К вопросу о работе с одаренными учащимися в образовательной области «Технология»
статья по технологии на тему

Калимуллина Альбина Данисовна

В данной статье рассмотрены проблемы выявления одаренных детей в стенах межшкольных учебных комбинатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_ns-portal_3.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу о работе с одаренными учащимися в образовательной области «Технология»

Вопрос о природе одаренности поднимался зарубежными и отечественными учеными с давних пор. Две существующие полярные точки зрения «все дети талантливы», с одной стороны, и «дар дается свыше только единицам», с другой стороны, оспариваются по сей день. Быть талантливыми и признанными в какой-либо области деятельности желают многие дети. Возможно, талантливых и одаренных детей большинство, но зауженные границы одаренности в таких рамках, как, например, естественные, гуманитарные науки, музыка, спорт не дают в полной мере раскрыться таланту. Сферу «технология» в ряде случаев обходят стороной, не уделяя столь пристального внимания, как другим видам одаренности. Поднимая историю этого вопроса более остро, можно понять, почему на сегодняшний день налицо нехватка рабочих квалифицированных рук. Кто же сегодня занимается поиском и отслеживанием талантливой молодежи в технологической сфере? Руководители организаций только констатируют о нехватке рабочих рук, не предпринимая каких-либо действий. Лишь редкие из них налаживают партнерские отношения с учебными заведениями, как было в период советских времен. Над учебными комбинатами, где дети более глубоко знакомились с миром рабочей профессии, брали шефство заводы. Это служило основой материальной обеспеченности УПК, где были станки, машинки и прочее соответствующее оборудование. Выявление и процесс отслеживания развития одаренных детей в стенах учебных комбинатов многие считают нецелесообразным методом. Возможно, благодаря президентской инициативе «Наша новая школа», откроется новейший этап в жизни учебных комбинатов, и эта структура станет более значимой в системе образования, поскольку талантливых учеников у нас действительно немало.

Следует отметить, что вопрос о существовании одаренных детей не ограничивается их количеством. Важную роль играет вопрос выявления одаренных учеников, а впоследствии развития и поддержки их исключительных способностей. В нашем межшкольном учебном комбинате ведется интенсивная работа по мониторингу профессиональных интересов учащихся на протяжении нескольких лет, начиная с 2001 г. Нами проводится работа по созданию банка данных об одаренных детях с использованием инновационной педагогической технологии – электронного портфолио. Разрабатывается система формирования электронного портфолио учащихся, посещающих учебный комбинат. В дальнейшем, исходя из материалов электронного портфолио, планируется предлагать одаренным детям направление (профиль) обучения для последующего развития таланта.

        Большой акцент, с нашей точки зрения, следует сделать на активном внедрении системы электронного портфолио во всех общеобразовательных учреждениях. Несмотря на то, что такая форма оценивания результатов деятельности учащихся существует в ряде школ, она не достигла широких масштабов. Скорее всего, это связано с тем, что портфолио большинство рассматривают как лишний, ненужный труд, занимающий много времени, тем самым не берут в расчет тот факт, что портфолио является современным и эффективным средством мониторинга образовательных достижений учащихся.

Формирование электронного портфолио сыграет важную роль в выявлении одаренных личностей и будет являться определенным стимулом для детей в учебной и иной деятельности. Данный вид фиксации учебных и внеучебных достижений учащихся должен в последующем стать неотъемлемой составляющей современной школы.

Литература

1. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Издательство Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П Р О Г Р А М М А ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН» специальность “Дизайнер” Образовательная область «Технология»

Целью курса является подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению в области дизайна....

Использование тестовых заданий для проверки знаний учащихся по образовательной области "Технология"

В последнее время тестовые задания находят широкое применение во всех предметах школьного курса. Их использование становится особенно актуальным в период перехода к единому централизованному тес...

Подготовка учащихся ОУ к осознанному выбору предмета «Технология» в качестве предмета для государственной итоговой аттестации».Проекты в образовательной области "Технология".

Выбор проекта  в качестве ГИА  в 9 классах.  Творческое проектирование. Критерии оценки проектов. Методы контроля. Защита проектов....

Эстетическое воспитание учащихся в процессе преподавания образовательной области "Технология"

В статье рассматриваются вопросы эстетического воспитания обучающихся на уроках технологии как важной составляющей личностной компетенции современного человека....

Экспериментальная рабочая программа дополнительного образования модульного типа по курсу "Робототехника" образовательной области "Технология" для учащихся 10-12 лет первого года обучения на базе набора Mindstorms EV3

Рабочая программа использует метод учебного проектирования в качестве основной формы организации учебного процесса. Учебный процесс строится как последовательность учебных проектов, в ходе выполнения ...

Отчет о работе руководителя методического объединения учителей образовательной области «Технология» октябрь, ноябрь 2015-2016 уч.года

Ежемесячный отчет руководителя методического объединения Зубрилиной Н.А.на методсовете школы-интерната...