Имитация колокольного звона
материал по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Имитация колокольного звона как способ приближения к традиции.
В. В. Курова, преподаватель музыки, г. Сургут
История колокольного звона рассказывает о том, что колокола не являются исключительной принадлежностью России и появились в глубокой древности на Востоке, затем в Европе. Они имели разную форму и различное звучание, приводились в движение разными способами, имели разное назначение. В России колокола обрели особый голос, связанный с православной культурой, заняли огромное место в жизни народа.
Колокол уникален и незаменим по своим свойствам. Но существует в практике вторичный способ «колокольного звона»- удары в металлический предмет- рельсу, дугу или какую-то другую подвеску. Такой способ, как правило, применялся в тех места, где не было возможности приобретения колокола. Металлический источник звука назывался «клепало», но в современном языке он чаще заменяется словом «било», хотя само слово «било» означало раньше длинную деревянную доску, в которую били особым символическим образом. Возможности звучания «бил» можно использовать для работы с детьми, дополняя их треугольниками и валдайскими колокольчиками.
С таким набором «музыкальных инструментов» автор статьи познакомился в поселке Белый Яр Сургутского района. Житель поселка Алексей Иванович Чупин коллекционировал старинные предметы и обыкновенные трубы, пытаясь найти среди них необыкновенно звучащие, соответствующим образом их выпилить и подвесить. Для детей Алексей Иванович изготовил коллекцию звучащих предметов из металлических и стеклянных частей светильников, плафонов, различного подручного материала. Эти предметы можно было держать в руках и использовать их в концертном варианте, в звуковом оформлении праздников. Извлекать звук из таких предметов можно или деревянным молотком или металлическими палочками. Ребята с удовольствием восприняли новый вид музицирования. Первое выступления состоялось на фестивале, посвященном празднику Пасхи. Эффект был неожиданным и ярким, хотя имитации церковного звона еще не было, игра на инструментах сопровождала пение. Впоследствии ребята ежегодно участвовали в праздниках Рождества и Пасхи, представляя свои фантазии для ансамбля колокольчиков и бил. Постепенно композиция все больше приближалась к образу церковного звона. Это проявилось в том, что инструменты разделялись на три функциональных группы, играющие роль больших, малых и средних колоколов. Роль больших колоколов играли одна или две больших трубы с разным соотношеием звуков. Средние колокола были предствлены звучанием треугольников разного размера, обычно трех. Малые – валдайскими колокольчиками разной высоты, различными предметами-билами /5-7/.
Сначала ребята учились извлекать красивый, протяжный звук, вслушиваться в него до полного угасания. Каждому предоставлялась возможность попробовать разные «инструменты». Исполнялись такие виды звона, как «благовест» -редкие, одиночные удары, «перезвон» - поочередное ударение в каждый колокол от самого низкого до самого высокого по звучанию.
Затем шла работа над исполнением «трезвона». Осваивали различные ритмические рисунки на треугольниках. Здесь использовались стихотворные формы- традиционный прием для лучшего запоминания. Их придумывали сами или брали из знакомых стихотворений: «Ти-ли-бом, ти-ли-бом, за-го-рел-ся кош-кин- дом» , «сол-нышко, сол-ныш ко, золотое ведрышко», «Рож-дест-во, Рождество» и.т.д.
Самые известные слова, которые рекомендовали раньше звонари для обучения колокольному звону в сочетании разнообразных ритмов, следующие:
«По - чем -бли - ны, по - чем - бли - ны ?» ( в оригинале- треска)
«Две копейки с половиной, две копейки с половиной»
«Врешь, врешь, полторы, врешь, врешь, полторы!».
Ритмические рисунки первой, второй и третьей строчки распределялись между исполнителями на треугольниках разного размера и исполнялись поочередно, а затем одновременно. Отрабатывали умение повторять ритм многократно, не сбиваясь, слышать метрическую основу; уделяли внимание исполнению длительного звона с постепенным наращиванием динамики за счет прибавления к нему малых колокольчиков. Усвоив навык ритмического звона на речевой основе, впоследствии ребята начинали сами импровизировать, создавать свои варианты.
Естественным образом переходили к выстраиванию формы: зачин, основная, развивающаяся часть звона, кульминация, окончание.
Зачин исполнялся как равномерная « раскачка» двух больших бил-труб, другой вариант-перезвон маленьких колокольчиков.
Основная часть - ритмическая перекличка треугольников, к которой постепенно присоединялись малые колокольчики.
Кульминация – более интенсивное динамическое звучание с включением приема «тремоло» для треугольников, более частой раскачки больших бил.
Окончание – три удара «во вся» / одновременное звучание всех бил и колокольчиков/ с последующим дослушиванием звука :инструменты держать неподвижно, не приглушая вибрации, заставляя тем самым и зрителей дослушивать звон.
Какую цель преследует такая работа?
Она создает у ребенка устойчивый музыкальный образ, символизирующий историю и культуру родной страны.
- активизирует уже бывшие у ребенка впечатления от колокольного звона;
- -развивает чувство ритма;
-развивает образную сферу восприятия;
-влияет на самосознание детей, укрепляет патриотические чувства.
В нашей практике звучания бил использовались и для оформления спектаклей, и для освоения различных ритмических формул с записью ритмических партитур, для музыкально-речевых импровизаций.
При всех возможных творческих вариантах необходимо помнить, что била-это вторичное средство, которое оправдано в той мере, в которой приближает ребенка к классической традиции колокольного звона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.
Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/04/picture-68157-1617568487.jpg)
Слушаю колокольный звон. Урок, при внесении изменений можно провести классный час.
Урок по теме: Слушаю колокольный звон. Для учащихся 5-9 классов.Духовно-нравственное воспитание молодёжи. Как воспитывать??? Азы этого процесса находятся в историческом прошлом Родины, народа. Чт...
УРОК: «ВЕЛИКИЙ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН»
урок в 5 классе по программе Критской в 4 четверти...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-77854-1351394916.jpg)
"Колокольный звон в композиторской и народной музыке" 6 класс
Воспитывать интерес к истории своей Родины, обогащать музыкальные представления, понятийный словарь, развивать умение отмечать начало и конец музыкальной фразы, подыгрывать на инструменте во время пен...
Урок музыкальной литературы "Колокольные звоны в русской музыке"
Колокол Колокольные звоны всегда были неотъемлемой частью культуры русского народа. Поэтому колокольность в русской музыке представлена широко и разносторонне. Урок обобщает образы колоколь...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-218660-1362907132.jpg)
урок музыки, 2 класс, по теме "Великий колокольный звон"
Урок музыки для 2 класса разработан с учетом ФГОС 2 поколения. Во время урока обучающиеся занимаются не только традиционными видами деятельности, они также являются исследователями....
Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"
Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"...