Технология развития творческих качеств личности на уроке клавишного синтезатора, на примере создания современной композиции
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Бублик Инесса Николаевна

В плане-конспекте открытого урока по классу синтезатора представлено развитие творческих качеств личности с применением в комплексе  личностно-ориентированной технологии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО  УРОКА НА РМО

Дата проведения урока: 25 сентября 2013г.

Место проведения: МБОУ ДОД «ДШИ» г. Луховицы

Преподаватель: Бублик Инесса Николаевна

Ученик: Узун Ян, 6-й класс МБОУ ДОД «ДШИ» г. Луховицы

Дисциплина: специальность синтезатор

Тема урока: «Технология развития творческих качеств личности на      уроке клавишного    синтезатора, на примере создания современной композиции ».

Цель урока: развитие творческих качеств личности с применением в комплексе  личностно-ориентированной технологии.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Воспитательные:

  • пробуждать глубокий интерес к музыке;
  • воспитание личной заинтересованности в участии  творческого процесса;
  • воспитание стремления к самореализации;
  • воспитание чувства ответственности, осознание личной значимости в процессе урока.

Обучающие:

  • приобретение элементарных навыков импровизации  и     сочинительства, знакомство с элементами композиции;
  • совершенствование навыков игры без нот;
  • совершенствование навыков использования выразительных средств музыки;
  • приобретение навыков аранжировки, инструментовки, закрепление навыков звукорежиссерской и исполнительской деятельности;
  • закрепление знаний, умений и навыков в управлении синтезатором, а именно:
  • банком памяти настроек;
  • баллансом звучания;

Развивающие:

  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • развитие творческой инициативы и творческого мышления: гибкости, беглости, оригинальности;
  • развитие воображения, фантазии и творческой интуиции;
  • развитие способности к комбинированию идей;
  • развитие самостоятельного видения проблем;
  • развитие аналитического мышления;
  • развитие видения новой стороны в знакомом объекте;
  • способствовать самоопределению и развитию личности ребенка.

 

Методы:

  • наглядно-слуховой, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций, творческое задание.
  • словесное пояснение,
  • обсуждение,
  • сравнительный анализ.

Формы работы:

  • подбор по слуху;
  • импровизация;
  • аранжировка.

Характеристика учащегося.

Узун Ян обучается у меня с первого класса. Обладает хорошими музыкальными данными, а именно: хорошим музыкальным слухом, чувством ритма, хорошей музыкальной памятью и природной беглостью пальцев.

Он общительный, доброжелательный, интересующийся ученик, легко находит общий язык с окружающими.

Занятия посещает регулярно, проявляя в ходе урока инициативу и интерес к процессу совместной деятельности. Он постоянно стремится к самосовершенствованию, саморазвитию и к самореализации. Ян многократно участвовал в концертной деятельности школы, выступая как исполнитель, а также является лауреатом конкурсов разных уровней. Помимо школы искусств он посещает спортивную секцию плавания в «Дельфине», а также дополнительно занимается английским языком.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент (представление и характеристика ученика, введение в проблематику урока) – 3 мин.

2.  Проверка домашнего задания  ( подбор по слуху понравившейся музыки и определение ее жанровых и стилевых особенностей) – 5 мин.

3. Основная часть:

-  Прослушивание оригинальной композиции алекс фоули из кинофильма «Полицейский из Беверли Хилз» и ремикса на    ее тему композиции «Крейзи Фрог», определение стиля и формы композиции, обсуждение ее характера и образа, который нужно создать.  – 5 мин.

- Проигрывание учеником главной темы композиции и подбор аккомпанемента к ней, исходя из того по звукам каких аккордов движется мелодия. Определение продолжительности темы по количеству тактов для соблюдения пропорций композиции. – 4 мин.  

        - Исходя из продолжительности темы и ее звукового материала сочиняем эпизод пропорциональный теме, импровизируем, используя все доступные нам средства музыкальной выразительности. Затем подбираем аккомпанемент к эпизоду. – 4 мин.

        - На основе материала 1-го эпизода сочиняем 2-ой эпизод, изменяя ритмический рисунок мелодии, используя вместо статичных аккордов из 1-го эпизода сочетание разложенной фактуры треолями и аккордового изложения, с использованием неаккордовых звуков и задержания к тонике, и меняя регистр. Затем подбираем аккомпанемент. - 4 мин.

 

       -  Сочиняем з-й эпизод, изменяя регистр, ритмический рисунок. Здесь он синкопированный, происходит укрупнение длительностей, мелодия этого эпизода как бы растягивается во времени. В этом эпизоде появляется элемент двухголосия. На фоне средних голосов мелодическая линия звучит в верхнем голосе. Мелодическая линия этого эпизода отличается новизной и оригинальностью звучания, сочетая краски мажора и минора. – 5 мин.

        - Проигрывание учеником всей получившейся композиции. Создаем аранжировку: подбираем стиль и инструмент для озвучивания мелодической линии основного голоса и сопровождения, определяем подходящий темп. Запись настроек в память синтезатора  – 5 мин.

         - Осуществление звукорежиссерской деятельности: выстраивание балланса звучания между стилем, солирующим инструментом и сопровождением.- 3 мин.

4. Запись и пояснение домашнего задания ( отработать выразительное и безошибочное исполнение данного произведения, прибавить темп, продумать аранжировку вступления и заключения композиции) – 2 мин.

                                     Анализ результатов урока.

В результате проведенной на уроке работы была создана современная композиция на заданную тему.  Учащийся  успешно справился с творческим заданием, освоил элементарные навыки  импровизации  и     сочинительства, познакомился с элементами композиции.

Учеником были усвоены основные принципы аранжировки современной музыки, а также закрепились знания, умения и навыки использования художественных средств синтезатора. Закрепилось умение пользоваться банком памяти инструмента. Ученик овладел в большей степени навыками  инструментовки,  а также навыками звукорежиссерской и исполнительской деятельности. Также в ходе урока осуществилось  развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и развитие инициативы и творческого мышления учащегося. А также воображения, фантазии и творческой интуиции. Ян получил возможность самореализации, как личности и удовлетворение творческим процессом. Процесс обучения был построен на принципах сотрудничества и свободы выбора.

На уроке были применены  технологии: развития творческих качеств личности и личностно-ориентированная.

Использование на уроке методики  И.Красильникова.

При проведении урока были использованы основные принципы данной методики:

  1. Пробудить глубокий интерес к музыке и активно развивать творческие способности  учащегося.
  2. Овладение учеником в большем объеме опытом работы с выразительными средствами из арсенала композитора  (инструментовка), исполнителя ( темп, динамика, артикуляция) и звукорежиссера ( регулировка баланса звучания и корректировка звука).
  3. Закрепление знаний, умений, навыков в управлении художественными средствами  синтезатора и его настройками.
  4. Создание композиции в собственной интерпритации и аранжировке.

Методический материал.

  1. И.Красильников. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе.
  2.  В. Бровко «Азбука аранжировки» - СП.: Композитор, 2004
  3.  С. Важов «Школа игры на синтезаторе»- СП.: Композитор, 2002
  4.  Инструкция по эксплуатации клавишного синтезатора.
  5. Г.Боффи. Большая  энциклопедия.- М.: АСТ: Астрель, 2008
  6. Энциклопедия музыкальных инструментов.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998
  8. Борухзон Л.М. Музыкальная импровизация.- СП.: Композитор, 2009
  9. Соколов Ф. Музыкальный конструктор - СП.: Композитор, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"

Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...

Статья по теме:«Использование традиций русского декоративно – прикладного искусства в развитии творческих качеств личности».

В статье раскрывается применение проектной деятельности на уроках технологии как средства развития и воспитания личности посредством приобщения к неистощимому источнику русского народного прикла...

«Развитие творческих способностей учащихся 3 класса на основе создания объемной декоративной композиции в материале. Кукла из ткани».

План- конспект открытого урока по предмету « Декоративно-прикладное искусство»Преподаватель Кускунова Людмила Владимировна.Тема урока: «Развитие творческих способностей учащихся 3 класса на основ...

«Развитие творческих способностей учащихся 6 класса на основе создания декоративной композиции в технике конструирования из бумаги».

Содержание урока по предмету  «Декоративно-прикладное искусство»Преподаватель Кускунова Людмила Владимировна.Тема урока: «Развитие творческих способностей учащихся 6 класса на основе создани...

Развитие творческих качеств личности обучающихся при работе с природным материалом» на примере объединения «Кладовые природы»

   Данный материал педагогического опыта поможет педагогам дополнительного образования организовать творческую работу с детьми на занятиях в системе дополнительного образования....

КОНКУРС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

В 2015 г. творческая группа педагогов (в команде с автором идеи концепции Е.М.Степаненко) Невского района инициировала и провела первый открытый районный конкурс «Эффект радуги». Конкурс рассматривает...

Применение современных ИКТ технологий на уроках математики и информатики и внеурочной деятельности через игру в КВН, как возможность развития творческого потенциала личности обучающегося и повышения функциональной грамотности

Цель: Сформировать умение работать с информацией и критически омысливать ее            Создать условия тдля обучения и развития детей через игру в КВН    ...