Доклад на тему: "Элементарное музицирование с дошкольниками по системе Т.Э. Тютюнниковой"
материал по музыке по теме

Данная работа была написана с целью познакомить преподавателей с современной методикой дошкольного музыкального воспитания детей Т.Э. Тютюнниковой и побудить к самостоятельному дальнейшему ее изучению и применению на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Детская школа искусств

Г. Свободный

Зональное методическое объединение

Доклад

Тема: « Элементарное музицирование с дошкольниками по системе Т. Э. Тютюнниковой»

Подготовила : пр. Банных Е.Ю.

ДШИ г. Свободный

2012г.


Вступление

Добрый день, уважаемые коллеги.

Меня зовут Банных Елизавета Юрьевна, на сегодняшний день я молодой специалист ДШИ города Свободного. В сентябре 2011 года я проходила курсы повышения квалификации на базе Дальневосточной государственной академии искусств в г. Владивостоке участвуя в авторском  cеминаре-практикуме Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» . Ее многолетний опыт , которым она делилась в течение нескольких дней и методическая литература, позволили мне, начать самостоятельный труд по организации подготовительного класса при хоровом отделении ДШИ г. Свободного. Задачей нашего с вами семинара сегодня является обзорное знакомство с методикой Т.Э. Тютюнниковой для того чтобы помочь вам в самостоятельном освоении этой методикой, если она вас заинтересует.

Краткие сведения об авторе методики Т.Э. Тютюнниковой

Для начала хотелось бы немного подробнее рассказать об этой методике и, о ее авторе.

Т.Э. Тютюнникова – кандидат искусствоведения, лауреат премии «Гранд Москвы», автор цикла семинаров «Учусь творить», автор многочисленной литература посвященной проблемам начального музыкального обучения, учитель музыки. Ее семинары регулярно проходят в различных регионах нашей страны, в их основе лежит двадцатилетний педагогический опыт автора, а так же материалы ее докторского исследования.

1. Теоретическая часть

Что же такое элементарное музицирование?

Элементарное музицирование –  форма коллективной синкретической устной музыкально-творческой деятельност, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки , как радости и удовольствия.

Автор методики, вслед за авторитетом науки считает, что удовольствие, полученное детьми от общения с музыкой, прямо ведет к удовлетворению у детей ряда их эстетических потребностей, что само по себе является одной из задач музыкального обучения вообще.

Элементарное музицирование (ЭМ) – это практичекая деятельность, а не абстрактно-интелектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки. Детям необходимо творить  и переживать, чтобы понимать. Очевидно, что самое первое - дошкольное музыкальное обучение, необходимо строить исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий.

Понятие «элементарное» должно понимать не только в смысле простого и доступного всем способа музицирования, но в основном как музицирование простейшими ЭЛЕМЕНТАМИ музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение.

Двумя основными принципами обучения в ЭМ являются: импровизационно-творческая деятельность и игра.

Импровизация рассматривается как особый способ обучения и воспитания. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем.

«Визитной карточкой» данного типа учебного процесса является игровой подход в его системном виде. Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности.

Игровое обучение – скрытое, недерективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.

Основой методики Т.Э Тютюнниковой является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. В программе нашли отражение идеи свободного танца и пластики Э.Жак-Далькроза.

Музыкальная основа методики: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.

Основными видами деятельности на уроках творческого

музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический поход.

Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)

 «Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Термин «Звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Шульверка К. Орфа. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и т.д. Музицирование с аккомпаниментом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

2. Практическая часть

Игра «Фруктовая полька»

Музицирование участников семинара на различных музыкальных инструментах в том числе и со ЗЖ под музыку М. Глинки «Полька»

Музыкальные инструменты, конечно, составляют главную строку в успехе ЭМ у детей. Инструмент – символ музыки, и его привлекательность для них никогда не померкнет. Когда К. Орф задумал создать систему музыкального воспитания, доступную всем и каждому, он не отказался от  музыкальных инструментов, а ввел их как обязательное условие педагогического успеха. Игра на различных музыкальных инструментах - это самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии настоящих инструментов не плохую службу могут сослужить самодельные. Вы можете мастерить инструменты сами и привлекать к этому детей и их родителей, создавая целые не ординарные композиции с самодельными инструментами.

Пример инструментов.

В целом шумовой оркестр в младших классах должен быть формой работы, в которую могут быть вовлечены все дети! Оркестр с дошкольниками – это конечно игра в оркестр, а не имитация взрослой деятельности. Не возможно требовать от детей играть , как взрослые, ведь у них нет перед глазами партитуры. Один из способов объяснить, когда и что нужно играть, это придумать какую-нибудь историю, раскрывающую содержание музыки.  История должна быть простой и понятной детям.

Во время разучивания любой партитуры, лучше не начинать сразу играть с инструментами. Игра на воображаемых инструментах и звучащие жесты– это приемы позволяющие выучить все партии инструментов со всеми детьми без лишнего шума.

Шостакович «Вальс-шутка»      

  •  Знакомство с историей
  • Разучивание со ЗЖ
  • Игра парами
  • Игра на инструментах

Речевые игры

Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих выразительных средств. Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т.К. маленький человек если петь возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать.

В речевом музицировании можно активно применять ЗЖ и игру на музыкальных инструментах, на наших занятиях это называется «украшение» речи.

«Вышли мышки»- речевая игра.

  • Театральная сценка
  • Разучивание со ЗЖ
  • С инструментами (давая возможность выбрать их детям)

Игры с пением и движением (пантомима-импровизация, ритмо-двигательные каноны).

Одной из самых увлекательных форм музыцирования является ритмо-двигательный канон. Ритмо-двигательный канон – это канон, в котором есть речевой канон и канон движений. Музыкального канона нет т.к. мелодии короткие, как формулы. Впоследствии дети должны сами придумывать  движения и мелодии.

Ритмо-двигательный канон «Божья коровка»

  • Разучивание текста и мелодической попевки канона
  • Разучавание движений
  • Исполнение каноном по группам

Детские танцы

О детских танцах хотелось бы сказать кратко. На уроках музицирования не ставятся серьезные хореографические задачи. Простые детские танцы – это, прежде всего активная форма слушания и переживания музыки посредством  движения. Маленькому ребенку сложно воспринимать музыку, особенно классическую, просто сидя на стульчике.

Рекомендуемая литература:

Свой взгляд на проблемы начального музыкального обучения в нашей стране Т.Э. Тютюнникова доступно изложила в своей монографии «Видеть музыку и танцевать стихи». Эта монография является первым в России исследованием, посвященным данной проблеме. В ней автор, анализируя большое количество новейших зарубежных источников и опыт известных педагогов, интегрирует существующий мировой опыт в области музыкально-творческого обучения, делая его достоянием широкой педагогической практики.

Используемая литература:

  1. «Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей.» Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003.
  2. «Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.
  3. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - Материалы семинара №1 – Москва 2009.
  4. E-mail: tatyana@tyutyunnikova.dnttm.ru
  5. Internet ресурс: www.orff.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа для 8 класса по теме "Элементарные события"

Работа в двух вариантах, расчитана на один урок....

Тест по теме "Элементарные частицы" 11 класс

Тест "Элементарные частицы" один из вариантов, который позволяет учителю оценить знания учащихся по теме....

ДОКЛАД "Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе аккордеона".

В последние годы заметно возрос интерес к ансамблевой игре. Сегодня ансамблевое исполнительство успешно развивается по всему миру как в профессиональной культуре (академической, эстрадной, фольклорной...

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Почему, проводя музыкальные занятия, следует уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Ответ очевиден – музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, по...

Программа " Элементарное музицирование с дошкольниками "

Программа " Элементарное музицирование с дошкольниками "Карл Орф...

Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в изобразительной деятельности»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, при планировании своей образовательной работы с детьми,  воспитатель должен учитывать принцип интеграции образовательных ...

Презентация "Элементарное музицирование с дошкольниками".

Презентация дает представление о том, что такое элементарное музицирование....