статьи по музыке
статья по музыке на тему

КРАСНЯНСКАЯ ЛИЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА

 Слушание музыки.  

Становление системы детского музыкального воспитания.

О.Апраксина Современные задачи музыкального воспитания в школе.  «Урок музыки, как школьный предмет и урок  искусства.»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                              Слушание музыки

В решении одной из основных задач музыкального воспитания – формирования музыкального вкуса школьников – мы, прежде всего ,

сталкиваемся с проблемой подбора материала, дополняющего и расширяющего школьную программу по слушанию музыки.

Существует точка зрения, согласно которой подросткам будто бы нравится все бурное, темпераментное. В живописи, например, не натюрморты и пейзажи, а такие картины, как «Переход Суворова через Альпы» Сурикова, в музыке их привлекает бравурность, страстность, а не лиризм. (Крутецкий, Лукин, Психология подростков).

Однако следует отметить одну весьма любопытную деталь. В начале наших занятий выяснилось, что круг музыкальных произведений, знакомых подросткам, в жанровом плане довольно ограничен. Но вместе с тем, нельзя было сказать, что для подростков характерна узкая направленность их музыкальных интересов, а именно увлечение только жизнерадостными по характеру музыкальными произведениями. Они интересовались и лирической музыкой, но это в основном были произведения широко известные, легко доступные для слушания. Так, в числе любимых пятиклассники, особенно девочки, называли много протяжных, лирических, правда, не инструментальных пьес.

Произведения, предлагаемые детям, должны соответствовать учебно-воспитательным задачам, обладать достаточно высоким художественным уровнем, быть доступными восприятию учащихся, вносить что-то новое в их музыкальный опыт.

Относительно произведений Бетховена, Мендельсона, Шопена, Шуберта, Баха, возникает вопрос. Доступны ли экспромты, ноктюрны, сонаты, или даже части сонат, симфоний, сюит учениками 5-6 классов? Способны ли дети воспринимать эту музыку? Каков критерий доступности в связи с возрастом?

Трудно найти детей среднего школьного возраста, далеких от чувства патриотизма, героизма, лиризма, патетики, юмора, а вместе с тем многие произведения, эмоционально наполненные именно этими настроениями и чувствами, могут оказаться не доступными для полноценного их восприятия школьниками. Умение слышать выразительные особенности музыкального языка, формы, во многом зависит от субъективной способности разбираться в процессе музыкального движения. Необходимо, чтобы дети научились понимать музыкальную «програмность». Поэтому наиболее существенным критерием подбора доступного материала, является степень сложности музыкального языка в данном произведении.

Некоторые современные исследователи утверждают, что младшие подростки не в состоянии воспринимать инструментальную музыку, так как  не слышат логику музыкального развития. В переживаниях подростка не отражается динамика становления образа, то есть ученик 11-12 лет не может структурно и целостно воспринимать музыкально-драматическое содержание пьесы. Если согласиться с таким выводом, нужно отказаться от слушания инструментальной музыки. Но возникает вопрос, когда и где школьники научатся воспринимать процесс музыкального развития, что необходимо для полноценного восприятия музыки.

Умение слышать произведение, музыкальный образ, который выражен несколькими темами, слышать их чередование, переплетение, означает умение воспринимать музыкальную драматургию, содержание, а не только литературную программу или сюжет сочинения.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что любой вид музыкальной деятельности может способствовать формированию вкуса учащихся. Но для этого необходима постоянная глубокая взаимосвязь всех видов деятельности на уроке, использование высокохудожественного материала и в распевании, и в пении, и в слушании.



Предварительный просмотр:

Становление системы детского музыкального воспитания.

О.Апраксина Современные задачи музыкального воспитания в школе.

С первых дней строительства советской школы и до настоящего времени задачи музыки рассматриваются в ней в полном единстве с общей целью воспитания, определяются этой целью.

В содержание уроков музыки входит, например, обучение учащихся певческим навыкам, нотной грамоте и ряду других более или менее «частных» задач.

Для того, чтобы музыка действительно стала средством всестороннего развития, каждый учитель, прежде всего, должен ясно понимать общие задачи воспитания, поставленные перед современной школой: воспитание человека, в котором должны гармонично сочетаться духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.

Можно говорить, что основная задача данного учебного предмета определяется в соответствии с этими общими требованиями, поставленными перед школой.

Какими же возможностями располагает учитель музыки в решении столь глубоких и значительных задач.

Прежде всего, он должен помнить, что при правильном использовании музыка обладает огромной силой воздействия. Может быть, одним из важных в воспитательном отношении свойств музыкального искусства является то, что оно больше, чем какое-либо другое искусство, обращено к чувству и через него к мысли, сознанию. Вызывая определенный строй чувств, а вместе с ним и определенный строй мыслей, музыка без навязчивости и дидактизма воспитывает определенные взгляды, вкусы, стремления, а учащиеся при этом вовсе и не подозревают, что их воспитывают.

Поэтому, когда учитель раскрывает перед учащимися красоту народных песен, пробуждает чувство гордости, восхищения неисчерпаемым разнообразием их содержания, когда знакомит детей с чудесными, поэтическими, глубоко гуманными произведениями великих композиторов-классиков и дети переживают заложенные в произведении мысли и чувства, то именно этим он и решает одну из поставленных задач, сделать достоянием подрастающего поколения произведения мировой музыкальной культуры.

Таким образом, воспитание, будучи таким широким по своему содержанию, и на уроке музыки должно осуществляться в процессе всей работы, а не только при пении или слушании детьми произведений с явно патриотической идеей. Музыкальные интересы, вкусы, потребности, не являются чем-то обособленным от других качеств личности. Они тесно связаны с моральным обликом, с характером человека, его духовными запросами и стремлениями.

Поэтому так важно учителю быть самому увлеченным именно той музыкой, какая может воспитать учащихся в нужном направлении. Только высокохудожественная музыка может дать огромную радость, вызвать такие мысли и чувства, которые действительно обогатят учащихся новыми ценными переживаниями. Но этот процесс не происходит сам собой. Он требует системы, целенаправленной работы учителя по воспитанию навыков эстетического восприятия музыки, развитию музыкальных способностей, формированию музыкальных интересов и вкусов учащихся.

Уроки музыки должны дать ту подготовку, без которой не может быть полноценным ее восприятие. На основе тех знаний и навыков, которые все дети должны получить в общеобразовательной школе, они могут и по окончании ее дальше музыкально развиваться, воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной жизни.

Таким образом, несмотря на то, что уроки музыки занимают весьма скромное место в учебном плане общеобразовательной школы, их значение в воспитании подрастающего поколения очень велико. Поэтому буквально каждая минута отведенного времени должна рационально использоваться учителем, бить в цель.

Учитель часто является для учеников «первооткрывателем» прекрасного в музыке.

Связь с жизнью при проведении урока музыки, прежде всего, заключается в том, чтобы учитель постоянно интересовался тем, что слушают его учащиеся за пределами школы, что кажется им особо привлекательным, что входит в их жизнь (в виде запомнившейся песенки, приобретенной записи и т.п.).

Связь с действительностью применительно к музыкальному воспитанию требует от учителя знания современной музыкальной жизни, ее положительных и отрицательных сторон. Конечно, это не означает, что в основе занятий не должно лежать выполнение школьной программы. Но само прохождение программы не следует проводить «как бы вне времени и пространства», нужно постоянно опираться на, то положительное, что есть в окружающей жизни, интересное учащимся.

На каких же принципах следует строить урок музыки, что бы он отвечал требованиям, которые к нему предъявляются? Конечно, как и любой школьный предмет, урок музыки основывается на общих дидактических принципах воспитательного обучения: сознательности, систематичности, доступности, наглядности, активности, прочности. Но поскольку учитель музыки в значительной степени привлекает в качестве учебного материала произведения искусства, то в работе с ними важно осуществлять и такие принципы, как единство эмоционального и сознательного, единство художественного и технического.

Если подходить к требованиям программы формально, то можно детям привить необходимые навыки, но фактически не осуществить музыкального воспитания детей, воспитания их музыкальных вкусов и интересов, музыкальных способностей и потребностей.

В настоящее время учителя музыки в значительной мере самостоятельно должны искать, продумывать методы, которыми они будут осуществлять музыкальное развитие учащихся, как неразрывную часть всестороннего воспитания. Но некоторые из них мало думают об этом, считая, что процесс обучения уже сам по себе воспитывает детей в нужном направлении. Безусловно, при этом они допускают серьезную ошибку и их уроки не дают желаемых результатов.

Особенно возрастает роль уроков музыки в тех случаях, когда учитель постоянно учитывает те знания, навыки, которые его воспитанники получают на других уроках

Связь уроков музыки с уроками литературы, истории, и более широко с той жизнью, которой живет ученик и в школе и вне ее, значительно расширяет у детей представления о месте музыкального искусства в жизни общества.



Предварительный просмотр:

«Урок музыки, как школьный предмет и урок                           искусства.»

Музыка – один из видов искусства. Искусство – одна из форм общественного сознания. Оно отражает, прежде всего, общественное бытие, мысли и чувства общественного человека. Передача в искусстве, например, картин природы обращена к чувствам и мыслям человека. Искусство по самой своей природе призвано непосредственно, обращаться к широким кругам людей. Искусство в тоже время воздействует на людей, воспитывает человека, формирует его взгляды, чувства. Роль искусства весьма значительна в истории человечества.

Музыка – искусство звуковое и временное. Она не может столь же непосредственно, как живопись или скульптура, отражать, изображать конкретные предметы или описывать явления и предметы действительности, так как это может делать литература.

Но зато музыка способна более непосредственно богато и разнообразно передавать переживания человека, движения его чувств, их смены. Музыка способна раскрывать общий характер явлений действительности – грандиозность или хрупкость, величавое спокойствие или напряженный динамизм. Все это определяет большое познавательное значение музыки, ее способность воплощать широкий мир не только чувств, но и мыслей, идей.

Задачи музыкального воспитания определяют и содержание, и форму занятий. Уроки музыки проводятся в разной форме. Современная педагогика подчеркивает, что структура урока не может быть стандартной. Учитель музыки не должен стремиться строить уроки по образцу других предметов, это приведет к снижению эмоциональности занятий.

Урок музыки имеет свои особенности и в тоже время имеет сходство со всеми  другими уроками.

Сходство состоит:

  1. Все предметы объединяет общая цель – формирование всесторонне развитой личности гармоничной личности. Школа не готовит специалиста-музыканта, как не готовит специалиста-физика, химика и т.д.
  2. В основе любого школьного урока лежат психолого-педагогические закономерности. Учитываются возрастные особенности школьников.
  3. Преподавание в школе строится на основных обще-дидактических принципах – системность, доступность, наглядность и т.д.
  4. Музыку объединяет с другими предметами и форма организации урока.
  5. При наличии разных форм работы, урок должен быть целостным. Обязательно включаются разные виды деятельности.
  6. Общие и основные методы обучения – показ-объяснение, беседа, создание проблемных ситуаций.

Отличие урока музыки от других предметов.

  1. Определяет любую форму, как урока в целом, так и проведение его отдельных элементов.
  2. музыка воздействует на человека комплексно.
  3. Обязательно единство эмоционального и сознательного. Каждый элемент урока должен взывать активное, заинтересованное отношение детей.
  4. Непременное единство не только эмоционального и сознательного, но и художественного и технического. Музыкальный урок, как урок искусства, требует, чтобы все его компоненты были художественными.
  5. Преимущественно коллективная форма работы, слушают и исполняют музыку одновременно.

Из перечисленного выше следует вывод, что урок имеет черты, сближающие его с другими видами урока, но должен сохранять свое своеобразие.

Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь теснейшую связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.

Познание красоты без эмоционального личностного переживания неминуемо оборачивается глубоким непониманием ее. Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, сколько через процесс активного наблюдения, переживания.

Цель музыкально-эстетического развития – сформировать художественную культуру учащихся и оптимизировать созидательные качества личности.

Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время обретают особую актуальность.

Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно. Отображая окружающую действительность, композитор, художник и писатель мыслят образами. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла, т.е. между музыкой, изобразительным искусством и литературой.

Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Таким образом, искусство, постигаемое во всем многообразии его видов, содержит в себе программу духовного развития человека.

Стержневым видом искусства является музыка. Это обусловлено рядом причин.

На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве искусства и науки занимала одно из основных мест в системе формирования ценностных, созидательных параметров личности. Испокон веков наша Земля была гигантской музыкальной мастерской. Музыка рассматривалась, как часть мироздания, подчиненная всеобщим законам Вселенной: «Законы Вселенной – законы музыки» (Маркетто Падуанский).

Среди других видов искусства музыка выделяется своей ассоциативной интегрированностью: именно она способна наиболее отчетливо вызывать представления иного, не звукового материала (зрительного, литературного), создавать иллюзию драматического движения и тем, как бы сближать, объединять разные виды искусства.

 Цели уроков заключаются в следующем:

  1. Всестороннее развитие личности и формирование эстетической культуры.
  2. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека.
  3. овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний.
  4. Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального и инструментального музицирования.

Каждый урок строится на основе комплексного использования произведений различных видов искусства( литературы, музыки, живописи) и ассоциативного сопоставления художественного материала. Во-первых, сравнительное рассмотрение различных произведений искусства углубляет прочувствование каждой отдельной темы.

Так, например, детям легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче и глубже воспринимать радость, если она оттенена грустью, и т.д.

В построении урока необходима гибкость и творческий подход, поэтому строить его по трафарету нельзя.                              

В основе музыкальных уроков лежит восприятие и слушание музыки. Необходимо постараться научить детей слушать и слышать музыку, чтобы они поняли, что музыка тем и отличается, например, от картины, что в ней каждое мгновение что-то происходит. Очень важно воспитать в детях непрерывность внимания и умение дослушать произведение до конца.

Глубоко чувствовать и ясно мыслить с помощью искусства означает познать самого себя, научиться понимать других людей, познать сущность бытия, обогатить свой духовный мир.

«Без музыки ни одно учение не может

 считаться совершенным».

                                         З.Кодай


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ"

Музыка и звуки веками использовались для целительства и трансформации. От гортанных заговоров шаманов древности до возвышенного григорианского пения в кафедральных соборах, звук и музыка играли ...

Статья "Восприятие музыки"

Материал рассказывает о сложном процессе восприятия музыки....

Статья "Роль музыки в нашей жизни"

Какое значение имеет музыка для нас?  В последнее время многие ученые и средства массовой информации обратились к вопросу о роли музыки в жизни человека. , что музыка развивает ум: слушая музыку ...

Статья "Урок музыки - урок искусства"

Целью данной работы является определение роли урока музыки как урока искусства в системе современного образования. В процессе работы решаются следующие задачи: - исследовать значение урока музыки...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Урок музыки в жизни ребенка"

Необходимость ребенка в занятиях музыкой....

Статья.Слушание музыки - один из основных видов деятельности на уроках музыки.

Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, в...