом, уровень за уровнем

  Число 9 олицетворяет собой выбор духа, который преодолел суетность мелких человеческих стремлений на физическом уровне. Осуществив выбор, дух получает возможность работать на глобальном уровне и быть максимально полезным.

  Возможно композитор, написавший 9 симфоний, познал музыку как порыв души, а не как сложение звуков. Можно сказать, что душа композитора  обретает музыкальное «просветление» и тогда , завершив свою миссию на Земле он уходит на небо, чтобы набраться сил и возродиться в новом таланте.

                                                   

                                         Заключение

                                 

  По одной старой легенде, наш мир родился из музыки. И отчасти легенда правдива. Музыка вдохновляет людей на подвиги, музыка помогает им пережить трудные времена. С ней мы встречаем новый день и провожаем его. Музыка звучит, когда мы радуемся, звучит, когда печалимся. Не обходится без музыки ничто. Я рада, что нам доступно это великое удовольствие: слышать и понимать музыку. Без неё наши серые будни слились бы в один день.

  Хочу закончить своё выступление словами :  «Да будет музыка!!!»

                          БИБЛИОГРАФИЯ

1.         Е.Царева. Музыкальная литература зарубежных стран

2.         Г. Берлиоз. Критический очерк о симфониях Бетховена.

3.         Большая Советская энциклопедия.

4.         Прусс И.Е. Малая история искусств

5.       Кенигсберг А. Людвиг ван Бетховен // Краткий очерк жизни и творчества

6.      Кремнев Б.  Бетховен  // Жизнь замечательных людей. - выпуск 12, - М., 1961г.

7.      Альшванг А. Людвиг ван Бетховен // очерк жизни и творчества. - М., 1966г

             

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нефть.Проклятие или благодать?

Творческая работа ученицы 10 класса Сташиновой Дарьи,выполненная в виде мини-проекта....

SMS-язык: благодеяние или проклятие?

Научно-исследовательская работа. Объект исследования - английския язык SMS сообщений. Предмет исследования - области использования текстовых сообщений. Практическая значимость исследования состоит в т...

Разум – счастливый дар или проклятье?

Презентация содержит материал по подготовке к итоговому сочинению, может быть использована при подготовке к сочинению-рассуждению по творчеству М.Ю.Лермонтова....

Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви.

Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви....

"Симфония грядущей Победы". Седьмая симфония "Ленинградская" Д.Шостаковича.

В презентации представлена информация о композиторе, фото блокадного Ленинграда, где композитор создавал симфонию....

Внеклассное мероприятие посвященное 250- летиюЛ.В.Бетховена «Творческий портрет Л.В.Бетховена»

Людвиг Ван Бетховеннемецкий композитор,пианист, дирижер. Последний представитель венской классической школы - ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наи...