Исследовательская работа "Музыкальная грамота как средство развития музыкальности младших школьников"
методическая разработка по музыке по теме

Шемякина Наталья Владимировна

О роли музыки в образовании человека спорить, кажется, не приходится. В рамках педагогического процесса, музыка сопровождает учебные занятия на различных этапах образовательного процесса и в разнообразных формах, тем самым создается музыкальная поддержка процесса образования.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ВВЕДЕНИЕ

 

         О роли музыки в образовании человека спорить, кажется, не приходится. В рамках педагогического процесса, музыка сопровождает учебные занятия на различных этапах образовательного процесса и в разнообразных формах, тем самым создается музыкальная поддержка процесса образования. Она может стать, а подчас и является системой методических мероприятий, средств, приемов организации учебно-воспитательной деятельности, позволяющих включать музыку в разнообразные учебные занятия по любым учебным дисциплинам. Музыкальная поддержка стимулирует радость познания. Недаром еще древние греки говорили, что образование должно напоминать праздничную церемонию, где есть что посмотреть и что послушать. В современном подходе музыкальная поддержка процесса образования рассматривается как прикладное направление музыкальной педагогики. Данное направление представляется сегодня актуальным и востребованным в связи с крайней необходимостью создания такой образовательной среды, в которой ученик будет с радостью и без лишней физической и психической нагрузки усваивать огромный объем учебного материала, включенного в современные программы. Именно адекватная среда предоставляет такие возможности. По мысли педагога-новатора В.Ф.Шаталова, «если огурцы опустить в рассол, через некоторое время все они без всяких нотаций станут солеными». О создании такого «рассола» размышлял видный исследователь в области музыкальной педагогики Л.А.Баренбойм. Он писал: «Важнейшая тенденция передовой музыкальной педагогики нашего времени, во многом определяющая ее методы, может быть охарактеризована как стремление, достичь совместно с общей педагогикой гармонического развития человеческой личности, добившись равновесия «рассудочного» и «душевного».

           Что такое современный урок музыки? Это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг ЧЕЛОВЕКА, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности. Современный урок музыки содержит обязательные требования к уровню подготовки учащихся. Это означает, что урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке. Причем изменения, которые предусмотрены образовательным стандартом и учебной программой. Поэтому и цель учителя в современном уроке музыки ориентирована на эти изменения. Процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры ребенка является предметом педагогической деятельности учителя музыки. В традиционной системе музыкального образования музыкальная деятельность рассматривается как формы реализации программного содержания. При этом способности и возможности учащихся, как бы «подгоняются» под требования программы. Соответственно детей можно разделить на поющих и гудошников, музыкальных и немузыкальных, способных и неспособных. В современном же уроке музыки музыкальную деятельность ребенка следует рассматривать как способ его предметно-деятельного бытия. Ребенок является источником движения и «создателем» самого процесса, а музыка выступает как источник содержания и условие существования его музыкальной деятельности. Встреча ребенка с музыкой является событием, организовать которую должен учитель.

          Я уже писала, что приоритетным направлением в моей педагогической деятельности является вокальное воспитание. Не секрет, и в этом я постоянно убеждаюсь, что хоровое пение является одним из наиболее любимых занятий школьников на уроке музыки. Я часто стараюсь в последние уроки четверти или года больше времени отводить на занятия хоровым пением, чтобы дать учащимся возможность «попеть» перед большим перерывом, который им предстоит. Ведь в настоящее время всех нас чаще всего окружает лишь чисто развлекательная музыка, которую в изобилии предоставляют современные СМИ. Она не способствует тому, чтобы под ее звучание дети вспоминали полезные исполнительские навыки, приобретенные на школьных уроках.

          Занимаясь вокально-хоровой работой с учащимися начальных классов, в первую очередь приходится учитывать специфические особенности этого возраста. Так у школьников 7-8лет неразвитым остается вокальный певческий диапазон, что заставляет достаточно долгое время выстраивать музыкальные упражнения и подбирать репертуар, сообразно с этим качеством. Голос детей в это время чаще всего еще слаб и не допускает большой нагрузки на него. Кроме того, большинство детей обладает еще недостаточно сильной памятью, как текстовой, так и музыкальной. Только по мере регулярной еженедельной работы у детей постепенно начинают формироваться необходимые навыки.

           И тут как раз на помощь приходит работа над музыкальной грамотностью. В процессе всей своей педагогической деятельности я поняла, что эта работа необходима, целесообразна и актуальна. Так у меня возникла мысль начать исследовательскую работу над этой темой: «Музыкальная грамота, как средство развития музыкальности младших школьников».

ГИПОТЕЗА – освоение музыкальной грамотности способствует развитию музыкальных способностей, в частности музыкального слуха.

ЦЕЛЬ моей исследовательской работы: развитие музыкальных способностей детей с помощью формирования в них музыкальной грамотности.

         Весь комплекс слуховых представлений, навыков музицирования и знаний о музыке мы объединяем в понятие музыкальная грамотность. Освоение всех понятий, входящих в комплекс «музыкальная грамотность», отталкивается от конкретных музыкальных впечатлений. Поэтому понятие «музыкальная грамотность» рассматривается как базисное образование, включающее в себя серьезные педагогические задачи, которые я ставлю перед собой в процессе исследовательской работы:

1Овладение необходимым уровнем развития музыкальных способностей: осознание интонационной природы музыки, способность к слуховому представлению и умение произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение; развитие ладового чувства; развитие метро-ритмического чувства и овладение некоторыми элементами метро-ритмической основы музыки; необходимый уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

2.Освоение системы ключевых знаний о выразительных средствах музыки. Понимание, осознание, освоение и применение некоторых ключевых музыкальных терминов и явлений, связанных с ними, таких, как: интонация, мелодия, регистр, лад, тоника, ритм, темп, размер и т.п.

3.Формирование элементарных умений и навыков практического музицирования в любых видах музыкальной деятельности.

4.Освоение в необходимом для элементарного сольфеджирования объеме нотной грамоты.

5.Освоение основных выразительных средств музыки.

6.Работа в области формирования музыкальной грамотности рассматривается как конкретизация ключевых музыкальных явлений, понятий, терминов на элементарном уровне.

         Исследовательская работа была разбита на три этапа: теоретический, практический и аналитический.

ГЛАВА I

1 этап – теоретический.

-  подготовка и изучение научно-методической литературы:

        Мною было изучено много методической литературы по этой теме, но больше всего меня привлекло и очень помогло в дальнейшей работе это учебно-методическое пособие, разработанное в соответствии с авторской программой заслуженного учителя РФ Б.С.Рачиной «Путешествие в страну музыки». В данном пособии особое место отводится вопросам музыкальной грамотности. Автор очень трепетно относится к этой теме и в своей программе большое внимание уделяет последовательному и систематическому освоению элементов музыкальной речи, основанных на музыкально-художественных впечатлениях, и всестороннему развитию музыкальных способностей, в частности музыкального слуха. Изучая программу Б.С.Рачиной я наконец нашла ответ на давно мучавший меня вопрос: «Нужно ли вводить на уроках музыки музыкальную грамоту и помогает ли это развитию музыкального слуха у детей?». Да нужно. Хотя программа курса «Музыка» почти полностью исключает то, что принято называть музыкальной грамотой, без знаний элементарной теории обойтись невозможно. Такие понятия, как динамика и темп, форма произведения и длительности нот, являются художественно-образным языком музыки.

          Взяв за основу программу Б.С.Рачиной, я попыталась составить свою программу по изучению музыкальной грамотности со 2-4 классы (см. приложение) и начала работать. В качестве объекта исследования я взяла обычных детей обычного класса – это 2А класс.

-  разработка методики тестирования

          Для исследования музыкальных способностей детей я использовала методику тестирования авторского коллектива под научным руководством канд.пед. наук Сусловой Н.В. общеобразовательной школы-лаборотории с углубленным изучением музыки №1732 СВАО г.Москвы.(см.приложение) Система тестовых заданий разработана с учетом детей младшего возраста и состоит из заданий игрового характера. Это позволяет снять психологический зажим, установить непринужденные отношения между педагогом и ребенком. В ходе прослушивания определяется уровень развития важнейших компонентов музыкальности: звуковысотный и гармонический слух, чувство ритма, музыкальное мышление, эмоционально-творческий потенциал, состояние вокального аппарата, диапазон голоса. Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале; балы затем суммируются.

-  первое исследование музыкальных способностей детей 2А класса (см. приложение-диагностика)

           

ГЛАВА II

2 этап – практический

Тема: Развитие музыкальных способностей детей при помощи введения на уроках музыки элементов музыкальной грамоты.

          Известно, что многие учителя считают неправомерным загружать память школьников знакомством со звуковысотным нотописанием, латинскими обозначениями оттенков, итальянскими названиями темпов. Однако, по мере «погружения» детей в мир музыкальных знаний, выясняется, что запоминание подобных терминов, так же, как и простейших видов длительностей нот, не является для учащихся затруднительным. Ведь в общеобразовательной школе можно обойтись облегченным преподнесением всех этих теоретических моментов. Они доступны ребенку в форме игры и сказки, потому что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление. Игра для ребенка младшего возраста остается одним из главных средств познания окружающего мира, поэтому я выбрала именно этот метод для реализации поставленных мною задач в исследовании, как один из наиболее важных методов работы с детьми. Игры на уроке я применяю как развивающие, обучающие, творческие, так и закрепляющие определенные умения и навыки. Использую стихи, сказки, ребусы, загадки, которые в доступной форме рассказывают о сложных понятиях. Игра естественно включает ребенка в процесс познания музыки, позволяет моделировать любые изучаемые явления и процессы, активизирует важнейшие психические процессы ребенка: эмоции, внимание, память, интеллект и так далее. Играя, ребенок переживает в действии воспринимаемые и изучаемые музыкальные явления и процессы, познает их изнутри, вначале постигая их суть, а затем терминологию.

         В этой работе я большое внимание уделяю сказке. Сказка, сказочные образы и символика близки и понятны детям: ведь ребенок живет в мире сказки. Сказка – тоже своего рода игра, со своими правилами. Через систему привычных сказочных образов и коллизий легко ввести ребенка в мир музыки – музыкальной сказки. Вся музыка – это сказочное Музыкальное королевство, где живут и действуют королева Музыки – Песня и два ее помощника – гномы Танец и Марш, придворное звание которых – жанр. Всеми звуками командует первый министр – Регистр, он выстраивает их по высоте. Министр Ритм организует и объединяет звуки долгие (та) – это важные взрослые, и звуки короткие (ти-ти) – это непоседливые музыкальные ребятишки. Скоростью передвижения по Музыкальному королевству командует второй министр – Темп. Живет в музыкальном королевстве и капризная дочь королевы Музыки – Интонация, нежная и избалованная настолько, что любое, даже небольшое невнимание к ней ведет к капризам и фальши. Королева Музыки борется против великана Шума, который хочет уничтожить все Музыкальное королевство, а помогают ей в этой борьбе и, в конечном итоге, спасают ее и все Музыкальное королевство гномы Танец и Марш. Рассказать такую сказку на основе фабул известных детям нетрудно, и каждый учитель сумеет придумать свой вариант подобной дидактической сказки.

          На первых уроках я знакомлю учащихся со словом «ноты»: это знаки, которыми записываются музыкальные звуки. Слова мы записываем буквами, а музыку – нотами. Графический «облик» нот запоминается детьми сразу – ведь это по-разному закрашенный и по-разному оформленный кружок – с палочкой, хвостиком и др. Детям также сообщается, что ноты записываются на специальной строчке, которая так и называется – нотной строчкой, или нотоносцем и так далее. Все эти объяснения проводятся в игровой форме с использованием красочных наглядных пособий.

          Дети должны освоить представление о движении мелодии вверх, вниз, на одной высоте, уметь сравнивать два звука по высоте при постепенном сближении звуков до терции, секунды. При разучивании простейшего распевания, в котором, допустим, трижды повторяется один и тот же звук, я представляю его графическую запись: скажем, записываю на нотоносце трижды ноту соль первой октавы. Дети могут сами убедиться, что на этом распевании голос остается на одной высоте. В последующем параллельно с изучением нового распевания я показываю ребятам его графическую запись. Это помогает формированию скоординированности мышления школьников при осознании ими графического написания спетой мелодии. Далее детям демонстрируются варианты движения голоса в мелодии и то, как графическая запись отражает это движение. Скажем мелодию, которую поет кукушка, принято изображать в виде нисходящей большой терции: ку-ку. Дети показывают ладонью-ступенькой движение звуков в мелодии и сравнивают его с нотной записью. Дается пояснение, что чем ниже звук, тем ниже он записывается на нотной линейке. А вот мелодия, которую принято исполнять в лесу на слоги «а-у», идет по восходящей линии в размере интервала кварты. Поэтому и запись ее будет соответствующей. В этой работе я применяю метод «пластического интонирования». Особенностью данного метода является целостное восприятие музыкальной ткани через моторику своего тела. В этом методе чувственное и рациональное соединяются в единых действиях. Средства реализации метода – музыка, жест.

         Учащиеся постепенно осваивают алгоритм сольфеджирования, начинают сольфеджировать простейшие попевки, построенные на одной и двух ступенях лада, а затем разучивают их с текстом и используют на последующий уроках как распевания. В дальнейшем при знакомстве с каждой новой песней я представляю школьникам образец записи ее мелодии. Ребята имеют возможность увидеть, как выглядят в записи основные движения мелодии, а также ее различные детали, скажем, распевы звуков. Вот этот метод сольфеджирования является самым важным методом, способствующим развитию музыкального слуха.

          Знакомые мелодии песен и попевок, изложенные нотописью, помогают хорошо понять что такое «регистр». Ребятам предлагается убедиться, что мелодия не меняется в зависимости от того, в каком регистре она записана. Будет меняться только общая высота ее звучания.

          На примере графического изображения любой знакомой ребятам песни дается объяснение коротких и длинных звуков, т.е. длительности нот.

          Знакомство с терминами «форте», «пиано», «меццо» и латинскими буквами, их обозначающими, позволяет детям рассуждать о том, какая сила звука будет правильной для исполнения того или иного куплета.

          Подобным образом я знакомлю с 2-3 обозначениями скорости исполнения (аллегро, модерато, лярго). Эти термины скоро запоминаются, и учащиеся привыкают оперировать ими при разборе произведений.

          Также я практикую введение в обыденный лексикон младших школьников таких терминов, как «реприза» и «субито пиано», объясняя значение каждого. Дети очень быстро понимают, что означает, допустим, фраза: «В этой песне репризный припев». А в песне «Вечный огонь» при общем громком звучании всего первого куплета следовало контрастно-тихо пропеть его последнюю строчку: «Здесь солдат российский спит». Детям были даны объяснения, что здесь должно быть не просто пиано, а именно «субито пиано», то есть внезапное.

-  второе промежуточное исследование музыкальных способностей учащихся 3А класса (см. приложение-диагностика)

ГЛАВА III

3 этап – аналитический

Тема: Анализ развития музыкальных способностей учащихся 4А класса, влияние  работы над музыкальной грамотностью на развитие этих способностей.

          К концу исследования, т.е. по окончании 4 класса учащиеся овладели определенным уровнем знаний по музыкальной грамоте:

  1. Умение определять на слух движение мелодии -  вниз, вверх, на одной высоте. Дальнейшее использование различных видов графической записи звуковысотности, особенно кисти руки.
  2. Знание названия нот и их расположение на нотоносце в объеме первой октавы в скрипичном ключе. Знают правила нотной записи.
  3. Знание основных средств музыки: интонация, мелодия, лад, регистр, ритм, динамика, тембр на более сложном музыкальном материале.
  4. Знают длительности нот – от целой до восьмой, а также их обозначение в нотописи.
  5. Знают названия и обозначения основных динамических оттенков.
  6. Знают наиболее ходовые обозначения музыкальных темпов.
  7. Умение узнавать ранее изученные мелодии, записанные в разных регистрах.
  8. Умение сольфеджировать попевки, доступные фрагменты песен.
  9. Умение находить сходство и различие в сравниваемых мелодиях – параллельное или противоположное движение, распев слогов, разницу и сходство в длительностях.

-  проводится третье заключительное тестирование учащихся 4А класса (см. приложение-диагностика)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мною были проведены исследования музыкальных способностей обычных детей обычного класса по теме: «Музыкальная грамота, как средство развития музыкальности младших школьников», прослежен рост и сделан анализ роста музыкальных способностей детей за три года со второго по четвертый класс.

Диагностика выявила следующие результаты:

2А, 3А, 4А кл.

2009 – 2010гг.

2010 – 2011гг.

2011 – 2012гг.

ритмичность

баллы

%

баллы

%

баллы

%

3,5

70

4,0

80

4,3

86

Чистота интонации

3,3

66

3,8

76

4,2

84

Музыкальная память

3,6

72

3,7

74

4,2

84

Ощущение тональности

3,5

70

3,8

76

4,0

80

эмоциональность

3,5

70

4,2

84

4,6

92

Общий %

70 %

78 %

85 %

Итак: общий % анализа развития музыкальных способностей учащихся 2А класса за три года.

2009 – 2010гг. – 70 %

2010 – 2011гг. – 78 %

2011 – 2012гг. – 85 %

         В ходе своей исследовательской работы я выявила, что работа с детьми над музыкальной грамотностью оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса  сказывается на формирование речи. Поэтому очень важно музыкально воспитывать всех детей, включая самых слабых. Эта работа помогла мне по новому посмотреть на организацию музыкальной деятельности учащихся на уроке, организовать эту деятельность так, чтобы привлекались к участию и активизировались одновременно многие и разные нервные механизмы: слуховой, голосовой, зрительный, обще двигательный.

         Работа над музыкальной грамотностью учащихся с применением музыкально-дидактических игр помогает приобретению всевозможных знаний о музыке и формированию навыков практического музицирования. Дети учатся понимать нотные знаки, петь по нотам простые попевки, т.е. овладевают навыками элементарного сольфеджирования, что способствует развитию музыкального слуха. Звуковысотность осваивается с помощью интонации как основы музыкальной речи. У учащихся развивается чувство ритма, пульсации, осваиваются простые размеры и соотношения длительностей.

        Таким образом, введение элементов музыкальной грамоты, специфических музыкальных терминов и обозначений не является для младшеклассников чем-то недоступным. Зато их использование позволяет насыщать уроки музыки более профессиональными объяснениями педагога, используя принципы наглядности и расширяя музыкальный кругозор учащихся. Такие эпизоды являются настоящим украшением уроков, позволяя ученикам на более высоком уровне рассуждать о содержании музыки и ее характеристиках.

РЕКОМЕНДАЦИИ

         

          Я очень рекомендую учителям музыки общеобразовательных школ не бояться  вводить в свои уроки, хотя бы частично, элементы музыкальной грамотности. Конечно, это является определенной методической трудностью. Трудности усвоения обусловлены объективными причинами – ведь от одного урока до другого проходит целая неделя, наполненная иными уроками и впечатлениями. Если же записывать музыкальные правила в тетрадях, то легко можно превратить музыку в уроки чистописания, что недопустимо. Поэтому я и предлагаю все эти знания преподносить детям в игровой форме. Рисунки и иллюстрации также формируют представление о выразительных средствах языка музыки. Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, сказки, загадки активизируют процессы запоминания учебного материала, делают уроки более увлекательными, интересными.

2011 – 2012                                                                

                   



Предварительный просмотр:

Уровень музыкальных способностей у учащихся 2 А класса

п/п

  1. Фамилия, имя

Рит-

мичность

Чистота

интонации

Муз.

память

Ощущение

тональности

Эмоцио-

нальность

 1    

Бахметьев Ваня

3

3

3

3

4

 2

Бурчик Ника

5

5

5

4

4

 3

Винокурова Вика

4

5

4

4

5

 4

Вьюнова Катя

4

4

4

4

4

 5

Гагаркин Витя

3

2

3

3

3

 6

Гущин Дима

2

2

3

3

2

 7

Ермолаев Толя

2

2

2

2

3

 8

Козлов Никита

2

2

3

3

3

 9

Кудинова Даша

4

4

4

4

5

10

Лесников Рома

2

2

3

3

2

11

Литовченко Алина

4

3

4

4

4

12

Лопатичева Марина

4

3

4

3

4

13

Марьенкова Марина

5

4

4

4

5

14

Мухоедова Кристина

5

5

5

4

5

15

Отт Ольга

3

3

3

3

3

16

Панова Настя

3

3

3

3

4

17

Полякова Настя

3

3

4

4

4

18

Пугачев Руслан

4

5

4

5

4

19

Решетникова Лиза

4

4

4

4

5

20

Руденко Семен

5

4

4

4

5

21

Рябицкий Кирилл

3

3

4

4

4

22

Стельмакова Лера

5

4

5

4

5

23

Таракановская Вика

4

5

4

5

4

24

Тищенко Сергей

2

2

3

3

3

25

Улуханов Рома

2

2

2

2

3

26

Шашурин Женя

3

3

3

3

4

                                                       

2009 – 2010 гг

Уровень музыкальных способностей у учащихся 3 А класса

п/п

  1. Фамилия, имя

Ритмичность

Чистота

интонации

Муз.

память

Ощущение

тональности

эмоциональность

1

Бахметьев Ваня

3

4

3

4

4

2

Бурчик Ника

5

5

5

5

4

3

Винокурова Вика

4

5

4

5

5

4

Вьюнова Катя

4

4

5

4

5

5

Гагаркин Витя

3

3

3

3

3

6

Гущин Дима

3

2

3

3

3

7

Ермолаев Толя

2

3

2

3

3

8

Козлов Никита

3

3

3

3

3

9

Кудинова Даша

5

4

4

4

5

10

Лесников Рома

3

2

3

3

3

11

Литовченко Алина

4

4

4

3

4

12

Лопатичева Марина

4

4

4

3

4

13

Марьенкова Марина

5

5

4

4

5

14

Мухоедова Кристина

5

5

5

5

5

15

Отт Ольга

4

3

3

3

4

16

Панова Настя

4

4

3

3

4

17

Полякова Настя

4

3

4

4

5

18

Пугачев Руслан

5

5

4

5

4

19

Решетникова Лиза

5

4

4

5

5

20

Руденко Семен

5

5

4

4

5

21

Рябицкий Кирилл

4

3

4

4

4

22

Стельмакова Лера

5

5

5

4

5

23

Таракановская Вика

5

5

4

5

5

24

Тищенко Сергей

3

2

3

3

4

25

Улуханов Рома

3

3

2

3

4

26

Шашурин Женя

4

3

3

3

4

           2010 – 2011 гг                                      

Уровень музыкальных способностей у учащихся 4 А класса

п/п

Фамилия, имя

Ритмич-

ность

Чистота

интонации

Муз.

память

Ощущение

тональности

Эмоцио-

нальность

1

Бахметьев Ваня

4

4

4

4

4

2

Бурчик Ника

5

5

5

5

5

3

Винокурова Вика

5

5

5

5

5

4

Вьюнова Катя

5

5

5

4

5

5

Гагаркин Витя

4

4

3

3

4

6

Гущин Дима

3

3

4

3

4

7

Ермолаев Толя

3

3

3

3

4

8

Козлов Никита

3

4

3

4

4

9

Кудинова Даша

5

5

5

4

5

10

Лесников Рома

4

3

4

3

4

11

Литовченко Алина

5

4

4

4

5

12

Лопатичева Марина

5

4

4

4

5

13

Марьенкова Марина

5

5

5

5

5

14

Мухоедова Кристин.

5

5

5

5

5

15

Отт Ольга

4

4

3

4

4

16

Панова Настя

4

4

4

4

5

17

Полякова Настя

4

4

4

4

5

18

Пугачев Руслан

5

5

5

5

5

19

Решетникова Лиза

5

5

4

5

5

20

Руденко Семен

5

5

5

4

5

21

Рябицкий Кирилл

4

4

4

4

5

22

Стельмакова Лера

5

5

5

5

5

23

Таракановская Вика

5

5

5

4

5

24

Тищенко Сергей

3

3

3

3

4

25

Улуханов Рома

4

3

3

3

4

26

Шашурин Женя

4

4

4

4

4



Предварительный просмотр:

                          Методика тестирования

                                     Для поступающих в 1 класс  

                           школы с углубленным изучением музыки

Продукт экспериментальной деятельности общеобразовательной школы-лаборатории с углубленным изучением музыки № 1732 СВАО г.Москвы

                                      АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

Зам.директора, учитель хорового пения БогомоловаЕ.К.

Зав.методобъединением предметов муз.цикла БарышниковаЕ.В.

Научный руководитель школы, канд.пед.наук Суслова Н.В.

                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

                Данная методика предназначена для индивидуального прослушивания детей, поступающих в 1-й класс школы с углубленным изучением музыки. Система тестовых заданий разработана с учетом особенностей 6-ти летнего возраста и состоит из заданий игрового характера. Это позволяет снять психологический зажим, установить непринужденные отношения между педагогом и ребенком.

            В ходе прослушивания определяется уровень развития важнейших компонентов музыкальности: звуковысотный и гармонический слух, чувство ритма, музыкальное мышление, эмоционально-творческий потенциал, состояние вокального аппарата, диапазон голоса. Преподаватель, проводящий прослушивание, оценивает каждое задание по пятибалльной шкале; баллы затем суммируются.

                                 Тестовые  задания

  1. Исполнение песни

Ребенку предлагается спеть любую песню, которую он знает:

5 баллов – интонационно и ритмично точное исполнение без сопровождения

4 балла – исполнение без сопровождения с некоторыми неточностями.

3 балла – ребенок не может исполнить песню самостоятельно, однако при поддержке с инструментом поет достаточно точно.

2 балла – ребенок исполняет песню при поддержке инструмента с большим количеством неточностей.

1 балл – отсутствие вокального звука, ребенок произносит песню нараспев, как мелодекламацию.

Задание позволяет определить особенности интонирования, ощущение тональности, дает представление об уровне общего музыкального развития.

  1. Упражнение «Киска»

Ребенку предлагается «помяукать как киска» в разных настроениях: спокойная, разозлившаяся, напуганная и т.п.

5 баллов – артистичное исполнение трех и более характеров, интонационно адекватная реализация заданных характеров

4 балла – исполнение двух интонационно различных мотивов в заданных характерах

3 балла – ребенок воспроизводит одно и то же нисходящее интонационное движение (секунда или терция) на разной высоте

2 балла – ребенок воспроизводит единственное нисходящее интонационное движение (секунда или терция) на одной и той же высоте.

1 балл – отсутствие интонационного выражения характера.

Упражнение позволяет выявить уровень творческого музыкального мышления, артистичность, динамические возможности голоса.

  1. Упражнение с мячом

Для данного упражнения используется мягкая игрушка «музыкальный мяч». Педагог предлагает ребенку поиграть в музыкальный мяч. Игра состоит в том, что педагог и ребенок импровизируют по очереди мелодические фразы. Тот, у кого в руках находится мяч, поет любой мотив и затем передает мяч другому.

5 баллов – ребенок импровизирует интонационно развернутые оригинальные мелодии, сохраняя тональность и метроритмический стиль, заданный педагогом.

4 балла – ребенок импровизирует самостоятельные мелодии, в которых отсутствует четкая тональность и метроритмическая организация.

3 балла – ребенок  полностью повторяет мотивы, исполненные педагогом.

2 балла -  ребенок повторяет мотивы, исполненные педагогом в упрощенном виде.

1 балл – ребенок отвечает на вокальные реплики педагога односложными (1-2 звука) мотивами, либо, также отсутствие вокального звука, мелодекламация.

Упражнение позволяет также определить особенности интонирования, ощущение тональности, метро-ритмическое чувство, дает представление о вокально-интонационном опыте, объеме музыкальной памяти.

  1. Исполнение вокальной попевки

В данном задании ребенку предлагается спеть простую попевку на основе постепенного нисходящего движения с помощью аккомпанемента на фортепиано. С помощью транспонирования определяется вокальный диапазон и примарная зона. Данные фокусируются.

5 баллов – чистое интонирование в диапазоне больше октавы

4 балла – чистое интонирование в диапазоне октавы

3 балла – чистое интонирование в диапазоне квинты

2 балла – затрудненное интонирование в диапазоне квинты

1 балл – интонирование в пределах 2-3 звуках

  1. Движение в характере

При выполнении этого тестового задания ребенку предлагается подвигаться под музыку. В зависимости от индивидуального опыта это может быть танцевальная импровизация, «дирижирование», игра с куклами, другие виды движений. В случае двигательной зажатости, ребенка просят сказать словами, какие движения можно исполнить под звучащую музыку. На фортепиано исполняются контрастные по характеру 2-3 пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского.

5 баллов – движение в такт, передающее настроение, характер музыки

      4 балла – движение, передающее настроение, характер музыки, однако         выбивающееся из ритма.

3 балла – движение в такт, не передающее настроение, характер музыки.

2 балла – правильная словесная характеристика возможных движений

1 балл – затруднения при определении характера движений словами.

Задание позволяет распознать чувство ритма, уровень эмоционально-образного восприятия музыки.

  1. Сколько звуков?

В этом задании ребенку предлагается на слух определить количество звуков, одновременно исполняемых на фортепиано.

5 баллов – правильное определение 1, 2, 3 звуков в произвольном чередовании

4 балла – правильное определение 1, 2 звуков в произвольном чередовании, 3 звуков при помощи учителя

3 балла – правильное определение 1. 2 звуков в произвольном чередовании

2 балла - правильное определение 1, 2 звуков при помощи учителя

1 балл – затруднения при определении количества звуков

Задание позволяет выявить уровень развития гармонического слуха.

  1. Ритмическое эхо

Ребенку предлагается повторить за учителем ритм – прохлопать определенный ритмический рисунок.

5 баллов – правильное повторение развернутого построения с разнообразным ритмическим рисунком.

4 балла – правильное повторение 2-4 тактов  с использованием четвертей, восьмых, пунктирного ритма в неповторяющемся ритмическом рисунке

3 балла – правильное повторение 2-4 тактов с использованием четвертей, восьмых, пунктирного ритма в повторяющемся ритмическом рисунке

2 балла – правильное повторение 2-4 тактов с использованием четвертей, восьмых в неповторяющемся ритмическом рисунке

1 балл – правильное повторение 2-4 тактов с использованием четвертей и восьмых в повторяющемся ритмическом рисунке

Задание позволяет выявить уровень развития чувства ритма и ритм.памяти                  



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ТЕМЕ:

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА» 2-4 КЛАССЫ

2КЛАСС

1ЧЕТВЕРТЬ

  1. Дети должны освоить представление о движении мелодии вверх, вниз, на одной высоте, уметь сравнивать два звука по высоте при постепенном сближении звуков до терции, секунды.
  2. Познакомиться с нисходящей интонацией малой терции. Уметь петь ее, путешествуя по музыкальной лесенке, показывая ручными знаками ступени.
  3. Начать освоение нотной записи на нотном стане.
  4. Учащиеся приступают к освоению алгоритма сольфеджирования, начинают сольфеджировать простейшие попевки, построенные на одной и двух ступенях лада, а затем разучивают их с текстом и используют на последующих уроках как распевания.
  5. Дети начинают освоение понятия ритм. Учитель знакомит с соотношением четверти и двух восьмых и со слоговыми названиями (та), (ти-ти). Дети учатся отхлопывать простейший ритмический рисунок, осваивают понятие о звуках высоких, а затем средних и значение термина мелодия.

2 ЧЕТВЕРТЬ

  1. Дети продолжают осваивать в процессе музыкальной деятельности метр, ритм, определяют на слух различные регистры, учатся следить за движением мелодии, показывать движение мелодии в процессе высотного тактирования.
  2. Понимают графическую запись звуковысотности на доске.
  3. Разучивают песни, путешествуя по музыкальной лесенке, используя кисть руки как нотный стан и показывают на ней простейшие интонации.
  4. Сольфеджируют попевки на основе интонации 5-3 ступеней.
  5. Умеют читать запись этой интонации на полном нотном стане.
  6. Знают ритмослоги, включающие различные сочетания четверти и двух восьмых.
  7. Знакомятся с тембром ксилофона, со звучанием симфонического оркестра.

3 ЧЕТВЕРТЬ

  1. Продолжать освоение регистра, темпа, динамики.
  2. продолжается освоение круга интонаций, связанных с 5 и 3 ступенями лада.
  3. Развивать навык сольфеджирования .
  4. Знакомство с половинной нотой.
  5. Освоение первичных жанров.

4 ЧЕТВЕРТЬ

 Повторение и закрепление пройденного материала в течение учебного года.

          Дети должны уметь:

  1. Сольфеджировать в объеме 5-3 ступеней, с простейшим ритмом.
  2. Читать нотную запись этой интонации.
  3. Знать длительности: половинная, четверть, восьмая.
  4. Познакомиться с четвертной паузой.
  5. Различать на слух регистры, уметь определить направление движения мелодии, показать его рукой, уметь сравнивать два звука по высоте.
  6. Уметь прохлопать ритм песенки, попевки.
  7. Слышать фразу, уметь показать ее рукой.
  8. Определять на слух изменения темпа, динамики.
  9. Определять тембры инструментов, звучащих на уроках в течении учебного года.
  10. Различать на слух первичные жанры.

3 КЛАСС

1 ЧЕТВЕРТЬ

  1. Познакомить с понятием интонация, вначале в узком значении – как наименьшей содержательной частицы музыки.
  2.  Продолжать осваивать различные виды направления мелодии: вверх, вниз, на одной высоте.
  3. Ввести понятие регистр. Учить понимать и употреблять этот термин. Использовать игры на определение регистра. Учить детей слышать одновременное звучание двух разных регистров, двух мелодий, что создает основу для восприятия полифонии.

2 ЧЕТВЕРТЬ

  1. Продолжать учиться отличать на слух при сравнении один и много звуков.
  2. Учить отличать на слух поступенное и скачкообразное движение.
  3. Знакомимся с явлением лада: определение мажорного и минорного лада на слух.
  4. Закрепляем знание нот и их расположение на нотоносце, скрипичный ключ.
  5. Продолжаем сольфеджировать в объеме изученных интонаций и ритмослогов.

3 ЧЕТВЕРТЬ

  1. В области метро-ритма параллельно осваиваются два понятия: метр и ритм. Термин метр заменяется словом пульс и осваивается детьми постепенно через различные виды музыкального движения. Формированию ощущения метрической пульсации уделяется очень серьезное внимание.
  2. На основе ощущения метрической пульсации вводится понятие темп.
  3. Продолжать сольфеджировать в объеме изученных интонаций и ритмослогов.

4 ЧЕТВЕРТЬ

  1. Дети должны освоить понятие мелодия как последовательное, осмысленное движение нескольких звуков, как синтез нескольких интонаций, выражающий законченную музыкальную мысль.
  2. Закрепляем знание длительностей нот.
  3. вводим понятие динамика и динамические оттенки. Сначала дети знакомятся с динамическими изменениями в самом общем виде в процессе игры (тихо – громко), а затем осваивают термины форте и пиано и закрепляют знания в процессе «Игры в прятки».

4КЛАСС

  1. Дальнейшее освоение детьми понятия интонация.
  2. Закрепляются понятия мелодия и различные виды движения мелодии. Дети учатся дальнейшему использованию различных видов графической записи звуковысотности, особенно кисти рук.
  3. Закрепляется понятие регистр. Проводить музыкальные игры, связанные с закреплением этого понятия на более сложном музыкальном материале, отражающем изменения регистра, в течении всего учебного года.
  4. Учащиеся должны уже знать термины мажор и минор, понимать их и пользоваться ими  в процессе анализа звучащей музыки.
  5. Продолжается работа по дальнейшему освоению лада.
  6. Сольфеджирование проводится на доступных фрагментах песен, всех предлагаемых детям попевок и упражнений.
  7. Закрепление представлений о различных динамических изменениях в музыке. Овладение понятиями форте, пиано, меццо-форте, меццо-пиано, фортиссимо, пианиссимо, крещендо, деминуэндо. Умение слышать динамические изменения в прослушиваемых произведениях.
  8. Учитель развивает в детях умение слышать в музыкальных произведениях, прослушиваемых на уроке музыки и вне его, знакомые элементы музыкальной речи, умение следить за их изменением, то есть применять на практике свою музыкальную грамотность.

Вся работа по освоению музыкальной грамотности опирается на музыкальн-художественные впечатления, на основе накопления которых происходит осознание и понимание элементов музыкального языка, выразительных средств музыки. Вначале учащиеся слушают, наблюдают, затем осознают, понимают и называют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Игровые технологии в начальной школе, как средство развития личности младших школьников"

Наряду с трудом и ученьем, игра - один из основных видов деятельности человека. А.С.Макаренко считал, что "... ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Вся его жизнь - это игра"...

Проект «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения»

Проект можен быть использован учителями английского языка как методическое пособие при работе с детьми с ОВЗ....

Проект логопедического занятия на тему «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи младших школьников через ознакомление с народным творчеством»

Проект логопедического занятия на тему «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи младших школьников через ознакомление с народным творчеством»...

"ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Театрализованная деятельность помогает активизировать многие психические функции человека: мышление, внимание, память, речь и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной ...

Методическая разработка " Иноязычная культура как средство развития личности младшего школьника"

Включение иностранного языка в программу младшей школы- своеобразный заказ общества и необходимость...