Конспект урока в 5 классе "Звучащие страницы истории"
план-конспект урока (музыка, 5 класс) по теме

Муханько Елена Олеговна

на примерах лучших произведений русской музыкальной культуры рассматривается, что музыка является главным действующим лицом в этих произведениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_muzyke_v_5_klasse.docx30.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке в 5 классе.

Тема : Патриотизм в творчестве русских композиторов-классиков на примерах лучших произведений музыкального искусства.

Звучащие страницы истории.

Тип урока : комбинированный.

Цель : на примерах лучших произведений русской музыкальной культуры показать, что музыка является главным действующим лицом в этих произведениях.

Запись темы урока.

Сегодня мы с вами на уроке продолжаем изучать историкопатриотическую тему в произведениях русских композиторов - классиков :

М.П. Мусоргский С.С. Прокофьев М.И. Глинка.

Начнем с оперного творчества русского композитора М.П. Мусоргского ( портрет на экране).

Опережающее задание.

Модест Петрович Мусоргский родился в 1839 году , русский композитор, член «Могучей кучки», куда входили русские композиторы, создал монументальные народные музыкальные драмы — оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». «Хованщину» из за преждевременной смерти Мусоргского закончил его друг русский композитор Н.Л. Римский-Корсаков.

Опера (определение на экране) «Хованщина» не просто яркое , величественное произведение, но и глубокое историческое создание в русской музыке.

Название «Хованщина» возникло от фамилии народного предводителя того времени князя Ивана Хованского (портрет на экране).

В этом произведении неоднократно воссоздается повторявшаяся в истории России ситуация всеобщей духовной смуты, когда главными носителями нравственных ценностей оставались юродивые и религиозные фанатики, т.е. люди ограниченные , не способные внести ничего положительного в жизнь народа.

Мусоргский проявил себя именно в русской народной музыке, народных мелодиях. Также как и в музыке художники-передвижники (И. Репин, А. Васнецов, Перов, Серов) изображали в своих картинах жизнь народа того времени (показ картин из жизни народа). Со всех областей Мусоргский собирал и записывал мелодии , русские народные песни , обрядовые песни и воплощал в своем творчестве, как бы кистью нарисована композитором картина того времени в опере «Хованщина». Это произведение рассказывает нам о той поре русской истории , когда начиналось царствование Петра Великого (показ картины) , задумавшего уничтожить в стране обычаи и привычки старой темной Руси, распространить в народе культуру , свет знаний науки и искусства.

Необычное вступление к опере , рассвета над Москвой-рекой, олицетворяет (на экране картина рассвета художника А. Саврасова) рассвет в жизни всего русского государства. Мусоргский живописно передал музыкой картину рассвета, используя различные инструменты симфонического оркестра ( на экране симфонический оркестр ) . Мелодия этого вступления звучит как русская народная песня, постепенно разворачивается, светлеет, а сопровождают ее глухие отдаленные звуки (на экране вид храма и звоны), возвещающие о наступлении утра (на экране картина рассвета). Мастерски средствами тембров инструментов симфонического оркестра показаны краски восхода солнца - живописность музыки, характерные для всего творчества Мусоргского, ведь тема всей четверти (вопрос к классу) «Можем ли мы услышать живопись ?».

Сейчас мы послушаем этот отрывок и представим себе пейзаж рассвета (т.е. свяжем музыку и изображение на экране).

Слушание: ф - ма «Рассвет на Москва-реке» (на экране картина рассвета).

Вопросы к классу :

  1. Какая по характеру эта музыка?
  2. Что в ней передает композитор?
  3. Что вы представили себе, слушая эту музыку?

Перейдем к творчеству С.С. Прокофьева ( на экране портрет). Продолжая тему величия Москвы - сердца России ( на экране Москва ), все чувства русского народа, любви к Москве, композитор Прокофьев (на экране портрет), уже спустя 100 лет после Мусоргского, выразил в своей героической опере о подвиге и непобедимости русского народа «Война и мир» (запись в тетради) по роману русского писателя Л.Н. Толстого .

Как-то по особому стали близки Прокофьеву страницы , повествующие о борьбе русского народа с полчищами войск Наполеона в войне 1812 года и об изгнании их с русской земли. Не случайно даже художник такого мощного самобытного таланта и высокого мастерства как Прокофьев задумав оперу, работал над нею долгие годы - вплоть до своей смерти. Отечество было вызвано на бой с непобедимым для Европы полководцем

Наполеоном (портрет на экране) . Когда Кутузов (портрет на экране) принял руководство на войсками, началась народная война.

Посмотрите кадры из кинофильма «Война и мир», снятый советским режиссером С. Бондарчуком (кадр из фильма «Ополчение»).

Весь народ думал о спасении Отечества: создавались отряды ополчения, народ помогал им, отцы и матери благославляли детей на бой, напоминали им о священном долге: умереть с оружием да не посрамить земли русские. Произошло на этой войне сражение, названное Бородинской битвой, земля дрожала, лились кровавые реки, но мы не отступали не на шаг(отрывок из кинофильма «Бородино», отрывок стих-я). На военном совете в Филях (показ картины), наши полководцы собрались и решили оставить Москву и отступить, чтобы она послужила гробом неприятелю, так как небывалые морозы и недостаток продовольствия способствовали погибели иностранного войска. Европа воскликнула: «Велик Бог Русской земли, велик и ее народ!». Народ назвал Кутузова (портрет на экране) спасителем. Прокофьев выразил все чувства русского народа , любви к Москве в арии Михаила Кутузова.

Что такое ария? (на экране определение арии) Это главная мелодия арии Кутузова - в опере она звучит в исполнении знаменитого баса С. Петрова во время военного совета в Филях, (показ картины)

Что такое бас (определение на экране).

Слушание арии Кутузова (фонограмма). (На экране виды Москвы, храмы). Вопросы:

  1. Какая по характеру эта музыка?
  2. О чем поется в арии, какие чувства она передает?

Опережающее задание

В своей арии Кутузов поет о Белокаменной Москве, о сердце России, о

любви к своей Родине и готовности отдать жизнь за ее спасение.

Это гимн Москве, вера в свой великий народ. Это один из самых важных эпизодов в опере.

В опере широкие картины народной жизни и быта русского общества чередуются со сценами, насыщенными глубоким драматизмом, тонкими психологическими характеристиками. Судьбы героев развертываются на фоне важнейших исторических событий, они неразрывно связаны с судьбами всего русского народа.

Слушая эту арию, невольно вспоминается ария Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

( На экране портрет Глинки )

Русский композитор М.И. Глинка также хорошо показал патриотизм русского народа в своей опере «Иван Сусанин».

М.И. Глинка родился в 1804 году в селе Новоспасском Смоленской губернии, изначально ему было знакомо русское народное творчество, русская душа. Глинка являлся родоначальником русской классической музыки. Его опера «Иван Сусанин» положила начало направлению русской оперы - народной музыкальной драме.

Глинка вошел в ряд великих русских композиторов, составляющих славу а гордость русской музыки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в музыке душу русского народа. Так как народная песня всегда была душой русской музыки, то для нас теперь неразрывно связано с ней напевная задушевная музыка Глинки звучит одинаково, как родное былое и вместе с тем настоящее. Поэтому Глинка, как и народное песенное творчество, поистине живой родник всей русской музыки.

Вернувшись в 1834 году из-за границы, он стал с увлечением работать над оперой о патриотическом подвиге Ивана Сусанина.

В 1613 году на престол должен был стать юный царь (на экране картина) Михаил Романов. В то время шла война России с поляками. Один из польских отрядов решил захватить юного Михаила, чтобы освободить русский престол для своего короля. Пробираясь в Кострому, поляки попросили крестьянина села Домнино Ивана Сусанина показать им дорогу, он согласился, но послал предупреждение царю об опасности, а сам завел врага в болото, из которого они не смогли выбраться. Осознав обман, они убили Сусанина, но и сами погибли от холода и голода. В опере Глинка прославил героический подвиг русского крестьянина, пожертвовавшего своей жизнью во имя Родины.

(слушание арии)

Вопросы:

  1. Какая по характеру эта музыка?
  2. О чем поет Сусанин в своей арии?

Мы отчетливо ощущаем, какие глубокие связи существуют между музыкой нашей эпохи и русской музыкальной классикой (на экране определение классики) прошлого века и 19 между Глинкой и Прокофьевым.

Ведь опера «Война и мир» завершается хором, поющим славу Москве (на экране Москва, купала") и русскому народу, так же как и «Иван Сусанин» заканчивается знаменитым хором «Слався!». И если мы сравним арию Сусанина с арией Кутузова (вопрос классу), то в них мы найдем много общего. Обе арии поются как размышление о судьбах своей Родины. Обе поются теми героями, которые спасли Москву: Сусанин - ценой своей жизни, Кутузов - мудростью полководца. И все-же арии очень различны: в арии Сусанина преобладает хоть и мужественная, но трагическая скорбь героя, обреченного на смерть. Л в арии Кутузова господствует мужество полководца, готового вести свою армию в бой на Бородинское поле и уверенного в победе за Москву, за Россию! (па экране виды Москвы)

И до наших дней мы привыкли считать, что эти два понятия неразделимы: Москва - значит Россия! (на экране вид Москвы)

9 Мая мы праздновали (вопрос классу) День Победы. В войне с фашизмом наш народ проявил великий патриотизм, сплоченность и одержал победу. Мы свято чтим память тех, кто отстоял нашу Родину в борьбе с врагом. К 800-летию Москвы наш современник , композитор и певец Олег Газманов написал прекрасную песню «Москва» - это марш-гимн Москве! В ней поется о том, что надо ценить мир и любить свою Родину.

(на экране песня), (исполнение)

Итог урока:

  1. Назвать тему урока?
  2. Какие новые музыкальные произведения мы сегодня узнали, или продолжили более обширное знакомство с ними?
  3. Какие новые музыкальные термины мы узнали?
  4. Каких композиторов мы узнали, или продолжили знакомство на этом уроке?
  5. С какими предметами была связана тема нашего урока?
  6. Какой вывод мы можем сделать (в России всегда есть и были герои, готовые защитить свою Родину)?
  7. Какую песню мы выучили на этом уроке? О чем эта песня, какой характер музыки?
  8. Домашнее задание (выучить определение арии , классики, бас, название опер).
  9. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок решения задач "Страницы истории. Бородино"

Данный урок посвящен одному из самых памятных страниц жизни нашего народа200-летию Бородинского сражения. На Бородинском поле русская армия, отстаивая национальную независимость своего народа, насмерт...

Урок мужества "Афганистан. Страницы истории"

Сценарий урока мужества "Афганистан. Страницы истории". История войны в Афганистане....

Интегрированный урок-путешествие по страницам истории и литературы на тему: «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»

Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе даёт представление о связи личности и исторической эпохи на примере таких исторических источников, как художественные произведения литературы....

Конспект урока "Проектирование титульной страницы личного сайта"

Класс: 10Тема урока: Основы языка разметки гипертекста. Компьютерный практикум №13 «Разработка сайта с использованием Web – редактора ».Тип урока: практическая работа.Оборудование: класс, основанный н...

Конспект урока "По ершалаимским страницам романа "Мастер и Маргарита"

Мастер-класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Методическая разработка: План-конспект урока №19 «Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата». Предмет: музыка, 8 класс

Анализ литературного текста, средств музыкальной выразительности, определение формы музыкальных произведений патриотической направленности....