«К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися 1 класса (гудошниками)»
статья по музыке по теме

КРАСНЯНСКАЯ ЛИЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися 1 класса (гудошниками)»

В данной статье разбирается методика работы с той многочисленной группой учащихся, у которой точное интонирование связано со смещением вниз и ограниченным диапазоном голоса. Поиски методов работы с такими детьми были направлены не только на исправление интонации и расширение диапазона, но так, же на воспитание основных качеств певческого голоса. За основу была взята проверенная временем методика актива Московского государственного института усовершенствования учителей. Разработка и проверка методики велась при фониатрическом контроле. В нашей работе мы учитывали следующие наблюдения:

1) диапазон большинства учащихся 1 классов на 1 сентября часто бывает значительно иже того, что считается  нормой для  данного возраста: ре-1  -  до-2. обычно это до-1  -  соль-1, но довольно часто встречается сниженный диапазон: соль-си.

2) у многих учащихся 1 класса к началу учебного года выявлено не только резкое смещение и ограничение диапазона, но и ряд других нарушений: патологическое качество звучания (и ряд других нарушений) голоса, резкая, твердая, либо придыхательная атака звука, отсутствие легато, ограничен фониционный выдох (2-3 с). Поэтому тех детей, которых мы в быту называем, гудошниками правильнее было назвать детьми с нарушением норм голосообразования.

3) стойкое нарушение голосообразования у учащихся 1 класса часто бывает закрепившимся условным рефлексом неправильного голосообразования.

Причинами первоначальных нарушений голосообразования впоследствии закрепившихся у детей, как условный рефлекс могут быть: 1) заболевания хронические и острые, во время которых не был соблюден голосовой режим, испуг, психическая травма, перенапряжения. 2) следствие неквалифицированного певческого обучения. Дети часто приходят в школу уже с какими-то певческими навыками, полученными в детском саду, либо дома.

Важным ставится вопрос о целесообразности резкого сдвига диапазона голоса ребенка вверх. При быстром сдвиге диапазона одновременно атака становится почти мягкой, фонационный выдох увеличивается до 6-9 секунд. Диапазон и чистота интонации в течении 3-4 уроков становится нормальной. Все это не относится к тем особо сложным случаям, когда нарушения вызваны тяжелыми хроническими заболеваниями.

Практическую работу с гудошниками в 1 классе мы делим на 3 этапа.

Первый этап - 4-5 уроков (не считая индивидуальных прослушиваний). Основная задача – направить внимание учащихся на качество звучания голоса. На первом уроке детям говорится, что голоса у людей бывают разные – тихие и громкие, грубые и нежные, но главное – красивый или некрасивый голос. Далее в процессе беседы дети узнают, что голос человеку дан на всю жизнь одинаковый, его можно испортить – сорвать и сделать красивым – развить. Надо с 1 урока рассказать детям о роли распевания, являющегося зарядкой для голоса. Детям объясняют, что такое певческая установка, певческий вдох и выдох.

Первое упражнение поется на слог «лю» на звуках «соль, соль диез, ля, ля диез». Основной акцент при разучивании 1 упражнения на 1 уроке делается на понимании элементов дирижерских жестов. При разучивании 2 упражнения (на 1 уроке оно разучивается  сидя, далее все упражнения и распевания разучиваются и повторяются стоя), попевки «Баю, баю, бай» обращаем внимание на звуковедение.

Баю, баю, бай, ты собачка не лай. /Си-ля-соль-ля-си, си-си-ля-соль-ля-си. /

Баю, баю, бай, Ване спать не мешай. /Си-ля-соль-ля-си, си-си-ля-соль-ля-си. /

Детям дается задание – послушать попевку два раза и ответить: в первом или втором случае она звучала красивее и почему? Попевка поется первый раз на утрированном легато, затем на легато. Ответы, что второй раз была красивее, бывают всегда, но надо постараться добиться от всех детей  осмысленного ответа, они должны услышать разницу в звуковедении. Дети должны обязательно понять, что пение во второй раз было красивее потому, что голос звучал более плавно, каждый гласный звук тянулся. Показ учителя должен быть утрированным.

На втором уроке повторяется певческий материал первого урока с фиксацией внимания на характеристике приема пения. При повторении попевки «Баю, баю, бай» и разучивании попевки «Гули, мои гули» закрепляется понимание дирижерских жестов.

Гули, мои гули, гули вы на воле.

Мимо пролетали, громко ворковали.          (ля мажор)

Ля-соль-фа-соль-ля-ми, - 4раза

На этом же уроке начинается пение на слоги «лю, ле, ли, ля, да и т.д.».

До пятого урока учитель не обращает особого внимания на гудящих. Основная задача и требование учителя ко всем учащимся на данном этапе одинаково.

Второй этап – 5-10 и до 15 урока дифференцированный подход по группам.

Детей на пятом уроке рассаживают по группам по рядам. В третий дальний от учителя ряд сажают самых сильных учащихся, между ними гудящих, но по нашим интуитивным признакам, находящихся накануне исправления (лжегудошники). Во второй ряд сажают детей с сильным сипом из-за хронических заболеваний и тех «лжегудошников», которые только начали чисто петь. Все они нуждаются некоторое время в щадящем режиме пения (тихое пение). Первый ряд – гудошники.

Методы вокальной работы остаются на данном этапе в основном те же, но класс работает дифференцированно.

Процесс разучивания песни идет примерно так. Показ песни учителем и чтение текста. Пение учителем первого куплета – весь класс поет «про себя» с активной артикуляцией. Пение первого куплета третьим рядом, остальные поют про себя, читается текст второго куплета, поет вслух третий ряд, или 3 и 2, а 1-про себя. Весь класс поет (про себя) со словами, затем на слог «лю». Примерная работа над повторением песни:

3 ряд поет песню со словами, остальные про себя. Песню поет весь класс на слоги, затем со словами. Внимание «гудящим» уделяется в процессе всего урока. Кроме того 1-3 человека после урока остаются для поиска индивидуального пути вокального развития.

Те первоклассники, у которых произошел положительный сдвиг, переводятся во второй ряд. Примерно к 10-15 уроку в первом ряду остается 2-5 человек. Это обычно дети с серьезными заболеваниями.

Третий этап – индивидуальный подход к оставшимся гудошникам. Детей с серьезными заболеваниями (к оставшимся) органов голосообразования исправлять гораздо легче, чем с психоневрологическими. Дети с бронхиальной астмой иногда приходят нормально поющими. Гудящие астматики начинают верно петь не скоро. Они даже при большом певческом стаже не могут петь одни чисто, а в дуэте, трио могут петь чисто. У детей с заболеваниями слуховых органов далеко не всегда нарушено голосообразование. Если же эти нарушения совпадают, то исправление голоса происходит не быстро, но прочно. Наиболее благоприятным для улучшения голосов таких детей оказались методы музыкального воспитания, которые активно вводятся для всех учащихся во втором полугодии: требование большой эмоциональности в пении и слушании упражнений на развитие гармонического слуха, импровизация и особенно нотная грамота. Хорошие результаты эти виды музыкальной деятельности дают и в работе с детьми, слабо развитыми физически и психически (вследствие воспитания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы для зачёта по гимнастике для учащихся 7 – 8 классов

Вопросы для зачета по гимнастике для 7-8 классов...

Презентация "К вопросу об истории английской орфографии" для учащихся 9-11 классов.

Данная презентация включает в себя некоторые сведения касательно особенностей английской пунктуации. Некоторые ее явления объясняются при помощи Исторической грамматики. Имеются упражнения на чтение....

Вопросы к зачету по физике для учащихся 9 классов.

Представлен материал для  4 зачетов по физике на учебный год. Предполагается   1 зачет в конце каждой четверти....

Вопросы школьной олимпиады по биологии для учащихся 7 классов

Вопросы школьной олимпиады по биологии для учащихся 7 классов...

К вопросу о работе с одаренными учащимися в образовательной области «Технология»

В данной статье рассмотрены проблемы выявления одаренных детей в стенах межшкольных учебных комбинатов....

Вопросы викторины по русскому языку для учащихся 5 -7 классов

Викторина содержит задания на знание таких разделов языкознания, как словообразование, морфология...

Вопросы, которые чаще всего задают родители учащихся 9 класса

Материал в помощь классному руководителю выпускного 9 класса. Этот материал поможет правильно и грамотно ответить на вопросы родителей выпускников и провести содержательные родительские собрания....