«Освоение ансамблевого музицирования как средства формирования личности».
учебно-методический материал (музыка) на тему

Минько Лариса Расильевна

В городе Тарко-Сале музыкальная студия «Зажигай Солнце» является единственной в своем роде. Я считаю, что обучение в вокально-инструментальном ансамбле является чрезвычайно ценным средством музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ребёнка и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность этой деятельности позволяют значительно расширить круг вовлечённых в неё детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_material_minko_l.r.docx45.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                           

 «Освоение    ансамблевого   музицирования   как   средства формирования   личности».

 Автор:  Минько Лариса Расильевна, педагог дополнительного образования.

 Образование: высшее педагогическое. Закончила Уральский Государственный педагогический университет /г. Екатеринбург/ в 1998г. с присуждением квалификации «учитель музыки» по специальности «музыкальное образование».

  Педагогический стаж 14 лет,  в данной должности (руководитель вокально-инструментального ансамбля) -2 года

     В своей работе использую  программу   О.В.Хариновой   «Театр песни   «Планета «ДО-МИ- СОЛЬ » и подпрограмму музыкальной студии  «Зажигай  Солнце» , составленную мною.

     В педагогической деятельности использую методики:

   -Струве Г. А. «Ступеньки музыкальной грамотности»

   -Гнатенко Н. Б. «Сольное пение.Секреты вокального мастерства»

   -Охомуш Т. В. «Методика вокальной работы в детской студии»

   -Пекарская Е.  «Вокальный букварь»

   -Емельянов В. «Фонопедический метод развития голоса»

   -Стрельникова А. «Дыхательная гимнастика»

   -Красильников И. М. «Клавишный синтезатор»

    С целью развития творчества у детей и подростков использую разработки:

   -Левин В. «Воспитание творчества»

   -Вендерова Т. Е. «Пусть музыка звучит»

   -Белкин А. С. «Ситуация успеха. Как ее создать»

   -Никитина Г. М. «Радость совместного творчества» и др.

  Я ознакомлена с основными направлениями развития системы образования, с основными положениями «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепции дополнительного образования и системы воспитания в ЯНАО», с планом реализации данной Концепции на территории Пуровского района.

   Участвую в инновационной деятельности учреждения по реализации программы «Дети инвалиды».Мною реализуется программа, разработанная Хариновой О. В. «Народное песнетворчество» фольклорного курса «Школа фольклорных искусств». По данной программе ведется обучение детей 1-4 классов СОШ № 3 г. Тарко-Сале.

   В моей работе мне помогают глубокие знания в области музыкального искусства- теория музыки, гармония, анализ музыкальных форм, знания в области методики и практики работы с хоровым и эстрадным коллективом, возрастной психологии и физиологии детей и подростков; владение музыкальными инструментами, навыками музыкальной аранжировки и композиторской деятельности.


 Одна из самых актуальных  проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности и потребительству.
 Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.
   Наблюдая за детьми, обучающимися в музыкальной и художественной школах, и сравнивая их с обычными учениками общеобразовательной школы, можно заметить, что они более развиты во всех отношениях. Ведь в процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль. Музыкальные и художественные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Они способствуют становлению характера, норм поведения, обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями.  
 Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека.
 Самое важное в музыкальном образовании ребенка – установка на формирование музыкального чувства, способность творить, импровизировать.
 Игра на музыкальном инструменте обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. Но это требует терпения, усидчивости, чтобы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следовательно, игра на музыкальных инструментах развивает волю и дисциплину – ведь заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов, зимой и летом, в будни и праздники, стремление к достижению цели, воображения, помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культурой детей. В процессе игры дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности.
 Музыка и язык – братья-близнецы. Они родились друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь. Играющие и поющие люди лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Также музыкальные занятия развивают навыки общения.
 Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши или струны, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминает нотный текст.

   Технологическое содержание опыта педагогической  работы с вокально-инструментальным ансамблем.

   Тема опыта «Освоение ансамблевого музицирования как средства формирования личности».

   Место функционирования опыта – Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Пуровский Дом детского творчества».

   Новизна моего опыта заключается в следующем.

  В городе Тарко-Сале музыкальная студия «Зажигай Солнце» является единственной в своем роде. Я считаю, что обучение в вокально-инструментальном ансамбле является чрезвычайно ценным средством музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ребёнка и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность этой деятельности позволяют значительно расширить круг вовлечённых в неё детей и подростков.

              Описание опыта работы

Цель образовательной программы:

  • Развитие творческой активности, самоопределения воспитанника, творческого самовыражения средствами вокального искусства. Создание условий для активизации эстетических установок, совершенствования музыкальных способностей одаренных детей.

        Образовательная программа направлена на решение следующих задач:

В обучении:

       - Обучение основам вокального исполнительства, сценического движения;

       - Обучение основам музыкальной грамоты, навыкам эмоционального воплощения вокального произведения;

             - Сформировать навыки игры на инструментах с наиболее эффективным и правильным использованием приобретённых знаний;

             -  Научить детей работать в ансамбле или дуэте, трио;

             -  Научить свободному ориентированию в работе с техникой (инструменты, микрофоны, микшерский пульт и др.).

               - Формирование способностей к саморазвитию, самосовершенствованию.

В развитии:

          - Развитие музыкальной памяти, произвольного внимания, творческого мышления, голосовых функций,  индивидуальных творческих способностей;

          - Развитие сознательного и эмоционального восприятия вокального произведения, технические навыки сольного и хорового исполнительства.

В воспитании: 

        -Воспитание отзывчивости, коммуникативности, ответственности, готовности публичного представления вокального произведения.

           -Воспитание способности активного восприятия искусства, самостоятельной организации работы. 

Формы и режим занятий. Основу учебного процесса составляют групповые занятия. В период подготовки индивидуальных сценических номеров – возможна индивидуальная работа, занятия в малых группах (с уменьшением одновременного числа обучающихся на занятиях до 1-3 человек); а также объединение групп для подготовки совместных номеров, репетиций концертов, индивидуальные занятия. Режим занятий для 1, 2 года обучения предполагает 1-2 часа 2 раза в неделю, 3 и 4 года обучения – 2 раза в неделю по 2 - 3 часа.

 На сольную работу в группе отводится время в конце учебного занятия (15-20 минут).

Перерывы между занятиями составляют 10 минут.

  1. Игра на гитаре.
     Работая  руководителем ансамбля, достигнув определённых результатов, могу поделиться личными впечатлениями, выводами, опытом.
     Подросткам свойственно чувство коллективизма, поэтому у них возникает желание выполнять что-либо в группе, в частности, музицировать в ансамбле.
     Естественно, прежде чем ученик сможет играть в вокально-инструментальном ансамбле, он должен овладеть основными приемами игры на гитаре. Индивидуальное обучение игре на музыкальных инструментах является основополагающим для исполнения музыкальных произведений в ансамбле.
     Вообще среди начинающих учиться музыке гитара, пожалуй, самый популярный инструмент. Она есть почти в каждом доме. Ее легко переносить с места на место, она подходит для исполнения практически любой музыки. Она одинаково уверенно чувствует себя повсюду: на эстраде концертного зала, в студии звукозаписи, в домашнем кругу, у туристского костра.
     Я не провожу «приемные экзамены» в студию, на которых, как хорошо известно, якобы проверяется наличие у ребенка музыкального слуха, ритма, памяти. Эти испытания для определения перспективы успешных занятий инструментальной игрой (а на гитаре особенно) на мой взгляд, бесполезны. Только через несколько месяцев занятий можно оценить способности ученика и перспективы его обучения, которые нередко раскрываются в процессе живого творческого общения с музыкой, преподавателем, другими учениками.
     На начальном этапе обучения дети занимаются на акустических гитарах, которые чаще всего имеют пропорции классической гитары. На уроки ученики часто приносят свои собственные инструменты из дома.
     Очень важно развить в учениках, особенно в начинающих, навыки самостоятельной работы, инициативы, стараться пробудить в нем интерес к занятиям и творческую активность. Под самостоятельностью имеется в виду умение применять в своей домашней работе полученные на уроках знания и навыки, творчески подходя к решению поставленных задач. Чтобы самостоятельная работа была продуктивна, она должна быть по силам учащемуся, и в то же время достаточно трудна. Непосильные задания могут вызвать у ребенка потерю уверенности в своих силах, так как все прилагаемые старания не приведут к достижению поставленной цели. С другой стороны, выполнение слишком легких заданий не развивает в достаточной степени способностей ученика, так как ему не приходится серьезно работать.
     Важно также приучить начинающего гитариста слушать себя. Для этого необходимо чаще контролировать его внимание.
     Разучивая аккорды нужно добиться чистого звучания каждой ноты аккорда. Важно изучать аккорды не изолированно, а в связи друг с другом, то есть изучать так называемые гармонические последовательности. Различным песням соответствует определенное количество аккордовых последовательностей. Одна и та же последовательность аккордов может составить основу аккомпанемента ко многим мелодиям.
     Основные виды аккомпанемента – «перебор» и «бой». При переборе струны гитары звучат по очереди, они «перебираются», отсюда и название этого вида аккомпанемента. Все упражнения для развития пальцев правой руки играются переборами.
    Бой – это одновременный удар по всем или нескольким струнам, который производится сверху вниз (или снизу вверх) или чередуя направления. Удар может наноситься как одним, так и несколькими пальцами.
     Аккомпанемент должен соответствовать духу песни. В энергичных, быстрых песнях чаще используется бой; в лирических, медленных – перебор. Выбор фактуры аккомпанемента зависит от музыкального жанра, от стиля, тактового размера
    Аккомпанемент должен исполняться ритмично, то есть в каком-то ритме. И здесь я объясняю, что такое ритм, как научиться высчитывать длительность нот. Чтобы доступнее объяснить материал, я играю мелодии и песни в различных ритмах, показываю типичные ритмические рисунки. Чтобы запомнить ритмический рисунок конкретной партии аккомпанемента, он повторяется несколько раз, начиная в медленном темпе, и постепенно ускоряется.  


2.  Игра на синтезаторе.

  Для учащихся, играющих на клавишных инструментах в ансамбле, желательно владение фортепиано и музыкальной теорией  (нотная грамота, интервалы, аккорды, лад, тональность и т. д.)

  Клавишный синтезатор становится чрезвычайно ценным средством музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть  одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ребёнка и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность этой деятельности позволяют значительно расширить круг вовлечённых в неё детей и подростков.

  Целью обучения является приобщение детей к музицированию на клавишных синтезаторах в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (электронная аранжировка и исполнительство, игра по слуху и в ансамбле, звукорежиссура, создание оригинальных электронных тембров, импровизация и композиция) и на этой основе формирование музыкальных способностей и интересов учащихся, хорошего музыкального вкуса. Всё это способствует развитию духовных качеств подрастающего поколения. Общение с музыкой, с высоким искусством облагораживает и возвышает.

 3. Вокал.

  Основная задача – научить детей петь, издавать сильные, красивые звуки. Дети обучаются петь технологически грамотно, эмоционально и образно. Я работаю над постановкой голоса, над координацией слухового и голосового аппарата, развиваю вокальные данные, учу детей слышать музыку и исправлять допущенные ошибки. Работаю над особенностями эстрадного пения, которые имеют специальную манеру и исполнительские приёмы.

 4.Игра на музыкальных инструментах (скрипка, флейта и др.)

   В состав вокально-инструментального ансамбля могут входить дети, владеющие каким-либо музыкальным инструментом. В нашем случае это- скрипка и флейта. «Живые» инструменты всегда привносят неповторимый колорит исполнению музыкальных композиций. Ребята учатся в музыкальной школе, хорошо владеют музыкальной грамотой. Я направляю их знания и музыкальную фантазию на сочинение подголосков и сольных партий для своих инструментов. Обучаю их навыкам импровизации.


5. Игра в ансамбле
Ансамбль - музыкальный коллектив, деятельностью которого является творческий процесс вокально-инструментального исполнительства, организованный творческими целями и задачами.
 Методика работы с детьми в вокально-инструментальном ансамбле имеет целый ряд особенностей: психофизиологических, педагогических и музыкально- эстетических.
Навыками коллективной игры могут успешно овладевать учащиеся, которые уже усвоили основные приемы игры на гитаре. На первоначальном этапе обучения, еще не занимаясь с учеником непосредственно ансамблем, я уделяю внимание привитию навыков ансамблевой игры. Это выражается, например, в совместном проигрывании музыкального материала.
 Первое с чего начинается работа ансамбля – это подбор участников художественного коллектива. Ансамбль обязательно предполагает художественную согласованность и общность эстетических намерений его участников. Поэтому каждый ансамбль комплектуется из учащихся, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и по степени овладения музыкальным инструментом. При подборе участников ансамбля приходится тщательно продумывать партии, чтобы они соответствовали исполнительским возможностям учащихся.

  В музыкальной студии два основных состава.

  Первая группа- это дети 13-14 лет,  получающие начальное музыкальное образование  (музыкальная школа). Основные инструменты- ритм-гитара, соло-гитара, скрипка,флейта. Все дети владеют вокально-хоровыми навыками.В этой группе не приходится уделять время  знакомству с музыкальной теорией, основной работой является создание музыкальных композиций с достаточно сложной инструментовкой, аранжировкой. Тексты песен, музыку для этого состава написаны мною. При работе над аранжировкой, написанием инструментальных проведений и соло я всегда привлекаю детей. Мы стараемся  вместе создать окончательный вариант музыкальной композиции. Как итог нашей совместной работы- неповторимый, оригинальный, самобытный номер.

  Вторая группа- дети 16-17 лет. Состав ансамбля- вокал,  ритм- гитара, соло-гитара, бас-гитара, клавишные инструменты, перкуссия. В основном, ребята без музыкального образования, желающие играть на гитаре, в ВИА. После того, как дети осваивают элементарную музыкальную грамоту, приобретают навыки игры на инструментах, мы начинаем создавать собственные песни. Ребята сочиняют не только музыку и тексты, но и аранжировку. Я, в свою очередь, корректирую, направляю их музыкальную фантазию в нужное русло.


 Моя задача как руководителя - это творческое развитие школьников средствами музыки.
Главный принцип работы - дети должны любить музыку, которую исполняют.
В своей работе я использую три основных принципа:
1) Заинтересованный деятельный подход к музыкальному воспитанию.
2) Целостность теоретической и практической деятельности детей.
3)Формирование навыков самостоятельной работы на музыкальных инструментах и работы над вокалом.
 Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на три этапа:
1) Знакомство ансамбля с произведением.
2) Техническое освоение выразительных средств.
3) Работа над воплощением художественного образа произведения.
 Задачей первого этапа является создание у участников ансамбля общего впечатления от произведения в целом. Произведение показывается целиком . Здесь происходит обсуждение содержания произведения, определяется образ, эмоциональность, характер, форма произведения, тональность, выявляются главные и побочные темы.
Также ученики знакомятся каждый со своей партией, я предупреждаю их о трудностях, с которыми им предстоит встретиться и сообщаю о путях их преодоления.
  На первом этапе работы, как правило, применяется форма индивидуального урока.
При разучивании партий произведения не нужно спешить - критерий не количество выученного, а качество. Нужно медленно проигрывать произведение, останавливаться на трудных местах, вникать в текст, в его ритмические, звуковысотные, динамические и другие особенности. Проигрывать текст произведения следует неоднократно, повторение выученного – это фундамент для последующей работы и получение удовольствия от процесса исполнения.
 Во время работы необходимо знать цель, не разбрасываться по мелочам и не пытаться решать все задачи сразу. При работе на этом этапе я не только занимаюсь решением конкретных проблем, связанных с разучиванием произведения, но и закладываю предпосылки для будущего этапа работы.
 Важным моментом в работе с ансамблем является умение обучать детей элементарной грамоте, так как без основных правил музыкальной грамоты невозможно вести работу с ансамблем. Я не останавливаюсь на методике знакомства детей с азами нотной грамоты, я стараюсь доходчиво и понятно объяснять ребенку ритмическую организацию звуков, особенности нотной записи, табулатуры, строение мажора, минора и т.д.
  На втором этапе работы происходит преодоление ансамблем технических трудностей. Раскрытие содержания требует от участников ансамбля овладения всеми элементами техники исполнения. Поэтому работа над техникой связывается с художественными задачами и постепенно становится все более осмысленной и увлекательной. На этом этапе проводится работа над ансамблем группами и всем коллективом, а также и индивидуальные занятия с отдельными исполнителями. Происходит работа по фразам, предложениям, частям, работа над динамикой.
 Путь от первого этапа ко второму – это путь от общего знакомства к отработке частных технических трудностей. И эта работа является синтезом всей предыдущей работы. Здесь происходит слияние отдельных элементов в крупные части, которые в свою очередь объединяются в законченное произведение.
  На заключительном этапе работы над произведением будет уже неуместным применение формы индивидуального урока. Основной формой занятий здесь являются репетиция всего ансамбля. Проведение репетиции всегда связано с многократным повторением отдельных мест произведения, однако не должно быть ни одного механического повторения без ясно поставленной цели.
 Участники ансамбля должны всегда четко знать, для чего повторяется та или иная часть произведения, чего я хочу от них добиться. Ясно поставленная цель каждого повторения делает работу учащихся осмысленной. В течение всего процесса работы над художественным произведением ансамбль должен знать, что результат проделанной работы будет вынесен за стены студии и завершится публичным выступлением.
Говоря об ансамбле как о качестве исполнения, это понятие подразделяется на ансамбль динамический и ансамбль ритмический. Динамический ансамбль предполагает достижение в коллективе равновесия силы звучности каждой партии. В музыке редко можно встретиться с примерами одинаковой силы звучности мелодических и аккомпанирующих голосов. Обычно под ровностью звучания партии ансамбля подразумевается известное соотношение силы звука в мелодии и сопровождении. Как бы ни были важны подголоски, гармония или бас, они лишь дополняют мелодическую мысль. Но не следует и слишком сильно выделять мелодию: такое нарушение равновесия голосов граничит с искажением авторского текста, так как отдельные голоса заглушаются мелодией, пропадают.
 Полноценность звучания мелодии во многом зависит от манеры исполнения аккомпанемента. Исполнители аккомпанирующих партий должны хорошо слышать мелодию и сопровождать ее в полном соответствии с характером и фразировкой. Аккомпанемент не может быть безразличным к движению мелодии.
 Часто в ансамбле участники стараются «перекричать» друг друга, с тем, чтобы выделить кажущийся им важнейшим свой голос. Или напротив, выделяется один голос, а звучание остальных превращается в аккомпанемент, имеющий вялый, пассивный характер. В таких случаях особенно важно суметь определить значение и место каждого голоса, а также их динамическую связь. Басовый голос в ансамбле, как правило, должен звучать тише мелодического, но в то же время громче средних голосов, создавая как бы фундамент для всего звучания, расположенного над ним.
 Очень важно при организации работы ансамбля чтобы проведение занятий шло в установленном порядке по плану работы. Это играет не только важную роль в проведении репетиций, но и влияет на качество выучивания произведений, на его художественную ценность. Отсюда следует обязательное соблюдение педагогических принципов в изучении репертуара. Нужно глубоко знать тот материал, который составляет репертуар исполнительского коллектива, тщательно изучить произведение, входящее в учебную работу ансамбля.
 Игровая дисциплина в ансамбле во время занятий играет важную роль. От руководителя и участников ансамбля требуется собранность, внимание. В идеальном смысле желательна дисциплина, при которой каждый участник сознательно понимал сложность коллективной работы и делал все возможное для ее поддержания.
 Педагогический опыт показывает, что авторитарность как форма воздействия на детей во время репетиций, никогда не уживалась с творчеством. Нужно быть активным, требовательным и творчески увлеченным, но чувствовать рубеж, где кончается профессиональная требовательность и начинается авторитарность старшего по возрасту.
Занятия ансамбля должны быть обеспечены четким графиком, своевременным (без задержек) началом занятий, наличием репертуара. Важно определить репетиционный темп работы. Он должен быть не слишком быстрым, но и не слишком медленным. При изучении подвижных произведений нужно осторожно и продуманно решать задачу постепенного ускорения темпа. Использовать в своей работе всевозможные формы обучения, в том числе игровые. Важно выдержать такую обстановку, при которой интересно было работать.
 Первое выступление на сцене обычно происходит примерно через полтора года после начала обучения в студии, когда учащиеся начинают принимать участие в мероприятиях ДДТ, после чего производится подробный анализ выступления с использованием аудио- и видеозаписей. Факт концертного выступления предполагает высокое развитие таких качеств личности, как надежность в концертном выступлении и артистизм. Понятно, что, как правило, на первом выступлении исполнители ведут себя скованно, обращая внимание в основном на то, чтобы не допустить ошибок в тексте произведения.
 По мере приобретения опыта и расширения репертуара они отыгрывают тематические блоки и участвуют в более ответственных концертах. Так же производится анализ выступления, обращая внимание на манеру и стиль исполнения. Так же даются рекомендации по сценическому поведению и движению.
 Затем они получают возможность участвовать в различного рода конкурсах.
И как высшая ступень – персональный концерт ансамбля. Здесь  исполнители (уже достаточно владеющие инструментом и имеющие свои музыкальные предпочтения) выступают в роли носителей определенной музыкальной культуры и вкуса.

  Так как программа является развивающей, она не предполагает зачётно-экзаменационной системы контроля за результатами образования. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий, концертов и оцениваются соучениками и педагогами. Для этого используются такие формы:

  - студийная запись с последующим анализом;

  - отчётные концерты внутри учреждения (ДДТ);

  - выступления на родительских собраниях и мероприятиях, организованных ДДТ;

  - фестивали и конкурсы различного уровня.

                   Опытно-экспериментальная работа.

   Мною проводится работа по изучению опыта  педагогов-новаторов в области детского эстрадного пения и организации вокально-инструментальных ансамблей. Я использую работы А. М. Билля, И. М. Красильникова, А. Немчинского, ежегодно посещаю мастер-классы А. Билля, проводимые в рамках районного конкурса «Парад надежд», изучаю по видеокурсам методики В. Емельянова, С. Ригзза, мастер-классы по игре на электро- и бас-гитаре. Мною изучены и используются в работе материалы по теме самообразования «Жанровая импровизация» :

  1. М.М. Есаков. Основы  импровизации, М.89
  2. Ю.И. Маркин. Джазовая импровизация, М.94.
  3. В. Симоненко. Мелодии джаза, К.72
  4. И. Бриль. Практический курс импровизации, М.82.
  5. М. Сапонов. Искусство импровизации, М.82.
  6. Д. Браславский. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров, М. 68
  7. Г. Гаранян. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей, М. 78

  Я даю мастер-классы в рамках окружного фестиваля «Мы все можем».

Название, год

   В сентябре 2010 г. выступала на КМО с докладом на тему: «Роль музыкальной культуры в развитии личности», основанным на собственных наблюдениях и опыте.

с  Мною написано множество песен, посвященных Тарко-Сале, Пуровскому району, Ямалу: «С днем рождения тебя, Пуровская Земля!», «Фестивальная», «Пуровский район», «Край Ямальский мой», «Ямал» и др. Я тесно сотрудничаю с поэтами Пуровского района- Горяевой А. Г., Леонтьевым Ю. Некоторые из песен написаны на мои собственные стихи.

   С песней  «Баллада о возвращении» /Муз. Л. Минько., Сл, В. Герасимов/ я защищала честь округа  на фестивале «Димитриевская суббота» в г. Тюмень. Песня вошла в диск, выпущенный к 65-летию Победы, в диск «Дорогами поколений».

   Песни  «Пуровский район», «Край Ямальский мой», «Ямал», «С Новым годом, Тарко-Сале!» /Муз. Л. Минько/ вошли в диск с песнями на стихи пуровской поэтессы А. Г. Горяевой.

   Песня «С днем рождения тебя, Пуровская Земля!» /Муз. Л. Минько, Сл. Л. Минько/ удостоена специального Приза Главы района «Лучшая песня о родном крае».

   Песня «Фестивальная»/ Муз. Л. Минько, Сл. Ю. Леонтьев/ на протяжении многих лет является гимном окружного фестиваля «Все краски Ямала».

   С песней «Край Ямальский мой» / Муз. Л. Минько, Сл. А. Горяевой/ воспитанница Театра песни «Планета До-Ми-Соль» А. Литаш  стала Лауреатом II степени Международного конкурса-фестиваля детского и юношеского творчества «Будущее планеты».

    Мною поставлено множество концертных номеров, разработаны эскизы концертных костюмов для детей.

    Я неоднократно участвовала в районных  конкурсах  Патриотической песни, где получала звание Лауреата I, II  ст. в номинации «Автор- исполнитель».

    Имею большой опыт работы в составе вокально- инструментального ансамбля «Норд- версия» и ВИА при РОВД   Пуровского района (вокал, клавишные инструменты, автор музыки и текстов, аранжировка).

    Особое внимание уделяется отслеживанию результатов педагогической деятельности, созданию системы контроля знаний, умений и навыков воспитанников. Отслеживается уровень обученности воспитанников на разных этапах обучения (начало, середина, конец года).

   Выполнение программы:

   2009 год – 100 %

   2010 год – 99,5 %

   Достижения воспитанников:

   2009 год – ВИА «Зажигай Солнце» Лауреаты I ст. городского конкурса «Парад надежд».

                                                               Лауреаты III ст. районного конкурса «Парад надежд»

                      Щепелин Вячеслав и Петрова Анастасия Лауреаты I ст. районного конкурса

                      «Мы всё можем».

    2010 год - ВИА «Зажигай Солнце» Лауреаты I ст. городского конкурса «Парад надежд».

                                                                 Лауреаты II ст. районного конкурса «Парад надежд»

                     Щепелин Вячеслав и Петрова Анастасия Лауреаты I ст. городского конкурса  

                     «Надежда».

   ВИА «Зажигай солнце» (младший состав) является постоянным участником городских и районных мероприятий. Старший состав ансамбля - постоянные участники мероприятий, проводимых Домом детского творчества.

   Проводится сотрудничество с родителями воспитанников коллектива.  Совместно с педагогом-психологом проводится анкетирование родителей. Ведётся работа по включению родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию детей. В конце учебного года для родителей проводится отчётный концерт, в котором принимают участие все воспитанники музыкальной студии «Зажигай Солнце».

    Награждена:

 Грамотами и

Благодарственными письмами за развитие творчества юных дарований Пуровского района, за подготовку участников фестиваля «Мы все можем»,

за подготовку участников конкурса «Парад надежд».

 Благодарность Администрации Тюменской области за участие в Российском молодежном фестивале военно-патриотической песни «Димитриевская суббота», Год 

  Грамотой Главы Администрации  « За значительный вклад в развитие культурной жизни г. Тарко-Сале» год

 Благодарственное  письмо Районной Думы  «За активное участие в общественной жизни Пуровского района».

   

  Показательными эстетической культуры ребёнка являются устойчивое стремление к самосовершенствованию, познавательная , творческая , социальная активность, наличие нравственно-эстетических идеалов

  Сердце каждого ребенка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, она поселится в нем навечно.

  Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния  своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка - больше, чем просто украшение и эстетическое дополнение к жизни.

  В музыкальной студии «Зажигай Солнце» особое внимание уделяется тому, чтобы  Музыка постепенно, незаметно проникала в жизнь ребенка, заставляла слушать себя, будила мысль и воображение. А главное - давала бы всем детям, пришедшим в коллектив, шанс удовлетворить свой интерес, проявить способности, раскрыть свой внутренний мир, помочь сформировать положительную самооценку, способствовала социализации и адаптации в современном обществе.

    Используемая в работе  литература:

  1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Музыка» - М., «Просвещение»1986.
  2. Сборник авторских программ дополнительного образования детей –М., «Народное образование», 2002.
  3. В.Вахромеев: «Элементарная теория музыки» - М., «Музыка», 1998.
  4. О.А. Апраскин : Хрестоматия по методике муз. воспитания - М., «Просвещение», 1987.
  5.  Г.П.Стулова: Теория и практика работы с детским хором – М., 2002.
  6. Т.С. Вендрова, И.В. Пигарева: «Воспитание музыкой» - М., 1991.
  7. Т. М. Орлова,  С.И. Белина: Учите детей петь
  8. В. Емельянов: Развитие голоса.  Координация и тренинг. - С-П., 1997.
  9. Г.А. Струве: Ступеньки музыкальной грамотности (хорового сольфеджио) -    

     С.П., 1997.

10. Зачем школе хор и уроки музыки (в помощь хормейстеру и учителю музыки) – Н., 1997г.

  1. Ю.Б. Алиев: Настольная книга школьного учителя – музыканта – М., 2000.
  2. В.Л.Живов: Хоровое исполнительство – М., 2003.
  3. М.С.Осеннова, Л.А.Безбородова: Методика музыкального воспитания младших школьников – М.,2001.
  4. А.М.Билль: Чистый голос – М., 2003.
  5. Е.М.Пекарская: Вокальный букварь – М., 1996.
  6. А.В.Карягина: Семинар-тренинг «Возвращение к голосу» - АНО «Социальный центр «Рада», 1997, runo @ mail.ru/
  7. Ю.Алиев: Пусть запоет наш хор!,  ж. «Я вхожу в мир искусств» № 12, 2001.
  8. Н.Н.Попков: Постановка голоса – М., 2002.
  9. К.Линклейтер: Освобождение голоса – М., 1993.
  10. Э.Г.Чурилова: Методика и организация театрализованной деятельности – М., 2003.
  11. П.В.Халабузарь, В.С.Попов: Теория и методика музыкального воспитания – «Лань»,2000.
  12. Г.П.Стулова, Теория и практика работы с детским хором ВЛАДОС , 2002.
  13. В.П.Анисимов, Диагностика музыкальных способностей - ВЛАДОС, 2004.

23. Баренбойм  Л.   Путь к музицированию. – Л., 1974.

24. Гаранян  Г.  Аранжировка для эстрадных инструментов и  вокально- инструментальных  ансамблей. -  М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка.

Работа предназначена для учителей, слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников гуманитарного цикла, родителей....

Развитие навыков культуры поведения как средство формирования личности

Описание опыта по воспитательной работе в классе, направленного на развитие навыков культуры поведения как средство формирования личности....

доклад "Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка"

В докладе рассматриваются такие вопросы как: условия успешного развития творческих способностей; воспитательное пространство как средство развития творческих способностей учащихся; система развития тв...

презентация "Развитие твоческих способностей учащихся как средство формирования личности ребенка".

Презентация представляет собой дополнительный материал к докладу "Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка"....

Воспитательный процесс как средство формирования личности подростка

Данная статья раскрывает концепцию воспитания как целенаправленного управления процессом формирования и развития личности. Проанализированы 4 основные компонента воспитательного процесса, в центре кот...