Викторина "Музыкальный лабиринт"
методическая разработка по музыке по теме

Рыбина Ольга Павловна

Викторина предназначена для внеклассной работы с учащимися 4-х классов, преследует цель расширения их кругозора и повышения интереса к искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_muzykalnyy_labirint.docx191.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Викторина «Музыкальный лабиринт»

                                                                                 

Правила игры

  1. В игре принимают участие три команды произвольной численности.
  2. В число зрителей могут входить одноклассники игроков, их родители, друзья и знакомые.
  3. За неделю до проведения викторины учитель знакомит игроков со схемой викторины и темами вопросов, дает необходимые пояснения и список рекомендуемой литературы.
  4. Перед началом игры команды разыгрывают право выбора линии старта, выполняя на скорость одно и то же задание, которое в дальнейшем будет называться предварительным. Команда, которая раньше других правильно выполнит предварительное задание, начинает игру первой.
  5. Учитель читает вопрос вслух для зрителей, а команде дает карточку с его записью. «Стартовый» вопрос состоит из двух частей: основного вопроса (№ 1) и дополнительного (№ 2), который задается в случае неправильного ответа на основной (после хода соперников).
  6. Верно ответив на основной «стартовый» вопрос, команда выбирает тему следующего, пользуясь указателями-стрелками. В случае неверного ответа на основной «стартовый» вопрос команда после хода соперников 'Пытается ответить на дополнительный.
  7. Команда, неправильно ответившая на все вопросы, которые она имеет право выбрать по указателям, выбывает из игры. В случае, если одна из команд выберет путь к вопросу, на который уже правильно ответили их соперники,   следует  воспользоваться  резервным  вопросом либо одним из вопросов, возврат к которому невозможен.
  8. Побеждает команда, первой ответившая на один из трех вопросов «линии финиша».
  9. Правильные ответы приведены в скобках после каждого вопроса.
  10. Для удобства и наглядности можно воспользоваться фишками разного цвета, используя схему викторины как игровое поле.

Предварительное задание

Расположите смычковые музыкальные инструменты в порядке понижения диапазона: виолончель, альт, скрипка, контрабас. (Скрипка - самый высокий по регистру смычковый инструмент. За ней в порядке понижения диапазона следуют альт, виолончель, контрабас.)

Основные Вопросы Викторины

«Стартовые» вопросы:

1.Равный оркестру.

  1. Свирель - очень древний музыкальный инструмент. В Древней Греции ее называли сирингой или флейтой Пана, а на Руси - цевницей. В классическом варианте это семиствольная дудочка из трубок разной длины, скрепленных воском. Потом число стволов стали увеличивать, а   вместо  человеческого  дыхания   стали   использовать меха - и получился простейший... (Орган.)
  2. Этот музыкальный инструмент поистине уникален: он один занимает целое помещение, имеет несколько тысяч труб, каждая из которых издает только один звук определенной высоты, тембра и громкости. Управлять им
    нелегко: он имеет от одной до пяти ручных и одну ножную клавиатуру, но зато по звуковому объему он равен симфоническому оркестру. (Орган.)

2. Потомок клавикорда.

1.        Этот  музыкальный   инструмент  был  изобретен  в 1711 году во Флоренции и от своих предшественников (клавесинов и клавикордов) отличался тем, что был способен издавать и громкие, и тихие звуки. По этому признаку он и получил свое название. (Фортепиано.)

  1. Этот музыкальный инструмент имеет две разновидности: пианино, в котором рама со струнами и механика расположены вертикально, и рояль, который имеет горизонтальное расположение струн и механики. (Фортепиано.)
  1. Универсальный язык. Древнегреческий философ Аристотель говорил, что «гимнастика выпрямляет тело, а ... - душу». А знаменитый арабский врач Ибн Сина (Авиценна) называл ее одним из нелекарственных способов лечения - наряду с диетой, запахами и смехом. О чем идет речь? (Музыка.)
  2. Американский поэт Генри Лонгфелло называл ее «универсальным языком человечества», а английский писатель и критик Уолтер Пейтер утверждал, что к тому, чтобы стать ей,  стремится любое искусство.  О чем идет речь? (Музыка.)

Вопросы по указателям:

1.        Приятная работа.

По мнению древнеримского оратора Цицерона, этого не будет делать ни один здравомыслящий человек. Турки же еще в 19 веке удивлялись, почему европейцы выполняют эту «работу» сами, а не заставляют выполнять ее своих слуг. О чем идет речь? (Танцы.)

2.Композитор и певец.

       Эти средневековые музыканты часто путешествовали    вместе, как рыцарь и оруженосец. Один из них был странствующим поэтом и композитором, друго певцом, который исполнял его песни. Назовите обоих. (Трубадур -странствующий поэт и композитор, менестрель - певец, исполняющий песни трубадура.)

3.        Шуточный вальс.

В середине 19 века в салоне русских композиторов братьев Титовых был придуман шуточный вальс «для пианистов, умеющих играть только одним пальцем». Этот «вальс» популярен и в настоящее время. Назовите его. («Собачий вальс».)

4.        Три ключа.

Виктор Гюго заметил однажды, что человеческий разум владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них - цифра и буква, а каков третий ключ? (Нота.)

5.        Бальный танец.

Предшественником этого знаменитого танца считается австрийский народный танец лендлер, в котором партнеры кружатся вприпрыжку в объятиях друг друга. Но даже на родине, в Вене, в начале 19 века существовал официальный запрет танцевать его более 10 минут. Влиятельная английская газета «Тайме» в 1816 году назвала его «чувственным и непристойным». Во дворцах немецких королей и курфюрстов он был запрещен до 1888 года. Его же запретил танцевать российский император Павел I. Зато сейчас он по праву считается «королем» бальных танцев. (Вальс.)

6.        Былинный инструмент.

Если вы читали русские былины, то, вероятно, вспомните, из какого дерева делали гусли. (Клен.)

7.        Изобретение Афины Паллады.

Согласно легенде, этот музыкальный инструмент изобрела древнегреческая богиня Афина Паллада, которая бросила его, заметив, что игра на нем обезображивает ее лицо. Он представлял собой трубку из тростника с шестью отверстиями и издавал резкий металлический звук, характерный для современных медных музыкальных инструментов и потому использовался в качестве военного музыкального инструмента. В таком первозданном виде он просуществовал до 18 века, когда уступил место инструменту с более нежным, лирическим звучанием. Назовите его. (Флейта.)

8.        «Детский» инструмент.

Название этого «самого русского» музыкального инструмента происходит от татарского слова «дитя». Назовите его. (Балалайка - от «бала»; родственные слова: «баловство», «балаболка», «балакать».)

9 Библейский город.

Согласно легенде, при постройке древнегреческого города Фивы камни сами складывались в городские стены, повинуясь игре царя Амфиона на лире. А вот стенам другого знаменитого города повезло гораздо меньше: они рухнули при звуках труб осадивших его врагов. О каком городе идет речь в вопросе? (Иерихон.)

10.Гора в Греции.

Геликон - это название не только музыкального инструмента, но и знаменитой горы в Греции. Олимп, как известно, был обителью высших богов этой страны, а какие богини жили на Геликоне? (Музы.)

11.Самый низкий.

Самым низким мужским голосом, как известно, является бас. А как называется самый низкий женский голос? (Контральто.)

Вопросы «линии финиша»:

1. Четыре в одном.

Какой оркестр представляет собой объединение четырех инструментальных групп: струнной смычковой, деревянной духовой, медной духовой и ударной? (Симфонический оркестр.)

2.Непонятный жанр.

В настоящее время эти музыкальные спектакли необычайно популярны во всех странах мира, а вот знаменитый французский шансонье Шарль Азнавур считал их «разговорным жанром для тех, кто не умеет петь, и музыкальным - для не умеющих говорить». О чем идет речь? (Мюзикл.)

3.Музыкальное шествие.

В переводе на русский язык этот музыкальный термин означает «шествие». Чаще всего это шествие можно и увидеть и услышать на военных парадах, но можно - и во дворцах бракосочетаний. О чем идет речь? (Марш.)

Резервный Вопрос

В 18 веке в Венеции четыре женских монастыря были превращены в музыкальные школы. В результате итальянское слово «приют» стало нарицательным для высших музыкальных учебных заведений всего мира. Назовите его. (Консерватория.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ИГРА «ЛАБИРИНТ» В 6 КЛАССЕ

УРОК ИГРА «ЛАБИРИНТ»  В  6 КЛАССЕТЕМА УРОКА: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ»ЦЕЛЬ:ПРОВЕРКА УМЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, ПРАВИЛ, ЗАКОНОВ И УМЕ...

Психологическая игра « Лабиринт»

Психологическая игра «Лабиринт» не только интересна, но и полезна занимающимся. Она способствует развитию воображения, концентрации внимания, взаимопониманию между партнерами. В игре применяется...

В лабиринтах русского ударения

Сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Пожалуй, ни одна другая область русского языка не вызывает столько ожесточенных споров, недоумений и колебаний. Правильная постановка ударе...

Урок - игра "Лабиринт"

Урок проводится в виде игры. На каждом этапе игры ученику надо решать задачу определнного типа. Путь по Лабиринту каждый ученик определяет самостоятельно, выбирая оптимальный для себя уровень сложност...

ВИКТОРИНА "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛАБИРИНТ"

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛАБИРИНТ, КОТОРЫЙ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ НАШИМ "ТРУДНЫМ ДЕТЯМ"...

Мистический лабиринт «Здоровый образ жизни»

Внеклассное мероприятие с целью повторения изученного материала по теме «Здоровый образ жизни» и закрепления лексических, орфографических и  грамматических навыков....

Методическая разработка по истории. Игра по станциям "Лабиринты истории"

Данная методическая разработка может быть использована в работе учителя истории для 5-7 классов как итоговое мероприятие или в рамках недель педагогического мастерства....