Дж. Гершвин
классный час по музыке по теме

Гончаренко Елена Дмитриевна

Лекция-концерт ко дню рождения композитора

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dzh._gershvin.doc37.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                 ДЖ.  ГЕРШВИН

                ( лекция-концерт ко дню рождения композитора)

       Нынешний год знаменателен тем, что 26 сентября исполняется 115 лет со дня рождения замечательного американского композитора Джорджа Гершвина.

       Всю свою недолгую жизнь, а прожил он всего 38 лет, Джордж Гершвин стремился писать такую музыку, которую сразу же признали бы американской, как музыку Шопена – польской, музыку Грига – норвежской, а музыку Дебюсси – французской.

       И судьба оказалась к нему благосклонной. Сегодняшний музыкальный вечер мы посвящаем композитору, творчество которого поистине стало олицетворением Америки. Мы посвящаем его Джорджу Гершвину.

       Дж. Гершвин родился в 1898 году в одном из рабочих кварталов Нью-Йорка. Хотя его семья постоянно испытывала материальные затруднения, образованию детей родители уделяли большое внимание. Джорджа определили в коммерческую школу. Но он не завершил её, так как очень рано понял, что его призвание – музыка.

                                              «Я стоял у аркады, слушая игру автоматического

                                        пианино. Это была «Мелодия» Антона Рубинштейна.

                                        Звуки музыки зачаровали меня.»

( Звучит «Мелодия» А.Рубинштейна )

       Это первое музыкальное впечатление запомнилось будущему композитору на всю жизнь. Подержанное пианино мать купила для старшего брата – Айры, но занимался на стареньком инструменте Джордж.

       Систематического музыкального образования Гершвин так и не получил. Основная школа его – музыка быта, музыка, звучавшая вокруг, разноязыкий фольклор Америки, народные песни, живые танцевальные ритмы, грустные негритянские напевы.

       В 15 лет, бросив изучение бухгалтерии в коммерческой школе, Джордж поступил на службу в магазин музыкальной фирмы «Ремик и К». В его функции входило проигрывание в целях рекламы и продажи новинок лёгкой музыки, изданных фирмой.

       Часто Гершвин импровизировал на рояле. Эти ранние импровизации поражали удивительным гармоническим чутьём и редким мелодическим даром.

       В это же время появляются первые сочинения Гершвина.

«Любимый мой» - так называется одна из популярных мелодий композитора

       Когда однажды молодой Гершвин потерял тетрадь с сорока записанными песнями, он сказал:

                                              «Это не беда. Во мне столько мелодий, что не

                                        Хватит жизни, чтобы записать их.» -

Слова, ставшие пророческими.

       Гершвину было 18 лет, когда вышла из печати его первая песня. Успех её был так велик, что весь тираж раскупили за два дня. В течение нескольких лет к Гершвину приходит слава популярного композитора.

       Во многих американских городах ставились и восторженно принимались публикой оперетты Джорджа Гершвина.

       Его песни, простые, легко запоминающиеся, но при этом неповторимые по настроению и мелодике, запела сначала вся Америка, а потом и Европа.

       В равной степени как поклонникам лёгких жанров, так и ценителям серьёзной музыки полюбились его фортепианные прелюдии.

Две из них предлагаем вашему вниманию: прелюдии cis-moll и es-moll.

       Важную роль в творческом развитии композитора сыграл музыкант Поль Уайтмен, «король джаза», как его называли.

       Интересен такой случай. …Однажды, развернув газету «Нью-Йорк трибюн», Гершвин увидел объявление о концерте Уайтмена, в котором, как гласил анонс, должно было исполниться новое крупное произведение Гершвина. Это была для него полная неожиданность. До объявленного вечера оставалось три недели.

                                              «Иначе Вас не расшевелить,- объяснял свой

                                        поступок Уайтмен. – С Вашим талантом Вы сможете

                                        выполнить задачу и в три недели.»

       Гершвин долго протестовал, но, наконец, сдался и решил попробовать. Так родилась знаменитая  Рапсодия в стиле блюз.

       12 февраля 1924 года в нью-йоркском концертном зале «Аэолин-холл» состоялась её премьера. Произведение имело огромный успех. За роялем сидел сам автор, заслуживший высокую оценку Рахманинова, Крейслера, Стоковского, которые присутствовали на премьере. В этом сочинении композитор талантливо сочетал джаз со средствами классической музыки.

                                              «Многие композиторы ходили вокруг джаза, как

                                        коты вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он

                                        немного поостынет и они смогут насладиться пищей

                                        без риска обжечь свои языки… Дж. Гершвину

                                        удалось решить проблему.

                                                Подобно принцу из известной сказки, он взял

                                        Золушку за руку и провозгласил её принцессой,

                                        невзирая на бешенную злобу её завистливых

                                        сестёр…» - так известный симфонический дирижёр

                                        Вальтер Дамрош определил существо того нового, что

                                        пришло в музыкальное искусство с именем Гершвина.

       Вскоре, спустя год после премьеры Рапсодии, Гершвин создаёт Концерт для фортепиано с оркестром. Под впечатлением поездки в Европу пишет симфоническую сюиту «Американец в Париже» (1928).

       Последние годы жизни были связаны у Гершвина с Голливудом, где он по контракту писал музыку для кинофильмов. Но успел написать только к двум фильмам, так как состояние его здоровья резко ухудшилось, и врачи определили наличие мозговой опухоли.

       Нейрохирурги 30-х годов не сумели спасти гениального артиста, и в возрасте 38 лет он ушёл из жизни. В стране был объявлен национальный траур.

       Гершвин никогда не был женат и после него не осталось детей. Вся его любовь была отдана музыке. В ней его бессмертие. А национальным памятником композитору, который он сам воздвиг себе ещё при жизни, является его опера «Порги и Бесс», написанная в 1935 году.

Послушайте фрагмент из этой оперы.

                                              «Дж. Гершвин,- говорил Д. Шостакович,-

                                        выдающийся американский композитор. Он не стоял

                                        стороне от жизни, не замыкался «в башню звуков».

                                        О чём рассказывает его музыка? О простых людях,

                                        об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни.»

«Порги и Бесс» Гершвин назвал «народной оперой» и имел на это право не только потому, что герои её – негритянские рыбаки, портовые грузчики, уличные разносчики из бедняцкого квартала одного из южных городов США. Главное в том, что музыка этого произведения покоится на прочном фольклорном фундаменте.

       Типично негритянский характер с мягкими синкопами, оживляющими спокойное течение мелодии, присущ Колыбельной песне Клары.

( Звучит Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» )

Этой изумительной, пожалуй, самой поэтичной и самой популярной мелодией Джорджа Гершвина мы и завершаем наш музыкальный вечер.              

                                             

               

                       

                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-модели в 7 классе по музыке на тему: "Слияние стилей в творчестве Д.Гершвина"

Кончился ХХ век и начался ХХI ! Много произведений искусств накоплено человечеством за это время. Богатейшее наследие в разных стилях и жанрах: и классическое – серьезное искусство и легкое – развлека...

Презентация к уроку "Рапсодия в стиле блюз" Дж. Гершвин

Греческое слово "rhapsodia" означает народная эпическая песнь. Так называли древние греки сказания, которые пели народные певцы - рапсоды. Главы рапсодий исполняли нараспев, аккомпанируя себе на кифар...

7 класс. Материал к опере Дж. Гершвин "Порги и Бесс"

Материал к уроку музыки в 7 классе на тему "Порги и Бесс" первая национальная американская опера, в папке презентация и ее содержание (Колыбельная Клары)...

Разработка урока музыки «Джордж Гершвин. Мой народ – американцы...»

Кончился ХХ век и начался ХХI! Много произведений искусств накоплено человечеством за это время. Богатейшее наследие в разных стилях и жанрах: и классическое – серьезное искусство и легкое – развлекат...