Особенности педализации в произведениях венских классиков
статья по музыке по теме

Богач Оксана Васильевна

В статье освещаются особенности исполнительского стиля произведений венских классиков. Подробно рассматривается вопрос педализации в произведениях венских классиков на примере фортепианных произведений В.А.Моцарта.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности педализации в фортепианных произведениях Моцарта

«Педаль - лунный свет,

льющийся на пейзаж»

 Бузони

 

           Произведения венских классиков не случайно занимают особое место в репертуаре учащихся. В процессе их изучения наиболее успешно развивается музыкальное мышление, формируется исполнительская культура, художественный вкус, чувство стиля.

Как показала история развития музыкального искусства, творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена стало эталоном для последующих поколений. 

Для современных музыкантов исполнение творений венских классиков связано  с определенными трудностями, связанными с увеличивающейся дистанцией между эпохами, а также наслоениями огромного количества интерпретаций и редакций.
Цель данного сообщения на примере выдающегося композитора XVIII века,
В.А.Моцарта - рассмотреть вопросы интерпретации клавирных произведений венского классицизма, и в частности разобрать вопросы педализации  в произведениях Моцарта.

Моцарт был великим художником, который в творчестве раскрыл свою прекрасную душу. Нет ни одного серьезного музыканта или просто любителя музыки, который не любил бы Моцарта.

«Исполнение произведений Моцарта является для пианиста очень трудной задачей. Сочинения его отличаются исключительной прозрачностью, и поэтому каждый звук в них, как говорится, на счету, ничего нельзя скрыть ни педалью, ни преувеличенной силой – все должно быть абсолютно, предельно ясным. Поэтому большинство исполнителей, которые часто играют на эстраде очень сложные и технически трудные вещи, больше всего волнуются при исполнении Моцарта: очень трудно в немногих звуках уметь сказать так много...» [12]. Российский пианист Денис Мацуев в одном из интервью сказал: «Моцарта считаю очень сложным. Играть его концерты в Большом зале для меня каторга, катастрофа - необъяснимое состояние». Австрийский пианист Артур Шнабель писал: «Учителя задают Моцарта потому, что в его музыке не слишком много нот. А взрослые избегают играть Моцарта из-за огромной значимости этих нот... Играя сонату Моцарта, я никогда не уверен, что постиг ее полностью. Поэтому я могу работать над ней бесконечно»[7].

Почему же так сложно исполнять музыку Моцарта при кажущейся внешней ясности и простоте? Сложным и большим искусством для исполнителя является умение увидеть и прочесть в нотах все, что в них есть, тем более что у больших мастеров обычно написано гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Вальтер Гизекинг так говорил и музыке Моцарта: - «самая легкая и вместе с тем, если хочешь сыграть ее правильно, самая трудная музыка» [9]. Произведения Моцарта могут быть легкими для чтения, но они очень трудны для исполнения.

Как же необходимо исполнять произведения Моцарта? Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понять, каким же был моцартовский инструмент.

В детстве Моцарт играл главным образом на клавесине, а после знакомства с инструментальным мастером Штейном, стал предпочитать par ехсеllепсе фортепиано. Вся специфика особого моцартовского туше заключена в подушечке пальца. «Такое туше производит четко очерченный и плотный звук - самостоятельный и очень определенный. Его отточенный контур предотвращает слипание с окружающими звуками. Оказываясь во взаимодействии, такие звуки - короткие или долгие (это зависит от их нотных стоимостей), легатные или стаккатные, связанные или отдельные - переходят один в другой и льются, не наползая на соседа и не растворяясь в некой бесформенной массе. При всей взаимозависимости эти звуки сохраняют свои индивидуальные качества в самой многочисленной компании. Их последовательность образует органичную и неразрывную цепь. Эти зернистые звуки, которые можно уподобить постукиваниям изящного молоточка, помещенные на фоне ясного сопровождения, выводят мелодию чистейшего bel canto. Что же касается басовых нот, то они полновесны, но при этом не тяжелы. Из такого особого контакта пальцев с клавишами и рождается истинное качество звучания пианофорте. Его свежесть и новизна чаруют нас. Подлинная краска пианофорте, усиленная соответствующим туше, раскроет нам и заставит понять во всем их значении полноту и задушевность моцартовской фразы»[15].  

Важную роль  в исполнении музыкального произведения играет педализация. Как же быть с педалью? Нужно ли пользоваться ей при исполнении произведений Моцарта?  Моцарт играл на пианофорте с педалями (фортепиано с коленным рычажком) и он знал выразительные свойства педального механизма. Их эффект был аналогичен действию педалей нашего современного фортепиано. Известно три основные функции педали: звуковая, связующая, гармоническая. Педаль у венских классиков выполняет в основном первую из них. Она лишает гармоническое сопровождение ударной сухости, придает мелодии певучесть и звонкость. Педаль больше всего нужна, как динамическая краска и ритмическая  поддержка. Педалью  пользоваться необходимо, но делать это следует осторожно, чтобы гармоническая и мелодическая ткань не становилась грузной, а оставалась ясной, легкой и прозрачной. Педаль не должна  компенсировать недостаток legato. Типичные случаи употребления педали: на «тяжелый» такт, начало коротких лиг, трель, протяженные звуки, синкопы, далекие басы, перекрещивание рук, аккорды. Низкие регистры из-за большего полнозвучия небходимо педализировать  более осторожно, в то время  как в верхнем регистре можно более смело использовать педаль. В произведениях Моцарта не следует использовать глубокую педаль, так как музыкальная ткань прозрачна, подвижна и содержит много гаммообразных пассажей.  «При передаче сочинений Моцарта чрезвычайно трудно добиться совершенства звучания. Играя эту прозрачную музыку, можно лишь очень скупо пользоваться педалью: педаль сравнительно редко должна быть продолжительной - большей частью она лишь призвана подчеркнуть некоторые моменты; в то же время звучность ни в коем случае не должна быть сухой и жесткой. Очень трудно исполнение Моцарта именно из-за прозрачности музыки, скупой педали, когда каждый звук, взятый немножко слабее или сильнее, слышен особенно отчетливо, чего не бывает, если мы играем много нот с насыщенной педалью» [12].

Существую разные мнения по поводу использования педали в произведениях Моцарта. Вальтер Гизекинг исполняет моцартовские сонаты абсолютно без педали. Моцарт, «создавая произведения,  не учитывал «новых» эффектов, которые возникали благодаря применению педали. Более полное звучание арпеджио или аккордов достигалось путем придерживания клавиш пальцами, часто до смены гармонии; таков первоначальный смысл игры легатиссимо. Стремление к максимальной ясности, которую считаю совершенно необходимой для верного истолкования произведений Моцарта, – вот причина, побудившая меня играть без педали. Чистый, ясный звук вовсе не сух, даже если в первое мгновение он и кажется таковым уху, привыкшему к педали. Лично я считаю, что всегда следует сочетать чистоту звучания с богатством выразительности – ведь совершенная передача классической формы не обедняет самые глубинные чувства композитора»[9].
Тонкость и разнообразие моцартовской фактуры естественно требуют тонкости и разнообразия педализации. Пристальное изучение и вкус подскажут верное ее применение. Недаром Моцарт часто упоминает в оценке музыкантов-исполнит
елей вкус. Соп gusto! (Со вкусом)- большая похвала в его устах [14].

Особенности исполнения клавирных произведений Моцарта изучал известный педагог Г. Нейгауз. Он обращал внимание своих учеников на педализацию и добивался короткой прямой педали, строго на сильную долю и быстрое снятие.

Нейгауз писал: «одна из главных задач педали – это лишать фортепиано некоторой доли той сухости и непродолжительности звука, которая так невыгодно отличает его от всех других инструментов. Поэтому начало всякой премудрости в области педализации состоит в том, чтобы не пользоваться педалью без нужды»[19].

Нередки и такие случаи, когда рояль без педали звучит просто красивее, чем с педалью. Подобное часто наблюдается в музыке венских классиков. Педаль обогащает  красочную палитру, а тем самым и выразительные возможности пианиста, оказывает влияние на колорит звучания, на интонацию и оттенки исполнения.

В работе с учениками необходимо  говорить о связи педализации со стилистическими особенностями музыки. Играя музыку Гайдна, Моцарта нужно педализировать скупо, помнить о необходимости сохранить точность голосоведения, ясность, четкость и прозрачность фактуры.
Важно приучать ученика к анализу слуховых впечатлений и осознанию требуемых в том или ином случае приемов педализации.
 

Произведения Моцарта, Гайдна были и остаются «самым прекрасным фундаментом, на котором зиждется все огромное здание музыкально-педагогического процесса. «Ребенком Моцарт по десять раз на дню спрашивал у взрослых, любят ли они его. Он и сегодня спрашивает нас об этом, хотя давно уже все народы и страны поклялись в любви к нему и свято хранят клятву»[1].

Литература 

  1. Аберт Г.     В.А.Моцарт. Часть II., 1978.
  2. Алексеев А.  Из истории фортепианной педагогики. Хрестоматия. – Киев, 1974.
  3. Алексеев А.  О воспитании историзма художественного мышления у музыкантов - исполнителей в условиях творческого общения // Актуальные проблемы музыкального образования. – Киев, 1986. 
  4. Бадура - Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта, –  М., 1972.
  5. Бадура - Скода П.  Интерпретация Гайдна. Исполнительский комментарий  // Как исполнять Гайдна. – М., 2003. 
  6. Баренбойм JI.  За полвека. Очерки. Статьи. Материалы. –  Л., 1989. 
  7. Баренбойм JI.  Звуковой идеал Моцарта //Как исполнять Моцарта. – М: Классика-XXI, 2004.
  8. Гаккель Г.  В.А. Моцарт // Исполнителю, педагогу,  слушателю. - Л., 1988. 
  9. Гизекинг В.  Фортепианная музыка Моцарта – «самая легкая и самая трудная» //Как исполнять Моцарта. – М: Классика-XXI, 2004.
  10.  Грундман Г. и Мисс П.   Как Бетховен пользовался педалью // Музыкальное издательство. - Вып.6. – М., 1970. 
  11.  Гольденвейзер А.  Об исполнении произведений композиторов - классиков. Стенограмма открытого урока // Пианисты рассказывают. – Вып.II - М., 1990. 
  12.  Гольденвейзер А. О Моцарте и исполнении его фортепианных произведений // Пианисты рассказывают. – Вып.1. - М., 1984. 
  13.  Голубовская Н. Об артикуляции фортепианных произведений Моцарта //Как исполнять Моцарта. – М:Классика-XXI, 2004.
  14.  Голубовская Н. О стилях и авторских обозначениях педали. Моцарт //Как исполнять Моцарта. – М:Классика-XXI, 2004.
  15.  Ландовска В.  Вольфганг Амадей Моцарт //Как исполнять Моцарта. – М: Классика-XXI, 2004.
  16.  Меркулов А.   Редакции клавирных сочинений Гайдна и Моцарта и проблемы стиля интерпретации//Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб. статей/Сост. Т.Гайдамович. – М.: Музыка,1991.
  17.  Перельман Н.   Моцарт – не манная каша для детей!// Как исполнять Моцарта. – М: Классика-XXI, 2004.
  18.  Рубинштейн А.  Лекции по истории фортепианной литературы. Моцарт //Как исполнять Моцарта. – М: Классика-XXI, 2004.
  19.  Фейнберг С.  О фортепианной музыке Моцарта и Бетховена //Как исполнять Моцарта. – М: Классика-XXI, 2004.
  20.  Энштейн А.   Моцарт. Личность. Творчество. – М., 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа над крупной формой венских классиков в старших классах»

«Работа над крупной формой венских классиков в старших классах»  из  «Детского   альбома» ...

конспект урока музыки по теме "Венские музыкальные классики".

Цель: определение уровня знаний учащихся по теме “Венские музыкальные классики”, знакомство с симфонией №40 Моцарта.  Задачи: – совершенствование знаний о композиторах Австрии, закрепление п...

Венские классики

Музыкальное творчество Моцарта, Гайдна, Бетховена...

Йозеф Гайдн - первый венский классик презентация

Австрийский композитор Йозеф Гайдн - "отец симфонии и квартета", "основоположник симфонического оркестра", "первый венский классик". Его жизненному и творческому пути и посвящена данная презентация....

Урок музыки в 4-м классе “Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики”

В данном  учебном материале представлена разработка урока музыки в 4-м классе по теме "Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики."...

Венские классики

Данный урок музыки в  4 классе является продолжением темы «Музыкальное путешествие». Урок музыки по теме «Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики» проводится по ...

Полезная научная статья для музыкальных руководителей " Знакомство с Венскими классиками"

Материал для ознакомления дошкольников с творчеством Венских классиков....