Можем ли мы услышать живопись?
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Иголкина Наталья Васильевна

Урок призван пробудить у учащихся чувство гордости за прошлое своей страны, восприятие и осознание связи музыки и живописи на примерах творений А.П.Бородина и В.М.Васнецова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mozhem_li_my_uslyshat_zhivopis.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Иголкина  Наталья Васильевна

учитель музыки

МБОУ СОШ № 19 г. Муром

конспект урока музыки

5 класс

Тема: «Можем ли мы услышать живопись?»

Цель: Пробудить у учащихся чувство гордости за прошлое своей страны, восприятие и осознание связи музыки и живописи.

           

Задачи:

Обучающие:

  1. Учить анализировать образ богатыря-героя на примере музыкальных произведений.
  2. Учить  сравнивать различные художественные интерпретации какого-либо явления окружающего мира человека.

Развивающие:

  1. Создавать условия для  познавательно-активной деятельности.
  2. Развивать музыкальное мышление, чувство ритма, воображение  

Воспитательные:

  1. Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных произведений.
  2. Формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства, воспитывать  патриотизм, гордость за свою страну, способствовать осознанию причастности себя к её историческому

прошлому и ответственности за её будущее.

Оборудование урока и методическое обеспечение:

 1. Компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки

 2. Презентация с использованием видео - и аудиоряда:

 3.  А.П. Бородин. Вторая симфония «Богатырская» (фрагмент I части).     Государственный Академический  оркестр, дирижёр Е. Светланов

  С. Никитин «Песня о маленьком трубаче»

 В.М. Васнецов  «Богатыри»

  Во вкладке: портреты А. П. Бородина и  В.М. Васнецова

 4. Раздаточный материал  к изучаемому произведению

 

 Организационный момент, приветствие.

                         Ход урока

  1. Учитель: Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,  рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о взаимосвязи различных видов искусств.

Музыкальная загадка  - Фрагмент песни

« Я хочу увидеть музыку» муз. Струве

               Исполнение – работа над звуком

Очень красивые, поэтичные и нежные слова у этой песни

– А как можно увидеть музыку? (В нашем воображении возникают соответствующие музыке зрительные представления) Музыка и живопись – искусства тесно связанные между собой

- А, сейчас, вспомним. – Что отличает, а что объединяет эти два вида искусств.

Ответы детей

  Музыка – мир звуков.

  Краски – материал живописи.

- А, что общего между звуками и красками?

- Как звуки, краски могут быть и радостными и печальными, яркими и тусклыми. Ведь художник не бросает краски на холст беспорядочными пятнами. Он кладет темный мазок, рядом другой – посветлее. Постепенно из десятков мазков на холсте вырисовывается человеческое лицо, силуэт и т.д. Картина наполняется содержанием. То же происходит в музыке со звуками.

   Глядя на картину, мы не видим ни холста, ни красок – мы видим живую сцену или пейзаж, и мы переживаем события, изображенные на картине.

А в музыке мы переживаем те же чувства, которые она выражает.

   Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно; меняется настроение, характер…

А картина изображает только одно мгновение. Художники на своих полотнах останавливают время. Наблюдательный живописец умеет подсмотреть и выразить то, что может увлечь и глубоко растрогать зрителя

  1. Портрет Васнецова.

Виктор Михайлович Васнецов – это русский художник  19 века начала 20. (кратко о художнике)

Не у всякого художника есть главная картина, у Васнецова такая картина есть. Это – “Богатыри”.

На экране картина Васнецова «Богатыри»

Вопросы:

 1.Кто изображен на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

2. Кто они такие ? (Это богатыри, защитники своей земли).

3. Как вы думаете, кого называют богатырем? (Сильного, мужественного человека).

4. Каким изображен каждый из богатырей? Обратите внимание  на выражение лица каждого из них? (Одному дана сила, другому - ум, третьему - доброта).

Васнецов объяснил: “Картина моя ”Богатыри” – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли где кого”.

        Внимательно всматриваясь в картину, мы начинаем замечать, что при всей своей кажущейся неподвижности она полна движения. Мало всмотреться в картину в неё необходимо вслушаться.

        Посмотрите на пейзаж. Он усиливает значение картины. Широкая равнина, пожухлая трава, ковыль, седые валуны, молоденькие ёлочки впереди и до самого горизонта холмы. А над всем этим небо – синее осеннее тревожное. Просто скупо, вроде бы и нет ничего, а сердце трогает. Внутри звучит песенность, русская широта, душевность, безбрежность. И на фоне этого пейзажа могучие волевые надёжные богатыри – защитники Родины.

В.Васнецов говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина « звучала, как музыка, пелась, как былина, волновала, как родная песня…»

 - Если бы вы были композиторами, какую по характеру, музыкальным краскам, вы сочинили бы музыку, глядя на картину?

 Ответы детей.

  1.  На доске нотный фрагмент.   Наиграть.

«Исполнение главной темы «Богатырской симфонии»

Учитель: Назовите  отличительные особенности данной музыки.

ответы детей  «презентация».

Учитель: Произведение, которое мы будем сегодня слушать написал великий Русский композитор А.П. Бородин (Экран)

- Александр Порфирьевич Бородин русский композитор  19  века  был удивительно разносторонней личностью. Многими талантами был наделен этот замечательный человек.

  Он вошел в историю и как композитор, и как выдающийся химик – учёный. Любимые герои Бородина – защитники родной земли. Это легендарные русские богатыри.  

 И так  симфония №2  «Богатырская»

- Слушаем симфонию №2 Бородина (Богатырская).

         

Анализ характера музыки ( что слышат в музыке?  Какие образы рождает эта музыка?)  Личные впечатления учащихся.

Учитель: Менялся ли характер музыки? Сколько тем прозвучало? Охарактеризуйте их  (1 тема - сильная, песенно-маршевая, богатырская; 2 тема - нежная, лирическая, напевная, тема Родины, души богатырей).

 -  Какие инструменты исполняют эти темы?

 -   Понятие Симфония.

Прекрасные произведения великих мастеров В.Васнецова и А.П.Бородина, рассказывают нам о Древней Руси. Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке и живописи, театре.

вопрос:

        Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?

        Ответы детей…

        Учитель: Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

  -  Ребята, назовите, пожалуйста,  имена известных Вам  богатырей?

 Ответы детей:  Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Вольга Святославович.

Учитель: Предлагаю вместе составить словесный портрет этих богатырей.

Задание:   заготовка «Характеристика богатырей».

Вам необходимо вставить пропущенные слова в предложение.

Работа с карточками.

Учитель зачитывает текст и останавливается, ожидая продолжения текста учащимися

1. Святогор. Богатырь великой силы, ростом выше леса стоячего, головой упирается в облако ходячее.

2. Добрыня Никитич. Он и статен и высок. Грамоте обучен. И в бою силён, и слово умное скажет.

3.Алёша Попович. Отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы недоставало – там смекалкой побеждал.

Вопрос: Ребята, какие главные качества характеризуют богатырей, найдите эти слова в тексте?

Ответ: Сила, стать, ум, смекалка, хитрость.

Учитель: Где могут проявиться эти качества?

Ответ: В бою, защищая других.

Вывод: Богатыри - это могучие люди, наделённые необыкновенным умом и смекалкой. Защитники своей земли.

  1. Учитель: О каком человеке можно сказать: « У него богатырский дух»

Ответы детей…

Учитель: А теперь, послушайте, ребята, «Балладу о маленьком человеке» Р. Рождественского.

На земле безжалостно маленькой  жил да был человек маленький

У него была служба маленькая  и маленький очень портфель.

Но однажды прекрасным утром постучалась к нему война.

Автомат ему выдали маленький, сапоги ему выдали маленькие

 И маленькую по размеру шинель.

А когда он упал,  некрасиво, неправильно в атакующем крике вывернув рот,

то на всей земле не хватило бы мрамора,

Что бы вырубить парня в полный рост!

Учитель: Можно ли этого маленького человека,  назвать богатырем, героем, патриотом своей земли?

Ответы:

Учитель: Маленький богатырь – какое интересное сочетание слов. Но ведь такие, действительно есть. Во все времена были свои герои. Песня, которую мы начинаем разучивать называется “Песня о маленьком трубаче” музыка С. Никитина.

        Слушание

Краткая беседа по содержанию.

-Можно ли трубача считать достойным того, чтобы его называли “Богатырём”. Почему?

Разучивание 1 куплета.

-Работа над  чистотой интонирования (по фразам), строго выстраивая ритмический рисунок.

Д/З нарисовать рисунок к песне о маленьком трубаче

  1. Сегодня на уроке мы познакомились с прекрасными творениями великих мастеров ( художника и композитора), которые в своих произведениях воспели мужество, героизм, силу, благородство русских защитников Отечества.

Тест для проверки знаний.

Вставьте пропущенные слова.

На уроке прозвучала музыка русского  композитора 19 века

(фамилия).

Мы услышали произведения А.П. Бородина (название) 

Симфония №2 А. П. Бородина  получила название … .

Симфония – это ….

Также на уроке мы познакомились с картиной русского художника 19 века (фамилия) , которая называется …. .

Обобщение: Музыку и живопись взаимопроникают друг в друга и дополняют друга. В картине живёт музыка, музыка создаёт живописный образ. Богатырский образ более полно раскрыт благодаря взаимодействию двух искусств, рожденных жизнью. И еще… Есть прекрасные слова «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат».  И в наше время есть сильные духом, честные, мужественные, благородные  люди, которые приносят славу Родине своим трудом, своими делами. Мне хочется пожелать вам, ребята,  быть  такими же доблестными, сильными, смелыми, преданными  нашей Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Можем ли мы услышать живопись.

Можем ли мы увидеть живопись.Презентация.Возьмите в руки краски....

Можем ли мы услышать живопись

Материалы к уроку музыки...

Можем ли мы услышать живопись?

разработка урока музыки в 5 классе "Можем ли мы услышать живопись?"...

презентация к уроку музыка 5 класс "Можем ли мы услышать живопись?

презентация к раработке урока по музыке "Можем ли мы услышать живопись?"...

презентация к уроку музыки в 5 классе по теме "Можем ли мы услышать живопись?"

Данная презентация предлагается для учителей музыки, работающих в основной школе. В основе урока лежит  материал о произведении русского композитора М.П.Мусоргского "Картинки с выставки", история...

Разработка урока музыки в 5 классе по теме "Можем ли мы услышать живопись?"

Данный урок построен на основе программы "Музыка" Д.Кабалевского. В основе урока раскрывается связь музыки и изобразительного искусства посредством знакомства с произведением М.П.Мусоргского "Картинки...

Можем ли мы услышать живопись

Методическая разработка урока для 5 класса...