Внедрение музыкального фольклора в учебный предмет "Музыка"
учебно-методический материал по музыке по теме

Булганина Ольга Яковлевна

Творческий отчёт и предоставление своего педагогического опыта на заседании методического объединения после организации кружковой работы с учащимися разных классов. Кружок под названием "Музыкальный фольклор" очень интересен детям, которые любят петь, танцевать, выступать перед зрителями.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОБУ «Есеновичская СОШ»

Тверской области Вышневолоцкого района

Творческий отчёт

Внедрение музыкального фольклора

в учебный предмет

«МУЗЫКА»

Предоставление педагогического опыта

Выполнен  учителем музыки

Второй квалификационной категории

Булганиной Ольгой Яковлевной

село Есеновичи

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение
  2. Глава 1 «Становление и образование детского музыкального слуха»
  3. Глава 2 «Особенности детского голоса»
  4. Глава 3 «Условия музыкального развития»
  5. Глава 4 «Детский музыкальный фольклор»
  6. Глава 5 «Репертуар»
  7. Глава 6 «Детские песни»
  8. Глава 7 «Хороводные песни»
  9. Глава 8 «Вокально  –  хоровая  работа»
  10. Глава 9 «Уроки на фольклорной основе»

11.Глава 10 «Из опыта обучения детей народному пению»

12.Глава 11 «Дополнение»

13. Выводы.

14. Список используемой литературы.

ВВЕДЕНИЕ

«Дверям закрытым  - грош цена,

Замку цена – копейка».

Б.Окуджава

                                                                                                               

        Есть ещё в России не во многих, но в некоторых местах: в посёлках, сёлах, деревнях – необыкновенные островки жизни, где сохранились старые крестьянские обычаи, старинные праздники, обряды и, конечно, песни.

Песни, которые дошли до наших дней с давних времён. Очевидно, они складывались, когда человек впервые начал словами передавать свои чувства и настроение, своё отношение к окружающему миру: к матери – земле, красному солнцу, голубым небесам, полям и лесам, и, конечно, самому себе.

        Песни сопровождали русского человека всю его жизнь, с рождения до самой смерти. Рождался ребёнок – начинался родильный обряд, крестили младенца- устраивался праздничный крестильный стол. Под колыбельную ребёнок засыпал. Взрослые развлекали его. Исполняя частушки, потешки, прибаутки. Ребёнок подрастал- пел игровые припевы, заклички дождю, солнцу, считалки, дразнилки. Подростком он участвовал в играх и хороводах, пел новые песни: семейные, любовные, шуточные, плясовые. Когда молодые женились – пел свадебные песни. И так во все дни.

Песни звучали и звучали, разные, сопровождаю людей во всех делах и заботах. Они помогало жить и работать, заряжали энергией. Добавляли душевных сил. Их пели до глубокой старости. И когда человек умирал, его хоронили под печальные песни – причеты. Так всю свою жизнь проживал человек на Руси под песнею. И сколько их в памяти народной. Записывают их уже 200лет. И по сию пору этот кладезь народной поэзии и музыки не иссякает.

         В далёких от города сёлах и деревнях не было школ, не было библиотек и театров. Казалось, что сельский люд не обладает духовными и художественными ценностями. Но гений народ создал свою культуру, самобытную и неповторимую. Памятью об этой культуре ещё будет воспитываться не одно поколение. Одной из основ этой культуры считается песня. Создателем песен был весь народ. Песня жила в душах людей и не исчезла. Современному человеку, не слышавшему подлинных, народных песен в живом исполнении сельских песенников, трудно по настоящему понять из значимость, оценить их красоту, почувствовать то волнение, которое испытываешь, слушая их.

Народная песня славна не только своими красивыми напевами, но и прекрасной поэзией. В слова песен народ вложил всё ведение мира и своей жизни. В одной песне могла отразиться вся необъятность мира, где личные чувства, любовь к милому другу, трагедия разлуки с ним, соотносились с образами природы, настроением, которые она напевала:

«Уж как весна – то, да весна красная,

Весна красная, да она рыболовная,

Лето тёплое да хлебородное,

Да и осень – то, осень богатая.

Осень богатая, да она ветробуйная,

Ветробуйная – да осень листопадная,

Листопадная – то осень, непрокладная…»

Многие народные песни исполняются в играх, хороводах, плясках. Это придаёт песне особую динамику и эмоциональность. Соединённая с движением, танцем, песня приобретает дополнительную окраску и расцвечивается небывалой удалью, размахом и широтой.

Исполнители народных песен имеют необыкновенный талант, музыкальную память, имея в своём репертуаре до нескольких сотен песен. И в этом репертуаре много жанров: песни детские, семейные, духовные, исторические, календарные, солдатские, игровые, плясовые, свадебные, частушки и т. д. Музыкальная талантливость русских крестьян связана со свойствами их души, с такими качествами как широта натуры, доброта, сердечность. Богатые песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, нуждаются в защите и восстановлении. Чтобы возродить песенные традиции кода позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребёнок, с его чистой душой, может освоить музыкальную культуру – песенную традицию своего народа. И здесь сразу же возникают проблем: как приобщить детей к традициям, как научить петь традиционные песни, какие им по силам, а какие нет? Одной из целей является попытка поднять интерес к более широкому использованию песенного фольклора в сфере детского музыкального образования.

        Фольклор – уникальная культура, это бесценный дар памяти поколений, копилка народных знаний о жизни, о человеке. Освоение фольклорного материала формирует представление о народном музыкально – поэтическом языке, его образно – смысловом строе. Необходимо дать детям начальное представление о фольклоре, привить бережное отношение к традициям своего и других народов. Особое внимание уделяется характерному для фольклора единству слова, напева, игры, танца. Дать самые общие представления об основных средствах выразительности родного музыкального языка.

Занятии проводятся с наполнением различными учебно – игровыми формами. Прекрасным дополнением является посещение выставок народного костюма, музеев, встречи и исполнителями народных песен. Освоенный детьми фольклорный материал служит замечательной основой для внеклассной работы: занятий кружков и студий, проведение школьных праздников, участие в конкурсах, концертах и т. д.

        Но ставится проблема внедрения музыкального фольклора в учебный предмет «Музыка». Как внести фольклорный материал в урок так, чтобы он заинтересовал детей, побудил их заниматься фольклоров дальше, развивать свои знания и умения в этой области. Для этого необходимо знать о голосовом аппарате детского возраста, о становлении детского музыкального голоса и слуха и многое другое…

 

ГЛАВА 1

Становление и образование детского музыкального слуха

         В становлении и образовании детского музыкального слуха, памяти, голоса имеет большое значение возраст детей. начиная с рождения, происходит формирование организма ребёнка, его рост, происходят изменения в психике, деятельности правого полушария мозга, ответственного за музыкальные способности. Поэтому развитие влияет на всё творчество детей и во многом на освоение и исполнение ими песенного фольклора. Чтобы узнать о творческих, музыкальных, исполнительских возможностях детей в различные возрастные периоды их жизни, следует следить, как происходит естественное формирование и развитие музыкального интонирования детей. Очень важно, чтобы детям с самого раннего возраста исполняли народные песни, и обучали их самих фольклорному интонированию, используя для этого самые простые, лёгкие для запоминания детские песенки. Это заложило бы наиболее прочный фундамент для будущего освоения детьми традиционного песенного фольклора. Ценность же всех музыкальных впечатлений первого детства состоит в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к исполнению детского фольклорного репертуара, что является новым этапом в их музыкальном и творческом развитии.

Глава 2

Особенности детского голоса

        Большое значение для правильного интонирования произведений музыкального фольклора имеет функция голосообразования и физиология детского голоса. От них зависят вокальные, исполнительские возможности и способности каждого певца, его одарённость; от них также зависит певческое дыхание, диапазон, регистр, сила, тембр, полётность и гибкость голоса. Без знаний физиологических и фокальных особенностей детского голоса педагогу сложно выявить верные регистры и примерные тоны детских голосов, непросто «поставить» певческое дыхание, достичь чёткой дикции. Ровного и лёгкого звуковедения, добиться вокального мастерства.

Известный специалист по эстетическому воспитанию детей, доктор психологических наук Н.Ветлугина сообщила результаты исследований, проведённых группой педагогов с 700 детьми, чьи голоса записывались на магнитную плёнку и сопоставлялись  по отдельным характерным признакам. Это позволило установить, что не существует границ между диапазонами голосов детей различного возраста. Менее 25% детей различных возрастов поют в одном и том же диапазоне. Прямые наблюдения и анализ записей показали, что ребёнок стремиться пропевать не весь диапазон, но лишь максимально доступные для него «удобные» ноты.

Глава 3

Условия музыкального развития

        При обучении детей народному пению для педагога большое значение имеет знание основ психологии музыкального мышления детей. Эти знания позволяют определить критерии музыкальной одарённости ребёнка, его творческих способностей, перспектива совершенствования его музыкальности, раскрытии таланта, позволяют найти индивидуальный подход к каждому ученику.

        Музыкальной одарённостью Б.М.Теплов в статье «Психология индивидуальных различий» называл «то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью». Музыкальные способности ребёнка составляют: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Признаками же музыкальности является эмоционально – чувственное переживание музыки, тонкое восприятие её.

Ещё Б.М.Теплов утверждал: «Музыкальные способности ребёнка могут существовать только в развитии, то есть осуществляться только в процессе той или иной практической деятельности».

        Так, для овладения фольклорным интонированием требуется не только одарённость, но и обладание навыками и умениями. Какую бы одарённость не имел ребёнок, но если он свои способности не развивает и не обучается определёнными в этой области навыками, он не достигнет возможных успехов  овладении исполнительским, певческим мастерством. В практике отбора детей для обучения их народному пению педагогу важно оценивать ребёнка не только по его музыкальным способностям, сколько по его задаткам к этим способностям, так как задатки в результате воспитания и обучения быстро развиваются и перерастают в умение, профессиональное мастерство.

Наличие музыкальной одарённости формирует музыкальное мышление.

Музыкальное мышление – это духовное, чувственное восприятие, ощущение звуковой мелоинформации, её оценка, появление творческого отношения к ней, а также состояние памяти и выражение своего внутреннего музыкального мира в звуках. Уровень музыкального мышления имеет определённую классификацию:

  1. Сенсорный компонент – ощущение и различие высоты, интенсивности и длительности звуков.
  2. Ретентивный – память на высоту, интенсивность и длительность звуков.
  3. Синтетический – восприятие целостных образований мотивов, тем, ритмофигур.
  4. Моторный – перенесение звукового образа на голос.
  5. Идеативный – мысленное воображение, нахождение идейного, ассоциативного содержания музыки.

Каков процесс познания песенного фольклора? Каким образом  ребёнок получает, усваивает и перерабатывает музыкальную информацию?

Известно, что определённые характеристики в способностях ребёнка воспринимать музыкальные слухи, запоминать и воспроизводить их передаются по наследству. Тем не менее, состояние нервной системы может меняться, поскольку, оно зависит о окружающей среды и воспитания.

Процесс познания – это процесс, связанный с работой мозга. Существование врождённой исходной структуры в центральной нервной системе, способствующей развитию музыкального мышления, считается первоначальной, генетически заданной стадией. Важно связь ребёнка с миром взрослых. Ведь возможность раннего проявления музыкальных способностей зависит не только от задатков ребёнка, но и от степени музыкальности того окружения, в котором проводит ребёнок первые годы. Здесь сказывается или прямая работа родителями о музыкальном развитии ребёнка или достаточное богатство музыкальных впечатлений. Ранее исполнение ребёнку произведений музыкального фольклора, обучение его народным песням создаёт талант, творческую личность. Наблюдения показывают, что в семьях, где ребёнка с первых дней его жизни укачивали под колыбельные песни, ухаживали за ним, играли, исполняли потешки, попевки, вырастали  наиболее музыкальные и одарённые дети. Главное для педагога в психологии музыкального мышления ребёнка – это то, что нужно увидеть и определить не только природные задатки к развитию музыкальных способностей, но и распознать такие качества, как одухотворённость, любовь к народной музыке. Именно эти качества в большей степени приводят детей к успехам, позволяют достичь хороших результатов.

Глава 4

Детский музыкальный фольклор

        Для того чтобы учителю музыки в школе успешно вести работу по обучению детей народному пению, ему нужно подробно знать, из каких книг и сборников черпать фольклорный материал и знания. Собирание детского музыкального фольклора в России началось позднее, чем собирание произведений взрослых исполнителей народного мастерства. Первыми в печати появились тексты детских песен. Несколько текстов колыбельных и игр со словесными приговорами можно найти в книге И.П.Сахарова «Песни русского народа», вышедшей в Санкт – Петербурге в 1839 году. 50 -60-е годы 19 века были отмечены в России общим подъёмом интереса к народной школе. Обращение к народному детскому творчеству было вызвано так же развитием сети детских садов. В 1868 году в Москве был издан сборник П.А.Бессонова  «Детские песни».  П.В.Шейн (1826-1900гг) стал первым этнографом – собирателем, который выделил детский фольклор в особый отдел и показал разнообразие его видов. Издание Шейна оказали значительное влияние на фольклористов, этнографов, музыкантов, так как показали художественные достоинства этих песен, разнообразие жанров и сюжетов. В первой четверти 20 века стали появляться издания детских народных песен, составленные более профессионально.

Более 30 лет записывал в приуральских станицах музыкальный фольклор Ф.Н.Баранов. В трёх выпусках своего издания он напечатал более 350 песен. Начиная со второй половины 20 века и до середины 70 годов, детский музыкальный фольклор оставался вне интересов музыковедов – фольклористов. Только со второй половины 70 годов появились издания, посвящённые детскому фольклору. Все они опубликованы в Москве в издательстве «Советский композитор».

        Благодаря обработкам произведений детского фольклора, сделанным известными русскими композиторами, народная детская песня становится не только предметом науки и материалом для этнографических сборников, но и занимает достойное место в процессе музыкального воспитания и образования детей, широко популяризуется в концертной эстраде.

Глава 5

 

Репертуар

        Формирование репертуара – важнейшая сторона деятельности педагога, обучающего детей народному пению. Через умело составленный репертуар народное исполнение может приобрести индивидуальный характер, свою особую манеру; репертуар также поможет успешно овладеть навыками многоголосного пения и пения без сопровождения. Для того чтобы правильно и интересно отразить культуру народного пения какой – либо местности, педагог должен изучать народное творчество. Знать говор и исполнительские традиции, участвовать в фольклорных экспедициях, поддерживать контакт с собирателями фольклора. Основа любого репертуара по обучению детей народному пению обязательно должна состоять из произведений детского музыкального фольклора, так как эти произведения хорошо знакомы детям. Репертуар могут составлять старинные песни. Практика показывает, что детям вполне доступны песни, записанные от взрослых исполнителей. В репертуаре могут быть песни любого жанра: хороводные, игровые, плясовые, шуточные, календарные, свадебные. Эмоциональный отклик у детей вызывают и скорые произведения, и спокойные напевные песни.

Глава 6

 

Детские песни

        В понятие «детские песни» или «детский музыкальный фольклор» входят произведения, созданные взрослыми для детей, также творчество самих детей. Основой напевов детских песен являются многократные повторы секундовых, терцовых, квартовых попевок. Они отражают естественные понижения и   повышения голоса, близкие разговорной речи. При обучении детей народному пению, небольшие по объёму формы детских песен (заклички,  приговорки, дразнилки, считалки) могут входить в репертуар и служить для распевания.

        Андрей – воробей, не гоняй голубей!

        Гоняй галочек из – под палочек,

        Не клюй песок, не тупи носок,

        Пригодится носок – клевать колосок!

Считалки удобны и полезны для выработки правильного дыхания, чёткого ритма, свободной артикуляции. К наиболее распространённым бытующим жанрам относятся заклички. И один из самых ценных и популярных жанров детского фольклора – это прибаутки, основное назначение которых  - развеселить, рассмешить, развлечь. Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве: «Прятки», «Салки», «Горелки» и т.д.

Глава 7

 

Хороводные песни

        Хорошо иметь в репертуаре хороводные песни, различные по типу, характеру, темпу. Водили хороводы на вольном воздухе, за околицей, на луговине. Среди хороводных напевов преобладают напевы среднего и быстрого темпа, близкие к плясовым. Основные элементы в русских хороводах: хореографический (движение участников хоровода) и драматический (разыгрывание сюжета) при обучении детей народному пению важно, чтобы дети не только научились исполнять хороводные песни, но и научились хореографическому движению, игре. Хороводные песни подходят для детей. Ведь многие песни близки по содержанию и форме музыкальным песенным припевам детских игр.

Глава 8

 

Вокально – хоровая  работа

        Необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания. Оно помогает быстрой, слуховой организации коллектива, собиранию внимания певцов, подготавливает голосовой аппарат. На занятиях навыки пения прививаются детям постепенно – от простого к сложному. Русские народные песни известны своей распевностью, мелодиями широкого дыхания. Каждому юному певцу необходимо овладеть дыханием, тренировать его на специальных упражнениях:

  1. Сделать несколько коротких вздохов, и продолжительный выдох.
  2. Сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через чуть прижатые губы медленно и равномерно выпускать воздух так, чтобы выдох был полным.
  3. Сделать умеренный вдох и на разных звуках в удобном регистре, каждую фразу пропевать на одном выдохе.

Известно, что многие народные песни можно петь только коллективно. также важный момент в народном пении «разговорность» пения. Дикция здесь должна быть чрезвычайно отчётливой.

Серьёзной певческой задачей является и выработка единой манеры пения у всех певцов хорового коллектива. Нужно научиться петь просто и естественно, звук в народной манере должен быть светлый, яркий и лёгкий. Нельзя углублять и перекрывать звук, петь резким, крикливым или глубоким звуком.

        Все вокальные навыки: дыхание, дикция, манера пения – отработанные на занятиях по певческому воспитанию, в конечном итоге и дадут результаты, которые позволят овладеть народным пением.

Глава 9

 

Уроки на фольклорной основе

        Уроки фольклора – результативная форма воспитания, развития и обучения школьников, неизменно вызывающая их глубокий интерес и большую эмоциональную отдачу.

        «Всему своё время» - метко сказано в народе. Испокон веков дети, живя в условиях культуры и впитывая её, включались в исполнение лишь того, что было им доступно. Для уроков в школе фольклорный материал отбирается тщательно, учитываются и возраст учащихся и условия его освоения. Направление и задачи педагога можно сформулировать так:  

  1. Подготовительный период – составление плана общей работы, подбор репертуара.
  2. Психологическая подготовка.
  3. Ознакомление с народной музыкой. Детский фольклор.
  4. Воспитание навыков пения без сопровождения.
  5. Музыкально – образовательная работа.
  6. Общая вокально  – хоровая работа.
  7. Показательные выступления.

На уроках большое внимание уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Они хрупкие и нежные. При этом надо приучить детей слушать и слышать окружающих. Важным путём приобщения к народной культуре является знание народного календаря. Уроки фольклора тесно связаны с годовым кругом. На уроках важно замечать приметы месяца, запоминать их старинные названия. Повторение и расширение круга знаний о календаре и народных обычаях происходят не только за счёт обновления и усложнения материала, но и за счёт привлечения к средствам выразительности песни: ритму, интонации, диалекту. На уроках важно выработать и привить детям навыки пения народной песни без сопровождения. Главное – достижение напевного звука и чистоты интонации.

        Цель музыкально – образовательной работы на уроках музыки состоит в том, чтобы поднять уровень музыкальной культуры детей. Преодолеть музыкальную неграмотность, развить сознательное отношение их к творческому процессу пения.

Методика основывается на следующих принципах:

  • Систематичность музыкального образования
  • Тесная связь с песенным репертуаром
  • Разносторонность

Большой интерес и творческий  стимул для детей – первые выступления. Это поможет детям наиболее полно раскрыть свои музыкальные и творческие способности, придаёт им уверенности, станет полезной певческой практикой, разовьёт желание к дальнейшему освоению песенного фольклора.

 Глава 10

 

Из опыта обучения детей народному пению

        Сложность обучения детей традиционным песням кроется в том, что нет методик этого обучения. Не учили в старину специально народным песням детей. Идёт поиск.

И здесь очень важны вклады традиционных певческих очагов, где ещё продолжает бытовать традиционное  искусство. Интересный и богатый опыт работы с детьми имеет известный педагог, музыкант – фольклорист, заслуженный деятель культуры Пьянкова Светлана Викторовна. Тридцать лет в Смоленске она обучает детей и молодёжь народному пению:

«У нас поёт каждый, кому есть чем петь и кому нечем петь, то есть поёт тот, у кого на первых порах голос не звучит. Я даже голос не проверяю. Пришёл – только ходи. Репетиция, тренировка  - они делают своё дело, интонация выравнивается и голос начинает звучать»

Алимова Валентина Степановна, музыкальный руководитель из Архангельской области:

«Петь и понимать традиционные песни я училась, да и сейчас учусь у народных певиц и певцов. Разучиваем песни с моего голоса. Постановкой голоса не занимаюсь. В течении работы над протяжной песней голосовые данные отлично развиваются».

        

В опыте и методах работы на фольклорной основе у многих педагогов и в музыкальных коллективах можно видеть ряд совпадений. Но главным критерием остаётся желание ребёнка исполнять народные песни. очень важно не столько научить, сколько приобщить детей к народной песне и привить им любовь к этому. Сделать так, чтобы они пели народные песни в удовольствие, в радость, стали подлинными носителями народных песенных традиций.

Глава 11

 

Дополнения

В детском фольклоре мало изучен и известен инструментальный наигрыш. Полезно интонирование детьми мелодий разучиваемых песен на свистульках и дудочках. Этот жанр можно использовать при обучении детей народному пению.

Обучение музыкальному фольклору не должно носить обособленный характер. Оно не должно быть оторвано от современной жизни. От современных ритмов и интонаций. Необходимо также изучать и авторскую музыку. Для большей наглядности можно с детьми посещать выставки народных промыслов, народной одежды, посещение этнографических музеев, устраивать встречи и исполнителями народных песен.

 Выводы:

Существенной особенностью уроков на фольклорной основе является их направленность на создание условий для формирования параметров личности. Предлагаемые уроки основываются на разветвлённом и взаимосвязанном в различных своих звеньях методе активного художественно – образного постижения мира. Такие уроки становятся уроками жизни, связывая воедино музыкальные и другие виды человеческой деятельности.

Список используемой литературы:  

1.Русский фольклор. Л.Л.Куприянова. Дрофа Москва 2001 год

2. Музыкальный фольклор. Л.Л.Куприянова, Л.В.Шамина, М. Просвещение 1992 год

3. Поют дети. Составитель Е.А.Краснопевцева, Москва «Советская Россия» 1989 год

4. Фольклорная азбука. Г.М.Науменко, Москва «Академия» 1996 год

5. На привольной стороне. Е.А.Сапогова Москва «Советская Россия» 1989 год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный фольклор - летопись Отечественной войны 1812-1814гг.

В презентации содержится информация о военных, народных песнях, созданных во время Отечественной войны 1812-1814 гг. и по окончании ее. Рассмотрены различные жанры народных песен, рсскрывающих образы ...

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор"

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор" автор (составитель) педагог дополнительного образования Шепетко Татьяна Николаевна г. Шатура Московской области...

«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"

Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского ...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области "Музыкальное искусство" ДПОП "Музыкальный фольклор"

Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программыв области "Музыкальное искусство" ДПОП  "Музыкальный фольклор"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР" ...

"Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"

      Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. А...