ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОТДЕЛЕНИИ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
статья по музыке на тему

Ковалёва Татьяна Семёновна

С 2011 года на отделении «Музыкальное образование» была введена форма проведения ГИА – итоговый междисциплинарный экзамен по специальности. Он направлен на определение готовности студентов к осуществлению профессиональной деятельности. Если прежние формы охватывали лишь часть предметов профильной подготовки, то междисциплинарный экзамен позволяет оценить подготовку выпускника практически по всем дисциплинам. Объединение дисциплин  сводит к минимуму опасность формального овладения знаниями и обеспечивает объективную проверку качества подготовленности выпускников к избранной профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emelyanov_v.v._kovalyova_t.s._samara26.03.2013.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В.В. ЕМЕЛЬЯНОВ

преподаватель основного музыкального

инструмента баяна,

ГБОУ СПО Самарского социально-

педагогического колледжа, г. Самара

Т.С. КОВАЛЕВА

преподаватель основного музыкального

инструмента фортепиано,

ГБОУ СПО Самарского социально-

педагогического колледжа, г. Самара

Особенности проведения междисциплинарного экзамена по оценке

профессиональных компетенций на отделении «Музыкальное образование»

С 2011 года на отделении «Музыкальное образование» была введена форма проведения ГИА – итоговый междисциплинарный экзамен по специальности. Он направлен на определение готовности студентов к осуществлению профессиональной деятельности. Если прежние формы охватывали лишь часть предметов профильной подготовки, то междисциплинарный экзамен позволяет оценить подготовку выпускника практически по всем дисциплинам. Объединение дисциплин  сводит к минимуму опасность формального овладения знаниями и обеспечивает объективную проверку качества подготовленности выпускников к избранной профессии.

Многие годы в практике работы на отделении «Музыкальное образование» использовался проверенный временем вид проведения государственной итоговой аттестации (ГИА):

- итоговый экзамен по основному музыкальному инструменту;

- итоговый экзамен по хоровому дирижированию;

- итоговый экзамен по психологии и педагогике с частными методиками.

По основному музыкальному инструменту использовались такие формы оценки профессиональной подготовленности выпускника как концертное (сольное) исполнение программы и «Беседа у рояля». Выпускники, обладающие хорошей эрудицией и музыкальностью, могли не только показать своё исполнительское мастерство, но и ярко и эмоционально рассказать о музыке. Выпускник исполнял цикл пьес, объединённых определённой темой. Это позволяло ему показать не только  техническую оснащённость, умение использовать различные исполнительские приёмы, но и его умение подбирать материал для беседы и музыкальные иллюстрации к ним. Данный опыт используется педагогами колледжа и при проведении междисциплинарного экзамена по специальности, что даёт возможность более полно оценить комплекс профессиональных компетенций необходимых выпускнику для работы по выбранной специальности.

Итоговый экзамен по хоровому дирижированию и комплексная оценка знаний и умений выпускника складывалась из трёх составляющих:

- репетиционная работа с хоровой группой (разучивание песни);

- дирижирование хоровым коллективом;

- аннотация на вокально-хоровое произведение.

Несколько лет раздел «Репетиционная работа» проводился  в базовых школах, что позволяло выпускнику проявить себя  непосредственно в  практической деятельности. Затем появилась новая форма, которая позволила разработать для каждого студента индивидуальную программу итогового экзамена по хоровому дирижированию, которая включала в себя:

- самостоятельную подготовку хорового коллектива к концертному выступлению на итоговом экзамене по хоровому дирижированию;

- аннотацию на данное вокально-хоровое произведение;

- оценку, полученную по хоровой практике в школе.

Экзамен по частным методикам в разные годы объединялся с такими дисциплинами как педагогика, психология. Проводился он в устной форме. Затем эта форма была заменена на более современную и эффективную – тестирование. Анализ результатов тестирования показал, что выпускники успешно используют свои знания в разных предметных областях.

Введение такой формы ГИА, как междисциплинарный экзамен по специальности обусловлено новыми современными требованиями к подготовке специалиста и спецификой профессиональной подготовки обучающихся на отделении «Музыкальное образование». Учитываются также и запросы работодателей, которые отмечают актуальные качества молодого специалиста, обеспечивающие его конкурентоспособность.

В данной форме проведения ГИА задействованы все дисциплины теоретического цикла («Элементарная теория музыки и гармония», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Анализ музыкальных произведений»); хоровые дисциплины («Хоровое дирижирование», «Хоровой класс и практика работы с хором», «Хороведение»); дисциплины исполнительского профиля («Основной музыкальный инструмент», «Аккомпанемент», «Вокальный класс»). Традиционно представлены «Педагогика», «Психология», «Основы теории и методики музыкального образования детей дошкольного возраста», «Основы теории и методики музыкального образования детей школьного возраста». Все эти учебные дисциплины носят практико-ориентированный характер и важны для дальнейшей профессиональной деятельности выпускников.

Междисциплинарный экзамен проводится в два этапа:

I этап – теоретический (проверка уровня усвоения теоретического материала по дисциплинам общепрофессиональной и предметной подготовки с использованием тестового контроля);

II этап – практический, проектирование уроков музыки (внеклассных занятий в школе, музыкальных занятий в детском саду).Содержанием этого этапа является проверка готовности к осуществлению основных видов профессиональной деятельности на основе модели урока по профессиональной подготовке.

Выпускникам выдаётся примерный перечень разделов и тем, теоретических вопросов, практических заданий, которые помогают им в более глубокой и качественной подготовке к ГИА.

Для более объективной оценки подготовленности выпускника разработаны индивидуальные оценочные листы по всем этапам и разделам, а также разработаны критерии, по которым производится эта оценка. В критерии оценки, определяющие подготовку студента по специальности, входят:

  • уровень освоения студентом теоретического материала, предусмотренного учебными дисциплинами;
  • уровень готовности к осуществлению основных видов деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

- уровень знаний и умений, позволяющий продемонстрировать проект урока музыки (внеклассного занятия в школе, музыкального занятия в дошкольных образовательных учреждениях).

  • уровень информационной и коммуникативной  культуры.

 На практическом этапе междисциплинарного экзамена выпускник представляет:

- конспект урока музыки (внеклассного занятия в школе, музыкального занятия в ДОУ);

- аннотацию вокально-хорового произведения, с которым он будет работать;

- демонстрация самой модели урока (занятия, внеклассного мероприятия)

Практика проведения междисциплинарного экзамена показала, что наиболее интересным и привлекательным для студентов стал II этап – моделирование. Выпускники демонстрировали каждый свой индивидуальный почерк, свою фантазию в проведении, презентации, использовании наглядного материала. Совместная исполнительская деятельность, сюрпризные моменты, занимательные игры, подбор музыкального и литературного сопровождения в полной мере соответствовали эмоциональной атмосфере урока (занятия).

Учитывая возможности современных клавишных электро-музыкальных инструментов, на практическом этапе ГИА используется синтезатор. Внедрение современных информационных технологий в музыкально-образовательный процесс — самый актуальный, отвечающий духу времени принцип развивающего обучения. Технический прогресс, предоставивший образованию ХХI в. новые средства и возможности, коснулся всех сторон музыкального обучения, в том числе инструментария: «классическое» фортепиано (пианино, рояль) соседствует с новейшими синтезаторами, чьи технические возможности не могут не впечатлять.

ИКТ помогают достичь желаемого результата чаще и быстрее, чем на традиционных музыкальных инструментах. Это стимулирует активность и самостоятельность выпускников, благотворно влияет на их самооценку.

Кроме того, овладение ИКТ расширяет профессиональную эрудицию.

Проведение междисциплинарного экзамена на отделении «Музыкальное образование» показывает, что данная форма актуальна, интересна, способствует наиболее полному раскрытию творческих возможностей выпускника, максимально приближает его к будущей практической деятельности, позволяет определить степень соответствия подготовки выпускника требованиям работодателя.

На современном этапе, основой ФГОС СПО является компетентно-модульный подход, который предполагает ориентацию на формирование ключевых профессиональных компетенций выпускника – основы его профессиональной мобильности. Такой подход позволяет оптимально сочетать различные составляющие обучения. Например, освоение профессионального модуля «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность» предполагает овладение следующими профессиональными компетенциями:

Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

Управлять с использованием дирижёрских навыков детским хоровым коллективом.

Аккомпанировать  детскому составу исполнителей.

Аранжировать произведения педагогического ре6пертуара разных жанров с учётом исполнительских  возможностей  обучающихся.  

Исполнять произведения педагогического репертуара инструментального жанра с использованием современных музыкальных и электро-музыкальных инструментов.

Исполнять произведения педагогического репертуара вокального (эстрадное пение) жанра с использованием современных технических средств.

Исполнять произведения педагогического репертуара хорового (академического, современного) жанра с использованием сценических движений и инсценировки.

Исполнять произведения педагогического репертуара хорового (фольклорного народного) жанра с элементами танца и хореографии.

Для проверки готовности выпускника к практической работе по всем требованиям нового ФГОС СПО необходимо разработать критерии  соответствия продемонстрированных параметров деятельности с заданными стандартами. Использование опыта проведения междисциплинарного экзамена на отделении «Музыкальное образование» поможет в разработке комплекта оценочных средств по оценке освоения итоговых образовательных результатов профессионального модуля при проведении квалификационного экзамена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендациипо подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена

ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литерат...

Методические рекомендации по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по всем учебным предметам в форме государственного выпускного экзамена (письменная форма)

1.  Общие положенияГВЭ-9 в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов проводится для определенных категорий обучающихся, а именно: обучающихся, ...

Методическое сообщение "Опыт проведения «Музыкальных салонов» в отделении дополнительного образования"

Опыт проведения «Музыкальных салонов» в отделении дополнительного образования...

Методическое сообщение "Задачи музыкального образования на струнно-смычковом отделении ДШИ г. Зеи"

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что образование и воспитание – это главное, что дает общество человеку....

Статья "Методические рекомендации по организации обучения студентов специальности 53.02.01 Музыкальное образование с нарушением зрения на практических занятиях по междисциплинарному курсу "Основы дирижерской техники""

Статья из сборника НСГК под общей редакцией Н.П. Коробовой "Актуальные вопросы обшего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченеными возможностями здоровья", Нижневартовск....