Подготовка учащихся ОУ к осознанному выбору предмета «Технология» в качестве предмета для государственной итоговой аттестации».Проекты в образовательной области "Технология".
методическая разработка по технологии (9 класс) по теме

Выбор проекта  в качестве ГИА  в 9 классах.  Творческое проектирование. Критерии оценки проектов. Методы контроля. Защита проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tv.proektir.razrabotki.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №17»

Меркулова М.В. – учитель технологии

    Тема:  «ПРОЕКТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

                      «ТЕХНОЛОГИЯ»».

Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная под руководством учителя.

Работа над проектом включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу (изучению спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ.

Результаты проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности с учетом экономического, экологического и социального аспектов, эскизов и чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования, а также изделия, готового к внедрению, или конкретного решения поставленной проблемы. По совокупности всех этих рабочих и уточненных материалов и готового решения или изделия оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах.

Тематика проектных заданий должна охватывать возможно более широкий круг вопросов школьной программы трудового обучения «Технология», быть актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний учащихся из разных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания. Далеко не каждый проект может соответствовать целям и задачам курса «Технология», хотя на первый взгляд тема проекта может казаться интересной и практически значимой.

В тематике проектных заданий следует учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.

Окончательный выбор темы проекта остается за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы учащихся.

Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих в себя учащихся разных классов и возрастов (день рождения, юбилей школы, организация питания в походе и т. п.).

Организуя творческие группы, учителю следует оптимизировать число учащихся в них таким образом, чтобы суммарное количество выполняемых проектов было не слишком большим, иначе он не сможет осуществить качественный контроль за их выполнением.

Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей.

В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.

Можно выделить следующие этапы выполнения проекта:

- выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т. д.;

- оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта, спектра первоначальных идей для разрешения проблемы противоречия между потребностями и возможностями деятельности; сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы (справочники, журналы, газеты, книги, рекламные буклеты и т. п.), обращение к банку данных;

- разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений;

- планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности; оценка качества выполненной работы (своей и чужой), защита проекта.

Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3—4 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.

Примерный перечень изделий декоративно-прикладного характера:

  1. из древесины — шкатулки, вазы для фруктов и цветов, столовые приборы, разделочные доски, фигурки животных, игрушки;
  2. несложные приспособления типа укладок для кассет, деревянная и плетеная мебель, корзины и т. д.;
  3. из металла — украшения с применением различных технологий (чеканка, гравировка, эмаль);
  4. из глины — керамические вазы, кувшины, блюда, декоративная пластика, игрушки, свистульки и т. д.;
  5. из различных природных материалов —- соломка, листья, ветви, корни, шишки, кора, кап, плоды, минералы, ракушки, кость, кожа, рог, мех и т. д.;
  6. из текстильных материалов и нитей — детская, спортивная, форменная, нарядная, деловая одежда, гобелены, декоративные панно, различные виды плетения (кружево, макраме, фриволите и др.), разнообразные виды вышивки, росписи по ткани и т. д.

Учитель при проведении занятий по разделу «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» может предложить школьникам принять участие в разработке проектов: «День рождения», «Юбилей», «Новый год», «Масленица», «Крестины», «Питание в походных и экстремальных условиях», «Свадьба» и др.

Особенность системы выполнения проектов — совместная творческая работа учителя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы учащихся, особенности регионов. Следует иметь в виду, что проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой — предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучения. Проекты — это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. С другой стороны, не следует понимать проект как контрольную работу.  Проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса.

Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель  подробно определяет основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.

Учитель  постоянно пополняет свои знания по тематике проектов, выступает «играющим тренером» в работе над проектом. Необходима материальная база для выполнения проекта (демонстрационные, справочные и наглядные средства обучения, оборудование, специальные инструменты, материалы), а также современные средства ИКТ. Оформление интерьера мастерской желательно осуществлять в соответствии с требованиями современного дизайна, в разумных пределах использовать музыкальное сопровождение, чтобы создавать у учащихся положительный эмоциональный фон.

Критерии оценки проектов.

1. Конструктивные критерии:

1) прочность, надёжность;

2) удобство использования;

3) тяжесть, распределение массы;

4) соответствие конструкции назначению изделия.

2. Технологические критерии:

1) количество используемых деталей, использование стандартных деталей;

2) оригинальность применения и сочетания материалов, их дефицитность и долговечность, расход материалов;

3) стандартность технологии, необходимое оборудование;

4) сложность и объём выполненных работ;

5) расход энергии при производстве.

3. Экологические критерии:

1) загрязнение окружающей среды;

2) возможность использования отходов производства;

3)  возможность повторного использования деталей изделия по окончании срока службы.

4. Эстетические критерии:

1) оригинальность формы;

2) композиционная завершённость;

3) использование традиций национальной художественной культуры;

4) цветовое решение;

5) стиль.

5. Экономические и маркетинговые критерии:

1) потребность в данном изделии на рынке;

2) возможность массового производства;

3) себестоимость проекта;

4) уровень продажной цены;

5) целесообразный вид рекламы.

Уголок творческого проектирования.

В помощь ученикам для оформления уголка творческого проектирования в кабинете технологии предлагаются следующие методические указания:

- содержание (план) творческого проекта;

- защита творческого проекта;

- оформление титульного листа.

Содержание творческого проекта.

  1. Поиск проблемы.
  2. Выбор и обоснование проекта (потребности, интеллектуальные и материальные возможности).
  3. Анализ предстоящей деятельности.
  4. Разработка различных вариантов выполнения проекта (история проекта, рисунки, схемы, эскизы различных вариантов, определение их достоинств и недостатков).
  5. Выбор оптимального варианта.
  6. Подбор материалов и оборудования.
  7. Разработка конструкторско-технологической документации и технологического процесса (разработка рациональной технологии, составление технологических карт, эскизов, чертежей; конструирование и моделирование; определение режима работы и затрат времени).

       8.  Технологический этап (выполнение работы).

        8.1. Организация рабочего места (подбор и размещение на рабочем месте         материалов, инструментов и приспособлений).

             8.2. Выполнение технологических операций.

             8.3. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры         труда.

 9.  Экономико-экологическое обоснование (расчёт себестоимости изделия (услуги), проведение экологической экспертизы).        

10. Мини-маркетинговые исследования (разработка рекламы, товарного знака изделия (услуги), поиск предложений возможностей реализовать изделия (услуги)).

11. Подведение итогов (самоанализ достоинств и недостатков проекта; самооценка результатов; перспективы производства).

12. Защита проекта.

Доклад и демонстрация, ответы на вопросы.

Защита творческого проекта.

        Учащиеся представляют готовое изделие или его рисунок и рассказывают о нём по следующему плану:

  1. описание изделия;
  2. обоснование выбора изделия;
  3. обоснование выбора ткани и других материалов;
  4. выбор оборудования;
  5. моделирование и конструирование изделия;
  6. технологическая последовательность изготовления изделия;
  7. себестоимость изделия;
  8. оценка выполненной работы.

          Вариант оформления творческого проекта прилагается.          

           Объём пояснительной записки   20-25 листов.

Учебное творческое проектирование.

Для учеников 8-9 классов, в т.ч. и для неделимых классов, можно предложить творческий проект «Организация семейного праздника» по разделу «Технология ведения дома».  Как показал опыт работы, учащиеся с удовольствием и заметной заинтересованностью выполняют этот проект, используют средства ИКТ, материалы Интернета,  пользование которым приобретает образовательный, более интеллектуальный  характер. Ребята называют свой проект: «Новый год», «Вечеринка для друзей», «Мой день рождения» и т.п.

                                                                                                         Творческий проект «Организация семейного праздника».

  1. Обоснование возникшей проблемы и потребностей.
  2. Выбор темы проекта, название проекта. Обоснование выбора.
  3. Разработка идей.
  4. Приглашение гостей.
  5. Приготовления.
  1. Выбор  и подготовка помещения. Дизайн помещения.
  2. Меню праздничного ужина (обеда).
  3. Рецепты блюд. Полезные советы.
  4. Сервировка праздничного стола.
  1. Встреча гостей.
  2. Рассаживание гостей за столом.
  3. Поведение за столом. Неприятности за столом.
  4. Застольные беседы.
  5. Развлечение гостей.
  6. Прощание гостей.
  7. Экономический расчёт.

Наименование продуктов

Цена, руб.

Количество

Всего, руб.

Итого:

  1. Анализ и оценка работы (самоанализ).

Оценка и защита проекта.

Постоянно оценивая работу учащихся, учитель следит за их успеваемостью, определяет сильные и слабые стороны. Ученикам  оценки помогают получить представление об уровне своих достижений и узнать, что необходимо сделать для дальнейшего продвижения вперёд.

Положительное влияние оценки.

Оценка – это способ общения учителя и ученика, а также способ влияния на ученика. Она должна усиливать мотивацию учащегося. Но оценка неэффективна до тех пор, пока школьник не знает, почему он получил именно эту оценку и что необходимо сделать, чтобы улучшить её. Обычно учащиеся, имеющие хорошие оценки за проектирование, получают высокие баллы и за готовое изделие

Промежуточная оценка.

Письменные и устные комментарии учителя акцентируют внимание учащегося на том, что необходимо сделать для того, чтобы достигнуть лучших результатов. Преподаватель может похвалить ученика, чтобы стимулировать его дальнейшую работу. Формула, приведённая ниже, даст учителю возможность записывать свои комментарии во время выполнения проекта и общаться с каждым учащимся индивидуально.

Лист оценки работы учащегося по окончании проекта.

Имя____________________________________класс____________

Проект (упражнение)__________________________________________________________

Этапы проекта

Комментарии учителя

Оценка

1. Формулировка задачи

2. Исследование

3. Перечень критериев, которым должно удовлетворять изделие.

4. Первоначальные идеи

5. Выбор идеи

6. Изготовление изделия (может быть несколько оценок).

7. Испытание и оценка изделия

Итоговые оценки:

за проектирование _______________

за изготовление      _______________

Итоговая оценка.

Работа учащихся оценивается по пятибалльной системе. Успехи учащегося можно оценивать в конце каждого урока  - раз в неделю, или по результатам этапа работы, или когда работа завершена.

После завершения проекта выставляются две оценки: одна – за проектирование, другая за изготовление изделия, иногда выставляется третья оценка - за защиту или презентацию проекта.

Оценка результатов проектной деятельности учащихся.

Оценка работы учеников выставляется по трём направлениям:

  1. проектирование;
  2. приобретение навыков;
  3. понимание осуществляемой деятельности.

1.     Проектирование:

•  разработка и использование детализированных критериев оценки;

•  подбор материалов, инструментов, оборудования;

•  изготовление элементов и деталей;

•  компоновка и совмещение деталей;

•  предложение альтернативных решений после неудачной

попытки;

•  оценка детали или изделия — учет моральных, экономических, социальных, культурных, экологических аспектов;

•  оценка требований производства;

•  предложение альтернативных критериев и оценок;

•  использование информационных технологий;

•  оценка и учет возможных навыков при последующих аналогичных работах.

2.     Приобретение навыков:

•  учет собственной квалификации при выборе материалов,

инструментов, оборудования;

•  разработка бизнес-плана изделия;

•  использование компьютера, которое поможет проектировать и подготовливать производство, а также создавать и контролировать выполнение работы.

3.    Понимание:

•  штучное, серийное, массовое производство, моделирование и копирование продукции, оборудование;

•  наиболее эффективное использование материалов;

•  получение представления об обратной связи в контролирующих системах;

•  углубление понятий качества проектирования и производства с учетом реальных потребностей;

•  углубление знаний о сохранении здоровья и технике безопасности, включая окружающую среду.

Оценивать проекты учащихся целесообразно с учётом уровня их подготовки в проектировании и изготовлении.

           Защита творческого проекта.

        Учащиеся представляют готовое изделие (презентацию услуги) или  его рисунок и рассказывают о нём по следующему плану:

  1. описание изделия (услуги);
  2. обоснование выбора изделия (услуги);
  3. обоснование выбора  материалов;
  4. выбор оборудования;
  5. моделирование и конструирование изделия;
  6. технологическая последовательность изготовления изделия;
  7. себестоимость изделия (услуги);
  8. оценка выполненной работы, самоанализ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-технологическое обеспечение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.

Презентация на тему "Организация и проведение ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования". Информация для учащихся и родителей....

Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов по предмету: "Физическая культура"

Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников формируются жизненно важные умения и на...

Статья "Целенаправленная и поэтапная подготовка учащихся к итоговой аттестации по предмету (ГИА и ЕГЭ) на основе УМК под ред. С.И. Львовой."

Новые формы итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов по русскому языку   способствуют поиску оптимальных моделей учебников и учебных пособий, направленных на качественное изучение язык...

Эффективность работы учителя по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, использование ИКТ технологий

Эффективность работы учителя по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, использование ИКТ технологий...

Порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования в 2017 году

Сформировать представление обучающихся об особенностях государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена...

Осознанный выбор предметов для сдачи ОГЭ (бланк-алгоритм для работы на вводном мотивационном занятии по самоопределению

Рекомендован для использования педагогами, классными руководителями, а также психологами для проведения мотивационного занятии по самоопределению. Позволяет настроить девятиклассников на осо...