Дополнительная образовательная программа творческого объединения «ЖУРНАЛИСТИКА И ГАЗЕТНОЕ ДЕЛО»
рабочая программа на тему

ПШЕНИЧНЫЙ Алексей Геннадьевич

 

 

Дополнительная образовательная программа творческого объединения «ЖУРНАЛИСТИКА И ГАЗЕТНОЕ ДЕЛО»

 

Для детей 11-17 лет. Составитель:  Алексей Геннадьевич ПШЕНИЧНЫЙ, педагог дополнительного образования.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zhurnalistika_i_gazetnoe_delo_2016-17.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 372

Московского района Санкт-Петербурга

ОБСУЖДЕНО:                                                УТВЕРЖДЕНО:

                                                                             На педагогическом совете

На педагогическом совете                                             Протокол №______

Школы № 372                                                                 Директор ГБОУ школы № 372

Протокол № ____                                                            ____________________________

«____» _____________ 20____ г.                                 «____» _________ 20_____ г.

Дополнительная образовательная

программа

творческого объединения

«ЖУРНАЛИСТИКА И ГАЗЕТНОЕ ДЕЛО»

Для детей 11-17 лет

                                                Составитель:

                                                Алексей Геннадьевич ПШЕНИЧНЫЙ,

                                                Педагог дополнительного образования

                                                ГБОУ школы №372 Московского района

                                                города Санкт-Петербурга

                                                Консультант:

                                                Наталья Сергеевна НОВОЖИЛОВА,

                                                методист ДД(Ю)Т по работе с ОДОД

Санкт-Петербург

2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность: социально - педагогическая.

 Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса. Одним из средств достижения данной цели может служить надпредметный (социальный) проект.  Данная программа по обучению теории и практике газетного дела (созданию и выпуску школьной газеты) предназначена для решения одной из приоритетных задач современной школы – развитие логического мышления, речи и самостоятельности учащихся через практическую деятельность.

Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного и профильного обучения, обладает новизной для обучающихся, создает условия для активного включения учащихся в окружающую их социальную среду.

Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Современные стандарты образования требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к  литературе и  языку  и  ценностям отечественной культуры.

Творческое объединение «Журналистика и газетное дело» даёт возможность уделять внимание развитию связной устной речи учащихся: обсуждению высказываний, рецензированию ответов.  Работа над рецензией поможет в подготовке к единому государственному экзамену.

Практическая направленность курса в том, что в жизни учащимся потребуется писать доклады, рефераты, письма, заявления, общаться с людьми. Чтобы выполнить эти задачи, необходимо дать школьникам возможность «попробовать своё перо».

Цель и задачи образовательной программы.

Цель: Изучение и использование на практике знаний и умений по выпуску печатного средства массовой информации, создание в образовательном пространстве школы условий для реализации творческих качеств личности, создание школьного печатного органа, развитие устной и письменной речи учащихся во всех областях применения.

Задачи:

Обучающие:

- изучение основ журналистского творчества;

- получение знаний и умений по созданию печатного издания;

- освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Развивающие:

- развитие умений решать проблемы действительности совместными усилиями;

- развитие творческих способностей обучающихся, их творческой индивидуальности;

- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- развитие навыков установления межпредметных связей;

- развитие навыка работы со справочной литературой.

- вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;

- развитие интереса к изучению школьных предметов: русского языка, литературы, истории, компьютерных технологий.

Воспитательные:

- создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения;

- формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

- организация диалога обучающихся со сверстниками, взрослыми;

- формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.

- развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества;

- формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

Отличительные особенности данной образовательной программы.

Программа относится к социально-педагогической направленности дополнительных образовательных программ.

На занятиях курса проводится профориентация школьников.  Содержание программы стимулирует литературное творчество, развивающее  воображение и внимание к слову, а именно:

 1) проблемное изложение теоретического материала, в частности, таких, например, вопросов, как «Жанры публицистики», «Заметка», «Репортаж», «Интервью», «Статья», «Очерк», «Рецензия» и др.;

2)  самостоятельные наблюдения учащихся над текстом с целью решения поставленных перед ними различного рода  задач, в  т. ч. и проблемного характера;

3) совершенствование рукописи с определённой точки зрения. ( Например, с т. з. раскрытия основной мысли текста или его построения. При этом используется коллективное или самостоятельное редактирование);

4) рецензирование, в т.ч.  взаимное рецензирование (устное и письменное), выполненных учащимися работ;

5) сообщения учащихся как результат проведённых наблюдений над произведением писателя, публициста;

6) устные высказывания (рассказы, отзывы, рецензии, доклады);

7) завершение каждой темы творческой работой (планы сочинений, конспекты высказываний, альманахи на определённую тему, бюллетени, стенгазеты, заметки в газете и т. п.).

Возраст детей 11-17 лет.

1год -  15 человек        

2 год -  12 человек

3 год -  10 человек

Сроки реализации 3 года

                                             1 год- 72 ч

                                             2 год-72 ч

                                             3 год- 72 ч

      Формы:

Групповые занятия предполагают:

- участие в обсуждении и решении проблемных ситуаций, выдвигаемых учителем;

- анализ устных ответов и их дополнение в процессе опроса при проверке знаний;

- сдача устных зачетов;

- выполнение тренировочных упражнений;

- выполнение заданий с использованием видеофильмов и компьютерных программ.

Режим:

2 раза в неделю по 1 часу. 72 часа в  год.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

1) к концу реализации программы обучающиеся должны владеть основными теоретическими знаниями в области печатной журналистики, а также методами практической работы, предусмотренными программой, то есть осуществлять следующие виды деятельности:

Исследовательская и собственно журналистская деятельность:

  • поиск исходных данных (сведений о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для подготовки материала, предварительное ознакомление с существующими сведениями по данной теме и определение хода дальнейшей работы над нею;
  • «полевая» работа на объекте: сбор и анализ информации, необходимой для подготовки материала (непосредственное наблюдение событий, беседы с людьми, обращение к другим источникам информации с целью изучения фактов, ситуаций, проблем);
  • формирование замысла будущей публикации, составление плана;
  • реализация профессионально-творческого замысла — непосредственное создание журналистского материала в определенном жанре с использованием необходимых средств и компонентов (иллюстративного и других материалов).

Организаторская деятельность:  (привлечение к сотрудничеству различных слоев общественности):

  • определение круга представителей общественности, которых целесообразно привлекать к подготовке публикаций и установление контактов с ними;
  • обеспечение выражения в издании мнений широких слоев аудитории по актуальным темам (проведение опросов, обсуждений и др.);

• работа с редакционной почтой и читательскими обращениями.

Редакторская деятельность: (приведение предназначенных к публикации материалов в соответствие с требованиями, нормами, принятыми в издании):

  • оценка степени готовности материала к печати;
  • редактирование, литературная правка печатного текста.

Проектная деятельность:

  • участие в разработке макета газетного номера, рубрики, авторского проекта и т. д.;
  • планирование собственной работы;
  • участие в коллективном планировании редакционной работы и анализе ее результатов (редакционные «летучки» и другие формы совместной рефлексии).

Производственно-технологическая деятельность: (макетирование издания, подготовка текстов к печати, работа с ретранслируемой информацией):

  • участие в разработке макета будущего издания;
  • подготовка текстов и иллюстраций к печати;
  • набор материала на компьютере;
  • подготовка к публикации ретранслируемой информации (получение, анализ, отбор, компоновка материалов полученных из различных источников — справочники, энциклопедии, Интернет, службы изучения общественного мнения и т. д.);
  • участие в верстке и оформлении номера;
  1. результатом освоения перечисленных видов деятельности становится выпуск газеты с использованием различных жанров, выразительных средств русского языка, фотоматериалов, иллюстраций, а также знаний, полученных в ходе обучения основам дизайна и верстки. Каждый из номеров выпускаемой газеты представляет собой отдельный проект, позволяющий проводить мониторинг полученных знаний, умений и навыков обучающихся, корректировать дальнейшую образовательную деятельность;
  2. в ходе реализации программы в рамках совместной деятельности происходит:
  • изучение и диагностика индивидуальных особенностей подростков (изучение их интересов, потребностей и т. д.);
  • предупреждение и преодоление проблем поведения и обучения;
  • преодоление мировоззренческих стереотипов;
  • развитие социальной активности и умения работать в единой творческой группе, коллективе;
  • устранение конфликтов в сфере общения со сверстниками и взрослыми (в том числе в общение с родителями);
  • поиск путей развития, творческой реализации и профессионального самоопределения подростка;
  • формирование ценностного отношения к окружающему миру и обществу;
  • социальная защита отдельных ребят и группы от проблем, которые могут иметь жизненно важное значение;

4)        высокая социальная активность выпускников детского творческого объединения (поступление на факультеты журналистики, сотрудничество с другими редакциями и общественными организациями, волонтерская деятельность);

5) повышение уровня социальной культуры подростков за счет вовлечения в процесс социального проектирования.

Формы подведения итогов.

Итоги освоения программы подводятся в форме:

Основная форма проверки – мониторинг печатного издания.

Способы проверки реализации программы заключаются в издании ученической газеты, участии в фестивалях, информационном обеспечении школьных мероприятий и т. д.

Для текущего контроля качества образовательного процесса используется тестирование, анализ творческих работ учащихся, анкеты, рефлексивный контроль (сознательный выбор жизненных целей, средств и способов их достижения, чувство ответственности за осуществленный выбор и результаты своей деятельности).

По окончании первого года обучения обучающиеся должны

знать: основы теоретического курса программы, куда входит понятие журналистики как информационно-коммуникативной деятельности, представление структуры редакции, способы сбора журналистской информации;

уметь: собирать и обрабатывать информацию, готовить устные и письменные работы, выработать навыки речевого этикета и делового общения, спонтанной речи, составления устной и письменной информации, написания корреспонденции, эссе, репортажа, интервью.

Второй год обучения предполагает закрепление знаний, умений и навыков, полученных на первом году обучения, происходит знакомство с более сложными жанрами журналистики (аналитические и художественно-публицистические жанры). Изучается структура работы редакции. Наиболее успешные обучающиеся будут проводить практические занятия в младших группах (микроуроки).

По окончании второго года обучения обучающиеся должны

знать: основы теоретического курса программы; жанровые особенности журналистских текстов; классическую форму организации редакции и редакционной деятельности; основные отличительные особенности различных жанров журналистики;

уметь: обрабатывать материалы, собирать материалы для каждого конкретного выпуска,  подбирать необходимый изобразительный материал, принимать участие в верстке издания, распространять готовое издание, выработать навыки написания материалов в различных газетных жанрах.

Третий год обучения предполагает развитие ранее приобретенных знаний, умений, навыков. Кроме того, предполагается определение специализации обучающихся.

По окончании третьего года обучения обучающиеся должны

знать: основы теоретического курса программы; все этапы создания газеты, от написания концепции до выпуска номера; жанровые особенности журналистских текстов;

уметь: готовить концепцию газеты, обрабатывать материалы, собирать материалы для каждого конкретного выпуска, совершенствовать навыки написания материалов в различных газетных жанрах, распределять публикации в газетном пространстве, подбирать необходимый изобразительный материал, принимать участие в верстке издания, распространять готовое издание среди учащихся своей школы.

Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты, городских, всероссийских конкурсах юных журналистов и газетчиков.

 «ЖУРНАЛИСТИКА И ГАЗЕТНОЕ ДЕЛО»

Перечень разделов, тем:

Основы журналистики

Основы газетного дела

Основные жанры журналистики

Журналистика в действии

Основы редактирования и подготовки материалов

Структура занятий:

1)Этап введения нового материала (лекция, беседа, сообщение, доклад, наблюдения и т.п.)

2) Упражнения-задачи для закрепления полученных знаний:

     а) задания аналитического характера, требующие ответа на вопросы  к текстам, планам, материалам;

     б) задания аналитико-синтетического характера, ставящие задачу обнаружить недочёты в материалах;

     в) задания синтетического характера,  в которых предлагается подготовить связное высказывание.


Учебно-тематический план.

Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

№№

п/п

Тема занятий

Распределение часов

Теория

Практика

Всего

1 год обучения

I Раздел. Основы журналистики

1.

Вводное занятие.Т/Б

2 ч.

2 ч.

2.

Знакомство с целями, задачами курса, формами работы.

Общее понятие о журналистике.

4 ч.

4 ч.

3.

Возникновение и развитие журналистики.

4 ч.

4 ч.

4.

Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент).

4 ч.

4 ч.

5.

2История развития местной журналистики. Печатные издания Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

4 ч.

4 ч.

8 ч.

6.

2Словарь терминов для начинающих журналистов: Атрибуция, аббревиатура, абзац, аннотация, апрош, библиография, дедукция, жанр и др.

4 ч.

4 ч.

II Раздел Основы газетного дела

7.

Словарь терминов для начинающих газетчиков:

Бордюр, буклет, верстка, виньетка, воздух, выпускающий редактор, выходные данные, вычитка, гарнитура, графика загон, заставка, заголовочный комплекс, индукция, инверсия, интерлиньяж, клише, корректура, колонка, колонтитул, композиция, курсив,  концепция,  лид,  логотип, макет, маркер, оригинал, оригинал-макет,  разворот, разрядка, респондент, рубрика, тема, тематическая (целевая) полоса, тематическая подборка, формат, «фонарь»(буквица), шапка, шрифт, экспедиция и др.

4 ч.

4 ч.

8.

Групповая работа. Выбор названия газеты, основных рубрик, распределение обязанностей, создание макета газеты. Этапы подготовки материала школьной газеты.

2 ч.

6 ч.

8 ч.

9.

Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

2 ч.

6 ч.

8 ч.

10.

Деловая игра «Редакция»

6 ч.

6 ч.

III Раздел Основные жанры журналистики

11.

Информационные жанры: хроника, информация, заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчет, опрос, пресс-релиз.

4 ч.

4 ч.

12.

Аналитические жанры: отчет, корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение,  прогноз, версия, эксперимент, письмо, рекомендация.

4 ч.

4 ч.

13.

Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, анекдот, лирика, игра.

4 ч.

4 ч.

14.

Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

8 ч.

8 ч.

Итого

42 ч

30 ч.

72 ч.

Итого за год

72 ч.

2 год обучения

IV Раздел Журналистика в действии

15.

Деловая игра  «Интервью»

Отработка навыка конструирования вопросов, развитие ассоциативного, логического мышления (отбор, сопоставление, обобщение), умение строить отношения с другими людьми. Определение собственной позиции  по отношению к окружающей реальности. Индивидуальная и групповая работа.

6 ч.

6 ч.

12 ч.

16.

Репортаж, фоторепортаж. Важнейшие особенности репортажа – динамичность и наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора. Репортаж – одушевлённая информация. Новость в движении.

4 ч.

4 ч.

8 ч.

V Раздел Основы редактирования и подготовки материалов

17.

Литературное редактирование

4 ч.

4 ч.

18.

Особенности литературного редактирования

4 ч.

4 ч.

19.

Отработка навыка конструирования вопросов, развитие ассоциативного, логического мышления (отбор, сопоставление, обобщение), умение строить отношения с другими людьми.

4 ч.

4 ч.

20.

Определение собственной позиции  по отношению к окружающей реальности.

4 ч.

4 ч.

21.

Индивидуальная и групповая работа в подготовке материалов газеты.

4 ч.

4 ч.

22.

Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

8 ч.

8 ч.

23.

Практическая работа: «структура газетного материала»

4 ч.

4 ч.

VI Раздел Корреспонденция

24.

Структура корреспонденции: постановка проблемы –  система доказательств – аргументация.

8 ч.

4 ч.

12 ч.

25.

Виды корреспонденции: информационная, аналитическая, постановочная, корреспонденция-раздумье.

8 ч.

4 ч.

12 ч.

Итого

54 ч.

18 ч.

72 ч.

Итого за год

72 ч.

3 год обучения

VII Раздел Технология верстки газеты

26.

Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

4 ч.

4 ч.

27.

Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила)

4 ч.

4 ч.

28.

Назначение заголовков. Виды заголовков. Основные требования к заголовкам. Шрифтовое их оформление. Форма заголовков и шапок. Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты. Варианты сложного оформления. Подзаголовок. Рубрика. Призыв. Эпиграф. Переносы заголовков.

4 ч.

4 ч.

29.

Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые) Абзац. Фразы. Пробельный материал. Возможности вариации шрифтов. Приемы выделения: бордюр, вводка, разрядка, подчеркивание, рамки, линейки. Гладкий, компактный наборы. Оттеночный, декоративный шрифты. «Игра шрифтов». Емкость шрифта. Контраст. Применение орнаментов и инициалов. Набор в рамке.

4 ч.

4 ч.

30.

Иллюстрации в газете. Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Фоторепортаж. Фотовернисаж. Натюрморт. Интерьер и экстерьер. Иллюстративный очерк. Карикатура. Дружеский шарж. Юмористический рисунок. Фотообвинение, фотодоказательство. Плакат. Монтаж. Диаграмма. Заставка. Орнамент, виньетка.

8 ч.

4 ч.

12 ч.

31.

Верстка газеты. Типы верстки: прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, асимметричная.

Знакомство с программами вёрстки

Программа Microsoft Word для работы с текстами статей.

8 ч.

4 ч.

12 ч.

32.

Программа CorelDraw для работы с растровыми и векторными изображениями, а также для вёрстки газеты.

 Программа Adobe Photoshop для работы с растровыми изображениями Программа Adobe InDesign для вёрстки газет

6 ч.

4 ч.

10 ч.

VIII Раздел Технологическая схема производства газеты. Предпечатная подготовка.

33.

Печатные машины в типографиях. Стереотипирование. Новые способы печати. Компьютерный способ. Использование возможностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на принтере.

6 ч.

4 ч.

10 ч.

34.

Предпечатная подготовка. Готовое в электронном виде издание проверяется на совместимость шрифтов. Текст переводится в «кривые». Прописывается макет газеты в формате PDF для работы с файлом в типографии.

4 ч.

4 ч.

8 ч.

35.

Подведение итогов. Конференция – встреча с читателями газеты

4 ч.

4 ч.

ИТОГО:

48 ч.

24 ч.

72 ч.

72 ч.


Содержание образовательной программы.

 Объединение

«Журналистика и газетное дело»

1 год обучения

I Раздел. Основы журналистики

1. Вводное занятие. Т/Б

Знакомство с целями, задачами курса, формами работы. Правила Т/Б.

Теория: - Проведение инструктажа по т/б.

Практика: - Выявление общественного мнения, чем заниматься.

2. Общее понятие о журналистике.

Теория: - Беседа на тему «Что такое журналистика».

Практика: - Сравнение печатных СМИ, выявление общих элементов.

4. Возникновение и развитие журналистики.

Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент).

Теория: - Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент).

Практика: - Анкета. Кем я себя вижу в редакции.

5. История развития местной журналистики. Печатные издания Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Теория: - Печатные издания Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Практика: - Сравнение Печатных издании Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Выявление особенностей.

6. Словарь терминов для начинающих журналистов: Атрибуция, аббревиатура, абзац, аннотация, апрош, библиография, дедукция, жанр и др.

Теория: - Атрибуция, аббревиатура, абзац, аннотация, апрош, библиография, дедукция, жанр и др.

Практика: - Составление словаря.

II Раздел Основы газетного дела

7. Словарь терминов для начинающих газетчиков:

Бордюр, буклет, верстка, виньетка, воздух, выпускающий редактор, выходные данные, вычитка, гарнитура, графика загон, заставка, заголовочный комплекс, индукция, инверсия, интерлиньяж, клише, корректура, колонка, колонтитул, композиция, курсив,  концепция,  лид,  логотип, макет, маркер, оригинал, оригинал-макет,  разворот, разрядка, респондент, рубрика, тема, тематическая (целевая) полоса, тематическая подборка, формат, «фонарь»(буквица), шапка, шрифт, экспедиция и др.

Теория: - Бордюр, буклет, верстка, виньетка, воздух, выпускающий редактор, выходные данные, вычитка, гарнитура, графика загон, заставка, заголовочный комплекс, индукция, инверсия, интерлиньяж, клише, корректура, колонка, колонтитул, композиция, курсив,  концепция,  лид,  логотип, макет, маркер, оригинал, оригинал-макет,  разворот, разрядка, респондент, рубрика, тема, тематическая (целевая) полоса, тематическая подборка, формат, «фонарь»(буквица), шапка, шрифт, экспедиция и др.

Практика: - Составление словаря.

8. Групповая работа. Выбор названия газеты, основных рубрик, распределение обязанностей, создание макета газеты. Этапы подготовки материала школьной газеты.

Теория: - Этапы подготовки газетного материала.

Практика: - Выбор названия газеты, основных рубрик, распределение обязанностей, создание макета газеты.

9. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

Теория: -

Практика: -Выпуск школьной газеты.

10. Деловая игра «Редакция»

Теория: -

Практика: - Деловая игра «Редакция».

III Раздел Основные жанры журналистики

11. Информационные жанры: хроника, информация, заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчет, опрос, пресс-релиз.

Теория: - Хроника, информация, заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчет, опрос, пресс-релиз.

Практика: - Написание сообщения в определенном жанре.

12. Аналитические жанры: отчет, корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение,  прогноз, версия, эксперимент, письмо, рекомендация.

Теория: - Отчет, корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение,  прогноз, версия, эксперимент, письмо, рекомендация.

Практика: - Составление словаря.

13. Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, анекдот, лирика, игра.

Теория: - Очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, анекдот, лирика, игра.

Практика: - Составление словаря.

14. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

Теория: -

Практика: - Выпуск школьной газеты.

2 год обучения

IV Раздел Журналистика в действии 

15. Деловая игра  «Интервью»

Отработка навыка конструирования вопросов, развитие ассоциативного, логического мышления (отбор, сопоставление, обобщение), умение строить отношения с другими людьми. Определение собственной позиции  по отношению к окружающей реальности. Индивидуальная и групповая работа.

Теория: -

Практика: - Деловая игра «Интервью».

16. Репортаж, фоторепортаж. Важнейшие особенности репортажа – динамичность и наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора. Репортаж – одушевлённая информация. Новость в движении.

Теория: - Репортаж, фоторепортаж.

Практика: - Написание репортажа, запись репортажа на видео, обсуждение.

V Раздел Основы редактирования и подготовки материалов

17. Литературное редактирование

Теория: - Литературное редактирование.

Практика: - Редактирование текста.

18. Особенности литературного редактирования

Теория: -

Практика: - Редактирование текста.

19. Отработка навыка конструирования вопросов, развитие ассоциативного, логического мышления (отбор, сопоставление, обобщение), умение строить отношения с другими людьми.

Теория: -

Практика: - Подготовка вопросов для интервью.

20. Определение собственной позиции  по отношению к окружающей реальности.

Теория: -

Практика: - Игра «Я в этом мире».

21. Индивидуальная и групповая работа в подготовке материалов газеты.

Теория: -

Практика: - Подготовка материалов школьной газеты.

22. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

Теория: -

Практика: - Подготовка материалов школьной газеты.

23. Практическая работа: «структура газетного материала»

Теория: - Структура газетного материала

Практика: - Написание газетного материала. Этапы выполнения и структура.

VI Раздел Корреспонденция

24. Структура корреспонденции: постановка проблемы –  система доказательств – аргументация.

Теория: -

Практика: - Написание газетного материала. Этапы выполнения и структура.

25. Виды корреспонденции: информационная, аналитическая, постановочная, корреспонденция-раздумье.

Теория: - Информационная, аналитическая, постановочная, корреспонденция-раздумье.

Практика: - Написание газетного материала. Этапы выполнения и структура.

3 год обучения

VII Раздел Технология верстки газеты

26. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

Теория: -

Практика: - Выпуск школьной газеты.

27. Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила)

Теория: - Макет газеты.

Практика: - Выстраивание макета школьной газеты.

28. Назначение заголовков. Виды заголовков. Основные требования к заголовкам. Шрифтовое их оформление. Форма заголовков и шапок. Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты. Варианты сложного оформления. Подзаголовок. Рубрика. Призыв. Эпиграф. Переносы заголовков.

Теория: - Газетный заголовок.

Практика: - Подбор заголовков к материалам.

29. Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые) Абзац. Фразы. Пробельный материал. Возможности вариации шрифтов. Приемы выделения: бордюр, вводка, разрядка, подчеркивание, рамки, линейки. Гладкий, компактный наборы. Оттеночный, декоративный шрифты. «Игра шрифтов». Емкость шрифта. Контраст. Применение орнаментов и инициалов. Набор в рамке.

Теория: - Абзац. Фразы. Пробельный материал. Возможности вариации шрифтов. Приемы выделения: бордюр, вводка, разрядка, подчеркивание, рамки, линейки. Гладкий, компактный наборы. Оттеночный, декоративный шрифты. «Игра шрифтов». Емкость шрифта. Контраст. Применение орнаментов и инициалов. Набор в рамке.

Практика: - Составление словаря.

30. Иллюстрации в газете. Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Фоторепортаж. Фотовернисаж. Натюрморт. Интерьер и экстерьер. Иллюстративный очерк. Карикатура. Дружеский шарж. Юмористический рисунок. Фотообвинение, фотодоказательство. Плакат. Монтаж. Диаграмма. Заставка. Орнамент, виньетка.

Теория: - Газетная иллюстрация.

Практика: - Подбор иллюстрации к газетному материалу.

31. Верстка газеты. Типы верстки: прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, асимметричная.

Знакомство с программами вёрстки

Программа Microsoft Word для работы с текстами статей

Программа CorelDraw для работы с растровыми и векторными изображениями, а также для вёрстки газеты.

Теория: -

Практика: - Верстка школьной газеты.

32. Программа Adobe Photoshop для работы с растровыми изображениями Программа Adobe InDesign для вёрстки газет.

Теория: - Программы верстки печатного издания.

Практика: - Верстка школьной газеты.

VIII Раздел Технологическая схема производства газеты. Предпечатная подготовка.

33. Печатные машины в типографиях. Стереотипирование. Новые способы печати. Компьютерный способ. Использование возможностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на принтере.

Теория: - Печатное оборудование.

Практика: - Экскурсия в типографию.

34. Предпечатная подготовка. Готовое в электронном виде издание проверяется на совместимость шрифтов. Текст переводится в «кривые». Прописывается макет газеты в формате PDF для работы с файлом в типографии.

Теория: - Предпечатная подготовка.

Практика: - Выполнение работ по предпечатной подготовке школьного издания.

35. Подведение итогов. Конференция – встреча с читателями газеты.

Теория: -

Практика: - Пресс-конференция редакции школьной газеты с читателями.

Методическое обеспечение образовательной программы.

№  п/п. Тема занятия

Формы занятий

Методы и приемы

1 год обучения

I Раздел. Основы журналистики

1. Вводное занятие.

Знакомство с целями, задачами курса, формами работы.

2. Общее понятие о журналистике.

4. Возникновение и развитие журналистики.

Основные специальности журналиста (корреспондент, репортер, комментатор, фотокорреспондент).

5. История развития местной журналистики. Печатные издания Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

6. Словарь терминов для начинающих журналистов: Атрибуция, аббревиатура, абзац, аннотация, апрош, библиография, дедукция, жанр и др.

II Раздел Основы газетного дела

7. Словарь терминов для начинающих газетчиков:

Бордюр, буклет, верстка, виньетка, воздух, выпускающий редактор, выходные данные, вычитка, гарнитура, графика загон, заставка, заголовочный комплекс, индукция, инверсия, интерлиньяж, клише, корректура, колонка, колонтитул, композиция, курсив,  концепция,  лид,  логотип, макет, маркер, оригинал, оригинал-макет,  разворот, разрядка, респондент, рубрика, тема, тематическая (целевая) полоса, тематическая подборка, формат, «фонарь»(буквица), шапка, шрифт, экспедиция и др.

8. Выбор названия газеты, основных рубрик, распределение обязанностей, создание макета газеты. Этапы подготовки материала школьной газеты.

9. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

10. Деловая игра «Редакция»

III Раздел Основные жанры журналистики

11. Информационные жанры: хроника, информация, заметка, корреспонденция, репортаж, интервью, комментарий, отчет, опрос, пресс-релиз.

12. Аналитические жанры: отчет, корреспонденция, интервью, беседа, круглый стол, комментарий, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение,  прогноз, версия, эксперимент, письмо, рекомендация.

13. Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, анекдот, лирика, игра.

14. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

2 год обучения

IV Раздел Журналистика в действии 

15. Деловая игра  «Интервью»

Отработка навыка конструирования вопросов, развитие ассоциативного, логического мышления (отбор, сопоставление, обобщение), умение строить отношения с другими людьми. Определение собственной позиции  по отношению к окружающей реальности. Индивидуальная и групповая работа.

16. Репортаж, фоторепортаж. Важнейшие особенности репортажа – динамичность и наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора. Репортаж – одушевлённая информация. Новость в движении.

V Раздел Основы редактирования и подготовки материалов

17. Литературное редактирование

18. Особенности литературного редактирования

19. Отработка навыка конструирования вопросов, развитие ассоциативного, логического мышления (отбор, сопоставление, обобщение), умение строить отношения с другими людьми.

20. Определение собственной позиции  по отношению к окружающей реальности.

21. Индивидуальная и групповая работа в подготовке материалов газеты.

22. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

23. Практическая работа: «структура газетного материала»

VI Раздел Корреспонденция

24. Структура корреспонденции: постановка проблемы –  система доказательств – аргументация.

25. Виды корреспонденции: информационная, аналитическая, постановочная, корреспонденция-раздумье.

3 год обучения

VII Раздел Технология верстки газеты

26. Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).

27. Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила)

28. Назначение заголовков. Виды заголовков. Основные требования к заголовкам. Шрифтовое их оформление. Форма заголовков и шапок. Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты. Варианты сложного оформления. Подзаголовок. Рубрика. Призыв. Эпиграф. Переносы заголовков.

29. Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые) Абзац. Фразы. Пробельный материал. Возможности вариации шрифтов. Приемы выделения: бордюр, вводка, разрядка, подчеркивание, рамки, линейки. Гладкий, компактный наборы. Оттеночный, декоративный шрифты. «Игра шрифтов». Емкость шрифта. Контраст. Применение орнаментов и инициалов. Набор в рамке.

30. Иллюстрации в газете. Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Фоторепортаж. Фотовернисаж. Натюрморт. Интерьер и экстерьер. Иллюстративный очерк. Карикатура. Дружеский шарж. Юмористический рисунок. Фотообвинение, фотодоказательство. Плакат. Монтаж. Диаграмма. Заставка. Орнамент, виньетка.

31. Верстка газеты. Типы верстки: прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, асимметричная.

Знакомство с программами вёрстки

Программа Microsoft Word для работы с текстами статей

Программа CorelDraw для работы с растровыми и векторными изображениями, а также для вёрстки газеты.

32. Программа Adobe Photoshop для работы с растровыми изображениями Программа Adobe InDesign для вёрстки газет.

VIII Раздел Технологическая схема производства газеты. Предпечатная подготовка.

33. Печатные машины в типографиях. Стереотипирование. Новые способы печати. Компьютерный способ. Использование возможностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на принтере.

34. Предпечатная подготовка. Готовое в электронном виде издание проверяется на совместимость шрифтов. Текст переводится в «кривые». Прописывается макет газеты в формате PDF для работы с файлом в типографии.

35. Подведение итогов. Конференция – встреча с читателями газеты.

лекция

лекция

Лекция

Лекция

Индивидуальная и групповая работа

Индивидуальная и групповая работа

Групповая работа. Проектирование работы

Защита проекта

Деловая игра

Анализ материалов периодической печати

Анализ материалов периодической печати

Анализ материалов периодической печати

Практикум. Защита проектов.

«Творческая комната» Практикум.

Саморедактиро-вание, взаиморедакти-роване

Тренинг

Практикум.

Практикум.

Групповая работа.

Работа  над выпуском газеты

Практическая работа

Деловая игра. Групповая работа

Групповая работа. Обзор материалов периодической печати

«Круглый стол»., Практикум.

Практикум.

Практикум.

Практикум.

Практикум.

Практикум.

Практикум.

Практикум.

Практикум.

«Круглый стол»

Словесный, наглядный

Обзор и анализ материалов периодической печати

Словесный, наглядный

Словарная работа

Подбор материалов разных жанров из периодической печати

Словесный, эвристичес-кий

Наглядные, словесные

Наглядные, словесные

Карточки с заданиями

Компьютер, сканер

Цифровая камера, компьютер

Наглядный, словесный

Анализ материалов журнала

Наглядный, словесный

Наглядный, словесный

Компьютер, сканер

Цифровая камера, компьютер

Компьютер, сканер

Цифровая камера, компьютер

Компьютер, сканер

Цифровая камера, компьютер

Словесный, наглядный

Обзор и анализ материалов периодической печати

Словесный, наглядный

Компьютер, сканер

Цифровая камера, компьютер

Словарная работа

Подбор материалов разных жанров из периодической печати

Компьютер, сканер

Цифровая камера, компьютер

Компьютер, сканер

Цифровая камера, компьютер

Компьютер, сканер

Цифровая камера, компьютер

Карточки с заданиями

Словесный, эвристичес-кий

Наглядные, словесные

Наглядные, словесные


Список использованной литературы

Литература для учителя

Богданов, Н.Г. Справочник журналиста / Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971.

Ворошилов, В.В. История журналистики России : конспекты лекций/ В.В. Ворошилов. – СПб., 2012.

Водчиц С. С. Эстетика книжных пропорций. – М., 1997. – 248 с.

Волкова В. В., Газанджиев С. Г., Галкин С. И., Ситников В. П. Дизайн газеты и журнала: учеб. пособие. – М., 2003. – 224 с.

Волкова В. В. Дизайн рекламы: учеб. пособие. – М., 1999. – 144 с.

Галкин С. И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. – М., 1984. – С. 88–151.

Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала: учеб. пособие. – М., 2005. – 214 с.

Дизайн периодических изданий / под ред. Э. А. Лазаревич. – 2004. – 152 с Журбина, Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров / Е.И. Журбина, - М., 1969.

О печати: закон РФ.

Попов, А.А. Производство и оформление газеты / А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.

Стилистика газетных жанров / под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 2001.

Табашников И. Н. Газета и дизайн. – Тюмень, 1994. – С. 8–104.

Тулупов В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. – Воронеж, 2000. – 336 с.

Тулупов В. Техника и технология СМИ. Дизайн периодических изданий: Курс лекций. – Воронеж, 2005. – 202 с.

Кричевский В. Типографика в терминах и образах. – М., 2000.

Херлберт А. Сетка. Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг. – М., 1984. – 107 с.

Хорошев, М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., - Витна;  г. Павлово, 2002.

Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр / М.И. Шостак. – М., 1997  


Литература для детей

Головин, Б.Н. Основы культуры речи. –  М.,1980

Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. –  М., 1997

Ворон Н. И., Газанджиев С. Г. и др. Местная печать Москвы и Подмосковья. – М., 2005. – 136 с.

Газетное оформление. Теория и практика моделирования. – М., 1981. – 91 с.

Глазычев В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. – М., 1970. – 192 с.

Журбина, Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. –  М., 1999

Кудрявцев А. И. Шрифт. – М., 2003. – 248 с.

Ляхов В. Н. Проблемы методики художественного конструирования книги // Книга как художественный предмет. Ч. 2. – М., 1990. – С. 239–290.

Настольная книга газетного дизайнера. М., 2011.

Оформление газет и журналов за рубежом. – М., 1978. – С. 98–146.

Оформление периодических изданий / под ред. А. П. Киселева. – М., 1988. – 160 с.

Сэндидж Ч., Фрайбргер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. – М., 1989. – С. 281–322.

Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995.

Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 2009.

Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. – СПб., 2004. – 496 с.

Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт. – М., 1985. – 256 с.


Информационная карта

 Район – Московский, С-Пб.

 ОДОД ГБОУ СОШ №372

 Направленность программы – Военно-патриотическая

Наименование программы «Журналистика и газетное дело»

Вид программы модифицированная

Уровень освоения общекультурный

Срок освоения 3 года                                 Возраст учащихся11-17 лет

Год разработки 2015                                   Дата утверждения ______________

 Ф.И.О автора-составителя – Алексей Геннадьевич ПШЕНИЧНЫЙ,

                                                Преподаватель-организатор ОБЖ

                                                ГБОУ школы №372 Московского района

                                                города Санкт-Петербурга.

Краткая аннотация программы:        

Творческое объединение «Журналистика и газетное дело» даёт возможность уделять внимание развитию связной устной речи учащихся: обсуждению высказываний, рецензированию ответов.  Работа над рецензией поможет в подготовке к единому государственному экзамену.

Практическая направленность курса в том, что в жизни учащимся потребуется писать доклады, рефераты, письма, заявления, общаться с людьми. Чтобы выполнить эти задачи, необходимо дать школьникам возможность «попробовать своё перо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"

Эта программа станет хорошим подспорьем  педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор"

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор" автор (составитель) педагог дополнительного образования Шепетко Татьяна Николаевна г. Шатура Московской области...

Дополнительная образовательная программа творческого объединения изобразительного искусства "Разноцветная капель"

Программа составлена для практических занятий в изостудии. Программа расчитана на 4 года обучения. Включает разделы: "Рисунок", "Живопись", "Композиция"....

Образовательная программа творческого объединения "Журналист" "Игровая журналистика"

Образовательная программа «Игровая журналистика» разработана для детского объединения  «Журналист» и направлена на развитие мотивации личности к познанию творчества, адаптации ребёнка к жизни в с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

направленность: научно-техническаяуровень: начального общего образованияОбъединение формируется из учащихся 6-10 летСрок реализации программы 1 год...

Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"

За период обучения  учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Краеведение"

Изучение истории родного края по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание духовно-нравственной культуры, а также формирование умений практического характера, что позво...