Конспект занятия "Образы Норвегии в творчестве Эдварда Грига"
методическая разработка (музыка, 5 класс) по теме

Карпусь Ирина Игоревна

Расширение музыкального кругозора учащихся - знакомство с произведениями Эдварда Грига.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                Образы Норвегии в творчестве Эдварда Грига.

Цель занятия: Расширение музыкального кругозора учащихся - знакомство с произведениями Эдварда Грига.

Задачи: 1Закрепить понятие музыкальный образ.

              2 Развитие практических музыкальных навыков: слуховых,      аналитических, исполнительских.

               3 Формирование мыслительных операций  - анализ и синтез.

                               Ход занятия.

На  прошлом занятии   мы познакомились с биографией  замечательного норвежского композитора Эдварда Грига

Слайд Портрет.

Учащиеся  вспоминают факты биографии.

Григ - первый классик норвежской музыки, поставивший музыкальную культуру Норвегии в один ряд с передовыми национальными школами Европы.

Григ завоевал международное признание, однако предпочёл жить в родной стране, в деревенской глуши, где можно слушать народные песни и предания, игру сельских музыкантов. Грига вдохновляла красота его страны: «Я искал выражения каких-то лучших сторон моего  «я» и это лучшее заключалось в любви к родине и понимании величественной и грустной природы  Норвегии»- писал Григ.

Сегодня и мы с вами познакомимся с этой страной.

Норвегия- северная страна, находится на Скандинавском полуострове.

Страна долгое время была  в подчинении у Дании (14-18в),  затем  у Швеции (19в),  и была скована в своём развитии, как в экономическом, так и в культурном.

Только в  середине  19 века начинается период подъёма экономики, роста национального самосознания и расцвета норвежской культуры. Была составлена грамматика норвежского языка и преподавание в школах стали вести на родном языке. Огромных успехов достигает норвежская литература, живопись, музыка.

Слайды Виды Норвегии.

Природа Норвегии суровая и очень красивая. Море с узкими заливами-фьордами, скалистые горы, покрытые лесами. Григ часто уходил в горы, слушал пение птиц, наигрыши пастухов и затем  картины природы оживали в его музыке.

Наиграть мелодию «Утро» (дети вспоминают название).

Слушание в исполнении оркестра и разбор. Определить музыкальный образ и средства музыкальной выразительности. Определить солирующие инструменты.

Вся пьеса построена на развитии одной темы (вариационное развитие), напоминающей пастуший наигрыш. Перекличка флейты и гобоя подражает народным инструментам – свирели и рожку. Восход солнца – гимн пробуждающейся природе, в конце соло валторн – звучание охотничьих рогов, лёгкие трели флейты – птичьи голоса.

Наиболее  ярко дарование Грига проявилось в камерных вокальных и инструментальных сочинениях. Григ писал песни и романсы на стихи скандинавских  поэтов (Г. Ибсена, Б.Бьёрнсона, А.Мунка, Х.К.Андерсена и др.)

Стихотворение А. Мунка «Заход солнца».

Выразительно прочитать текст, разобрать незнакомые слова. Предложить детям  создать музыкальный  образ  и выбрать средства музыкальной выразительности.

Слайд Закат

Цитата Н.А.Римского - Корсакова: «Поэзия слова даёт мысль и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка непосредственно создаёт настроение и по нему надобно воссоздать мысль и образ».

«Заход солнца» звучит в исполнении ученицы 7кл. Жени Пирко.

После исполнения дети сравнивают муз. образы и анализируют.

«Утро» и «Заход солнца» произведения программные. Музыкальный образ определён самим композитором.

Сейчас мы  будем слушать музыку Грига и попытаемся по настроению воссоздать музыкальный образ. Сколько настроений? Сколько музыкальных  образов? Определить форму.

Звучит пьеса Грига «Минувшие дни» в исполнении  ученика 11 класса Житенёва Андрея.

Учащиеся определяют, что в пьесе 2 образа. Форма трёхчастная.

1образ лирический, минорный лад, кантиленная мелодия, медленный темп.

Элегия-стихотворение с характером задумчивой грусти.

Элегическое настроение.

2образ танцевальный. Мажор, быстрый темп, пунктирный ритм, неожиданные акценты.

К какой музыке относится этот танец: к концертной  (для слушания), он утончённый, изысканный? Или  он прост, напоминает народную музыку?

В аккомпанементе часто используется интервал квинты, который напоминает звучание волынки. Эта музыка напоминает народный танец.

2 наиболее распространённых народных танца в  Норвегии  халлинг и спрингданс. Оба танца быстрые и энергичные, но халлинг в размере 2/4, а спрингданс 3/4. Дети определяют, что это спрингданс.

Слайд  Норвежский танец.

Григ назвал эту пьесу «Минувшие дни».

Что значит для человека минувшие дни? Прошедшие дни.

Григ написал эту музыку в последние годы жизни.

Дни юности – обычно самое счастливое время в жизни человека, он полон сил, радуется жизни. Воспоминания о минувших днях  связаны у Грига с воспоминаниями о родине и  популярнейший спрингданс  является здесь  символом Норвегии.

Почему же так печальны крайние части? Невозможно вернуть счастливые дни юности.

Последний период жизни Григ жил в горах в загородном доме.(Слайд)

 Чтобы ничего не мешало творчеству, на берегу фьорда была построена небольшая избушка, всего одна комната, в  которой  стояло пианино и несколько стульев. (Слайд)

 Место   это Григ назвал Тролльхауген (Холм троллей). Кто такие тролли? Каких ещё сказочных персонажей вы знаете? (гномы, кобольды, эльфы, сильфиды)

Слайды.

В детстве маленький Эдвард слушал сказки и легенды от матери, был знаком с известным писателем - сказочником Х.К.  Андерсеном. Любил и собирал народные сказания на протяжении всей своей жизни.

В своей музыке композитор ярко воплотил сказочно-фантастические образы.

Слушание и разбор пьесы «Шествие гномов». 

2 музыкальных образа. Трёхчастная форма.

Создавая музыкальные образы, Григ обращался к природе, к жизни народа, его музыкально-поэтическому творчеству - это признак какого стиля в искусстве? Романтизма.

Композитор писал: «Я записывал народную музыку моей родной страны. По стилю и форме я остаюсь немецким романтиком…, но в то же время я черпал богатые сокровища в народных напевах моей родины и из этого до сих пор не исследованного источника норвежской  народной души  пытался создать национальное искусство».

С какими  образами  Норвегии мы познакомились, слушая музыку Грига?

Образы природы («Утро», «Заход солнца»)

Образ норвежского танца. Реальные черты жизни (быта) («Минувшие дни»)

Сказочно- фантастические образы ( «Шествие гномов»).

Эдвард Григ был горячим патриотом, певцом  своей страны, ему хотелось, чтобы весь мир узнал о Норвегии. Он возвысил норвежскую музыку до вершин мировой классики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер, посвящённый Эдварду Григу

Музыкальный-литературный вечер-концерт, посвящённый Эдварду Григу "Корзина с еловыми шишками"...

Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс

Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....

Конспект урока "Музыка Эдварда Грига"

Тип урока -  сообщение новых знаний .Знакомство с норвежским композитором Эдвардом Григом....

"Суровая красота Норвегии. Музыка Эдварда Грига"

Конспект занятия в 4 классе по музыке...

Суровая красота Норвегии. Музыка Эдварда Грига

Презентация к уроку по музыке для 4 класса по программе В. В. Алеева....

Презентация " Уникальные факты из жизни и творчества Эдварда Грига"

В презентации представлены уникальные материалы из жизни и творчества композитора: детство и особенности воспитания маленького композитора, знакомство со знаменитыми людьми, такими как П.И. Чайковский...

План-конспект урока музыки в 5 классе : « Эдвард Григ- певец норвежского народа»

Урок посвящен творчеству норвежского композитора 19 века Э. Григу.  В ходе урока учащиеся знакомятся с его  произведениями  "Утро", норвежским танцем"Халлинг", прово...