Методическая разработка урока «Русская народная музыка»
методическая разработка по музыке по теме

Нурмухаметова Елена Анатольевна

Методическая разработка урока

по предметной области «Искусство (Музыка, ИЗО)»

для 3-го класса средней общеобразовательной школы

«Русская народная музыка»

Тип урока: урок-этюд.

Цель: Развитие интереса и уважения к своим национальным истокам.

Народные песни  – зеркало жизни народа. В народных песня вся жизнь – от рождения до смерти, от колыбельных до песен-плачей, песен-страданий. Песня и работать, и жить помогала, а уж праздники без песен – не праздники.

Они очень мелодичные, красивые, широкие и раздольные, как русские просторы. Распевные, протяжные, и даже танцевальные мелодии можно петь. В них звучат и радость, и грусть, и задор. Все это есть в жизни, есть в русской народной песне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx24.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет Народного художественного творчества

Кафедра Хореографии

Методическая разработка урока

по предметной области «Искусство (Музыка, ИЗО)»

для 3-го класса средней общеобразовательной школы

МБОУ «Кунашакская средняя общеобразовательная школа»

«Русская народная музыка»

Выполнила:

студентка группы ЗФ- 307-4_

специальность «ТиИНХК»

Нурмухаметова Елена Разитовна

Проверила:

Айрих Я. А.,

Ст, преподаватель кафедры хореографии

Челябинск

2013

Методическая разработка урока

по предметной области «Искусство (Музыка, ИЗО)»

для 3-го класса средней общеобразовательной школы

МБОУ «Кунашакская средняя общеобразовательная школа»

«Русская народная музыка»

Тип урока: урок-этюд.

Цель: Развитие интереса и уважения к своим национальным истокам.

Задачи:

- воспитывающие:

- Воспитание культуры чувств: отношение к человеку, природе, обществу, к себе;

- Закрепить знания учащихся по теме на примере русских народных

песен;

- обучающие:

- Знакомство с русскими народными песнями;

- Осознать различные приемы развития, характерные для русской народной музыки (например: вариационность);

- Услышать интонационное своеобразие народной музыки;

- развивающие:

- Дальнейшая выработка кантилены, которая будет способствовать пониманию песенной природы русской музыки;

- Формирование в сознании и душе учащихся чувства гордости и

любви к Родине.

Оборудование:  фортепиано, слайды с репродукциями портретов А.Венецианова «На пашне. Весна», «Крестьянская девушка за вышиванием», В.Тропинина «Кружевница»; мультимедийная  установка (проектор, экран, компьютер).

Музыкальный репертуар: Русская народная песня-пляска «Камаринская». Русские народные песни «Как в лесу, лесу, лесочке», «Со вьюном я хожу»

План урока

I.   Организационный момент (1-3 мин)

Вход в класс по музыку русской народной песни-пляски «Камаринская» в фортепианном исполнении. Приветствие.

II.  Основная часть урока (30-35 мин)

Практическая часть урока 

На доске эпиграф.

Вступительная беседа о народной песне.

Слушание. Разбор произведений.

Физминутка (1-3 мин.). Пляска под оркестровое исполнение.

Слайды  с репродукциями портретов А.Венецианова «На пашне. Весна», «Крестьянская девушка за вышиванием», В.Тропинина «Кружевница».

Дети рассказывают свои впечатления.

Продолжение основной части урока.

Вокально-хоровая работа. Исполнение песни «Со вьюном я хожу».

III. Заключительная часть урока (10-12 мин)

Подведение итогов урока, выводы по главной теме, сделанные учениками. Выход из класса.

Ход урока

  1. Вход в класс под музыку русской народной песни-пляски «Камаринская» в фортепианном исполнении.

Приветствие исполняют дети.

- Музыка здравствуй!  Музыка здравствуй!

Музыка, музыка!

Праздник  прекрасный, праздник  прекрасный,

Нам дарит музыка!

Диалог учителя и детей.

- Здравствуйте, девочки!

- Здравствуйте!

- Здравствуйте, мальчики!

- Здравствуйте!

Здравствуйте, взрослые, здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте все!

Дети садятся.

II.  На доске написан эпиграф:

Песня русская – это просторы,

По которым всю жизнь мне идти.

Всё она своим сердцем объемлет,

Ей и двадцать и тысячу лет.

Песню русскую, русскую землю

Так люблю, что и слов больше нет!

- Понравилась ли вам мелодия, которая сейчас звучала, когда вы входили в класс?

Знакома ли она Вам?

Какие чувства она вызывает у вас?

- Мелодия игривая, «подпрыгивающая», радостная..., но она не знакома.

  Вступительная беседа о народной песне.

- Народные песни  – зеркало жизни народа. В народных песня вся жизнь – от рождения до смерти, от колыбельных до песен-плачей, песен-страданий. Песня и работать, и жить помогала, а уж праздники без песен – не праздники.

Я предлагаю вам, ребята, прослушать это произведение и обратить внимание:

- Какая здесь мелодия? 

К какому жанру (песне, танцу, маршу) может принадлежать она?

Слушание.

Учитель играет мелодию «Камаринской»

-  Мелодия как бы «прыгает», движется то вверх, то вниз, как мячик. Она и песенная, и танцевальная.

-  Вы правы, ребята. Это русская народная пляска «Камаринская». Уже около 300 лет звучит на Руси плясовая «Камаринская». Название плясовой произошло от названия места, где она зародилась – Комарицкой. А это, представьте себе, территория нынешних Комаричского, Севского и отчасти Трубчевского районов Брянской области. А теперь предлагаю послушать ту же музыку, но звучать она будет уже по-другому.

Звучат вариации на тему «Камаринской». Учитель задает вопросы.

          - Что нового вы услышали в этом исполнении?

- Мелодия «Камаринской» стала как бы расцвеченной. Её теперь исполняет оркестр народных инструментов.  Она вроде бы та же, но не совсем.

- Мы с вами на предыдущих уроках говорили, что каждое музыкальное произведение имеет свою форму. Знакомились с двухчастной, трёхчастной формой в музыке, а также с формой вариаций. Как же называется музыкальная форма, в которой прозвучала русская плясовая?

-  Вариации. Потому что здесь всё время изменялась основная тема.

         - Верно. Хотите исполнить эту песню-пляску? Постарайтесь придумать на каждую вариацию новые движения.

Физминутка. Ребята пляшут под оркестровое исполнение.

- Молодцы! Вы хорошо ответили на все вопросы. А теперь музыка перенесет нас в XIX век, в русскую деревню.

На экране через проектор ребята рассматривают слайд с репродукциями портретов А.Венецианова «На пашне. Весна», «Крестьянская девушка за вышиванием», В.Тропинина «Кружевница».

- Расскажите, что вы видите на экране?  Дети рассказывают свои впечатления.

Как вы думаете, эти картины могли бы как-нибудь звучать?

- Может быть.

- Выберите, пожалуйста, ту мелодию, которая могла бы озвучить их.

Учитель напевает мелодии трёх разных песен, среди которых русская народная песня «Как в лесу, лесу, лесочке». Дети выбирают именно русскую народную песню «Как в лесу…», т.к. другие мелодии должны быть контрастны своим эмоциональным настроем по отношению к иллюстрациям. Например, что-то из джаза или рок-музыки.

- Вы узнали какую-нибудь из услышанных мелодий?

- Это русская народная песня «Как в лесу…», мы её разучивали.

Вокально-хоровая работа. Исполнение песни.

- Обратите внимание на лица девушек, которые изображены на портретах прекрасных русских художников Алексея Гавриловича Венецианова и Василия Андреевича Тропинина. Какие лица у наших героинь? И какое отношение самих художников к этим девушкам?

- Простые лица, спокойные глаза, задумчивые, добрые. Художники очень хорошо, даже с любовью к ним относятся.

- Вы правы. Эти лица чисты, спокойны и естественны, как сама природа. Всмотритесь внимательно в лица девушек, в их позы.  Как вы думаете, могли бы эти девушки исполнять во время своей работы вот эту песню?

Учитель исполняет русскую народную песню «Со вьюном я хожу».

Дети отвечают утвердительно.

- Давайте разучим эту распевную, лирическую песню.

Вокально-хоровая работа.

- Очень хорошо. Своим исполнением вы смогли передать мягкую теплоту песни.

III. Подведение  итогов  урока,  выводы по главной теме, сделанные учениками.

- Что общего во всех исполненных песнях?

Ответы детей. Обобщение.

Вывод:  Они очень мелодичные, красивые, широкие и раздольные, как русские просторы. Распевные, протяжные, и даже танцевальные мелодии можно петь. В них звучат и радость, и грусть, и задор. Все это есть в жизни, есть в русской народной песне.

Под звуки музыки дети выходят из класса.

Список  литературы:

  1. Слайды с репродукциями портретов А.Венецианова «На пашне. Весна», «Крестьянская девушка за вышиванием», В.Тропинина «Кружевница».
  2. Сборник «Русские народные песни»

 «Как в лесу, лесу, лесочке», «Со вьюном я хожу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

В.В.Андреев - создатель первого оркестра русских народных инструментов.Оркестры русских народных инструментов: им. В.В.Андреева, им. Н.П. Осипова, им. М.Е.Пятницкого, оркестр Всесоюзного радио и...

Методическая разработка урока ФГОС по Музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»

Осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы)....

Методическая разработка занятия "Русская народная потешка Сорока"

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рож...

Методическая разработка «Калейдоскоп русских народных сказок».

Методическая разработка группе продленного дня для 1 класса.«Калейдоскоп русских народных сказок»....

Методическая разработка занятия "Русские народные игрушки"

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка Значение русской народной музыки в репертуаре младшего хора

Цель данной методической разработки проанализировать значение и роль русской народной музыки в музыкально-эстетическом воспитании детей и обосновать целесообразность изучения русских народных песен на...