Механизм формирования навыка подбора мелодии на слух
методическая разработка по музыке по теме

Жарихин Алексей Викторович

Данный материал написан на основе личного педагогического опыта преподавателя. В нём даётся обоснование эффективности использования метода подбора на слух мелодии при обучении игре на музыкальном инструменте. Материал может быть интересен преподавателям детских Школ Искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_kontse_80.doc37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Красночикойская детская школа искусств

Методическая записка:

«Механизм формирования навыка подбора мелодии на слух»

        Составитель:

Преподаватель по классу

«Деревянные духовые инструменты»

                                                                                                           Жарихин А.В

2013год

Главная цель  любого учителя-воспитание полноценной личности, развитие творческих способностей ребенка, нравственных качеств, формирование знаний, умений и навыков. В музыкальной школе перед педагогом стоит  очень важная задача: воспитание юного музыканта.  Не нужно понимать эту задачу буквально,  т.е. весь урок  зубрить пьесы, гаммы и упражнения. Этим вы добьетесь только совершенствования технических навыков. Ваша задача гораздо шире -научить  ребенка слышать, воспринимать и конечно играть  МУЗЫКУ!  Наиболее эффективным средством  для достижения этого является деятельностный подход. Это широко используемый метод в современном образовании, предполагающий, что преподаватель не дает готовых знаний, а создает условия, при которых ученик сам учится добывать их. Проще говоря, вы должны научить ребенка учиться.    

В конце 80-х годов прошлого столетия  в музыкальных учебных заведениях нашей  страны сложился устойчивый стереотип, что подбирать на слух, аккомпанировать на слух-удел музыкантов-любителей. Настоящие же музыканты,  закончившие музыкальные училища должны играть с листа. Некоторые преподаватели  этих заведений строго запрещали ученикам  играть на слух. В итоге многие  студенты, ставшие педагогами в ДШИ,  упускают из виду огромные возможности  в развитии музыкального слуха и музыкальной памяти  ребенка, которые дает подбор на слух.  Именно с этими молодыми преподавателями мне хотелось бы поделиться  своим опытом в этой области.

Умение подобрать и сыграть услышанную мелодию, это важная составляющая любого музыканта. Поэтому навык подбора на слух нужно развивать с первого класса муз. школы, не забывая при этом о чтении с листа. Представьте  себе весы: на одной чаше находится умение читать с листа, на другой - умение подбирать на слух. Чаши обратно –пропорциональны, соответственно чем лучше ребенок читает с листа, тем хуже подбирает на слух, и наоборот. Постарайтесь не допустить перегибов в ту или другую сторону. Нужно привести чаши в равновесие. Для этого на уроке уделяйте внимание каждому аспекту, это целесообразно и с точки зрения здоровьесберегающих технологий, так как обеспечивает смену видов деятельности на занятии. Перейдем непосредственно к механизму формирования навыка подбора мелодии на слух. Не буду оригинален, если скажу, что двигаться нужно от простого к сложному.  Например  сыграйте на фортепиано сначала одну ноту, допустим ноту соль, (ребенок не должен видеть клавиатуру фортепиано) и попросите ученика найти ее на своем инструменте ( саксофон, труба, баян и т. д., педагогам духовых нужно учитывать строй инструмента), для упрощения задачи можно назвать диапазон нахождения звука, например от ре до ля. Звуки играйте в регистре удобном ученику. Избегайте слишком высоких и низких нот. Когда искомый звук найден, на этой же ноте сыграйте простой ритмический рисунок, например две восьмые, две четвертные и попросите  повторить. В зависимости от музыкального уровня ученика, ритмический рисунок можно усложнить. Внимательно следите, чтобы ребенок не устал, лучше всего преподносить это в форме игры-«угадайки». Эти упражнения, продолжительностью не более 5-7 минут, необходимо включать в каждый урок, так как положительного результата можно добиться только в системе. Следующий этап - интервалы. Для начала  выбирайте близкие интервалы: секунда, терция,  кварта. В выборе ритмического рисунка  можете дать волю фантазии. Если у ребенка возникли трудности, решайте задачу постепенно- найдите первую ноту, сыграйте ее, затем найдите следующую, исполните уже два звука и т.д.  Со временем ученик  должен научиться подбирать не каждую ноту, а целые фразы.    После этого переходите к подбору простых мелодий, например « Во саду ли в огороде», «Как поехали два брата» и др. В будущем, для разнообразия полезно играть одну и ту же мелодию в разных тональностях…

 Как видите все банально и просто, на самом деле все долго и сложно. Нужно запастись терпением и  ни в коем случае не торопиться.  Умение воспроизвести услышанную мелодию развивает в первую очередь музыкальный и ритмический слух, музыкальную память ( чтобы сыграть подобранную мелодию, ее нужно запомнить), ориентирование в муз.иструменте и общее восприятие музыки. Главное сделайте свои занятия интересными и  полезными для учеников.

Преподаватель эстрадно-духового отделения МОУ ДОД «Красночикойская Детская Школа Искусств»

А.В. Жарихин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Развитие коммуникативной компетентности у школьников с нарушенным слухом....

Навыки подбора по слуху и импровизации концертмейстера в классе хореографии.

       «Способность подбирать сопровождение, аккомпанировать по слуху предполагает наличие у концертмейстера импровизационных умений» - подчеркивает в своей статье И. Крюков...

ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА. Нейрофизиологические основы Энергетический обмен Механизмы формирования навыков.

ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА.  Нейрофизиологические основы Энергетический обмен Механизмы формирования навыков....

Открытый урок "Формирование и развитие навыков подбора по слуху учащихся младших классов фортепиано"

Знакомство учащихся с основными функциями лада, различными видами аккомпанемента, подбор песен в трёх тональностях. Содействие интересу к исполнительской деятельности как способу проявления творческой...

Методическая разработка Тема: Формирование навыков игры по слуху, чтения с листа и транспонирования на уроках фортепиано.

Работа имеет  следующую структуру: в первой главе дается теоретическое обоснование основам обучения игре по слуху, чтению с листа и транспонированию. Раскрывается значение тональности для произве...

Рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант программы по формированию навыка одевания носков и обуви.

Рекомендации для родителей и педагогов по формированию навыков самооблуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталосстью (интеллектуальными нарушениями)....

«Методы формирования и развития навыков подбора по слуху на начальном этапе обучения учащихся в классе фортепиано»

Доклад методы развития навыков подбора по слуху в младших классах специального фортепиано на уроках музицирования....