Имитация колокольного звона
материал по музыке по теме

Курова Валентина Владимировна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imitaciya_kolokolnogo_zvona.docx19.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Имитация колокольного звона как способ приближения к традиции.

                                                                   В. В. Курова, преподаватель музыки, г. Сургут

   

                                                   

   История колокольного звона рассказывает о том, что колокола не являются исключительной принадлежностью России и появились в глубокой древности на Востоке, затем в Европе. Они имели разную форму и различное звучание, приводились в движение разными способами, имели разное назначение.   В России колокола обрели особый голос, связанный с православной  культурой, заняли огромное место в жизни народа.

  Колокол уникален и незаменим по своим свойствам. Но существует в практике вторичный способ «колокольного звона»- удары в металлический предмет- рельсу, дугу  или какую-то другую подвеску. Такой способ, как правило, применялся в тех места, где не было возможности приобретения колокола. Металлический источник звука назывался «клепало», но в современном языке он чаще заменяется словом «било», хотя само слово «било» означало раньше длинную деревянную доску,  в которую били особым символическим образом. Возможности звучания «бил» можно использовать для работы с детьми, дополняя их треугольниками и валдайскими колокольчиками.

   С таким набором «музыкальных инструментов» автор статьи познакомился в поселке Белый Яр  Сургутского района. Житель поселка  Алексей Иванович Чупин коллекционировал старинные предметы и обыкновенные трубы, пытаясь найти среди них необыкновенно звучащие, соответствующим образом их выпилить и подвесить. Для детей Алексей Иванович изготовил коллекцию звучащих предметов из металлических и стеклянных  частей светильников, плафонов, различного подручного материала. Эти предметы можно было держать в руках и использовать их в концертном варианте, в звуковом оформлении праздников. Извлекать звук из таких предметов можно или деревянным молотком или металлическими палочками. Ребята с удовольствием восприняли новый вид музицирования. Первое выступления состоялось на фестивале, посвященном празднику Пасхи. Эффект был неожиданным и ярким, хотя имитации церковного звона еще не было, игра на инструментах сопровождала пение.    Впоследствии ребята ежегодно участвовали в праздниках Рождества и Пасхи, представляя свои фантазии для ансамбля колокольчиков и бил. Постепенно композиция  все больше приближалась к образу  церковного звона. Это проявилось в том, что инструменты разделялись на три функциональных группы, играющие роль больших, малых и средних колоколов. Роль больших колоколов играли одна или две больших трубы с разным соотношеием звуков. Средние колокола были предствлены звучанием треугольников разного размера, обычно трех. Малые – валдайскими колокольчиками разной высоты, различными предметами-билами /5-7/.

  Сначала ребята учились извлекать красивый, протяжный звук, вслушиваться в него до полного угасания. Каждому предоставлялась возможность попробовать разные  «инструменты». Исполнялись такие виды звона,  как «благовест» -редкие, одиночные удары, «перезвон» - поочередное ударение в каждый колокол от самого низкого до самого высокого по звучанию.

Затем шла работа над исполнением «трезвона».  Осваивали различные ритмические рисунки на треугольниках. Здесь использовались стихотворные формы- традиционный прием для лучшего запоминания. Их придумывали сами или брали из знакомых стихотворений: «Ти-ли-бом, ти-ли-бом, за-го-рел-ся кош-кин- дом» , «сол-нышко, сол-ныш ко, золотое ведрышко», «Рож-дест-во, Рождество» и.т.д.

Самые известные слова, которые рекомендовали раньше звонари  для обучения колокольному звону в сочетании разнообразных ритмов, следующие:

«По -  чем  -бли  -  ны,  по  -  чем  -  бли  -  ны ?» ( в оригинале- треска)

«Две копейки с половиной, две копейки с половиной»

«Врешь, врешь, полторы, врешь, врешь, полторы!».

Ритмические рисунки первой, второй и третьей строчки распределялись между исполнителями на треугольниках разного размера и  исполнялись поочередно, а затем одновременно. Отрабатывали умение повторять ритм многократно,  не сбиваясь, слышать метрическую основу; уделяли внимание исполнению длительного звона с постепенным наращиванием динамики за счет прибавления к нему малых колокольчиков. Усвоив навык ритмического звона  на речевой основе, впоследствии ребята начинали  сами импровизировать, создавать свои варианты.

  Естественным образом переходили к выстраиванию формы: зачин, основная, развивающаяся часть звона, кульминация, окончание.

Зачин исполнялся как равномерная  « раскачка» двух больших бил-труб, другой вариант-перезвон маленьких колокольчиков.

Основная часть - ритмическая перекличка треугольников, к которой постепенно присоединялись малые колокольчики.

Кульминация – более интенсивное динамическое звучание с включением приема «тремоло» для треугольников, более частой раскачки больших бил.

Окончание – три удара «во вся» / одновременное звучание всех бил и колокольчиков/ с последующим дослушиванием звука :инструменты держать неподвижно, не приглушая вибрации, заставляя тем самым и зрителей дослушивать звон.

   Какую цель преследует такая работа?

Она создает у ребенка устойчивый музыкальный образ, символизирующий историю и культуру родной страны.

- активизирует уже бывшие у ребенка впечатления от колокольного звона;

- -развивает чувство ритма;

-развивает образную сферу восприятия;

-влияет на самосознание детей, укрепляет патриотические чувства.

    В нашей практике звучания бил использовались и для оформления спектаклей, и для освоения различных ритмических формул с записью ритмических партитур, для музыкально-речевых импровизаций.

   При всех возможных творческих вариантах необходимо помнить, что била-это вторичное средство, которое оправдано в той мере, в которой приближает ребенка к классической традиции колокольного звона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.

Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...

Слушаю колокольный звон. Урок, при внесении изменений можно провести классный час.

Урок по теме: Слушаю колокольный звон. Для учащихся 5-9 классов.Духовно-нравственное воспитание молодёжи. Как воспитывать??? Азы этого процесса находятся в историческом прошлом Родины, народа. Чт...

УРОК: «ВЕЛИКИЙ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН»

 урок в 5 классе по программе Критской в 4 четверти...

"Колокольный звон в композиторской и народной музыке" 6 класс

Воспитывать интерес к истории своей Родины, обогащать музыкальные представления, понятийный словарь, развивать умение отмечать начало и конец музыкальной фразы, подыгрывать на инструменте во время пен...

Урок музыкальной литературы "Колокольные звоны в русской музыке"

Колокол Колокольные звоны всегда были неотъемлемой частью культуры русского народа. Поэтому колокольность в русской музыке представлена широко и разносторонне. Урок обобщает образы колоколь...

урок музыки, 2 класс, по теме "Великий колокольный звон"

Урок музыки для 2 класса разработан с учетом ФГОС 2 поколения. Во время урока обучающиеся занимаются не только традиционными видами деятельности, они также являются исследователями....

Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"

Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"...