«Работа над крупной формой венских классиков в старших классах»
методическая разработка по теме

«Работа над крупной формой венских классиков в старших классах» 

из  «Детского   альбома»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robota_nad_krupnoy_formoy.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение  дополнительного  образования  детей

 « Детская  школа  искусств  ст.Холмской»

Открытый  урок

на   тему:

«Работа над крупной формой венских классиков в старших классах»  

из  «Детского   альбома»

Подготовила  и  провела

преподаватель  фортепиано

Волкова  Марина  Михайховна

                                     

   

ст. Холмская  2005г.

ТЕМА:  «Работа над крупной формой венских классиков в старших     классах».

ЦЕЛЬ:  Раскрыть  особенности  исполнения музыки Моцарта на современном инструменте фортепиано в современном мире.

ЗАДАЧА: Познакомить  ученицу с основными правилами использования динамики, исполнение  мелизмов в быстром темпе.

ПЛАН РАБОТЫ:

  1. Вступительное слово.
  2. Основная часть урока.

В.А. Моцарт- неповторимый художник и человек. Не только среди дилетантов, но и среди профессионалов  встречаются люди , не знающие как подойти к музыке Моцарта. Пусть не специалисту она кажется  простой и несложной , но каждому музыканту известно, что в глубине своей  она многогранна, что воссоздать гармонию между ее содержанием и формой трудно.

Исполнение этой музыки-поистине пробный камень  хорошего вкуса.

  Очень сложно воссоздать  звучность. характерную для эпохи . когда исполнялись произведения Моцарта. Акустические условия (залы в стиле рококо , старинные инструменты).

Поменялась эстетика и мировоззрение  музыкантов и публики - не говоря уже о структуре общества со времен  XVIII   столетия.

Мы уже не можем играть на старинных инструментах так, как играли прежде.

Изменилась техника игры, наше восприятие звучности: оно соответствует  современным звуковым средствам.

Публике. привыкшей к звучности  современных инструментов, эстетический идеал минувших эпох, покажется вероятно чуждым, и может вызвать отрицательное к себе отношение. Известный инструментовед Курт Загс вспоминал: «чем дольше я занимался старинными инструментами, тем меньше мне хотелось их слышать.»

Деревянные рамы в клавирах так высыхают. Что инструменты не держат строя. Есть два варианта: либо настраивать их после каждой пьесы, либо мучать публику нечистым строем.  Инструмент был более хрупким, сруны более тонкими, и поэтому звучность относительно более слабым.  Кроме того, молоточки были обтянуты кожей ( сейчас- фильц).

Звучность моцартовского фортепиано была светлой и богатой обертонами, среднее между звуком чембало и нынешнего рояля.

Фортепиано моцартовской эпохи имели очень ясный и светлый верхний регистр.

Басы – полные . округлые ( сейчас у роялей вязкие).

Полнозвучный бас- самый красивый регистр моцартовского фортепиано.

Чем выше регистр, тем звук становился беднее и беднее, а в самом высоком совсем жидким.

Фортепиано несомненно, было любимым инструментом Моцарта. Им написано  большое число сочинений для фортепиано. Его фортепианный стиль ясно изобличает прирожденного пианиста, умевшего использовать буквально все технические и звуковые возможности своего инструмента.

                                              Соната  (до-минор).

Главная партия состоит из двух контрастных элементов.

Первый- очень уверенно идет по звукам трезвучия.

Динамика f

Нам привычным к шуму, гулу, реву- моцартовское f кажется слишком жидким, лишенным  мощи.

Моцартовское  f – при меньшей силе звука –требует большего душевного напряжения, то есть это « высшая степень душевного накала».

Моцарт был чрезвычайно скуп на динамические указания. И только в произведении зрелой поры он тщательно  обозначает динамику.

По структуре музыкального произведения не трудно распознать соответствующую динамику. Существует несколько  правил в помощь музыканту исполнителю:

Форте /f/ возможно:

  1. В октавах и полнозвучных аккордах
  2. В пассажах, построенных на разложенных трезвучиях и простирающихся на несколько октав.
  3. В заключительных эпизодах (перед каденцией)
  4. В тремоло и тремолоподобным фигурах.
  5. Часто в пассажах левой руки.

Как раз элемент темы идет по звукам трезвучия, поэтому на законном основании играем    f  и очень уверенно.

Очень важно додержать  о ( не бросать), но не сесть на первую долю, не играть ее с акцентом,  а сыграть  с устремлением  смысловой  точке, и  закончить мягче.

Очень важно не играть стаккато  на окончании. В  драматичной теме окончание не может быть легкомысленно сыгранно. Просто отними палец.

Пауза- очень коварная  восьмая четверть. Важно не засидеться в ней и не проскочить мимо.

Украшение начинается с маленькой репетиции ( повтор ми b) есть варианты аппликатуры.

Трудность состоит в том что, 1. Сыграть  не  выпячивая, ненавязчиво.

                                                    2.Выиграть все звуки.

Кончики пальцев собрать, зарядить энергией и проговорить .

Играть с место с клавиши , без замаха, приложив палец к клавише.

Второй элемент темы: с просящей    интонацией.

                                       Протянуть соль – до-до.до

                                                           Ля b          

        Но без замедления.

Далее следует эпизод с контрастной динамики  f и p.

В левой руке тремоло ( октавы)

f- к какому голосу относится? К верхнему? То есть нельзя придавать значение  барабанному аккомпанементу.  Левая рука не должна быть кричащей.

Исполнять плотными пальцами, продолжая горизонталь ( как в теме).

Играем так, чтобы не мешать услышать  о  в среднем голосе. Взять ее глубоко, на затухании соль угасает в среднем голосе движение по хроматизмам, оно перекликается дальше с верхним голосом.

Простое 2- х голосие.

Аккорды- яркие, стройные. Разрешение  мягкое при помощи руки.

Репетиции – в левой руке точно расставить ( близко, цепко) продолжать пульсацию.

Пунктирный ритм, а за ним просящие интонации их тоже очень трудно сделать.

« В этом мотиве ( печальном, жалобном, просящем). на что мы опираемся?»

( на 2 ноту) и перед паузой, рука должна дышать ( вверх).

 Октавы унисон- « как укол шпаги».

Триоли- очень ровно, значимо каждый звук, и в левой руке –октавы f.

Связующая тема- мыслить по двум тактам.

В левой руке-услышать скрытую мелодию.

В правой руке-  возьми весом этот звук ( более глубоко) и из него вытащи крашение.

Репетиции- не играть одним пальцем.( это создает тяжеловестность).

 И двигай их к сильной доле, делая крещендо.

Волевой характер  не  размазывай   оо-короче. А о –пропеть и не однообразно повторяющийся мотив.

Побочная  П.- нельзя очень прятать левую руку ( слышать «часики»).

                   П.р.-опять построение по 2 такта. почти легато ( не в коем случае стаккато)

После побочной партии яркие аккорды , руки не отскакивают. Как бы « отнять»  от клавиши Es-dur приходят в 6 ступень.

В место разрешения c-mollпришли к( 6 ступени) теме.

На Ля ь прибавить динамику и разрешить – тихо.

Руки выполняют одинаковую работу ( то одну передерживаем, то другую укорачиваем).

Заключительная – наполнена мольбой.  просьбой, волнением. ( создают паузы).

1 нота – берется глубже

2 нота – на отдаче                       украшение.

Не топтание на месте , а движение на развитие. Каждый аккорд  с отдачей в локти.

Аккорды не бросать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Просветительская работа педагога-психолога для классных руководителей учащихся старших классов (7-11кл) на тему: раннее материнство.

Учащиеся старших классов это время, ко­гда осознанно начинает формироваться внутренний мир подрост­ка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к пробл...

Работа над крупной формой в ДМШ (на примере разбора Рондо В.А.Моцарта из Сонатины До-мажор)

Открытый урок "Работа над крупной формой в ДМШ" посвящен развитию и совершенствованию навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано....

Лекционно-практическая форма преподавания математики в старших классах

Лекционно – практическая форма  преподавания математики в старших классах (из опыта работы, выступление на КМО)Опыт работы свидетельствует об эффективности применения лекционно-практиче...

Открытый урок по теме: «Работа над крупной формой в младших классах ДШИ (на примере Сонатины До мажор Ф. Шпиндлера)».

План-конспект открытого урока в помощь преподавателям фортепианного отделения ДШИ.Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано....

Открытый урок "Работа над крупной формой в старших классах ДШИ (на примере Ф.Кулау "Сонатина" ор.55№3)"

Дан анализ произведения, показаны приёмы звукоизвлечения для более выразительного исполнения, присущего стилю произведения, методы работы над сложными местами....

Открытый урок на тему: «Работа над крупной формой на примере разбора сонаты Й. Гайдна Ре мажор №50, 1я часть»

развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано...