Информационные технологии на уроке музыки
статья по музыке по теме

 Использование ИКТ на уроках музыки. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bugaeva_statya.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Информационные технологии на уроке музыки

Внедрение в практику новых образовательных стандартов предполагает, что мы должны создать учащимся на уроке такие условия, которые помогут им раскрыть свои способности в полной мере, достигнуть высоких успехов в выбранном ими виде деятельности. И важная роль в возможности для самореализации ребёнка, совершенствования и развития его творческих способностей, отводится урокам музыки.

Одним из направлений реформирования образования является использование инновационных технологий в образовательном процессе, применение которых в ходе уроков музыки, может стать основой для формирования художественного вкуса детей. Всё вышеизложенное, заставляет меня, как учителя, искать новые формы и методы работы с учащимися, повышать свою квалификацию, а, следовательно, и профессиональную компетентность.

В процессе работы я, как и многие мои коллеги, обратила внимание на то, что для уроков музыки не хватает интерактивного наглядного материала, позволяющего оптимизировать время как подготовки к уроку, так и во время его проведения, сделать занятие более интересным и эффективным. Поэтому, когда была организована экспериментальная группа - лаборатория «Творческая мастерская учителя музыки» в рамках «Ассоциации учителей музыки г. Омска и Омской области» при кафедре теории и методики музыкально – эстетического воспитания факультета искусств ОмГПУ, я с энтузиазмом восприняла работу в ней. Объединившись в малые группы и работая индивидуально, мы начали собирать материалы для создания творческих проектов. За время существования нашей группы, я участвовала в создании трёх проектов: «Использование регионального компонента на уроках музыки», «Сказочные образы в различных видах искусства»: «Образ Кащея Бессмертного», «Образ Золушки в искусстве».

Первый проект я создавала в соавторстве с учителем музыки МОУ «СОШ № 61» Артемьевой Татьяной Николаевной на тему «Сказочные образы в различных видах искусства». Просмотрев программы по музыке, мы обратили внимание на то, что в них, как правило, используются одни и те же сказочные персонажи. Мы решили выйти за рамки программного материала и расширить его включением произведений раскрывающих образ Кащея Бессмертного в различных видах искусства, который представлен в программе лишь фрагментами из балета И.Ф. Стравинского «Жар-птица».

 Материал в созданной интерактивной презентации «Образ Кащея Бессмертного», помогает ученикам более эмоционально и осознанно воспринимать музыкальные и другие произведения искусства с помощью сказки, которая выступает как способ развития эстетических чувств.

Произведения для урока я подбираю в зависимости от уровня подготовки класса. Данная презентация использовалась мной на уроках в 3 классе, тема «Может ли музыка нарисовать портрет?», в 5 классе тема «Музыка и живопись. Сказочные герои в музыке», в 7 классе тема «Сказочные образы в музыке», в 8 классе тема «Сказочно – мифологические темы. Мир сказочной мифологии». Ниже приведены два фрагмента уроков в 3 и 5 классах.

В 3 классе тема «Может ли музыка нарисовать портрет?». Начать урок можно с фрагмента стихотворения А. Кушнера «Что я узнал» (…Если видишь, что с картины…). Далее, опираясь на жизненный опыт детей, мы выясняем, что такое портрет?  (Обобщение ответов детей.) - В портрете художник передаёт не только внешнее сходство с изображаемым человеком, но и его внутренний мир, его характер. Как вы думаете, может ли музыка нарисовать портрет звуками, выразить различные черты человеческого характера так же, как это может сделать художник?

(Обобщение ответов детей.) - Может, пусть не так конкретно, как живопись передаёт внешний облик человека, но его настроение, характер и эмоциональное состояние в музыке выразить даже легче. Она обладает особым «музыкальным языком», выраженным средствами музыкальной выразительности, к которым относятся: мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, регистр, интонация и т.д.

(Далее на уроке мы разбираем образ Кащея.) - В русских сказках сила Кащея связана со стихией воды. Она придаёт Кащею сверхъестественную силу. Выпив 3 ведра воды, Кащей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья. Учащиеся рассказывают, где в сказках спрятана смерть Кощея. И в подтверждение этим фактам я иллюстрирую их ответы фрагментами из кинофильмов «Огонь, вода и медные трубы» и «Там, на неведомых дорожках», затем учащиеся слушают фрагмент Арии Кащея из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Кащей Бессмертный».

- Что же вам нарисовала музыка? (беседа по прослушанному произведению).

В 5 классе, тема «Музыка и живопись. Сказочные герои в музыке», говоря о связи разных видов искусства, учащиеся учатся видеть точки пересечения выразительных средств в музыке, живописи, литературе. Предлагаю фрагмент беседы в 5 классе: материал: В. Васнецов «Кащей Бессмертный»,

Н. А. Римский – Корсаков опера «Кащей Бессмертный.

- Ребята, одной из самых любимых тем для художников является сказка. Любима она была и замечательным русским художником Виктором Васнецовым. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок.

- Посмотрите на картину, на сюжет какой сказки она написана?

- Какое создаётся впечатление от замка Кощея?

(Обобщая ответы детей) - Замок мрачный, двери в нём окованы железом. В левом углу свалены кольчуги, щиты, шлемы. За полуотварённой дверью мы видим маленькие окошки, забранные решётками. Сундуки с драгоценностями тоже железные. А в руках у Кощея страшный меч. Конец меча точно вымазан кровью, а самое страшное, что он необычный, какой-то изогнутый, точно живой. Это и делает его особенно жутким. Кажется, что он сам по себе может рубить и колоть.

- Чем страшен сам Кощей?

(Обобщая ответы детей) - Его лицо похоже на череп, обтянутый сухой жёлтой кожей. Нос загнут крючком, как у хищника. Провалившиеся щёки и беззубый рот. Седые космы волос и бороды растрепались по одежде. Он кажется ещё страшнее по тому, что красавица рядом с ним молода. У неё нежный овал лица и свежий цвет кожи. Красивые волосы и руки. Кощей страшен ей.

- Какие краски использует художник, почему?

- Безмолвна ли картина?

- Что нам указывает на то, что она звучит?

- Если бы вы были композиторами, то какую музыку написали?

(Страшную, мрачную с низкими и очень высокими звуками, неестественными для реальных существ, с изломанным ритмом).

- Предлагаю послушать фрагменты из оперы «Кащей Бессмертный» композитора-сказочника Н. А. Римского – Корсакова. Совпало ли наше мнение с мнением композитора?

- Слушая музыку, определите, одинаково ли она звучит?

Слушание вступления к опере и арии Кощея.

- Почему композитор выбрал именно такие средства выразительности? (Острые изломанные линии, однообразный ритм, тускло-сумрачные тембры). Как они передают замысел?

- Что общего между картиной Васнецова и музыкой Римского – Корсакова?

В зависимости от класса, можно просто послушать фрагменты из оперы Римского – Корсакова «Кащей Бессмертный», а можно расширить представление детей об образе Кащея и показать фрагменты из одноимённого фильма – оперы. По выбору учителя можно сравнить вступление к опере Римского – Корсакова и фрагменты из балета И. Ф. Стравинский «Жар-птица».

Учитель музыки БОУ г. Омска «СОШ № 61» Артемьева Татьяна Николаевна после  уроков в 5 классе попросила учащихся написать сочинения  и провела анкетирование на тему «Роль сказки в жизни человека». В итоге работы были получены следующие ответы: а) в сказках отображена Мудрость; б) в сказках Добро всегда побеждает Зло. Дети аргументируют это тем, что «у зла мало друзей, и зло осуждается всем миром. Вся жизнь должна строиться на добре. Доброта бесконечна, истоки её уходят далеко в бесконечность и исходят оттуда, а зло прижимается пониже, ищет тёмные закоулки, ютится, прячется, доброта ещё и потому бесконечна, что она имеет сестёр – Красоту и Любовь, а зло одиноко, оно разновидно, но оно есть в одном лице – зло». Ребята рассуждают: «В сказках всё получается, а вот в жизни не так. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». В жизни всё происходит сложнее и не так, как нам хочется. Почему так? Сказки – это учение жизни, и в них как бы всё в ускоренном виде, как бы даётся знание на долгое время вперёд. Сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости. Из сказок мы знаем, что трудности, неудачи временны, что они все преодолеваются знанием, терпением, трудом, верой в победу над злом».

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что детям нравятся герои добрые, мужественные, умные, трудолюбивые, красивые – одним словом, положительные. Но, эти герои – такие, на фоне зла, холода, темноты и уродства.

В прошлом учебном году я продолжила работу над сказочной тематикой,  собрав материал по теме «Образ Золушки в искусстве».

Следующий проект, который я применяю в своей работе - «Использование регионального компонента на уроках музыки», также позволяет выйти за пределы программного материала.

Материал по выбранной тематике я собирала с таким учётом, чтобы на уроках дети могли познакомиться с творчеством поэтов и композиторов, с музыкальными произведениями, с песнями родного края. Интересна работа с использованием видеосюжетов с записью концертных номеров местных музыкальных групп, фольклорных ансамблей, танцевальных коллективов; просмотров видеофильмов о фольклорных обрядах, праздниках и т.д. Приобщение к фольклору осуществляется не только в разных видах деятельности на уроках музыки, разнообразием отличаются и формы уроков (урок – сказка, урок-путешествие, урок-викторина и т. д.)

В зависимости от возрастных и психологических особенностей учащихся класса, из данной интерактивной презентации можно выбрать подходящие произведения.

При знакомстве учащихся с понятием балет, я показываю на уроке фрагменты из балетов в исполнении учащихся хореографического отделения Детской школы искусств №3 г. Омска. Изучая мюзикл, помимо произведений, указанных в программе, даю им послушать фрагменты из спектаклей театра юного зрителя, в которых звучит музыка омского композитора Сергея Львовича Долгушина. Говоря о русских обрядах, о Масленице, слушая фрагменты  из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка» или балета «Весна священная» И. Ф. Стравинского наряду с предлагаемым программой музыкальным материалом, использую на уроке видеофрагменты «Весну славим», «Славься, земля», «Ярило».

А главное, региональный материал, особенно песенный, послужил основой для создания детских творческих работ (видеоклипов), которые впоследствии я использую во время уроков и внеклассных мероприятий.

В заключении хочется отметить, что использование интерактивных презентаций на уроках музыки, позволило сделать урок более интересным и плодотворным, предоставляя возможность вести обучение в индивидуальном темпе для каждого ученика.

Литература

1.Оценка достижений планируемых ркзультатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч.2/[Л. Л. Алексеева, М. З. Биболетова, А. А. Вахрушев и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2011.- 240с. (Стандарты второго поколения)

2. Программа курса истории искусств в 5-11 классах /Сост. Риф Г. Л.- Омск, 1990.

3.     wiki.iteach.ru›index.php…Музыкальное_искусство

4.     ds-42.nios.ru›DswMedia/xodzanyatiyaportret.docx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование информационных технологий на уроках музыки"

Говоря об использовании и совершенствовании педагогических технологий, имеется в виду также информационные технологии, т.е. технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации....

Доклад "Информационные технологии на урока музыки".

Характерной особенностью современного общего образования является повышенное внимание педагогов к применению компьютеров как средства обучения воспитанников....

«Использование информационных технологий на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»

«Использование информационных технологий на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»...

Использование инновационных информационных технологий на уроках музыки.Статья " Как сделать урок музыки эффективным?"

В статье раскрывается тема применения информационных технологий на уроках музыки. Рассматриваются различные формы применения  мультимедийных средств на уроках.  Применением ИКТ на уроках муз...

Информационные технологии на уроках музыки

Информационные технологии на уроках музыки (Использование современных технологий в условиях модернизации образования)...

Информационные технологии на уроках музыки

Неуклонный процесс распространения компьютеров в сфере образования, способствует росту понимания потенциала стратегий компьютеризации. Исследование в области когнитивного обучения позволяет по-новому ...

Статья "Применение информационных технологий на уроках музыки".

Статья "Применение информационных технологий на уроках музыки"....