Образовательная программа творческого объединения "Журналист" "Игровая журналистика"
рабочая программа (8 класс) по теме

Образовательная программа «Игровая журналистика» разработана для детского объединения  «Журналист» и направлена на развитие мотивации личности к познанию творчества, адаптации ребёнка к жизни в современном обществе, на возможность самовыражения. Полученные в курсе «Игровая журналистика» знания подготовят обучающихся к восприятию и практическому применению их в окружающей  реальности, создадут основу для формирования творческой личности.

Образовательная программа является модифицированной, по уровню усвоения – углублённой и профессионально-углублённой,  относится к культурологической направленности, к образовательной области «Филология».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_zhurnalistika.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

Творческого объединения «ЖУРНАЛИСТ»

«Игровая журналистика»

А.Г.Зомарева,

педагог дополнительного образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки  за собой повести…
Владимир Шефнер

Образовательная программа «Игровая журналистика» разработана для детского объединения  «Журналист» и направлена на развитие мотивации личности к познанию творчества, адаптации ребёнка к жизни в современном обществе, на возможность самовыражения. Полученные в курсе «Игровая журналистика» знания подготовят обучающихся к восприятию и практическому применению их в окружающей  реальности, создадут основу для формирования творческой личности.

Образовательная программа является модифицированной, по уровню усвоения – углублённой и профессионально-углублённой,  относится к культурологической направленности, к образовательной области «Филология».

Актуальность программы определяется стремительным  развитием информационных технологий, овладением обучающимися основ будущей профессии; обусловлена обострением языковых и литературных проблем.

Данная программа формирует достаточный уровень знаний в области интеллектуального мышления и развивает творческие способности обучающихся, несёт необходимый уровень знаний в области журналистики, что важно, учитывая отсутствие подобных предметов в общеобразовательной программе.

Новизна данной программы состоит в единстве педагогических технологий, в многообразии различных тренингов, практических занятий, экскурсий, направленных на развитие творчества, интереса к профессии журналиста; программа даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Основная цель  программы:

создание условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики; интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право); умения самостоятельно приобретать и применять знания;

 создание условий для творческого мышления, познавательной активности; способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля; коммуникативных навыков.

Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

Задачи программы

  • Развивающие:
    развитие образного и логического мышления;
    развитие творческих способностей подростков;
    развитие умения устного и письменного выступления.
  • Обучающие:
    формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
    овладение основными навыками журналистского мастерства.
  • Воспитывающие:
    формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
       Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Формы занятия, предусмотренные программой:

  • лекции;
  • семинарские занятия;
  •  свободная творческая дискуссия;
  • ролевые игры;
  •  выполнение творческих заданий;
  • активные методы формирования системы общения;
  •  практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе, написание статей различных жанров, редактирование текстов, корректировка);
  • тренинги.

Проведение любого  учебного занятия предполагает использование ИКТ.

 Настоящая программа рассчитана на два года обучения, на возрастную группу учащихся 11-15 лет.  Группа формируется из разновозрастных детей, имеющих различные базовые знания и умения. Содержание тематического плана может корректироваться с учётом изменений, отражающих новые тенденции в области журналистики.

Программа первого года обучения знакомит детей с основными понятиями журналистики (языкознание, журналистские жанры, язык рекламы) и формирует первичное овладение знаниями в журналистике, создание творческих работ.     Второй год обучения - более глубокое овладение знаниями в журналистике и направлен на реализацию знаний, полученных за первый год обучения, и ориентирован на самостоятельность обучающихся.

     Режим занятий. Обучающиеся занимаются  два раза в неделю по 2 часа, что составляет 1-й год обучения – 144 часа, 2-й год обучения – 144 часа.

Обучение предусматривает:

  • формирование навыков написания текстов различных журналистских жанров;
  • овладение навыками компьютерной верстки, макетирования газеты
  • публикацию  отдельных  статей школьной газеты  на страницах районной газеты «Родник».

Ожидаемые  результаты.

После первого года обучения дети должны знать:

  • основные выразительные средства языка;
  • сведения из истории журналистики; 
  •  жанры журналистики и жанровые особенности текста;
  • о деятельности журналиста и других профессий, связанных  журналистикой, о выдающихся журналистах;
  •  закон СМИ

уметь:

  • использовать основные методы сбора информации;
  • решать поставленные педагогом задачи;
  • создавать сочинения разных жанров;
  • соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
  •  работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ;
  • участвовать в дискуссии, пресс-конференции.

После второго года обучения дети должны знать:

  • правила речевого поведения;
  • общие принципы интервью;
  • приёмы воздействия СМИ на читателя.

уметь:

  • использовать различные жанры при создании своих работ;
  • планировать и готовить интервью;
  • создавать авторские проекты;
  • редактировать тексты;
  •  давать авторскую оценку проделанной работе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

№ п/п

ТЕМА

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Разберёмся в понятиях.

2

4

6

2

Языкознание.  Выразительные средства речи.

2

12

14

3

Речь и текст. Структура текста. Особенности публицистического стиля

2

12

14

4

Журналистские жанры:

  • оперативно-новостные;
  • оперативно-исследовательские;
  • исследовательско-новостные;
  • исследовательские;
  • исследовательско-образные.

14

50

64

5

Язык и реклама. Языковая манипуляция.

2

12

14

6

Создаём макет газеты.

2

18

20

7

Встреча с представителями редакции газеты «Родник»

2

2

8

Презентация газеты

2

8

10

ВСЕГО: 144 часа

Содержание программы 1-го года обучения

1. Вводное занятие. 

1. Основные вопросы. Беседа с детьми, знакомство с их интересами и способностями. Роль каждого в команде. Знакомство с понятиями. Сущность и задачи редактирования.

2.  Требования к знаниям и умениям: иметь представление о работе журналиста, быстро реагировать на задания педагога, находить нестандартные решения поставленных задач.

3. Самостоятельная работа. Выявление знаний и умений на выразительность чтения, артистизм, коммуникабельность, мобильность.

4. Практика. Тесты на наличие творческого мышления «Диагностика творческого мышления» (автор Туник Е.Е.)

2. Языкознание.  Выразительные средства речи.

1. Основные вопросы. Выразительные средства речи (эпитет, метафора и др.). Роль выразительных средств языка в восприятии текста. Язык – орудие труда журналиста. Литературный и разговорный язык.

2.  Требования к знаниям и умениям: иметь понятие о современном русском литературном языке, уметь правильно использовать в своей речи выразительные средства для достижения образности и эмоциональности, знать нормы орфоэпии, знать основные правила орфографии, орфоэпии, грамматики, синтаксиса; уметь формулировать мысли на письме; знать отличие русского языка от разговорного.

3. Самостоятельная работа. Выявление уровня знаний пот русскому языку.

4. Практика. Тесты по орфографии, лексике; составление устного рассказа на свободную тему; свободное сочинение.

3. Речь и текст. Структура текста. Особенности публицистического стиля

1. Основные вопросы.  Тема. Идея. Микротема. Данное и новое. Интонация. Логические ошибки и способы их устранения. Текст как смысловое структурное единство. Способы связи предложений в тексте. Заголовок текста. Виды зачинов. Заключительная часть текста. Основные композиционные приёмы. Характерные признаки публицистического стиля.

2.  Требования к знаниям и умениям: знать роль текста в восприятии информации; знать критерии подготовки текста; планировать собственную работу; использовать приёмы изобразительной речи в журналистских материалах;  

3. Самостоятельная работа. Анализ текстов; редактирование текстов, корректировка.

4. Практика. Тесты по синтаксису.

4. Журналистские жанры:

  • оперативно-новостные (заметка);
  • оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчёты);
  • исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия);
  • исследовательские (статья, письмо, обозрение);
  • исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).

1. Основные вопросы. Знакомство со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, краткость информации.

2.  Требования к знаниям и умениям: знать отличительные особенности жанров журналистики; уметь использовать различные жанры при создании своих работ.

3. Самостоятельная работа. Анализ текстов; редактирование текстов, корректировка.

4. Практика. Создание своего проекта в определённом жанре.

5. Язык и реклама. Языковая манипуляция.

1. Основные вопросы. Язык и реклама. Языковая манипуляция.

2.  Требования к знаниям и умениям: уметь использовать на практике лингвистические приёмы или языковую манипуляцию: «оценочное понимание», «языковой капкан», «пресуппозиция», «массированное употребление», «почерк мастера».

3. Самостоятельная работа.

4. Практика. Анализ языка рекламы.

6. Создаём макет газеты.

1. Основные вопросы. Требования к макету (ширина полей, межстрочный интервал, отступы между заголовком, подзаголовком, лидом и основным текстом, отступы между текстом и иллюстрациями).

2.  Требования к знаниям и умениям: знать правила использования графических элементов, уметь составлять шаблон, ясно и интересно излагать материал.

3. Самостоятельная работа. Распределение  обязанностей в команде по созданию газеты.

4. Практика. Подготовка шаблонов и работа с ними.

7. Встреча с представителями редакции газеты «Родник» - экскурсия в редакцию газеты «Родник».

8. Презентация газеты. (Отчёт о работе, защита творческих проектов, творческих работ, итоги диагностики; презентация газеты) 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й год обучения

№ п/п

ТЕМА

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Повторение пройденного материала за 1-й год обучения

2

4

6

2

История журналистики

2

4

6

3

Основы журналистики:

  • Структура газетной редакции.
  • Работа с диктофоном.
  • Права журналиста, его социальная ответственность перед читателями. Закон о СМИ.
  • Аналитические жанры печатной журналистики.
  • Герой статьи, герой номера, тема номера.
  • Законы логики в журналистском тексте.
  • Актуальные проблемы современности.

2

2

4

8

2

4

4

4

4

4

12

4

6

2

6

6

8

20

6

10

6

4

Русский язык, литературная правка и культура речи.

  • Редактирование, литературная правка.
  • Работа с письмами читателей. Их подготовка к печати.
  • Культура речи.
  • Способы преподнесения информации.
  • Речевые конфликты и пути их разрешения.
  • Работа над языком и стилем авторского материала.

2

2

4

2

2

2

10

2

12

4

4

4

12

4

16

6

6

6

5

Основы фотодела, дизайна и вёрстки.

  • Основы шрифтового оформления.
  • Фотодело.
  • Технологии подготовки текстов к вёрстке. Способы вёрстки текста.
  • Макетирование и оформление полос. Работа с шаблонами

2

2

2

2

4

2

2

2

6

4

4

4

6

Итоговое занятие.

2

2

ВСЕГО: 144 часа

Содержание программы 2-го года обучения

1. Вводное занятие. Повторение пройденного материала за 1-й год обучения. 

1. Основные вопросы. Вводное занятие. Повторение пройденного материала за 1-й год обучения.

2.  Требования к знаниям и умениям: знать основные выразительные средства языка, жанры журналистики, основы имиджа журналиста; уметь выбирать и развивать тему проекта; использовать основные методы сбора информации.

3. Самостоятельная работа. Анализ текстов.

4. Практика. Свободное сочинение.

2. История журналистики.

1. Основные вопросы.  Журналистика как вид деятельности и профессия. Пиар. Виды средств массовой информации. Взаимодействие СМИ с аудиторией.

2.  Требования к знаниям и умениям: знать историю журналистики; виды средств массовой информации; уметь правильно работать с голосом и речью; знать нормы произношения; понимать роль риторики в деятельности журналиста.

3. Самостоятельная работа. Практикум по технике речи; работа с голосом и речью; выразительность речи; подготовка речи на заданную тему.

4. Практика. Специальные упражнения и тренинги.

3. Основы журналистики

1. Основные вопросы.  Структура газетной редакции. Работа с диктофоном. Права журналиста, его социальная ответственность перед читателями. Закон о СМИ. Аналитические жанры печатной журналистики. Герой статьи, герой номера, тема номера. Законы логики в журналистском тексте. Актуальные проблемы современности.

2.  Требования к знаниям и умениям: знать: условия журналистского труда; права журналиста, его социальную ответственность; способы представления героя статьи, героя номера; задачи журналистики в осознании, изучении и разрешении проблем современного общества; законы логики, требования логики к журналистскому материалу; уметь: использовать аналитические жанры печатных СМИ в практической работе; совмещать в тексте элементы различных жанров; соблюдать законы логики при работе над материалом.

3. Самостоятельная работа. Анализ статей газет и журналов.

4. Практика. Знакомство с наиболее яркими изданиями, представляющими «жёлтую прессу». Подготовка газетных материалов с учётом журналистской этики. Написание аналитических материалов.

4. Русский язык, литературная правка и культура речи.

1. Основные вопросы.  Работа с письмами читателей. Их подготовка к печати. Культура речи. Способы преподнесения информации. Речевые конфликты и пути их разрешения. Работа над языком и стилем авторского материала.

2.  Требования к знаниям и умениям: знать: основы редактирования; требования к тексту; способы преподнесения информации; правила поведения в конфликтной ситуации; уметь: вычитывать и редактировать журналистские материалы; работать с корреспонденцией; работать над языком и стилем собственных журналистских материалов.

3. Самостоятельная работа. Анализ статей газет и журналов.

4. Практика. Работа с корреспонденцией. Комментарий к письму. Выполнение упражнений и тестов, написание журналистских материалов с учётом полученных знаний. Деловая игра с использованием метода проблемного обучения.

5. Основы фотодела, дизайна и вёрстки.

1. Основные вопросы.  Основы шрифтового оформления. Фотодело. Технологии подготовки текстов к вёрстке. Способы вёрстки текста.

Макетирование и оформление полос. Работа с шаблонами.

2.  Требования к знаниям и умениям: знать фотографические стили, способы вёрстки текста, требования к макету; уметь оформлять иллюстрации, разрабатывать и оформлять макет газетной полосы с учётом соответствующих требований, работать с текстом.

3. Самостоятельная работа. Анализ статей газет и журналов.

4. Практика. Оформление иллюстраций. Оформление газетной полосы. Оформление сносок, заголовков и таблиц. Вёрстка текстов с учётом полученных знаний. Макетирование и оформление газетных полос. Тренинги по макетированию.

6. Итоговое занятие. (Отчёт о работе, защита творческих проектов, творческих работ, итоги диагностики; презентация газеты) 


Формы контроля:

  • самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
  • семинары-практикумы по изученной теме;
  • творческие конкурсы;
  • публикации в ежемесячном выпуске школьной газеты.


Литература:

1.Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М., 2000.

2.Бушко О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов. М., 2005.

3. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

4. Клочихина Е.В. Выпускаем стенгазету // Начальная школа. 2004. № 3. С. 61-67.

5. Лотман Ю.В. Структура художественного текста. М., 1970.

6. Прахт Е.Н. Формирование толерантности как общечеловеческой ценности на основе диалога культур //Наша школа. Педагогическая мастерская. Вып. 1. Владимир, 2005. С. 53-60.

7. Пронина Е. Школьная газета: пробуждение "Я" // Вестник образования. 2004. № 2. С. 233-240.

8. Савельева Н.Ю. Теоретические подходы к анализу воспитательного потенциала учебной дисциплины и учебного занятия: к постановке проблемы. Академический вестник ВООИУУ. Владимир, 2004. С. 22-24.
9.
Семёнов Г. Как создать детское общественное объединение // Воспитание школьников. 2004. № 5. С.30-38.
10.
Сухарева Л.И, Журналистика и русский язык. Элективный курс. 10-11 классы: учебно-методический комплект/Л.И. Сухарева. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 192с. - (Профильное обучение).

Электронные сетевые ресурсы:

1. www.edu.ru

2. www.pedsovet.orug

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"

Эта программа станет хорошим подспорьем  педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...

Образовательная программа творческой мастерской "Лоскутное шитье"

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план. содержание образовательной программы, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, список литературы....

Образовательная программа "Творческий поиск"

Программа ориентирована на социально-педагогическу деятельность с подростками 14-17 лет...

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор"

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Музыкальный фольклор" автор (составитель) педагог дополнительного образования Шепетко Татьяна Николаевна г. Шатура Московской области...

Дополнительная образовательная программа творческого объединения «ЖУРНАЛИСТИКА И ГАЗЕТНОЕ ДЕЛО»

Дополнительная образовательная программа творческого объединения «ЖУРНАЛИСТИКА И ГАЗЕТНОЕ ДЕЛО»  Для детей 11-17 лет. Составитель:  Алексей Геннадьевич ПШЕНИЧНЫЙ, педагог дополни...

Баршевская И.И. Индивидуальная дополнительная образовательная программа дистанционного обучения "Основы журналистики и газетного дела"

В последнее время дистанционное обучение становится очень популярным. Такая форма организации образовательного процесса удобна, эффективна и доступна. Аудитория дистанционного обучения очень широка, д...

Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"

За период обучения  учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...