Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор"
рабочая программа по музыке на тему

Шепетко Татьяна Николаевна

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор" автор (составитель) педагог дополнительного образования Шепетко Татьяна Николаевна г. Шатура Московской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shatura_folkl_ispr_4_sent.doc336.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Управление образования Шатурского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»

Шатурского муниципального района Московской области

РЕКОМЕНДОВАНО                                        УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом                                            Директор центра:

Протокол №_____ от «___» ______ 20    г.                                                Т. А. Уколова

                                                                                                от                       20    г.

Дополнительная образовательная программа

творческого объединения «Музыкальный фольклор»

Художественно-эстетической направленности

Возраст обучающихся от 5 до 13 лет

Срок реализации программы 3 года

Автор (составитель):

Шепетко Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного образования

г. Шатура 2012

Пояснительная записка

Фольклор уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о Красоте и Любви, об извечных проблемах борьбы Добра и Зла. По своей сути эти знания являются универсальным, незыблемым стержнем общих законов сохранения и продления жизни на Земле. Они содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно-эстетические ценности, и на их основе непрерывно созидать новые.

Актуальность. Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика – всё это способствует воспитанию чувства осознания Красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов. Освоение фольклорного материала формирует представления воспитанников о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления детей. Естественность звуковой палитры народных попевок даёт возможность достаточно быстро наладить координацию голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, чётком, эмоционально ярком произнесении и пропевании музыкально-поэтических текстов развивают голос. Повышают речевую и певческую культуру, постепенно формируют культуру чувств. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют точнее передать и в конечном счёте освоить национальный характер самовыражения.

В современных условиях жизни основное время дети проводят среди сверстников и за компьютерными играми. Уходит из жизни детей «живой» фольклор, передаваемый «из уст в уста»: колыбельные, «сказки на ночь», традиционные детские игры, особенно необходимые для полноценного и разностороннего развития личности ребёнка.

К изучению традиционной народной культуры в рамках программы «Музыкальный фольклор» применяется комплексный подход, который позволяет выявить неразрывное единство всех её составляющих:

  1. комплекс мировоззренческих понятий и представлений русского народа;
  2. духовно-нравственные ценности, народные идеалы;
  3. опыт традиционного воспитания и народную этику;
  4. народно-прикладное искусство (традиционный костюм, народная игрушка);
  5. систему празднично-обрядовой деятельности;
  6. фольклорно-этнографические тексты.

Содержание учебного курса максимально приближено к реальной жизни – определяется годовым календарным кругом, который не только диктует человеку вид занятий в тот или иной календарный период, но и связан с биологическими процессами, изменениями, происходящими в каждом живом организме при смене времён года.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и является образовательной в области «Искусство». Основывается на совокупности учебных программ по предметам: «Народный календарь» (К.В. Орлова, О.А. Федотовская), «Народные игры» (О.А. Федотовская), «Народная игрушка» (О.А. Федотовская), «Фольклор и этнография» (С.В. Балуевская, О.А. Федотовская), «Народная хореография» (О.А. Федотовская), «Класс фольклорного ансамбля» (О.А. Федотовская).

Новизна настоящей программы состоит в концептуальном подходе к охвату осваиваемых дисциплин, разработке тем занятий и подборе репертуара. В течение трёх лет дети изучают и проживают одни и те же праздники народного календаря и соответствующий им материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.

Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой.

Цель программы – художественно-эстетическое развитие детей средствами традиционной народной культуры.

Для достижения поставленной цели решается ряд задач воспитательной, образовательной и развивающей направленности.

Воспитательная задача – воспитывать основные нравственные черты: уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми, доброжелательность, вежливость и культуру поведения.

Образовательная задача – знакомить обучающихся с основными календарными, семейно-бытовыми обрядами и праздниками; разучивать музыкально-поэтические тексты; способствовать формированию у обучающихся знаний основ народной традиционной культуры.

Развивающая задача – развивать личность ребёнка многогранно (память, внимание, речь, моторика и координация движений, коммуникативные навыки; музыкальное, образное, творческое развитие).

Определение цели, задач и содержания изучаемого курса по данной программе строится на основе следующих важнейших принципов:

  1. учёт возрастных психолого-физиологических особенностей детей;
  2. доступности;
  3. межпредметных связей;
  4. наглядности;
  5. системности и преемственности, обеспечивающей взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, определяющей соблюдение установок «от простого – к сложному», «от частного – к общему»;
  6. дифференциации и индивидуализации, предусматривающих создание условий для максимального развития способностей и задатков каждого ребёнка, предполагающих реализацию индивидуальности воспитанников.

Срок реализации программы три года. Продолжительность занятия 2 часа. Периодичность - 2 раза в неделю. Количество часов в неделю - 4 часа. Количество часов в год - 144 часа.

Возраст обучающихся от 5 до 13 лет.

Возрастной диапазон требует деления на три группы:

  1. первая включает детей дошкольного возраста (от 5 до 7 лет);
  2. вторая – детей младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет);
  3. третья – детей младшего подросткового возраста (от 10 до 13 лет).

В группу первого года обучения принимаются все желающие по заявлению родителей, специального отбора не производится. Оптимальное число обучающихся в группе не должно превышать 15 человек. Такой состав позволяет обратить внимание как на всю группу в целом, на каждого участника в отдельности, так и на работу отдельными мини группами. Программой предусматривается свободная, открытая и гибкая система добора в группы не только первого и второго годов, но и третьего года обучения на основе диагностики способностей детей.

Психолого-педагогические особенности развития детей, участвующих в реализации программы.

Дошкольный возраст (5-7 лет)

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. В игровой деятельности ярко проявляются взаимоотношения детей. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. Основные достижения дошкольного возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, обладают высоким уровнем по знавательного и личностного развития.

Младший школьный  возраст (7-10 лет)

Восприятие

Наиболее типичной чертой восприятия учащихся 1-го и отчасти 2-го класса является его малая дифференцированность. Начиная со 2-го класса, у школьников процесс восприятия понемногу усложняется, все в большей степени в нем начинает преобладать анализ. В отдельных случаях восприятие приобретает характер наблюдения. Дети замечают в предметах не главное, важное, существенное, а то, что ярко выделяется.

При запоминании словесного материала на всем протяжении младшего возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия.

Младшие школьники не умеют еще в должной степени управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет.

Память

Благодаря учебной деятельности интенсивно развиваются все процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение информации. А также — все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Соответственно активно формируется произвольное запоминание. Важным становится не только то, что запомнить, но и как запомнить.

Возникает необходимость освоения специальных целенаправленных действий по запоминанию — усвоение мнемотехнических приемов.

Недостаточно развит самоконтроль при заучивании. Младший школьник не умеет проверить себя. Иногда не отдает себе отчета в том, выучил заданное или нет.

Мышление

В младшем школьном возрасте основной вид мышления — наглядно-образное. Специфика данного вида мышления заключается в том, что решение любой задачи происходит в результате внутренних действий с образами.

Формируются элементы понятийного мышления и мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, группировка, классификация, абстрагирование, которые необходимы для соответствующей переработки теоретического содержания. Мышление в понятиях нуждается в помощи представлений и на них строится. Чем точнее и шире круг представлений, тем полнее и глубже строящиеся на их основе понятия.

Важнейшей особенностью мышления является возникновение системы понятий, в которой ясно разделены и соотнесены друг с другом более общие и более частные понятия.

Воображение

1. Учебная деятельность способствует активному развитию воображения как воссоздающего, так и творческого. Развитие воображения идет в следующих направлениях:

- увеличивается разнообразие сюжетов;

- преобразуются качества и отдельные стороны предметов и персонажей;

- создаются новые образы;

- появляется способность предвосхищать последовательные моменты преобразования одного состояния в другое;

- появляется способность управления сюжетом.

2. Формируется произвольность воображения.

Воображение развивается в условиях осуществления специальной деятельности: сочинение рассказов, сказок, стихов, историй.

3. Развитие воображения ребенка дает новые возможности:

- позволяет выйти за пределы практического личного опыта;

- преодолевать нормативность социального пространства;

- активизирует развитие качеств личности;

- стимулирует развитие образно-знаковых систем.

4. Воображение имеет и терапевтический эффект, когда ребенок может себе позволить быть в своей фантазии кем и каким хочет и иметь то, что хочет. С другой стороны, воображение может увести ребенка от реальности, создавая навязчивые образы.

Внимание

В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание.

Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Реакция на все новое, яркое необычно сильна в этом возрасте. Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Объем внимания младшего школьника меньше (4— 6 объектов), чем у взрослого человека (6—8 объектов), распределение внимания — слабее. Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. Одной из особенностей внимания, которую также необходимо учитывать, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.

Младший подростковый возраст (10-13 лет)

В данном возрасте характерно открытие своего «Я», осознание своей
индивидуальности. Подростки стремятся занять уважаемое положение среди сверстников.

Внимание и память

В младшем подростковом возрасте нарастает умение организовывать и контролировать своё внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Раз витее внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой – обилие впечатлений, переживаний. Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. В подростко вом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к
смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается
мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает на опосредованиях уже присвоенных знаковых систем, прежде всего речи. Именно в подростковом возрасте кривая утомляемости резко повышается, особенно в 13-14 и в 16 лет.
Мышление

В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка.

Развивается способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенность мыслительной деятельности подростка – способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.

В интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач. Данный возраст рассматривается как сензитивный период для развития творческого мышления.

Условия реализации программы

Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, межгрупповые.

По способу организации занятий можно выделить следующие:

  1. тематические (традиционные) занятия;
  2. комбинированные занятия;
  3. занятия – театрализованные представления;
  4. репетиции;
  5. праздники (вечоры), по возможности вместе с родителями;
  6. экскурсии (выставки, музеи);
  7. творческие встречи;
  8. участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

Структурные компоненты тематического (традиционного) занятия:

  1. Беседа по изучаемой теме;
  2. Творческое задание (музыкальное или по художественно-прикладному творчеству), отражающее смысл основной тематики;
  3. Ритмические упражнения, выполняемые руками и/или ногами (в зависимости от используемого репертуара);
  4. Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой (приведение дыхательного аппарата в рабочее состояние, для готовности пения «на опоре»);
  5. Дикционные упражнения (скороговорки);
  6. Распевание (настройка общего звучания по интонированию, тембру, характеру и темпу);
  7. Разучивание, повторение, исполнение музыкального материала;
  8. Подведение итогов, обобщение.

Очерёдность видов деятельности может меняться в зависимости от тематики и поставленных задач на учебном занятии.

Оценка уровня обученности осуществляется посредством проведения диагностики. При этом используются следующие формы проведения диагностики:

- творческие зачёты;

- тестирование;

- анкетирование;

- отчетные концерты.

Оценка результатов воспитания определяется посредством диагностики уровня сформированности качеств личности. За основу взята методика  профессора Красноярского государственного университета автора М.И. Шиловой «Минимальная диагностическая программа изучения уровня проявления воспитанности».

Участники реализации программы: педагог – обучающиеся – родители.

Обязательным для всех является участие в праздниках и вечёрках, которые наполняются традиционным содержанием и проводятся в строго определённые сроки (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Масленица, Пасха и др.). Здесь происходит практическая реализация и закрепление полученных на занятиях знаний. Важно то, что таким образом дети участвуют в сохранении и восстановлении народных обычаев и праздников, становятся носителями своей родной культуры. Родители также принимают непосредственное участие и в подготовке: шьют народные костюмы, готовят традиционные угощения для чаепитий и атрибуты праздника. Также с родителями осуществляется постоянный контакт на родительских собраниях и индивидуальных консультациях говорится о проблемах воспитания, не переводя разговор на личность ребенка, чтобы не обидеть и не оттолкнуть родителей, а помочь взглянуть на проблемы как бы со стороны. Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит поддержке и развитию эмоциональной и духовной близости.

Примерный учебно-тематический план

Первый год обучения

Цель: ознакомить с народным календарём, дать элементарные навыки образования по фольклору.

Задачи:

- воспитательная: воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам, доброжелательность, вежливость и культуру поведения; привитие уважительного отношения к народным традициям своего народа.

- образовательная: выявить индивидуальные особенности ребенка; показать результат ближней и дальней перспективы; освоить репертуар, предусмотренный программой.

- развивающая: развить интерес к народным традициям; развить и закрепить мотивацию к заинтересовавшей деятельности.

п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Груп-

повые

Индиви-

дуальные

1.

Вводное занятие

2

2

-

-

2.

«Осень, осень, гости недель восемь»

24

6

16

2

3.

«Зазимье пришло, засидки принесло»

22

6

14

2

4.

Подготовка к зимним Святкам

18

4

12

2

5.

«Зимняя сказка»

14

8

4

2

6.

«А мы Масленку дожидали»

14

4

8

2

7.

Великий Пост. Подготовка к Пасхе

22

6

14

2

8.

«Весна красна, тёплое летечко»

14

2

10

2

9.

Экскурсии, творческие встречи

8

-

8

-

10.

Диагностика ЗУН

4

-

2

2

11.

Итоговое занятие

2

-

2

-

ИТОГО:

144

38

90

16

Содержание программы

Первый год обучения

Вводное занятие

Теория: правила поведения в кабинете и Центре. Режим работы. Ознакомление с программой трёх лет обучения. Правила по охране труда и технике безопасности. Знакомство с историей предмета.

Практика: знакомство с детьми и детей друг с другом (игры с названием имени).

Тема 1. «Осень, осень, гости недель восемь» 

Теория: Осенние праздники народного календаря:

- Семён-летопроводец 14 сентября;

- Покров Пресвятой Богородицы 14 октября. Переход от осени к зиме. Взаимосвязь природы и человека.

Пословицы и загадки о хлебе, урожае, осени.

Практика: Открытое занятие для родителей «Батюшка Покров, покрой земельку снежком, дом теплом, нас добром». Считалки, заклички и хороводные игры.

Тема 2. «Зазимье пришло, засидки принесло» 

Теория:

 - «На что и клад, коли в семье лад»: семейные традиции, уклад семейной жизни, рождение детей.

- «Какова пряха, такова на ней и рубаха»: женский труд и рукоделия, русский традиционный народный костюм.

- «Кузьминки – об осени поминки» 14 ноября день Кузьмы и Демьяна.

Практика: игры, пестушки, потешки, колыбельные.

Тема 3. Подготовка к зимним Святкам 

Теория:

- 25 декабря Спиридон-солнцеворот;

- 7 января Рождество Христово.  

Традиции и обычаи  этих праздников; «ряженые», колядовщики.

Практика: разучивание колядок, святочных игр, хороводов, гаданий; изготовление атрибутики, колядование по творческим объединениям Центра.

Тема 4. «Зимняя сказка» 

Теория: пословицы, загадки про зиму, снег, вьюгу, метель. Сказки о животных и волшебные сказки.

Практика: обыгрывание сказки на выбор..

Тема 5. «А мы Масленку дожидали»

Теория: название дней масленичной недели;

- 15 февраля Сретенье. Зима с весной встретится, перелом зимы.

Практика: масленичные песни, игры и хороводы. Занятие-праздник с родителями «Масленицу провожаем, Христова дня дожидаем».

Тема 6. Великий Пост. Подготовка к Пасхе 

Теория: значение Поста, особенности постового времени, постная еда, поступки хорошие и плохие (грехи), рукоделия и ремёсла.

- Середокрестье – середина поста(на четвёртой неделе Великого поста).

- 22 марта Сороки, день весеннего равноденствия. Закликание жаворонков.

- «Верба хлёст,бьёт до слёз». Вербное воскресенье и его традиции.

- Страстная седмица.

- «Дорого яичко ко Христову дню». Значение праздника Пасхи, традиции пасхального столования.

Практика: заклички, духовные стихи, Пасхальный тропарь.

Тема 7. «Весна красна, тёплое летечко» 

Теория:

- Красная горка – первый весенний праздник.

- 6 мая Егорьев день. День Георгия Победоносца. Духовные стихи о «Егории Храбром», выгон скота, начало пахоты.

- Беседа о предстоящих  летних праздниках.

Практика: весенние хороводы, игры; разучивание летних песен и хороводов. Отчётный концерт «Ой, весна-красна!».

Тема 8. Экскурсии, творческие встречи:

- занятие-экскурсия на природе в рамках раздела «Осень, осень, гости недель восемь»;

 - Шатурский краеведческий музей. Экспозиция  «Народный быт»;

- творческая встреча с фольклорным ансамблем «Цветики» (обмен опытом);

- занятие-экскурсия на природе в рамках раздела  «Весна красна, тёплое летечко».

Тема 9. Диагностика ЗУН (тестирование, анкетирование, диагностика).

Тема 10. Итоговое занятие-праздник для родителей «Потеха – делу не помеха».

Прогнозируемые результаты первого года обучения

Знания

Умения

- основные праздники народного календаря;

- несколько образцов загадок, пословиц, скороговорок, частушек, сказок,  закличек, считалок, плясовых песен

- организовать жеребьёвку и игру без помощи взрослых;

- выполнять ритмические, дикционные, дыхательные упражнения;

- слушать при пении другого поющего;

- выполнять плясовой шаг «с притопом»;

- исполнять освоенные игровые,  песенные и плясовые формы.

Примерный учебно-тематический план

Второй год обучения

Цель: сформировать у учащихся представление о традиционной народной культуре (система календарного земледельческого круга и праздников народного  календаря), основы исполнительских навыков.

Задачи:

- воспитательная: воспитывать патриотизм и уважительное отношение к традициям русского народа;

- образовательная: освоить знания по народной культуре в целом (интенсивное освоение народных традиций);

- развивающая: развивать музыкальные способности детей, исполнительскую деятельность.

Темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Групповые

Индивидуальные

1.

Вводное занятие

4

2

2

-

2.

«Осень – перемен восемь»

22

6

14

2

3.

«Зимушка-зима»

22

6

14

2

4.

«Скоро сказка сказывается…»

28

10

14

4

5.

«Дорогая наша Масленица»

14

4

8

2

6.

Великий пост. Пасха Христова.

28

10

16

2

7.

«Весна-красна, что нам принесла?»

12

2

8

2

8.

Экскурсии, творческие встречи

8

-

8

-

9.

Диагностика ЗУН

4

-

2

2

10.

Итоговое занятие

2

-

2

-

ИТОГО:

144

40

88

16

Содержание программы

Второй год обучения

Вводное занятие 

Теория: Правила поведения в кабинете и Центре. Режим работы. Ознакомление с программой  второго и третьего года обучения. Правила по охране труда и технике безопасности.

Практика: повторение изученного материала за первый год обучения. Календарный круг.

Тема 1. «Осень – перемен восемь» 

Теория: пословицы и загадки о хлебе, урожае, осени.

- Семён-летопроводец 14 сентября;

- Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября;

- Покров Пресвятой Богородицы 14 октября.

Практика: считалки, заклички и хороводные игры.

Тема 2. «Зимушка-зима»

Теория: - «Не красна изба углами, а красна пирогами»: уклад семейной жизни, семейные традиции.

- «Не скучай работой, а скучай заботой»: народные промыслы; элементы русского традиционного народного костюма, их значение и функции.

- 14 ноября день Кузьмы и Демьяна.

Практика: хороводные игры, плясовые песни. Занятие - вечерина с родителями «Кузьминки – об осени поминки».

Тема 3. «Скоро сказка сказывается…»

Теория: ознакомление с повествовательными жанрами фольклора: сказка, духовный стих, поучительная быль.

Практика: Подготовка к Святкам, колядки, обыгрывание сказки на выбор.

Тема 4. «Дорогая наша Масленица» 

Теория: название и обычаи каждого дня.

Практика: подготовка и проведение масленичной недели. Масленичные песни, игры и хороводы. Занятие-праздник с родителями «Ты прощай, прощай, Масленка».

Тема 5. Великий Пост. Пасха Христова 

Теория:  традиции Поста и празднования Пасхи, нормы и правила нравственного поведения.

- Середокрестье – середина поста (на четвёртой неделе Великого поста).

- 22 марта Сороки, день весеннего равноденствия. Закликание жаворонков.

- Вербное воскресенье и его традиции.

- Страстная седмица.

- Пасха Христова.

Практика: былины, духовные стихи, пасхальный тропарь.

Тема 6. «Весна-красна, что нам принесла?»

Теория: приметы весны, весенние праздники

- Красная горка – первый весенний праздник.

- 6 мая Егорьев день. День Георгия Победоносца. Духовные стихи о «Егории Храбром», выгон скота, начало пахоты.

- Беседа о предстоящих  летних праздниках.

Практика: весенние хороводы, игры; разучивание летних песен и хороводов. Отчётный концерт «Загануть ли семь загадок?».

Тема 7. Экскурсии, творческие встречи:

- занятие-экскурсия на природе в рамках раздела «Осень – перемен восемь»;

 - Шатурский краеведческий музей. Крестьянский зал;

- творческая встреча с фольклорным ансамблем «Цветики» (обмен опытом);

- занятие-экскурсия на природе в рамках раздела  «Весна- красна, что нам принесла?».

Тема 8. Диагностика ЗУН (тестирование, анкетирование, диагностика).

Тема 9. Итоговое занятие-праздник для родителей «Разгар весны - предлетье».

Прогнозируемые результаты второго года обучения

Знания

Умения

- знать содержание и назначение праздников народного календаря;

- большое количество загадок, пословиц, скороговорок, частушек, сказок, закличек, считалок, плясовых песен.

- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах;

- правильно петь «на опоре»;

- петь в унисон и с элементами двухголосия без сопровождения;

- исполнять более сложные игровые, песенные и плясовые формы.

Примерный учебно-тематический план

Третий год обучения

Цель: познакомить обучающихся с жанровой палитрой системы фольклора.

Задачи:

- воспитательная: воспитывать основные нравственные черты, присущие русскому народу.

- обучающая: изучить свадебные, семейно-бытовые обряды и праздники; освоение непринуждённого исполнения фольклорного материала.

- развивающая: осуществлять музыкальное, образное, творческое развитие обучающихся; развивать коммуникативные навыки.

Темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Групповые

Индивидуальные

1.

Вводное занятие

4

2

2

-

2.

«Ты загуливай, дружинушка». Традиционная русская свадьба.

40

12

24

4

3.

«Живы родители – почитай, умерли – поминай». Семейно-бытовые обряды и праздники.

22

6

14

2

4.

«Спой, баба, сказочку»

12

4

6

2

5.

«Как на масленой неделе»

12

4

6

2

6.

Великий пост. Пасха Христова.

26

8

16

2

7.

«В хороводе были мы». Летние гулянья и праздники.

14

4

8

2

8.

Экскурсии, творческие встречи

8

-

8

-

9.

Диагностика ЗУН

4

-

2

2

10.

Итоговое занятие

2

-

2

-

ИТОГО:

144

40

88

16

Содержание курса

Третий год обучения

Вводное занятие

Теория: правила поведения. Ознакомление с программой третьего года обучения. Правила по охране труда и технике безопасности

Практика: повторение изученного материала. Календарно-земледельческий круг.

Тема 1. «Ты загуливай, дружинушка». Традиционная русская свадьба.

Теория: изучение свадебного обряда: его структура, свадебные жанры фольклора.

Практика: постановка кукольной свадьбы (фрагмент обряда).

Тема 2. «Живы родители – почитай, умерли - поминай»

Теория: семейно-бытовые обряды и праздники: знакомство с рекрутскими, похоронно-поминальными, обрядами семейного столования.

Практика: плясовые песни, частушки. Занятие – вечерина с родителями «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

Тема 3. «Спой, баба, сказочку»

Теория: особенности «сказывания» сказки.

Практика: учимся сказку «сказывать». Обыгрывание сказки на выбор. Колядки, подблюдные песни. Праздничное мероприятие «Пришла Коляда накануне Рождества».

Тема 4. «Как на масленой неделе» 

Теория: Традиции и обычаи Масленицы.

Практика: масленичные песни, игры и хороводы. Праздничная вечерина.

Тема 5. Великий Пост. Пасха Христова 

Теория: традиции Поста, нормы и правила нравственного поведения.

Практика: духовные стихи, былины, поучительные были.

Тема 6. «В хороводе были мы». Летние гулянья и праздники.

Теория: Беседа о предстоящих  летних праздниках.

Практика: разучивание приуроченных к ним песен и хороводов. Отчётный концерт «Цветное коромысло над землёй повисло».

Тема 7. Экскурсии, творческие встречи 

- занятие-экскурсия на природе в рамках вводного занятия;

 - Шатурский краеведческий музей. Крестьянский зал (экспозиция «Русский традиционный народный костюм»);

- творческая встреча с фольклорным ансамблем «Раденье» (обмен опытом);

- занятие-экскурсия на природе в рамках раздела  «В хороводе были мы».

Тема 8. Диагностика ЗУН (тестирование, анкетирование, диагностика).

Тема 9. Итоговое занятие-праздник для родителей «Всякий человек у дела познаётся».

Прогнозируемые результаты третьего года обучения

Знания

Умения

- знать календарные и семейно-бытовые обряды, обычаи  и праздники; их символику;

- различные жанры фольклора и их место в традиционной культуре.

- исполнить фрагмент постановки кукольной свадьбы;

- соблюдать диалектные особенности;

- непринуждённо исполнять изученный фольклорный материал;

- использовать элементы народной культуры в повседневной жизни.


Методическое обеспечение программы

Первый год обучения

п/п

Раздел программы/

Кол-во часов

Форма организации

Форма проведения

Методы и приёмы

Форма подведения итогов по теме

1.

Вводное занятие (2)

Лекции, игровые занятия

коллективная

Словесный, наглядный, практический

Входящая диагностика

2.

«Осень, осень, гости недель восемь» (24)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, открытое занятие для родителей

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Открытое занятие для родителей

3.

«Зазимье пришло, засидки принесло» (22)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Устный опрос

4.

Подготовка к зимним Святкам (18)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, праздник

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Зачёт

5.

«Зимняя сказка» (14)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, репетиции,

театральное представление

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, объяснительно-иллюстративный, игровой,  репродуктивный

Устный опрос

6.

«А мы Масленку дожидали» (14)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, занятие-праздник с родителями

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Занятие- праздник

7.

Великий Пост. Подготовка к Пасхе (22)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Тематическая диагностика (Пасхальный кроссворд)

8.

«Весна красна, тёплое летечко» (14)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, отчётный концерт

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Тематический опрос

9.

Экскурсии, творческие встречи (8)

Экскурсии, творческие встречи

коллективная

Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Сочинение

10.

Диагностика ЗУН (4)

Контрольное занятие

Коллективная,

индивидуальная

Практический, методы контроля

устный опрос,

тестирование, анкетирование

11.

Итоговое занятие (2)

Занятие-праздник для родителей

коллективная

Практический, репродуктивный

Концерт для родителей

Второй год обучения

п/п

Раздел программы/

Кол-во часов

Форма организации

Форма проведения

Методы и приёмы

Форма подведения итогов по теме

1.

Вводное занятие (4)

Лекции, игровые занятия

коллективная

Словесный, наглядный, практический

Входящая диагностика

2.

«Осень – перемен восемь» (22)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Открытое занятие для родителей

3.

«Зимушка-зима» (22)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, занятие-вечерина с родителями

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Устный опрос

4.

«Скоро сказка сказывается…» (28)

Занятия тематические, репетиции, театральное представление

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, объяснительно-иллюстративный, игровой,  репродуктивный, частично-поисковый

Устный опрос

5.

«Дорогая наша Масленица» (14)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия,  репетиции, занятие-праздник с родителями

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Занятие- праздник

6.

Великий пост. Пасха Христова. (28)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия

Коллективная, индивидуальная групповая

Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый

Тематическая диагностика

7.

«Весна-красна, что нам принесла?» (12)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, отчётный концерт

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Тематический опрос

8.

Экскурсии, творческие встречи (8)

Экскурсии, творческие встречи

коллективная

Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Сочинение

9.

Диагностика ЗУН (4)

Контрольное занятие

Коллективная,

индивидуальная

Практический, методы контроля

устный опрос,

тестирование. анкетирование

10.

Итоговое занятие (2)

Занятие-праздник для родителей

коллективная

Практический, репродуктивный

Концерт для родителей

Третий год обучения

п/п

Раздел программы/

Кол-во часов

Форма организации

Форма проведения

Методы и приёмы

Форма подведения итогов по теме

1.

Вводное занятие (4)

Лекции, игровые занятия

коллективная

Словесный, наглядный, практический

Входящая диагностика

2.

«Ты загуливай, дружинушка». Традиционная русская свадьба (40)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, репетиции

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный

Открытое занятие для родителей

3.

«Живы родители – почитай, умерли – поминай». Семейно-бытовые обряды и праздники (22)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, занятие-вечерина с родителями

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Устный опрос

4.

«Спой, баба, сказочку» (12)

Занятия тематические, репетиции, театральное представление, праздничное мероприятие

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, объяснительно-иллюстративный, игровой,  репродуктивный, частично-поисковый

Устный опрос

5.

«Как на масленой неделе» (12)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия,  репетиции, праздничная вечерина

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Занятие- праздник

6.

Великий пост. Пасха Христова(26)

Занятия тематические, лекции, игровые занятия

Коллективная, индивидуальная групповая

Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый

Тематическая диагностика

7.

«В хороводе были мы». Летние гулянья и праздники(14)

Занятия тематические, отчётный коцерт

Коллективная, индивидуальная, групповая

Словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Тематический опрос

8.

Экскурсии, творческие встречи (8)

Экскурсии, творческие встречи

коллективная

Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Сочинение

9.

Диагностика ЗУН (4)

Контрольное занятие

Коллективная,

индивидуальная

Практический, методы контроля

устный опрос,

тестирование. анкетирование

10.

Итоговое занятие (2)

Занятие-праздник для родителей

коллективная

Практический, репродуктивный

Концерт для родителей


Методическое сопровождение программы

Программно-методическое сопровождение программы включает в себя следующее:

  1. Авторские методики:

- разработка тем программы;

- составление конспектов занятий.

  1. Диагностические материалы для проверки усвоения дополнительной образовательной программы.
  2. Образно-иллюстративный материал:

- наглядные пособия;

- тематические слайды;

- дидактический и иллюстративный материал по темам занятий.

  1. Методическая литература по предмету.
  2. Литература для детей и родителей.
  3. Дидактический материал:

- Диагностика воспитанности: минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности обучающихся в объединениях художественно-эстетического направления (возраст обучающихся 7-9 лет и 10-13 лет);

- Анкеты, тесты, кроссворды и творческие задания;

- Примерный репертуар;

- Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой;

- Работа с родителями;

- Конспекты занятий;

- Инструкции по технике безопасности.

Материально-техническое обеспечение программы

Для успешной реализации программы имеется:

- просторный кабинет;

- музыкальные инструменты: балалайка, трещотки, бубен, свистульки;

- аудио (cd) магнитофон, аудиокассеты, cd диски с записями фольклорного материала;

- dvd  проигрыватель и dvd  диски с записями фольклорного материала;

- альбомные листы и цветные карандаши, другие материалы (ткань, природные материалы) для творческих работ;

- соответствующий реквизит для проведения праздников;

- народные костюмы для выступлений.

Список  литературы

Для педагога

  1. Гилярова Н.Н. Детский фольклор Рязанской области. // Рязанский этнографический вестник. – Рязань, 1994
  2. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). – М., 1996
  3. Добрынин В.М., Бобрихин А.А. Этнокультурное образование. / Школа народной культуры. – Екатеринбург, 1999
  4. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. – М., 2003
  5. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей среднего дошкольного возраста. – М., 2006
  6. Кулёв А.В. Основы народной культуры. – Вологда, 2000
  7. Куприянова Л.В. Русский фольклор. – М., 2002
  8. На пути к возрождению: опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. – Вологда, 2001
  9.  Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1. – М., НИИ школьных технологий, 2006
  11. Федотовская О.А. Фольклорно-этнографическое направление в системе школьного образования. – Вологда, 2002
  12. Фольклорно-этнографическое отделение в музыкальной школе: практика регионального дополнительного образования детей. – Вологда, 2009

Список литературы рекомендуемой для обучающихся и родителей

  1. Золотая веточка. Книга для родителей и воспитателей  / Сост. Е.И.  Якубовская / № 1,2. – М., 1997
  2. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. – М., 2001
  3. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды / Ростов н/Д: Феникс, 2008
  4. Ланетина Л.А. Книжки для Ульянушки. – Вологда, 2009
  5. Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. – М., 1994
  6. Народный костюм Вологодской области. – Вологда, 1990
  7. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М., 2001
  8. Петрова Т.А. Про свирель, гудок и бубен: Детская энциклопедия русских народных инструментов в картинках народного быта. – Калининград, 1995
  9. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – Санкт-Петербург, 1994
  10. При солнышке тепло, при матери добро. – М., 1979
  11. Протасова Т.Н. На-ко, дитятко, поиграйся. Добрая, весёлая, ситцевая игрушка: методическое пособие по традиционной игрушке. – Вологда, 2009
  12. Святочные игрища Белозерья (Колядки. Подблюдные песни) /Сост. Алексеева М.В., Парадовская И.В. – Вологда, 1996
  13. Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М., 1995
  14. Твой русский костюм /Этноклуб «Параскева», Шангина И.И. – Санкт-Петербург, 1997
  15. Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов // Рязанский этнографический вестник. – Рязань, 2001
  16. Шашуков Н.Л. Цвет ума народного. – Сокол, 1995
  17. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М., 2004

Материалы, имеющиеся для реализации программы:

1. Диагностика воспитанности: минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности обучающихся в объединениях художественно-эстетического направления (возраст обучающихся 7-9 лет и 10-13 лет)

2. Анкеты, тесты, кроссворды и творческие задания (см. Приложение 1).

3. Примерный репертуар для освоения обучающимися.

Репертуар опубликован, см.:

  1. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). – М., 1996
  2. Г. Парадовская От Рождества до Святой Пасхи.  – М., 2002
  3. Золотая веточка. Книга для родителей и воспитателей  / Сост. Е.И.  Якубовская / № 1,2. – М., 1997
  4. Кулёв А.В. Основы народной культуры. – Вологда, 2000
  5. Святочные игрища Белозерья (Колядки. Подблюдные песни) /Сост. Алексеева М.В., Парадовская И.В. – Вологда, 1996
  6. Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М., 1994

4. Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой

См. публикацию: Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М., 2004

5. Работа с родителями (см. Приложение 2).

6. Конспекты занятий (см. Приложение 3).

7. Инструкции по технике безопасности (см. Приложение 4).

Приложение 1

Вопросы к пасхальному кроссворду

  1. Что является символом Пасхи? (Яйцо)
  2. Как называется сладкая пасхальная выпечка? (Кулич)
  3. Как называется праздник, во время которого освящаются в церкви куличи и крашенные яйца? (Пасха)
  4. Из какого молочного продукта приготовлена пасха? (Творог)
  5. Как называют человека, ведущего в церкви пасхальную службу? (Батюшка)
  6. Что звонит в пасхальные дни, создавая торжественное праздничное настроение у прихожан в церкви? (Колокола).
  1. Творческий зачёт (оцениваемые позиции):

- умение делать дыхательные упражнения;

- умение пользоваться певческим дыханием;

- умение делать ритмические упражнения;

- интонационно точное исполнение мелодии;

- умение выполнять дикционные упражнения.

Приложение 2

Работа с родителями

№ п/п

Мероприятия

Срок

Психолого- педагогическая диагностика

1.

Первичное анкетирование родителей ( личностные качества детей, склонности, одаренность и т.п.)

сентябрь

2.

Выход в школы, клубы по месту жительства с целью комплектования кружков

сентябрь

май

Участие родителей в образовательном процессе

1.

Родительское собрание по группам  «Об организации работы творческого объединения в 2011-2012  учебном году»

сентябрь

2.

Родительское собрание по теме «Твое здоровье»

декабрь

3.

Родительское собрание «Предупреждение дорожно- транспортного травматизма детей»

март

4.

Родительское собрание по итогам года

май

5.

Совместные занятия детей и родителей

в течение года

Массовые мероприятия с участием родителей

Календарные праздники :

Праздник посвящения в кружковцы

октябрь

Новогодний праздник

декабрь

Праздник Рождества

январь

Праздник Масленицы

март

Праздник «Мы расстаемся, но не навсегда

май

Праздник «День защиты детей»

июнь

День открытых дверей

сентябрь

Отчетный концерт  творческого объединения

май

Педагогическое просвещение родителей

1.

Индивидуальный прием родителей обучающихся по вопросам    организации учебно-воспитательного процесса

в течение  года

2.

Индивидуальные консультации и беседы

в течение  года

3.

Родительские собрания

в течение  года

Приложение 3

Конспекты занятий

Конспект занятия-праздника «Масленица»

Цель: воссоздать целостную картину традиционного народного празднования Масленицы.

Задачи:

- воспитательная: воспитывать у детей нравственные черты – правдивость, товарищество, доброту, культуру  поведения;

- образовательная: изучить народные традиции праздника Масленицы, показать возможные формы досуга на основе фольклорных традиций;

- развивающая: развивать творческие способности, мыслительную деятельность, быстроту реакции, воображение, артистичность.

Оборудование: две шапки, снежки, тексты загадок, таблички с названиями продуктов, балалайка, блины и сладости для чаепития.

Ход занятия

Вот и закончилась зима. Отгуляли в январе Святки, встретили Рождество, Старый Новый год, Крещение, ещё были праздники. А сейчас пришло время Масленицу встречать.

Что вы знаете о празднике Масленица? (ответы детей)

Масленицу отмечают целую неделю – с понедельника по воскресенье – и неделя называется «Масленичная». В каждый день Масленицы пекут блины и каждый день Мю недели имеет своё название:

*первый день – понедельник- «встреча». Само слово говорит за себя - Масленицу встречают. Заливают водой горки. М. называют «катальницей», потому что в этот праздник нужно кататься с гор, кататься на лошадях. А ещё звать, закликать солнышко, чтобы стало тепло, таял снег… Давайте вместе позовём солнышко

Закличка «Солнышко-вёдрышко»

*вторник – «заигрыш» - начинается веселье. Ходят друг к другу в гости, семья – к семье, родственники – к родственникам. Устраивают праздничный пир в «складчину», где каждый приносит своё угощение на общий стол (как мы с вами).

*среда – «лакомка». Также готовят всяческие лакомства, блины, пироги. Даже поговорка есть такая «Не бывает М. без блинов, как именин без пирогов». А не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать?

Докучные сказки:

  1. Жили-были два гуся… Вот и сказка вся!
  2. Пришёл медведь к броду, бултых в воду. Уж он кис, кис, кис

Уж он мок, мок, мок. Выкис, вымок, вылез, высох. Встал на колоду, бултых в воду…

  1. Плавал и плавал у плотины карась. Сказка моя уже началась…

*четверг – «широкий» (разгул) – праздник в самом разгаре. Поют, пляшут, играют. А я вам загадки загадаю.

Загадки.

Девочки наши споют частушки:

  1. Балалаечка-гитара                               4. Я  иду, они стоят,

     Утешеньице моё.                                Четыре ёлочки подряд.

     Балалайке сделать ножки,                        Ёлочка за ёлочкой,

     Балалаечка пойдёт.                                    Люблю мальчишку с чёлочкой.

  1. Я ходила на базар,                               5. Скоро Масленка проходит,

     Видела Мирона.                                Впереди Великий пост.

    У Мирона на носу                                     Сидит кошка на окошке,

    Каркала ворона.                                Вышивает себе хвост.

     3. На столе лежит арбуз,                               6. Если б не было б воды,

         На арбузе муха.                                Не было б и кружки.

         Муха злится на арбуз,                                   Если б не было девчат,

         Что не лезет в брюхо.                                   Кто бы пел частушки.

*пятница «тёщины блины» - едут в гости к тёще ( родственникам мамы, к бабушке, маминой маме). Проверим, какие хозяйки наши девочки, как помогают дома мамам. Нужны для конкурса две девочки.

Конкурс «Испеки блины» (отобрать набор продуктов, из которых затваривают тесто для блинов:

Картофель, молоко, перец, мука, блины, соль, масло, морковь, сахар, яйцо, лук ).

*суббота – «золовкины посиделки». Едут в гости к папиным родственникам. Проверим на ловкость наших мальчиков.

Конкурс «Шапочки». Выбираем двух мальчиков. Задача: сорвать шапку у своего соперника, стоя на правой ноге, левую держать рукой. Три раза.

*воскресенье – проводы Масленицы. Прощёное воскресенье.

Гуляют, поют песни, водят хороводы, веселятся. М.- проводы зимы, встреча весны. Строят снежную крепость. Делятся на две команды. Команда в крепости – зима, нападающая команда – весна. Взятие снежного городка, снежной крепости. Обязательно должна победить команда?... Весна! Проводят кулачные бои. Участвуют в них только мужчины.

Состязание «Стенка на стенку». Мальчики делятся на две команды. Зацепляемся под локти и по команде пытаемся грудью перетолкать противника на его сторону. Три попытки.

Игра в снежки типа «Взятие снежного городка». Все делимся на две команды, за 15 секунд перекидать снежки на противоположную сторону (за черту). У кого снежков осталось меньше – та команда победила.

На Масленицу  играют в «Горелки».

Вечером символично прощаются с зимой – сжигают чучело М., поют длинные лирические песни и прощальные песенки:

Поём «Масленицу провожаем»

Такие слова в песне, потому, что назавтра – с понедельника после М. начинается Великий пост. Что вы знаете про это особое время? (ответы детей)

Великий пост длится 7 недель, в это время не едят продукты животного происхождения. Но основная цель поста – думать о душе, делать добрые дела, не ругаться, не обижать  друг друга… Закончится Великий пост и будет другой великий праздник Пасха.

Когда масленичный костёр горит, кричат:

«Масленица, прощай, Христов день посылай!»

«Молоко горит, масло горит!»

«Масленица прокаталась, через год она обещалась!»

Прогорит масленичный  костёр, и все друг у друга прощенья просят, так как воскресенье называется «Прощёное»: «Прости меня, пожалуйста, если в чём виновата перед тобой». А в ответ нужно сказать: «Бог простит». И тоже попросить прощения, потом три раза поцеловаться в щёку.

Вот так и проходит масленичная неделя. Сегодня среда – «лакомка». Давайте поиграем и пойдём за праздничный стол.

Игры на выбор: «Растяпа», «Золотые ворота», «Кот и мышь», «У дядюшки Трифона».

Чаепитие с родителями.

Конспект занятия «Народные игры»

Цель: практическое обучение народным играм, правилам игры.

Задачи:

- воспитательная: воспитывать у детей нравственные черты – правдивость, товарищество, доброту, культуру  поведения;

- образовательная: разучить несколько народных игр, считалок;

- развивающая: многостороннее личностное развитие ребёнка (память, внимание, речь, моторика и координация движений, коммуникативные навыки; музыкальное, образное, творческое и т. д.)

Оборудование: необходимое количество стульев для участников игр, колечко.

Ход занятия

  1. Беседа о народных играх:

- Мы с вами сегодня разучим игры русского народа, в которые играли наши бабушки и  дедушки, прабабушки и прадедушки.

В русских народных играх существуют правила игры. Как вы думаете, каковы эти правила?

- …

- Одно из правил – выбор водящего не по назначению, а по считалке. Другое правило – лежачего не бьют. И ещё одно правило – борьба или битва до первой крови.

- Существуют различные типы игр: игры с предметами;   приуроченные к определённому этапу народного календаря (святочные,  масленичные); уличные игры и игры в помещении; ролевые игры…

2.  Разучивание поэтических текстов и напевов считалок:

«Соломинка, ярёминка», «Конь ретивый».

  1. Разучивание игры «Мигалки»: ставим стулья по кругу (по количеству вдвое меньше, чем количество игроков); распределяемся парами: один садится на стул, другой встаёт за ним; один из стульев свободен от сидящего, но стоящий за ним есть; он мигает одному из сидящих; сидящий, заметив это, перебегает к нему на свободный стул. Задача стоящего сзади – задержать руками своего убегающего.  

  1. Разучивание игры «Прянишна доска»: все сидят на стульях спина к спине, водящий ходит вокруг игроков, пока поётся песенка. Песенка закончилась, он касается коленки игрока, напротив которого остановился. Оба бегут в разные стороны(водящий – куда шёл, туда и бежит; другой – в противоположную сторону), чтобы занять освободившееся место. Кто занял, тот остаётся, кому не хватило места – тот водящий.

  1. Разучивание игры «Хороню я золото»: по считалке выбираем водящего – раздавать колечко, и того, кто смотрит – кому положили колечко. Пока поётся песенка, колечко нужно положить одному из игроков. Другой водящий наблюдает – кому положили колечко. Если угадал – он раскладывает колечко, если не угадал – водит ещё раз  (до тех пор, пока не угадает); а раскладывает тот, у кого было колечко.

  1. Подводим итог занятия: какие народные игры и считалки  разучили; повторяем поэтические и музыкальные тексты данных образцов.

Приложение 4

Инструкции по технике безопасности

  1. Инструкция по пожарной безопасности в учреждении
  2. Инструкция по оказанию первой медицинской помощи
  3. Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинете
  4. Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий (вечеров, утренников, концертов, фестивалей, конкурсов, конференций, слётов, брейн-рингов и др.)
  5. Инструкция о порядке действий персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».

В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...

Дополнительная образовательная программа творческого объединения изобразительного искусства "Разноцветная капель"

Программа составлена для практических занятий в изостудии. Программа расчитана на 4 года обучения. Включает разделы: "Рисунок", "Живопись", "Композиция"....

Творческая мастерская, дополнительная образовательная программа

Дополнительные образовательные программы самостоятельно составленные, имеют широкие спектры применения, апробированны и актуальны....

Дополнительная образовательная программа творческого объединения «ЖУРНАЛИСТИКА И ГАЗЕТНОЕ ДЕЛО»

Дополнительная образовательная программа творческого объединения «ЖУРНАЛИСТИКА И ГАЗЕТНОЕ ДЕЛО»  Для детей 11-17 лет. Составитель:  Алексей Геннадьевич ПШЕНИЧНЫЙ, педагог дополни...

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Краеведение"

Изучение истории родного края по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание духовно-нравственной культуры, а также формирование умений практического характера, что позво...

Дополнительная образовательная программа "Творческая мастерская"

Дополнительная образовательная программа "Творческая мастерская" разработана для воспитанников 7 - 18 лет, реализуется в детском доме. Сосавитель программы инструктор по труду....