Статья "Применение информационных технологий на уроках музыки".
статья по музыке

Румянцева Изабелла Рафаэльевна

Статья "Применение информационных технологий на уроках музыки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx147.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья
учитель музыки ГБОУ СОШ №31 с углублённым изучением английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга Румянцева Изабелла Рафаэльевна.
Применение информационных технологий на уроках музыки.

Современный урок, это урок детских открытий, самореализации, эмоционального отклика. Современный урок строится на сотрудничестве, на нём развивается критическое и аналитическое мышление, умение работать с информацией, коммуникативные навыки. Ученики вовлекаются  в практическую деятельность; на таком уроке интересно всем. Лекционная форма, репродуктивные методы и готовый образовательный материал перестали быть актуальными.
 Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология - это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.
  Информационные  технологии широко применяются на уроках музыки.  Мультимедийные презентации перестали быть доминирующими на уроках, а используются как опора к рассказу учителя. Ученики самостоятельно могут готовить презентации по темам урока. Использование экрана на уроках регламентировано правилами Сан Пин.
Непосредственное погружение в материал урока возможно при просмотре фрагментов видеозаписей концертов, фестивалей, конкурсов, когда ученики видят пианиста, дирижера, скрипача и т.д., наблюдают за тем, как извлекается звук, какое выражение лица у артиста, как реагирует публика, какое убранство зрительного зала и т.п.
 На уроках музыки при прохождении тем урока, связанных с изучением оперных и балетных спектаклей делается подборка записей спектаклей лучших мировых театров, лучших мировых артистов.
 Современным и актуальным будет просмотр сайтов музыкальных заведений города, страны, мира: филармония, капелла, театр, соборы и т.п. Можно изучить сайт и получить из него современную и актуальную информацию.
 Прекрасным дополнением к музыкальному материалу будет посещение интерактивных экскурсий, например по Пушкиногорью, по музеям-квартирам композиторов.
 К современным образовательным технологиям относят: технологию дистанционного обучения; развивающее обучение; проблемное обучение; систему инновационной оценки «портфолио»; разноуровневое обучение; здоровьесберегающие технологии; коллективную систему обучения; информационно-коммуникативные технологии; технологию решения изобретательских задач; обучение в сотрудничестве; технологию использования в обучении игровых методов; технологию модульного и блочно-модульного обучения; технологию «Дебаты»; технологию развития критического мышления.
  Образовательные технологии можно применять на уроках музыки в разных видах деятельности: слушание музыки, знакомство с биографией композитора, либретто, историей создания произведения, разборе средств музыкальной выразительности и др.

Технологии:

ТРКМ «ЗХУ»

Знаю. Хочу знать. Узнал», сокращенно ЗХУ — интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. В основе ЗХУ также лежит таблица. При применении таблицы ЗХУ в учебном процессе происходит двустороння активность: как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся.

В начале урока на основе ответов учеников заполняется графа «З» знаю.
После этого, формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Они записываются во второй графе «Х» хочу узнать. Учитель мотивирует учеников на рассуждение, помогает им формулировать вопросы, думать и размышлять. В конце урока, на этапе рефлексии, ученики делаю вывод и записывают в третьей графе «У» узнал то, что изучили на уроке.

Например: тема: «Волшебная палочка дирижёра» 5 класс

«З» знаю

«Х» хочу узнать

«У» узнал

дирижёр управляет оркестром и хором

он стоит спиной к зрителям

зачем нужен дирижёр?
жесты дирижёра?
как его руки рождают  музыку?
как он запоминает мелодии всех инструментов?

историю возникновения дирижёрской палочки
виды  палочек дирижёра
разучил жесты на: 2/4,3/4,4/4,6/8
узнал  имена великих дирижёров
посмотрел видеофрагмент увертюры к опере.

ТРКМ «Кольца Венна» – Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. "Кольца Венна" помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.

Пример задания найти общее и разное  в песнях гостей из оперы «Садко» Н.А.  Римский-Корсаков / «Песня Варяжского гостя», «Песня Индийского гостя», «Песня Веденецкого гостя»

http://www.efoza.com/postpic/2015/08/3-circle-venn-diagram-template_94011.png

ТРКМ - Верно/неверно

Педагогический прием "Верно — Не верно" в рамках ТРКМ удобнее всего применять на стадии вызова. То есть в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.
Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 10-12.
Ученики в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-".

На стадии рефлексии снова учитель возвращается к составленным таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы, и ученики отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.
Прием "Верно — Не верно" используется и при изучении художественных текстов, позволяя ученикам  развивать творческое воображение.

Например:  Текст «Детство Моцарта» по сказке «Тайна запечного сверчка»

Верно/неверно

Верите/не верите

до чтения

после чтения

Верите ли вы, что В. Моцарт написал своё первое произведение в 4 года?

+

+

Верите ли вы, что при рождении Моцарту дали целых 10 имён?

_

+

Верите ли вы, что 1-м учителем Моцарта был
И.С. Бах?

+

-

Верите ли вы, что в 9лет он смог покорить Европу?

+

+

Верите ли вы, что маленький Вольфганг мог исполнять  цирковые  трюки на клавесине?

_

+

Верите ли вы, что уши Моцарта были арестованы и посажены в тюрьму?

-

-

Верите ли вы, что маленький Моцарт женился на королеве и стал очень богат

поспорил с императором?

+

_

Верите ли вы, что юный  Моцарт был награждён «Орденом Золотой подковы»?

-

-

Далее, ученикам  предлагается  текст с биографией детских лет композитора (или сказкой «Тайна запечного сверчка») и заполняется второй столбик. Учитель может прочитать сказку  вслух или поставить видео м/ф.

Ставится + или -; да или нет

Ментальные карты — это техника визуализации мышления
Ментальная карта используется для обобщения, сбора  информации. Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, либретто оперы, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.

Инструкция: В центре листа бумаги одним словом обозначается главная тема, которой посвящена карта. Тема заключается в замкнутый контур.

От центральной темы рисуются ветки, на которых располагаются ключевые слова, связанные с темой.

К нарисованным ветвям добавляются подветки с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.
Тема: Опера «Князь Игорь» А.П. Бородин .Русская эпическая опера

https://www.clipartmax.com/png/full/220-2206281_musical-notes-png.pnghttps://www.clipartmax.com/png/full/220-2206281_musical-notes-png.png

                                     

                                https://www.tanasha.com.ua/wp-content/uploads/2016/05/1-11.pnghttps://www.tanasha.com.ua/wp-content/uploads/2016/05/1-11.png

             

                 https://www.tanasha.com.ua/wp-content/uploads/2016/05/1-11.png

https://www.tanasha.com.ua/wp-content/uploads/2016/05/1-11.pnghttps://www.clipartmax.com/png/full/220-2206281_musical-notes-png.png

https://www.clipartmax.com/png/full/220-2206281_musical-notes-png.png

  • ТРКМ Кубик Блума

  • ТРКМ «Кубик Блума»
  • Понадобится обычный бумажный кубик на гранях которого написаны глаголы (варианты любые):
    Назови
    Почему
    Объясни
    Предложи
    Придумай
    Поделись
    Формулируется тема урока, т.е. обозначается круг вопросов, на которые надо отвечать.
    Ученик бросает кубик, выпавшая грань укажет , какого типа вопрос следует задать. Удобнее начинать вопрос со слова на грани кубика.
    Например : А. К. Лядов «Кикимора» 5 класс
    Назови
    композитора, жанр музыки
    Почему
     это произведение появилось в его творчестве?
    Определи количество частей
    Предложи 2-ю часть, её характер, название
    Выбери музыкальный инструмент для образа Кикиморы
    Придумай куда исчезла Кикимора в конце произведения?
    Поделись своими впечатлениями  

Послушай: «Хабанера», «Марш Тореадора», Развод караула, Цыганская песня, «Сегидилья». Тема роковой любви
Отгадай:
 Что означает имя Кармен?
Отгадай: Кем был прототип Хосе?
Назови: имя писателя, композитора, главных героев оперы;
Придумай: театральный костюм герою, грим, декорации к сцене (на улице, в трактире, в горах, на арене)
Определи: какой герой исполняет эту арию по найденному отрывку текста: «У меня опасная работа. Я выхожу на арену на лошади пикадор…..
Выбери: Какая геометрическая фигура в сюжете оперы приводит к трагедии?
Какие жизненные ценности у каждого гласного героя?


Ответ: Любовный треугольник. Свобода, Любовь, Слава.
Сосчитай: сколько уголовных дел можно завести по сюжету оперы, и за какие преступления?
Ответ: нанесение тяжких телесных повреждений (Кармен ранит ножом работницу фабрики), контрабанда (Кармен, Хосе), военный трибунал (драка с командиром отряда), убийство (Хосе убивает Кармен), гадание(вымогательство)
Определи по фото спектакля или видеофрагменту  сценыуоперы,
Почему: почему премьера оперы  провалилась?
Предложи: другой финал оперы

ТРКМ кластер «Образы героев оперы Кармен»

Технология Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Белая шляпа – используется для направления внимания на информацию и факты
Жёлтая шляпа – требует сконцентрироваться на поиске достоинств  и позитивных сторон
Черная шляпа - печальные аргументы против, возможные риски, защита от безрассудных, непродуманных действий
Зелёная шляпа – создает новые идеи, модифицирует старые, разрушает стереотипы
Красная шляпа
- позволят высказать свои чувства, ощущения, эмоции
Синяя шляпа – оценочная, собирает результаты, организовывает

Тема: «Э.Григ Сюита «Пер Гюнт»

Белая шляпа – интересные факты о норвежском фольклоре, его персонажах; о произведении Ибсена, постановках Пер Гюнта («Утро»)
Жёлтая шляпа – главная ценность, это прекрасная музыка Грига; слушание, разбор средств выразительности («Песня Сольвейг»)
Черная шляпа – черные стороны истории жизни Пера, это позор в родной деревне, изгнание, встреча с Горным королём, возможное превращение в тролля, разлука с Родиной, смерть матери, одиночество любимой, слепота Сольвейг, потеря богатства во время кораблекрушения («В пещере горного короля»)
Зелёная шляпа – рассказ о множестве приключений героя: влюбился в дочь бедуинов, был пророком, сумасшедшим и т.д. («Танец Анитры»)
Красная шляпа – выражение эмоций и чувств в творчестве (рисунки, эссе, стихи)
Синяя шляпа – рефлексия: я узнал, мне понравилось, неожиданным стало, осталось непонятным, сегодня на уроке я был(активным, творческим) учеником

Технология  «Мировое кафе» - это технология и искусство разговора по делу, разговора о сути дела в непринужденной и открытой атмосфере - в уютной обстановке привычного кафе. Метод «Мировое кафе» позволяет вовлечь в процесс обсуждения коллективный интеллект участников и располагает их к масштабному, многоуровневому диалогу.

Технология требует минимальной подготовки — определение темы и вопросов для обсуждения, но этот этап является важнейшим и определяет успех всего мероприятия.

Задача участников «Мирового кафе» – собрать по возможности максимальный объем информации: впечатлений, мнений и оценок, общая «картина мира», срез общего мнения».

Участники Круглого стола делятся на группы в количестве 5-8 человек и распределяются за столиками под номерами. За каждым столиком постоянно сидит «хозяин» – модератор, а остальные участники – «гости» перемещаются от столика к столику всякий раз, когда объявляется новый круг смены темы и стола – «раунд обсуждения» (каждые 5-8 минут).

Каждому гостю хозяин выдает стикеры (не менее 3-4 -по количеству вопросов, обсуждаемых за столом), на которых гости должны написать свое видение темы, свой ответ на вопрос (свой опыт, свои идеи, рассуждения, ощущения, предложения).

После 3-4 раундов (когда круг замкнулся и гости вернулись к своему первому хозяину, за свой первый столик) проводится «сбор урожая» - анализ и подведение итогов Круглого стола. Происходит рефлексия, обозначение перспектив совместной работы. На «скатерти» - листах бумаги А-4 или ватмане, гости с помощью хозяина, размещают основные идеи и мысли, рожденные в ходе работы кафе по их теме всеми участниками кафе. Завершается «Мировое кафе» презентацией от каждого стола. Делегаты от каждого столика (1-3 человека) сообщают остальным участникам свой результат - свои выводы ОБЩЕЙ работы по теме данного стола.

 Основное  блюдо: Гейлигенштадтское завещание Л.В. Бетховена
тексты на столах, на экране , ответы подтверждаются словами из текста
Примерные вопросы для обсуждения групп:
-Что стало главной причиной написания завещания молодым человеком?
- Кому адресовано? Что он завещал своим братьям
-Каким его видят окружающие, каким он видит самого себя?
-Как он описывает свое настоящее, своё будущее? Как переносит недуг
- Он герой? Проявил героические качества? Как вы думаете, отразилось ли это в музыке?
-Чего он просит у Бога?
-Что уберегло от последнего шага, от самоубийства?

Моим братьям Карлу и [Иоганну] Бетховенам:

«О вы, люди, считающие или называющие меня злонравным, упрямым или мизантропичным - как вы несправедливы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины того, что вам кажется. Мое сердце и разум с детства были склонны к нежному чувству доброты, и я даже всегда был готов к свершению великих дел. Но подумайте только: вот уже 6 лет 2 я пребываю в безнадежном состоянии, усугубленном невежественными врачами. Из года в год, обманываясь надеждой на излечение, я вынужден признать, что меня постиг длительный недуг (его излечение может занять годы или вообще окажется невозможным).
Обладая от природы пылким и живым темпераментом, и даже питая склонность к светским развлечениям, я вынужден был рано уединиться и вести одинокую жизнь. Если же иногда я решался пренебречь всем этим - о, как жестоко загонял меня назад мой ослабевший слух, заставляя скорбеть с удвоенной силой. И я все-таки не мог сказать людям: "говорите громче, кричите, ведь я глух", - ах, разве мыслимо мне было признаться в слабости того чувства, которым я должен был обладать в большем совершенстве, чем кто-либо другой, в чувстве, которым я некогда обладал в наивысшей степени совершенства, такого совершенства, каким, я уверен, наделены или были наделены лишь немногие люди моей профессии. О нет, это выше моих сил, и потому простите меня, если я отдаляюсь от вас, когда мне хотелось бы побыть в вашем кругу.

Мое несчастье причиняет мне двойную боль, поскольку из-за него обо мне судят ложно. Для меня не должно существовать отдохновения в человеческом обществе, умных бесед, взаимных излияний; я обречен почти на полное одиночество, появляясь на людях лишь в случае крайней необходимости; я вынужден жить как изгой. Ведь, стоит мне приблизиться к какому-нибудь обществу, меня охватывает жгучий страх: я ужасно боюсь, что мое состояние будет замечено. Так было и эти полгода, которые я провел в деревне. По требованию моего благоразумного врача я должен был елико возможно щадить мой слух. Это почти совпало с моей теперешней естественной склонностью, хотя иногда, увлекаемый потребностью в обществе, я позволял себе уступить искушению. Но какое, же унижение я испытывал, когда кто-нибудь, стоя возле меня, слышал вдалеке звук флейты, а я ничего не слышал, или он слышал пение пастуха, а я опять-таки ничего не слышал.
Такие случаи доводили меня до отчаяния, и недоставало немногого, чтобы я не покончил с собой. Лишь оно, искусство, оно меня удержало. Ах, мне казалось немыслимым покинуть мир раньше, чем я исполню всё то, к чему чувствовал себя предназначенным. И так я продолжал влачить эту жалкую жизнь - поистине жалкую для столь восприимчивого существа; ведь любая неожиданная перемена была способна превратить наилучшее расположение моего духа в наихудшее. Терпение - так отныне зовется то, чем я должен руководствоваться. У меня оно есть. Надеюсь, что я смогу надолго утвердиться в моей решимости, пока неумолимым Паркам не будет угодно перерезать нить. Возможно, станет лучше, возможно, нет - я готов ко всему. Уже на 28 году жизни я принужден стать философом;4 это нелегко, а для артиста труднее, чем для кого-нибудь другого.

Божество! Ты глядишь с высоты в мое сердце, ты знаешь его, тебе ведомо, что оно преисполнено человеколюбия и стремления к добродетели. О люди, если вы когда-нибудь это прочтете, то поймите, что вы были ко мне несправедливы; несчастный же пусть утешится, найдя собрата по несчастью, который, вопреки всем препятствиям, воздвигнутым природой, сделал все от него зависящее, чтобы встать в один ряд с достойными артистами и людьми.

Вы, братья мои Карл и [Иоганн], как только я умру, попросите от моего имени профессора Шмидта, если он будет еще жив, чтобы он описал мою болезнь, и приложите к истории моей болезни этот написанный мною лист, чтобы общество, хотя бы в той мере, в какой это возможно, примирилось со мною после моей смерти.5 Одновременно объявляю вас обоих наследниками моего маленького состояния (если его можно так назвать). Разделите его честно, по взаимному согласию, и помогайте друг другу; все, что вы делали наперекор мне, давно уже прощено вам, вы это знаете. Тебя, брат Карл, благодарю еще особо за преданность, проявленную тобою в самое последнее время.6 Желаю вам лучшей и более безмятежной жизни, нежели моя; внушайте вашим детям добродетель. Только она, а не деньги, способна принести счастье, говорю это по собственному опыту. Именно она помогла мне выстоять даже в бедствии, и я обязан ей так же, как моему искусству, тем, что не покончил жизнь самоубийством. - Прощайте и любите друг друга. - Я благодарю всех друзей, особенно князя Лихновского и профессора Шмидта. - Я хочу, чтобы инструменты князя Лихновского]хранились у кого-нибудь из вас, лишь бы не возник из-за этого раздор между вами. А как только они смогут сослужить вам более полезную службу, продайте их. Как я рад, что и сойдя в могилу, я смогу еще быть вам полезным.

Итак, решено. - С радостью спешу я навстречу смерти. - Если она придет раньше, чем мне представится случай полностью раскрыть свои способности в искусстве, то, несмотря на жестокость моей судьбы, приход ее будет все-таки преждевременным, и я предпочел бы, чтобы она пришла позднее. - Но и тогда я буду доволен: разве она не избавит меня от моих бесконечных страданий? - Приходи, когда хочешь, я тебя встречу мужественно. - Прощайте и не забудьте меня совсем после моей смерти, я заслужил это перед вами, так как в течение своей жизни часто думал о вас и о том, как сделать вас счастливыми; да будет так.

Людвиг ван Бетховен.Гейлигенштадт,6 октября 1802

На обороте: Гейлигенштадт, 10 октября 1802

Итак, я покидаю тебя - и покидаю с печалью. Да, надежда, которую я взлелеял и принес сюда с собой, надежда на хотя бы частичное исцеление - она вынуждена теперь покинуть меня. Как падают с деревьев увядшие листья, так и она для меня увяла. Я ухожу почти в таком же состоянии, в каком прибыл сюда. Даже высокое мужество, вдохновлявшее меня в прекрасные летние дни, кануло в небытие. О Провидение, ниспошли мне хотя бы один день чистой радости - ведь так давно истинная радость не находит во мне никакого внутреннего отклика. О, когда, о, когда - о Божество - я вновь смогу ощутить его в храме природы и человечества? Никогда? Нет, это было бы слишком жестоко».

На левом поле того же листа:

Моим братьям Карлу и Иоганну после моей смерти прочитать и исполнить
Блюдо на десерт: «К Элизе»

Современные  технологии на уроках  музыки – это уроки, созвучные времени, в котором гармонично сочетаются приёмы, методы, алгоритмы с самой «ее величество» музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование информационных технологий на уроках музыки"

Говоря об использовании и совершенствовании педагогических технологий, имеется в виду также информационные технологии, т.е. технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации....

Информационные технологии на уроке музыки

Использование ИКТ на уроках музыки. Из опыта работы....

Доклад "Информационные технологии на урока музыки".

Характерной особенностью современного общего образования является повышенное внимание педагогов к применению компьютеров как средства обучения воспитанников....

«Использование информационных технологий на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»

«Использование информационных технологий на уроках музыки в рамках реализации ФГОС»...

Использование инновационных информационных технологий на уроках музыки.Статья " Как сделать урок музыки эффективным?"

В статье раскрывается тема применения информационных технологий на уроках музыки. Рассматриваются различные формы применения  мультимедийных средств на уроках.  Применением ИКТ на уроках муз...

Информационные технологии на уроках музыки

Информационные технологии на уроках музыки (Использование современных технологий в условиях модернизации образования)...

Информационные технологии на уроках музыки

Неуклонный процесс распространения компьютеров в сфере образования, способствует росту понимания потенциала стратегий компьютеризации. Исследование в области когнитивного обучения позволяет по-новому ...