Программа развития дополнительного образования
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме

Чернов Герман Геральдович

 

Одна из главных задач в сфере дополнительного образования при переходе на ФГОС - доступность образовательных услуг.

Важнейшей составляющей образовательного пространства   является дополнительное образование детей. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, создаёт условия для развития креативности и индивидуальности, осуществляет профилактику  безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc92.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В МКОУ «Поселковая СОШ» разработана программа дополнительного образования.

Одна из главных задач в сфере дополнительного образования при переходе на ФГОС - доступность образовательных услуг.

Важнейшей составляющей образовательного пространства   является дополнительное образование детей. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, создаёт условия для развития креативности и индивидуальности, осуществляет профилактику  безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде. 

Данная программа отвечает позитивным изменениям, направленным на реализацию прав ребенка, улучшение положения детей, социально-экономическую защищенность семьи; повышению эффективности профилактики асоциальных проявлений среди детей и подростков, развитию индивидуальных креативных способностей обучающихся и формированию здорового образа жизни.

Нормативное обеспечение программы.

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
  • Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»;
  • Устав МКОУ  Поселковой средней общеобразовательной школы.

Методической основой  программы

является  совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых на основе  принципов построения основного общего среднего образования. Рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, энциклопедии и методические рекомендации, дидактические материалы и  мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.) эффективно дополняют Интернет-поддержку и другие ресурсы в реализации  программы дополнительного образования.

Основные концептуальные положения программы

Основное значение дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности.

Дополнительное образование – практико-ориентированная форма организации культурно-созидательной деятельности ребенка.

Дополнительное образование – дополнительность, непрерывность, системность в образовательной системе.

Дополнительное образование – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.

Цели и задачи дополнительного образования

      Развитие системы воспитания, дополнительного образования детей, поддержки способной и талантливой молодёжи.
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в части поддержки способной и талантливой молодёжи Воронежской области.

Возраст участников:11-17 лет
Программа рассчитана на 1 год

  • - реализация потребностей и интересов детей;
  • - осуществление личностно-ориентированного подхода к ребенку;
  • - развитие совместной творческой деятельности;
  • - выявление позитивных изменений, направленных на реализацию прав ребенка, улучшение положения детей, социально-экономическая защищенность семьи;
  • - повышение эффективности профилактики асоциальных проявлений среди детей и подростков, формирование здорового образа жизни.
  • - создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области;
  • - многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
  • - признание за ребенком права на свободу и ошибку в выборе, прав на пересмотр возможностей в саморегуляции.

Дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно социально востребовано.

Системой дополнительного образования в МКОУ «Поселковая  СОШ» охвачено 69 % учащихся.

  • Дополнительное образование детей осуществляется круглогодично, как в учебное, так и в каникулярное время. Дополнительное образование проходит в максимально комфортных условиях для развития личности.
  • В школе имеются современные кабинеты музыки, ИЗО и спортивный зал.

Основные задачи и содержание работы в школе по реализации программы
 Школа ставит перед собой следующие задачи:

  • выявление, развитие и реализация способностей каждого ученика;
  • формирование мыслящей. духовно богатой, свободной, физически здоровой личности, обладающей широкими и прочными знаниями, духовно - нравственной, ориентированной на самостоятельную жизнь.
    Эта цель реализуется на основе дополнительных программ в образовательном процессе имеющих социальную, культурологическую,профессиональную,здоровьесберегающую и досуговую направленность, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, а также диагностики уровня усвоения знаний обучающимися, их умений и навыков.
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Выбор компонентов системы дополнительного образования по предмету в образовательных областях зависит от того, какие направления учебно-воспитательного процесса в школе приняты в качестве приоритетных и особо значимых. В МКОУ «Поселковая СОШ»  они представлены следующими векторами:

  • Вектор 1. Дополнительная учебная деятельность, связанная  с желанием обучающихся углубить свои знания в каком-либо (по их выбору) предмете учебного плана. Это факультативы.
  • Вектор 2. Варианты занятий по интересам, представленных разнообразными кружками, студиями и спортивными секциями, задачей которых является обретение учащимися индивидуального опыта в разнообразных видах деятельности и развитие этого опыта в ведущей учебной деятельности.
  • Вектор 3. создание условий для непрерывного восходящего развития творческого потенциала учащихся.
  • Вектор 4. Расширение границ самой школы через взаимодействие с учреждениями культуры и с другими образовательными и научными учреждениями.

Все вышеназванные 5 стратегических направлений развития образовательного процесса существенно влияют на содержание и организацию современного образовательного процесса, выводя современную российскую школу на обучение по-новому.

Стратегия развития школы в рамках  программы дополнительного образования

Ресурсы, необходимые для развития программы:

  • готовность персонала, родителей, учеников к участию в программе, профессиональная компетентность учителей, ресурс власти, ресурс времени, информационные ресурсы, финансовые  и материальнотехнические;
  • создание условий для самореализации и социализации учащихся;
  • создание условий для развития у учащихся духовности, культуры, гражданской ответственности, правового самосознания;
  • социальное партнерство с семьями учащихся;

Опирается на принципы:

  • Актуальности.
  • Личностно-деятельностного подхода.
  • Креативности.
  • Сотрудничества.
  • Диалогичности.
  • Историко - культурологического подхода.

Достигается через средства:

  • Концептуальное осмысление воспитательной работы.
  • Создание  программ воспитательной работы.
  • Оптимизация самоуправления и соуправления.
  • Социальное партнерство.

Приводит к результату:

  • Повышение внутренней мотивации учащихся к воспитательным мероприятиям.
  • Воспитанию личности, способной к самоопределению и саморазвитию.
  • Повышению профессионального мастерства классных руководителей и воспитателей.

Участие родителей и общественности в реализации программы

(перспективный план работы на 2011- 2012 уч. год)

Направления работы

Содержание

Срок

Ответственные

Привлечение родителей, семей к проблемам ОУ.

Организация участия в мероприятиях:

– Планирование работы родкомитета на 2011-2012 учебный план;
– Неделя матери;
– Неделя родителей: «День открытых дверей», посещение уроков,
– Организация родителями новогоднего вечера: постановка сказок,
– Неделя мальчиков «А ну-ка, парни!»;
– Неделя девушек «А ну-ка, девушки!»;

– Неделя семьи и детства: выход на природу всей школой «Вокруг костра»;
– Спонсорство родителей в школьных мероприятиях;



сентябрь
октябрь
январь
декабрь

февраль
март
апрель
май
в течение года



Родком, 
Родком, 
Родком, кл.рук.
Родком, кл.рук.,

Родком, Учителя ИЗО, музыки, родком
Совет отцов, админ. Школы
Родком, родители
Родители, учителя
Родком,  соц.педагог
Библиотекарь, родители

Оказание различной помощи семье.

1. Родительские дни по решению проблем школьной жизни;
2. Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей
3. Организация психологической помощи;

Еженедельно
По возможности
В течение года
По необходимости

Соц.педагог, родком.
Администрация, родком
Администрация соц.педагог

Повышение педагогической культуры родителей.

1. Классные тематические родительские собрания;
2. Всеобуч родителей с привлечением различных специалистов;
3. Информационно-иллюстрированные стенды;
4. Памятки, рекомендации по воспитанию детей;

4 раза в год
1 раз в полугодие
По мере возможности
По возможности

Кл. рук., соц. педагог, мед. 
работнк
соц.педагог,

Кл. рук., родительский комитет, библиотекарь

Кл. рук., родительский комитет, библиотекарь

Совместные мероприятия

1. «Праздник урожая»
2. День Матери

3. Новогодний Бал-маскарад
4. «Мама, папа и я – поющая семья»
5. «Фестиваль патриотической песни »

12. Общешкольное итоговое мероприятие

Октябрь

Ноябрь
Декабрь
Январь 
Февраль


Март

Апрель 
май

 Кл. рук., родительский комитет, библиотекарь

Администрация соц.педагог

 

Ожидаемые результаты от программы дополнительного образования

Создание информационно-насыщенной среды, способствующей получению качественного образования, соответствующего современным требованиям с учетом запросов и потребности личности

Формирование и развитие творческого потенциала личности учителя и учащегося. Рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса.

Сформированность у учащихся целостного восприятия картины окружающего мира через новые технологии и модели обучения, авторские программы, творческие проекты и элективные курсы.

Создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, развития ее способностей, мышления и деятельности.

Совершенствование системы взаимодействия всех участников образовательного процесса станет территорией высокого качества образования и воспитания.

Оптимизация системы дополнительного образования в школе

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Совершенствование нормативно -правовой и методической базы дополнительного образования школы

1 .Создание экспертно -методического совета по проблемам дополнительного образования.
2.   Разработка концепции
дополнительного образования
школы.
3.   Проведение расширенного
заседания педагогического
коллектива по теме: «Развитие
системы дополнительного
образования в школе».
4.   Разработка авторских программ
дополнительного образования.

Ноябрь
2011   г.
До 1.03
2012   г.
Апрель 2012 г.
В
течении 2011-2012 уч. года

Директор
Заместители директора
Заместитель директора по ВР
Заместитель директора по ВР, руководитель экспертно -методического совета по дополнительному образованию

Создание оптимальных условий во внеурочной деятельности для самореализации способностей и потребностей школьников.

1.Конференции, конкурсы, викторины, предметные КВН. смотры, олимпиады.
2.   Предметные недели.
3.   Дни любимого предмета.

Ежегодно
Ежегодно Ежегодно

Заместитель
директора по ВР,
руководитель
ЭМС
дополнительного
образования

Развитие устойчивой мотивации в образовательном и профессиональном самоопределении

1 .Организация проектных научно - исследовательских творческих работ детей и педагогов (участие в конференциях, защита проектов). 2.Проведение творческих

Ежегодно Ежегодно

Руководитель
ЭМС
дополнительного
образования
Заместитель

Директора по ВР

учащихся через проектный подход.

мероприятий мастерства воспитанников в рамках фестиваля «Весна».

 

Развитие интегративных связей основного и дополнительного образования

1 .Совместная подготовка и
проведение конкурсов предметных
недель.
2. Проведение общешкольного
собрания «Воспитание и развитие
учащихся в сфере их свободного
времени».

Ежегодно

Заместитель директора по ВР
Заместители директора

Развитие
творческого
содружества
учащихся и
педагогов через
практическую
деятельность
объединений
дополнительного
образования

Проведение открытых заседаний с участием учащихся занимающихся в объединениях дополнительного образования школы, по совместному планированию и обсуждению результатов работы.

Ежегодно

Руководитель
ЭМС
дополнительного
образования
заместитель
директора по ВР

Функции Дополнительного образования

1. Вместе с базовым образованием обеспечит общее развитие личности.

2. Расширит, углубит и дополнит  базовые знания учащихся.

3. Даст возможность удовлетворить интерес к какой-либо области знаний и умений, проявить себя, реализовать свой творческий потенциал в максимально комфортной обстановке.

При построении системы дополнительного образования педагогический коллектив школы исходит из:

  • потребностей, интересов, желаний учащихся и родителей;
  • современных задач и целей образования;
  • анализа образовательного пространства школы, его социума, т.е. возможностей социокультурной среды для организации дополнительного образования;
  • особенностей школы.

Перспективный план развития  дополнительного образования

В МКОУ «Поселковая СОШ» на 2011 – 2012 учебный год

I этап - подготовительный (2010-2011 учебный год)

 Аналитико – диагностическая деятельность (анкетирование и тестирование учащихся и педагогов

 Поиск новых форм и методов работы  (изучение и анализ методической литературы)

 Создание условий для внедрения новых программ ( организация комнаты детского творчества, оснащение специальным инвентарем, покупка музыкальной аппаратуры, оформление рекреации.

II этап – практический (2010 – 2012 уч.год)

 Апробация и использование новых программ по дополнительному образованию («Психея», «Весёлые нотки», «Играй, гармонь!», «Ложкари», «Фольклор», «Театр одного актера»), направленных на развитие личности ребенка, на раскрытие его индивидуальных особенностей.

 Оценка познавательных, творческих возможностей и способностей каждого ребенка и объединения в целом через различные виды деятельности (школьный смотр-конкурс «Школьная весна», ежегодные школьные выставки и смотры творчества, выходы на различные фестивали, конкурсы и соревнования районного и областного  уровней )

III этап – обобщающий ( 2010-2011 и 2011-2012 уч.год)

 Обработка и интерпретация результатов за данный период.

 Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.

 Определение перспектив и путей дальнейшего развития дополнительного образования в школе.

Разработчики программы

Творческая группа в составе администрации школы, методического совета, совета по стратегии и планированию, председателей методических объединений при участии Попечительского совета, родительской общественности, совета старшеклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Сенсорное развитие" (дополнительное образование для детей 5-6 лет)

Для детей дошкольного возраста сенсорное воспитание – это залог успешной, познавательной деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания ...

Управление профессиональной адаптацией педагогов дополнительного образования в УДОД в современных условиях развития дополнительного образования

В статье уделяется внимание вопросу управления профессиональной адаптацией педагогических работников УДОД в современных условиях развития дополнительного образования   и связанных с ним проб...

Развитие дополнительного образования как одно из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.

Интеграция  основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не до...

Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)

В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...

Функции регионального ресурсного центра развития дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в реализации стратегических направлений программы развития детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге до 2030 года

Система детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге представляет собой слаженную структуру межведомственного взаимодействия, выстроенную для популяризации и развития школьного спорта, детско-юношеског...

Условия развития центра дополнительного образования в рамках реализации Целевой модели развития дополнительного образования в Республике Адыгея.

Благодаря федеральному проекту "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"  МБУ ДО "Майкопский центр развития творчества детей и взрослых" удалось до...