"Песня и её составляющие"
план-конспект занятия по музыке по теме

Блинова Жанна Юрьевна

Внеклассное занятие  для старшего школьного возраста  из раздела  "Вокальная музыка".  Занятие в игровой форме с использованием дидактического материала творческого характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx21.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема занятия

«Песня и все её составляющие»

Музыкальный руководитель

Блинова Ж. Ю.

ЦЕЛЬ:  Создать условия для обобщения материала по  разделу «Вокальная музыка».

ЗАДАЧИ:  Закрепить пройденный материал в форме игровой

                    программы по выполнению заданий творческого

                    характера.

                    Развивать специальные умения и навыки, а имен-

                     но – музыкальную память, чувство ритма,

                     дикцию, правильную речь, дыхание, музыкаль –

                     ный кругозор, коммуникативные навыки, твор –

                     ческую активность воспитанников.

                     Воспитывать внимательного,  уважительного слу-

                     шателя и активного собеседника.

                    Корректировать поведение и эмоциональное сос –

                     тояние воспитанников в процессе музыкального

                     занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ: аккордеон, музыкальный центр, диски

                                     музыкальных произведений, карточки с

                                     заданиями, высказывания о музыки вы –

                                     дающихся людей, нотные сборники, эмо –

                                     циональные термины.  

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: актовый зал детского дома.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 1 февраля  в 15.00 часов.

ФОРМЫ РАБОТЫ: слушание музыкальных произведений,

                                      исполнение музыкальных произведений,

                                      выполнение творческих заданий, игра,

                                      индивидуальная работа, работа в парах.

МЕТОДЫ РАБОТЫ:  словесные, наглядные, практические,

                                          метод эмоционального воздействия,

                                          создание ситуации успеха, создание

                                          проблемно – поисковой ситуации,  

                                          метод сравнений, музыкальное обоб –

                                          щение, метод перспективы и ретрос-

                                          пективы.  

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  МАТЕРИАЛ:  Ф. Шуберт  «В путь».

                                                        М. Глинка «Жаворонок».

                                                       А. Пахмутова «Птица  счастья».

                                    Б. Савельев  «Из чего  наш  мир  состоит».

- Добрый день,  дорогие ребята и уважаемые взрослые. Я очень рада нашей встрече.

- Наше занятие я хочу начать со стихотворения, а ваша задача послушать его  и найти в представленных высказываниях замечательных людей – высказывания  выражающие суть данного стихотворения?

Без музыки не проживу и дня!

  Она во мне, она вокруг меня

  И в пенье птиц, и в шуме городов,

  В молчанье трав, и радуге цветов.

  Она везде и вечно спутник мой.

  Ей всё подвластно радость и тоска,

  В ней – просто миг и долгие  века.

  И воскресить умеет и убить,

  Заставит полюбить и разлюбить.

  Но разве может жить она без нас

  Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!

  Без наших дум и радостей земных,

  Без мелочей смешных и не смешных?

  Мы ей за всё «спасибо» говорим

  И, веря в торжество её – творим.

                          (Онегин         Гаджикасимов)

(«Музыка – самое эмоциональное искусство»  Д. Кабалевский,

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна»  Д. Д. Шостакович.)

- Правильно, ребята. Влияние музыки на человека огромно, особенно в детском возрасте, когда закладываются  основы личности человека, пробуждаются интересы, тяга к знаниям и умения.

- Вот сегодня мы с вами и закрепим наши знания и умения по пройденному материалу за 1 полугодие.

- Мы с вами поиграем в игру «Мини брейн – ринг».

- Пожалуйста, разделитесь на 2 команды, и придумайте себе музыкальные названия.

- Оценивать вас будет жюри. (Представление жюри).

- Правила игры,  я думаю, вы помните, задаётся вопрос, вы его обсуждаете и звоните в колокольчик, кто быстрее позвонит, тот первый отвечает, если ответ не правильный, то право ответа переходит к другой команде.

1 задание. Найдите способ прочесть слова Д. Д. Шостаковича.

«Имялетибюл  ен  ястюаджор, а  ястявонатс….. Ыботч  ьтибюлоп

укызум, одан еджерп огесв  ее ьташулс.  ярадогалб  екызум  ыв  етедйан  в  ебес  еывон, еымодевен мав  еджерп  ылис».  

  («Любителями не рождаются, а становятся…. Чтобы полюбить музыку,  надо,  прежде всего её слушать.  Благодаря музыке -  вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы»)

  2  задание. Задания для вас написаны в воздушных шарах.

Назови средства музыкальной выразительности:

- скорость движения музыки.       (Темп)

- специфическая «окраска» звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу.         (Тембр)

- одна из форм вокальной музыки.                       (Песня)

-  часть звукового диапазона музыкального инструмента или голоса.   (Регистр)

-  построение музыкального произведения.   (Музыкальная форма)

- степень громкости звучания при исполнении музыки.    (Динамика)

- исторически сложившаяся разновидность музыкальных произведений.   (Жанр)

 -  способность человека издавать музыкальные звуки при помощи голосовых связок.    ( Певческий голос)

3 задание. Убери лишнее.

 - Вам  необходимо оставить те  слова, которые участвуют в образовании звука:

-ГЛАЗА

-СВЯЗКИ

-ЛЁГКИЕ

-ПОЧКИ

-ТРАХЕИ

-НОСОВАЯ  ПОЛОСТЬ

-РОТОВАЯ  ПОЛОСТЬ

-КОНЕЧНОСТИ

-ДИАФРАГМА

-ПОЗВОНОЧНИК

-ЯЗЫК

-НОС

4 задание.  Вставь  нужное.

Я буду читать вам стихотворение, но там не хватает названий голосов, ваша задача вставить по смыслу правильные голоса.

Как голос наш оттенками богат.

В нём всевозможных вариаций масса!

К примеру, то поём мы звучным …….(басом)

То тихим …..(тенором), высокое…..(сопрано),

Средний…..(альт).

5 задание.  Соотнеси  диапазоны звучания голосов и инструментов. 

- Подберите соответствующие музыкальные инструменты к голосовым диапазонам мужских и женских голосов:

БАС – виолончель, фагот, валторна.

БАРИТОН – виолончель, тромбон,  фагот.

ТЕНОР – виолончель, альт, валторна.

АЛЬТ – альт, труба, гобой, кларнет.

СОПРАНО – скрипка, флейта, гобой.

- Ребята, а вы знаете, как надо охранять свой голос?  (ответы детей по охране голоса)

6 задание.   Модель музыкального произведения.

- Ребята, трудно себе представить человека, незнающего ни одной песни. У каждого из нас есть любимые песни.

Жанр песни необычный. Он – лёгкий и трудный, давний и сегодняшний, нестареющий и сиюминутный, лирический и гневный, авторский и безымянный, ибо некоторые произведения, созданные композитором, становятся подлинно народными.

  Каждый из нас хочет найти в необычайно пёстром мире такую музыку, которая волнует, оказывает влияние на весь внутренний склад человека, оставляет глубокий след в душе, помогает пониманию жизни.

Не забывайте песен старых,

Они о многом расскажут вам

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы, в наши дни

Для радости и грусти светлой

Друзьями к нам придут они.

                         (Е. Долматовский).

 Жанр песни зародился давно, постоянно видоизменяясь, впитывая в себя новые краски жизни.

  Однако  подлинного  расцвета жанр песни  достиг лишь в начале 19 века в творчестве композиторов – романтиков, которым был свойственен особый, пристальный интерес к богатейшему миру чувств обычного человека.  Первым из композиторов, создавшим неувядаемые шедевры в жанре песни, стал Франс Шуберт.

 Сейчас мы с вами послушаем одно из его произведений и выполним следующее творческое задание, составим «Модель музыкального произведения».

   У вас имеются бланки, в которых необходимо записать  модель данного произведения.   В этом задании будет оцениваться  не скорость, а правильность выполнения.

   СЛУШАНИЕ  МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 

                                              «    В путь   »                                                                          

А сейчас для вас прозвучит музыкальное произведение – песня

                               М. Глинки   «Жаворонок».

Вам необходимо выполнить следующее задание:

- определить голос исполнителя, показать нужную карточку.

Вашему вниманию предоставляется песня, которую написала всеми любимая и уважаемая А.Н. Пахмутова, с творчеством которой  мы  тоже встречались  на наших занятиях.

                               СЛУШАНИЕ  ПЕСНИ  «Птица счастья»

- При прослушивании песни «Птица  счастья», вам надо изобразить её в цвете. Вы можете ориентироваться на слова, на музыку, на слова и музыку, в этом задании вам предоставляется больше возможности для творчества, но вы должны будите объяснить свой рисунок или картину.

 Просмотр получившихся работ, одобрительно отозваться о каждой работе.

- Ребята я вам от всей души желаю, чтобы к каждому из вас прилетела птица – счастья, и пусть завтра будет лучше, чем вчера, но для счастья  мало удачи,  нужны ещё  ваше желание и труд.

- Вот мы с вами поиграли, а пока жюри подводит итоги, мы  исполним нашу песню, над которой сейчас работаем.

-Как называется песня?   («Из чего наш мир состоит»)

- Кто композитор песни?  (Б. Савельев)

- Форма песни?  (Куплетно – припевная)

 - Сегодня наша задача в работе по песне заключается в исполнении её с правильными окончаниями и внятным  пропеванием слов.

- Артикуляционная гимнастика перед исполнением,  проговаривание скороговорки.

                       ИСПОЛНЕНИЕ  ПЕСНИ  «Из чего наш мир состоит»

                                          И   РАБОТА  НАД  НЕЙ.

- Ребята каждый из нас песню чувствует по своему, у каждого из нас она вызывает разные чувства и эмоции, а каждый ли из нас понимает её важность в жизни общества.  

- Сейчас мы попробуем выполнить задание  высокой степени трудности, а именно составим логические цепочки.

ПРИМЕР: песня – история; история – жизнь; жизнь – вечность.

                                     СЛОВА  ДЛЯ  ПОДСКАЗОК: 

 песня, красота, человечность, музыка, слова, рассказ, форма, жанр, композитор, поэт, история.

 Песни и песенные традиции – это прежде всего выражение современной социальной тематики в любое время в жизни общества.

- Жюри подводит итоги игры, награждение команд.

«Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры»

                                                         В, А. Сухомлинский.

- Наше занятие заканчивается, но не заканчивается наша встреча с музыкой. Я от всей души желаю, чтобы музыка оставалась вашим другом.

 Ведь музыка – это всегдашняя чудесная тайна. Пусть эта тайна почаще раскрывается вам своими чарующими звуками, мелодией, песнями силой воздействия.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фестиваля-конкурса патриотической песни "Песни памяти"

На фестивале прозвучали песни, в которых отражены страницы истории нашей страны. Фестиваль был посвящен Дню Защитника Отечества....

Сценарий конкурса инсценированной патриотической песни «Нам песни эти позабыть нельзя…»

конкурс инсценированной песни "Нам песни эти позабыть нельзя"...

Песни и стихи военных лет (конкурс чтецов и инсценированной песни) сценарий

Данный сценарий разработан ко Дню Победы. Мероприятие проходило как конкурс инсценированной военной песни и конкурс чтецов о войне....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по музыке: «Эти песни не горят, они в воздухе парят!» (Бардовская песня)

Цель: Познакомить учащихся с жанром авторской песни.Задачи:  1.Заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов.2.Сформировать представление о бардах.3.Побудить детей к выразительному...

Фестиваль военно - патриотической песни " Нас песня вела к Победе"

Данный сценарий разработан для проведения праздничного мероприятия, посвящённого "Дню Победы" ирасчитан на учеников 5 -8 классов....

Фестиваль военной песни «Песня в солдатской шинели» в рамках проекта "Песня года"

Авторы-составители: Манзык М.В., классный руководитель 6а классаСивцова Т.И., педагог орагнизатор Цели: воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах...