ФГОС Рабочая программа по музыке 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме

Белоконева Любовь Павловна

 

Программа составлена на основе

·         Федерального Государствен­ного образовательного стан­дарта основного общего образова­ния, утверждённого приказом Министерства образова­ния и науки РФ  от 17.12. 2010г. №1897;

·         Учебного плана МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов;

·         Программы   Музыка 5 – 7 классы   Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – Москва: «Просвещение» 2013.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_muzyke_5_klass_fgos.docx95.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №13» х.Михайлов

Шовгеновского района, Республики Адыгея

       Рассмотрено                                                  Согласовано:                                                       Утверждаю:

       на педагогическом                                 Зам.директора по УВР                                    Директор школы

       совете школы                                      ________/Чехлатая Н.Н./                  __________/Синякова Н.И./

       Протокол №___                                                                                                                       Приказ №_____

       от _____20_____г.                                                                                                                   от ______20___г.

.Рабочая программа

по музыке

5  класс

( на основе ФГОС ООО)

 2013-2014 учебный год

                                                                                           Программу составила:                                

                                 учитель ИЗО первой категории

                              Белоконева Любовь Павловна

2013 год

Пояснительная   записка

Программа составлена на основе

  • Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ  от 17.12. 2010г. №1897;
  • Учебного плана МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов;
  • Программы   Музыка 5 – 7 классы   Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – Москва: «Просвещение» 2013.)

         В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

        Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

       В данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
  • развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
  • освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;
  • формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий). 

Изучение музыки Адыгеи и сопредельных территорий направлено на достижение следующих целей:

- воспитание слушательской и исполнительской культуры;

-   приобщение учащихся к богатому наследию традиционного музыкального искусства адыгов, художественным ценностям музыкального современного  искусства Адыгеи и Кубани, народов северокавказских республик и воспитание на этой основе духовно богатой и эстетически развитой личности.

Достижение поставленных целей планируется посредством решения следующих учебно-воспитательных задач:

-  формирование у учащихся эстетического отношения к ценностям адыгской  музыкальной культуры (фольклору), культурно-художественным традициям народов Кубани и республик Северного Кавказа;

- освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества адыгских, отечественных и зарубежных композиторов о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

-  формирование у школьников нравственно-эстетической отзывчивости к музыкальному искусству Адыгеи и Кубани, и в целом – республик Северного Кавказа;

-  воспитание у подростков ценностного отношения к культуре и искусству своей малой Родины, воспитание средствами искусства народов Адыгеи и Кубани культуры межнационального общения, толерантности, гуманности, миролюбия.

Общая характеристика учебного предмета

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.

Преемственность содержания программы V—VII классов с программой «Музыка» Авторы: Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, Е.Д.Критская. Москва.  «Просвещение» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:

-освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства - интонационной природы музыки, жанров, стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;

- включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выход за рамки музыки;

-расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства;

-формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на - уроках музыки.

Тема года:   “Музыка и другие виды искусства”

Тема 1 полугодия:  “Музыка и литература” (16 часов)

   Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

              Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Композиторы Адыгеи. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Особенности  музыкальной культуры народов Адыгеи. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.  Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.  Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Влияние адыгейской национальной музыки  на литературу.

Тема  2 полугодия:  “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

   Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Картины природы Адыгеи в музыке и живописи. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Героические образы в искусстве. Адыгский героический эпос. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Место учебного предмета в учебном плане

     

Учебный план МБОУ «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов отводит на изучение предмета «Музыка»

Класс – 5

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в год – 34ч.     При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 15% для реализации национально-регионального компонента содержания образования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками ка история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

 Курс «Музыка» предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально – творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • компетентность в решении   проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;        
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на   ступени   образования и отражают:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
  • сформированность  мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;  
  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Планируемые результаты

по предмету «Музыка» 5 класс

  • понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Перечень музыкального материала (I полугодие)

Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.

Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплети-ся9 плетень; Уж ты, поле мое;  

Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и др., русские народные песни.

Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Вокализ. С. Рахманинов.

Вокализ. Ф. Абт.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш кина «Метель» (фрагмент).

Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Из

фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Баркарола.   Ф. Шуберт,   слова   Ф. Штольберга,   перевод    A.Плещеева.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого

 хора, гобоя и ударных (фрагменты).   B.Гаврилин.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.

Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод

М. Бородицкой и Г. Кружкова.

Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта».

В.-А. Моцарт.

Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Dignare. Г. Гендель.

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

«Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова

О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского

Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи

Б. Окуджавы.

Сэрj возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес». Слова и музыка

 В. Высоцкого.

Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.

Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.

Перечень литературных произведений

Из Гёте. М. Лермонтов.

Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.

Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.

Венецианская ночь. И. Козлов.

Осыпаются листья в садах... И. Бунин.

Скучная картина... А. Плещеев.

Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис.

Листопад. И. Бунин.

О музыкальном творчестве. Л. Кассиль.

Война колоколов. Дж. Родари.

Снег идет. Б. Пастернак.

Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.

Горсть земли. А. Граши.

Вальс. Л. Озеров.

Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов.

Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин.

Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.

Былина о Садко. Из русского народного фольклора.

Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.

Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».

Музыкант-чародей. Белорусская сказка.

Перечень  произведений  изобразительного  искусства

Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов.

Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.

Золотая осень. И. Остроухов.

Осень. А. Головин.

Полдень. К. Петров-Водкин.

Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.

Ожидание. К. Васильев.

Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.

Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.

Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский.

Песня без слов. Дж. Г. Баррабл.

Вальсирующая пара. В. Гаузе.

Моцарт и Сальери. В. Фаворский.

Садко. И. Репин.

Садко. Палех. В. Смирнов.

Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.

Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец.

Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин.

Волхова. М. Врубель.

Новгородский торг. А. Васнецов.

Песнь Волжского челна. В. Кандинский.

Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев.

Перечень  музыкального   материала  (II  полугодие)

Знаменный распев.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария. Дж. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Аве, Мария. И.-С. Бах — Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова.

Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты).

В. Кикта.

Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.

Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и

современные интерпретации).

Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и

струнных (фрагмент). А. Шнитке.

Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии.

К Дебюсси.

Кукольный кекуок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические современные интерпритации).

Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова.

Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.

Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой

Перечень   литературных   произведений

Мадонна Рафаэля. А. К.Толстой.

Островок. К. Бальмонт.

Весенние воды. Ф. Тютчев.

Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков.

По дороге зимней, скучной... А. Пушкин.

Слезы. Ф. Тютчев.

И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.

Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.

Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой.

Струна. К. Паустовский.

Не соловей –  то скрипка пела... А. Блок.

Березовая роща. В. Семернин.

Под орган душа тоскует... И. Бунин.

Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.

Реквием. Р. Рождественский.

Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер.

Перечень произведений изобразительного искусства

Чувство звука. Я. Брейгель.

Сиверко. И. Остроухов.

Покров Пресвятой Богородицы. Икона.

Троица. А. Рублев.

Сикстинская мадонна. Рафаэль.

Богородица Донская. Ф. Грек.

Святой князь Александр Невский. Икона.

Александр Невский. М. Нестеров.

Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский»,

«Старинный сказ». П. Корин.

Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов-Мусатов.

Пейзаж. Д. Бурлюк.

Бурный ветер. А. Рылов.

Формула весны. П. Филонов.

Весна. Большая вода. И. Левитан.

Фрески собора Святой Софии в Киеве.

Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.

Н. Паганини. С. Коненков.

Антракт. Р. Дюфи.

Ника Самофракийская.

Восставший раб. Микеланджело.

Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.

Скрипка. Р. Дюфи.

Скрипка. И. Пуни.

Скрипка. К. Петров-Водкин.

Скрипка. Е. Рояк.

Симфония (скрипка). М. Меньков.

Оркестр. Л. Мууга.

Три музыканта. П. Пикассо.

Православные храмы и их внутреннее убранство.

Готические соборы и их внутреннее убранство.

Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих;

Зима;  Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.

Впечатление. Восход солнца. К. Моне.

Руанский собор в полдень. К. Моне.

Морской пейзаж. Э. Мане.

Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.

Композиция. Казаки. В. Кандинский.

Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.

Вечно живые. Цикл гравюр С. Красаускас.

Содержание учебного предмета (34 часа)

Тема  I  полугодия:  “Музыка и литература” (16 часов)

Урок 1.  Что  роднит  музыку   с  литературой (1ч)

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление  многосторонних  связей  музыки  и  литературы. Что  стало  бы  с  музыкой, если  бы  не  было  литературы?  Что  стало бы   с  литературой,  если  бы  не  было музыки?   Поэма,  былина,  сказка.  Песня,  романс.   Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства.  Значение  слов  в  песне.  Вокализ.  Сходство выразительных  средств   живописи  и  музыки: плавные  изгибы  линий  рисунка, перекличка  светотени  в  картине  и  ладовой  окраски   в  музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки   в  картинах  и  мелодиях,  музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи  с жизнью и с другими  искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.

Урок 2. Вокальная  музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…  (1ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ  Отчизны,  отношение  к  родной  земле,  значение  культуры  своего  народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов   в вокальной  музыке. Песня – верный спутник человека.

Урок 3. Вокальная  музыка. Песня русская в березах, песня русская в хлебах( 1ч).

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека.  Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство  с  различными  жанрами  русской  народной   песни:  формирование необходимых  вокально-хоровых  навыков. Особенности песенных  жанров.  Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные,  шуточные, сатирические,  игровые,  хороводные, лирические  песни.  Песни –  заклички.  Взаимосвязь  музыкальных,  литературных  и художественных  образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев –  это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы  содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие  тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др.

Урок 4. Вокальная  музыка. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно (1ч)

 Развитие жанров камерной  вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

Урок 5. Фольклор  в  музыке  русских  композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»  (1ч)       

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Знакомство  с  произведениями  программной инструментальной  музыки: симфонической  сюитой  и  симфонической  миниатюрой. Вокальные  сочинения,  созданные  на  основе  различных   литературных источников  (русских  народных сказаний,  сказок  разных  народов  и  др.) Сущность и особенности   устного народного музыкального творчества   как   части   общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная   самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Урок 6. Фольклор  в  музыке  русских  композиторов. «Что за прелесть эти сказки» . Композиторы Адыгеи. (1 ч)

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и Адыгеи, их   ярко выраженная национальная самобытность.

 Урок 7. Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…», «Песнь моя летит с мольбою»  (1ч) 

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной  музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Представление  о  существовании  вокальной  и  инструментальной   музыки,  не связанной  с  какой-либо  литературной  основой  (вокализ, песня  без  слов,  баркарола как  жанр  фортепианной  музыки);  знакомство  с  вокальной  баркаролой. Выяснение своеобразия   и  выразительности  песни  без  слов  и  романса – инструментальной  и вокальной  баркаролы.   Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений.  Превращение песен в симфонические мелодии.

Урок 8. Вторая  жизнь  песни. Живительный родник творчества  (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление   о  музыке,  основанной  на  использовании  народной  песни;  о  народных истоках  профессиональной   музыки: симфония,  концерт,  опера,  кантата. Современные интерпретации  классической  музыки. Смысл  высказывания  М.И.  Глинки: “Создает  музыку  народ,  а  мы,  художники  только  ее  аранжируем”. Раскрытие терминов  и  осмысление  понятий: интерпретация,  обработка,  трактовка.

Урок 9. Всю  жизнь  мою  несу  Родину  в  душе…»Перезвоны»(1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление  образного  содержания  музыки, выявление  контраста  как  основной прием  развития  произведения  в  целом. Определение средств  музыкальной выразительности.  Перезвоны.  Звучащие  картины.  Значимость  музыки  в  жизни человека,  ее  роль  в  творчестве  писателей  и  поэтов,  а  также  ее  национальному своеобразию.  Музыка.  Природа  родной  страны,  судьба  человека… Вдохновение композиторов,  поэтов,  писателей,  их  размышления  о  смысле  жизни,  о  красоте родной  земли,  о  душевной  красоте  человека  и  талантливых  людях,  которыми  может по  праву  гордиться  Отечество.

Урок 10. Всю жизнь свою несу Родину в душе. «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

Осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопена, В. Моцарта.

Урок 11. Писатели  и  поэты  о  музыке  и   музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт» (1ч)

Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Осознание  учащимися  значимости  музыкального  искусства  для  творчества  поэтов  и писателей,  расширение  представлений  о   творчестве  западноевропейских композиторов  – Ф.Шопен. Музыка  не  только  раскрывает  мир  человеческих  чувств, настроения,  мысли,  но  и  играет  в  литературе  драматургическую    роль,  выявляя  внутреннюю  сущность  человека, оттеняя,  углубляя   характеры,  ситуации, события. Творчество Ф. Шопена  как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Урок 12. Писатели  и  поэты  о  музыке  и   музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь»  Особенности  музыкальной культуры народов Адыгеи. (1ч)

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Осознание  учащимися  значимости  музыкального  искусства  для  творчества  поэтов  и писателей,  расширение  представлений  о   творчестве  западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен.  Реквием. Музыка  не  только  раскрывает  мир человеческих  чувств,  настроения,  мысли,  но  и  играет  в  литературе драматургическую    роль,  выявляя  внутреннюю  сущность  человека, оттеняя,  углубляя, характеры,  ситуации, события. Произведения  В.Моцарта открывают  бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

Урок 13.  Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)

 Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как  источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм   внутри оперы – (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Урок  14.  Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

 Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство  синтетическое.  В  нем  воедино  переплетены  различные  виды искусства:  литература, инструментально-симфоническая  музыка,  хореография, (танцоры-солисты,  кордебалет- массовые  сцены),  драматическое  и  изобразительное искусство  (театральное  действие,  костюмы,  декорации).

Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.  Музыка  неотъемлемая  часть  произведений киноискусства,  которое  существует  на  основе  синтеза  литературы,  театра, изобразительного  искусства  и  музыки.  Киномузыка – одно  из  важнейших  средств создания  экранного  образа  реального  события,  которое  специально  инсценируется или  воссоздается  средствами  мультипликации.  Динамика  развития  кинообраза, быстрая  смена  действия  в  кино,  короткое  дыхание  кинематографических  фраз, свободное  владение  пространством  и  временем  получили  отражение  и  в  музыке к фильмам.

Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Влияние адыгейской национальной музыки  на литературу. (1ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. 

Особенности мюзикла, его истоки.  Знакомство  с мюзиклом  “Кошки”  Э.-Л. Уэббера,  в  основе  либретто  которого  лежат  стихи Т. Элиота.  Жанры  внутри  самого  мюзикла  близки  оперным  номерам.  Как  и  в  опере, здесь  сочетаются  пение  и  танец,  но  в  отличие  от  оперы  все  действующие  лица, исполняя  вокальные  номера,  постоянно  находятся  в  движении.

Обобщение изученного по разделу:  “Музыка и литература”

Тема  II  полугодия: Музыка и изобразительное искусство (18 часов)

 Урок 17. Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством. (1ч)

 Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

 Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Урок 18. Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках. (1ч)

 Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

 Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Урок 19. Звать через  прошлое  к  настоящему. (1ч)

 Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их  драматургического развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Урок 20. Звать через  прошлое  к  настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Урок 21. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка. Картины природы Адыгеи в музыке и живописи (1ч)

Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. 

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора   (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

Урок 23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки. 

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Урок 24. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

 Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 25. Волшебная  палочка  дирижера.  (1ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. 

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Урок 26. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Образный строй  в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Урок 27. Застывшая  музыка. (1ч) 

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 28. Полифония  в  музыке  и  живописи.  (1ч)

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). 

Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Урок 29. Музыка   на  мольберте. (1ч)

 Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Урок 30. Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)

 Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями   К.Дебюсси.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Урок 31. О  подвигах,  о  доблести  и  славе... Адыгский героический эпос.  (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов драматические, героические.

Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.

Урок 32. В  каждой  мимолетности  вижу я мир… (1ч)

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического  развития в камерном инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Урок 33. Мир композитора.

Обобщение представлений о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов.

Урок 34. С веком наравне. 

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки.

Тематическое планирование по предмету «Музыка» 5 класс

№ урока

Тема

Количество часов

Тема I раздела: Музыка и литература

1

Что роднит музыку с литературой?

1

2-4

Вокальная музыка

3

5-6

Фольклор в музыке русских композиторов. Композиторы Адыгеи.

2

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

8

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества

1

9

«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Перезвоны»

1

10

«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

1

11-12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь».  Особенности  музыкальной культуры народов Адыгеи

2

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика

1

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Влияние адыгейской национальной музыки  на литературу.

1

Тема II раздела: Музыка и изобразительное искусство

17

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

18

«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь...»

1

19-20

Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский»

2

21-22

Музыкальная живопись и живописная музыка. Картины природы Адыгеи в музыке и живописи.

2

23

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали...»

1

25

Волшебная палочка дирижёра. «Дирижёры мира»

1

26

Образы борьбы и победы в искусстве.

1

27

Застывшая музыка

1

28

Полифония в музыке и живописи

1

29

Музыка на мольберте

1

30

Импрессионизм в музыке и живописи

1

31

«О доблестях, о подвигах, о славе...» Адыгский героический эпос.

1

32

«В каждой мимолётности вижу я миры...»

1

33

Мир композитора.

1

34

С веком наравне.

1

Итого

34

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

5 класс

“Музыка и другие виды искусства”  (34 ч)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, – песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.

“Музыка и литература” (16 часов)

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.  Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.  Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Что  роднит  музыку   с  литературой

 Вокальная  музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…  

Песня русская в березах, песня русская в хлебах…Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.

 Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов;
Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, 
Высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.
Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах).
Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Фольклор в музыке русских композиторов

Стучит, гремит кикимора… Что за прелесть эти сказки… Композиторы Адыгеи.

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Мелодией одной звучит печаль и радость… Песнь моя летит с мольбой…

Вторая жизнь песни

   Живительный родник творчества.

Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота?

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь… Был он весь окутан тайной-черный гость… Особенности  музыкальной культуры народов Адыгеи.

Первое путешествие в музыкальный театр.

Опера. Оперная мозаика. Опера-былина «Садко». Звучащие картины. Поклон вам, гости именитые, гости заморские!

Второе путешествие в музыкальный театр

 Балет. Балетная мозаика. Балет-сказка «Щелкунчик».

Музыка в театре, кино, на телевидении

   Музыка в театре, кино, на телевидении

Третье путешествие в музыкальный театр.

   Мюзикл. Влияние адыгейской национальной музыки  на литературу.

   Мир композитора

   Мир композитора

“Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура –  застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

 Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством.

 Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыка, литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.).
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку

   

   

Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках.

    Три вечные струны: молитва, песнь, любовь… Любить. Молиться. Петь. Святое назначение… В минуты музыки печальной… Есть сила благодатная в созвучье слов живых…

Звать через  прошлое  к  настоящему

Александр Невский. За отчий дом, за русский край… Ледовое побоище. После побоища.

Музыкальная живопись и живописная музыка

Ты раскрой мне, природа, объятья… Мои помыслы – краски, мои краски – напевы… И это все – весенних дней приметы!  Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенности. Картины природы Адыгеи в музыке и живописи.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

    Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко…

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

  Звуки скрипки так дивно звучали… Неукротимым духом своим он побеждал зло.

Волшебная  палочка  дирижера.  

Дирижёры мира.

Образы борьбы и победы в искусстве

О, душа моя, нынче – Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет…

Застывшая музыка

Содружество муз в храме.

Полифония в музыке и живописи

В музыке Баха слышатся мелодии космоса…

Музыка на мольберте

Композитор-художник. Я полечу в далекие миры, край вечный красоты… Звучащие картины. Вселенная представляется мне большой симфонией.

Импрессионизм в музыке и живописи

Музыка ближе всего к природе… Звуки и запахи реют в вечернем воздухе.

«О доблестях, о подвигах, о славе...»

О тех, кто уже не придет никогда, - помните! Звучащие картины. Адыгский героический эпос.

«В каждой мимолётности вижу я миры...»

Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете… Музыкальная живопись Мусоргского.

Мир композитора

Мир композитора

С веком наравне

С веком наравне

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

1.Сергеева, Г. П. Музыка. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011.

2.Сергеева, Г. П. Музыка. 5 класс. Творческая тетрадь [Текст]: пособие для учащихся об¬щеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.

3.Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [Ноты]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.

4.Музыка. Фоиохрсстоматия. 5 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. - М. : Просвещение, 2010. - 1 электрон.-опт. диск (CD-ROM).

5.Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 5-6 классы [Текст]: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2010.


Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Универсальные учебные действия

Характеристика деятельности учащихся

Домашнее задание

Раздел 1. Музыка и литература   16 ч

1

Что роднит музыку с литературой

1

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Выявлять многосторонние связи музыки и литературы

Стр.6-8

2

Вокальная музыка

Россия, Россия, нет слова красивей…

1

Л.: смыслообразование.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: общеучебные, логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Воспитывать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развивать слушательскую и исполнительскую культуру

Стр. 11, вопросы

3

Вокальная музыка

Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Воспитывать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развивать слушательскую и исполнительскую культуру

Стр. 13, вопросы

4

Вокальная музыка

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Воспитывать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развивать слушательскую и исполнительскую культуру

Выучить песню

5

Фольклор в музыке русских композиторов

«Стучит, гремит Кикимора…»

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Знакомство  с произведениями программной инструментальной музыки  и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

Выучить песню

6

Фольклор в музыке русских композиторов

«Что за прелесть эти сказки…»

Композиторы Адыгеи.

1

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Знакомство  с произведениями программной инструментальной музыки  и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников. Знакомство с композиторами  Адыгеи.

Стр.21, вопросы

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою»

1

Л.: смыслообразование.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: общеучебные, логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Углубить представления о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой.

Стр.23, вопросы

8

Вторая жизнь песни

Живительный родник творчества.

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Углубить представления о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки; познакомиться с современными интерпретациями классической музыки.

Выучить песню

9

Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Перезвоны» «Звучащие картины»

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

Стр. 32, вопросы

10

Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Осознать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта.

Стр.35, вопросы

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах 

«Гармонии задумчивый поэт»

1

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Осознание значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена, В. Моцарта.

Выучить песню

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» Особенности  музыкальной культуры народов Адыгеи

1

Л.: смыслообразование.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: общеучебные, логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Более подробное ознакомления с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.) Ознакомиться с ообенностями  музыкальной культуры народов Адыгеи

Конспект в тетради

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Оперная мозаика.

М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Более подробное ознакомление с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев)

Конспект в тетради

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Стр.63, вопросы

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

знакомство с жанром мюзикла, разучивание отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера, разыгрывание отдельные сцены.

Выучить песню

16

Третье путешествие в музыкальный театр.

Мюзикл.  Влияние адыгейской национальной музыки  на литературу.

 

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств. Влияние адыгейской национальной музыки  на литературу.

Выучить песню

Раздел 2.  Музыка и изобразительное искусство

17

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства

Стр. 79

18

Небесное и земное в звуках и красках

«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.

Стр. 87, вопросы

19

Звать через прошлое к настоящему

«Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

1

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Стр. 93, вопросы

20

Звать через прошлое к настоящему

«Ледовое побоище». «После побоища».

1

Л.: смыслообразование.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: общеучебные, логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Выучит песню

21

Музыкальная живопись и живописная музыка

«Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях собственно музыкального искусства; выяснение ответов на вопросы: «Можем ли мы услышать живопись?»,  «Можем ли мы увидеть музыку?»

Стр.99, вопросы

22

Музыкальная живопись и живописная музыка

«Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности. . Картины природы Адыгеи в музыке и живописи.

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта). . Картины природы Адыгеи в музыке и живописи.

Стр. 107, вопросы

23

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве  

«Весть святого торжества».

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Расширение представлений о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты.

Стр.109, вопросы

24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

«Звуки скрипки так дивно звучали…»

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель», расширение представлений о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта (повторение знакомых музыкальных произведений); сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников.

Стр.115, вопросы

25

Волшебная палочка дирижера.

«Дирижеры мира»                                  

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.

Выучить песню

26

Образы борьбы  и победы в искусстве                                      

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.

Выучить песню

27

Застывшая музыка

1

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

Конспект в тетради

28

Полифония в музыке и живописи

1

Л.: смыслообразование.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: общеучебные, логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Продолжить знакомство с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой

Конспек в тетради

29

Музыка на мольберте

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог.

Расширить представления о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса

Конспект в тетради

30

Импрессионизм в музыке и живописи

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси.

Конспект в  тетради

31

О подвигах, о доблести, о славе...  Адыгский героический эпос.

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема. Адыгский героический эпос.

Конспект в тетради

32

В каждой мимолетности вижу я миры...

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Знакомство с образным миром произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание своеобразия их творчества.

Выучить песню

33

Мир композитора.

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Обобщить представления о стилевом сходстве и различии произведений русских и зарубежных композиторов.

Выучить песню

34

 С веком наравне.

1

Л: самоопределение.

Р: контроль, коррекция, саморегуляция.

П: логические.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Обобщение музыкальных представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки

Повторить изученное за учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

ФГОС рабочая программа 5-11 классы.

Программа создана на основе рекомендаций и требований в соответствии ФГОС....

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...