ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
статья на тему

Почему, проводя музыкальные занятия, следует уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Ответ очевиден – музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon berdnikova_statya_elementarnoe_muzitsirovanie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

БЕРДНИКОВА Л.Г.

Россия, г. Иркутск, Иркутский региональный колледж педагогического образования

Становлению музыкальной культуры детей дошкольного возраста придаётся огромное значение в современных педагогических исследованиях. На развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в нашей стране оказали значительное влияние взгляды ведущих педагогов и психологов России В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, П. Ф. Каптерева. [1]

Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию.

Существенным показателем развития учебно-воспитательного процесса является возникновение новых, прогрессивных идей и тенденций совершенствования: содержания, форм, средств и методов обучения, на основе которых возникают новые теоретические положения, дающие обоснование и направление для оптимальных педагогических действий. [2]

Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

«Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления». [3]

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия. Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятие - мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической  программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления. Музыкальные занятия предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их музицировать. Интерес к процессу музицирования как средству музыкального воспитания достаточно большой. Выдающиеся музыканты просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей.

Почему, проводя музыкальные занятия, следует уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Ответ очевиден – музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

В современных концепциях дошкольного музыкального  воспитания можно выявить общую тенденцию – стремление к раскрытию творческого потенциала ребенка. Задача эта не нова. Еще в 20-е годы ее выдвинул музыкант,  композитор и педагог академик Б.Асафьев. В своих статьях о музыкальном просвещении и образовании он писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип должен стать методологически определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования.

Здесь ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устает дудеть в дудочку или бить в барабан. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными. С годами желание извлекать звуки из инструментов не угасает. Интерес усиливается по мере того, как дети овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении произведений.

В дошкольной педагогике накоплен немалый  положительный опыт использования музыкальных инструментов работе с детьми с целью активизации музыкального развития. Значение инструментального музицирования  для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. Как мы отметили, в процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый и динамический. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые  качества, сосредоточенность, внимание. Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию.

Как правило, инструментальное музицирование в детских садах осуществляется в ансамблевой  форме, в состав которых входят детские музыкальные инструменты. Их выбор, как и выбор музыкальных игрушек, весьма пестр и разнообразен. В работе используются различные их группы:

- ударные без определенной высоты звука (барабаны, бубны, коробочки, буковые палочки, маракасы, румбы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);

- ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны и ксилофоны, пианино и рояли).

Кроме этого, целыми наборами представлены народные инструменты: ложки, трещетки, бубенцы, колотушки и т.п.

Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребенку инструмент по его интересам и возможностям. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребенок продвигается в своем музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлеченности, эмоциональная сфера ребенка обогащается постоянным общением с музыкой. Дети искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют «публичные» выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями.

Музицирование весьма эффективно влияет на развитие и в других видах музыкальной деятельности, в частности в пении. Дети начинают чище интонировать и выразительнее петь.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики в развитии музыкальных способностей при использовании элементарного музицирования оптимальна. В то же время актуальным и значимым для современной музыкальной педагогики остается поиск действенных механизмов музыкального воспитания; разработка инновационных авторских методик музыкального образования и воспитания, а также глубокое осмысление состояния музыкального воспитания в России.

Литература

  1. Бехтерев, В.М. Избранные труды по психологии личности в двух томах [Текст] / В.М. Бехтерев. – СПб, 1999.
  2. Лихачев, Б.Т. Простые истины воспитания [Текст] / Б.Т. Лихачев. - М., 1983.
  3. Морева, Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории / Н. Морева // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 2. – С. 3-7.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления учащихся посредством элементарного музицирования»

В статье представлен опыт работы по методической теме: «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления   учащихся  посредством  элементарного музицирования»,...

"Элементарное музицирование с детьми младшего дошкольного возраста"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с презентацией по музыкальному развитию.Ссылка на презентацию   http://files.mail.ru/7A5B8BAFC3B346C5BAF2667F5A340217...

"Элементарное музицирование" образовательная программа по раннему музыкальному развитию детей

Образовательная программа по раннему музыкальному развитию детей. Может быть использована как в рамках занятий с подготовительными группами в детской школе искусств, так и в рамках музыкальных занятий...

Примерное поурочное содержание занятий по программе "Элементарное музицирование"

Предлагаемый материал содержит разработки  34 занятий с детьми 4-5 летнего возраста. Занятия строятся на сквозной сюжентной основе....

Доклад на тему: "Элементарное музицирование с дошкольниками по системе Т.Э. Тютюнниковой"

Данная работа была написана с целью познакомить преподавателей с современной методикой дошкольного музыкального воспитания детей Т.Э. Тютюнниковой и побудить к самостоятельному дальнейшему ее изучению...

Программа " Элементарное музицирование с дошкольниками "

Программа " Элементарное музицирование с дошкольниками "Карл Орф...

Презентация "Элементарное музицирование с дошкольниками".

Презентация дает представление о том, что такое элементарное музицирование....