Открытый урок по музыке по теме "Джаз"
план-конспект урока по музыке (8 класс) по теме

Силина Вера Александровна


Разработка урока музыки по теме "Музыка "лёгкая" и "серьёзная"" предназначена для учащихся 8-го класса. Тема данного урока-"Джаз". Урок разработан с применением презентации, включающиуй аудио- и видезаписи, текстовый и фотоматериал. В ходе урока  учащиеся раскрывают причины возникновения, истоки джаза; характерные особенности спиричуэлса, блюза, регтайма; выразительные средства их музыкальной речи; состав инструментов для исполнения данного жанра.

Урок может быть использован как на уроках музыки, так и для внеклассной и факультативной работы в образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по теме "Джаз"63.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                           Конкурс  «Сборник педагогических идей Всероссийского слета учителей»

Автор:                  Силина Вера Александровна,

                              учитель музыки

Номинация:          Разработка урока по музыке

                               с использованием

                               информационных технологий.

Тема разработки:  "Джаз".

Название  предмета: урок музыки.

Класс: 8

Аннотация.

Разработка урока музыки по  теме «Музыка  «легкая» и  «серьезная»» предназначена для учащихся 8-го класса. Тема данного урока - «Джаз». Урок разработан с применением презентации, включающей аудио - и видеозаписи, текстовый и фотоматериал. В ходе урока учащиеся   раскрывают  причины  возникновения, истоки джаза; характерные  особенности  спиричуэлса, блюза, регтайма; выразительные  средства их музыкальной речи; состав инструментов для исполнения  данного  жанра. 

Урок может  быть использован как на уроках  музыки, так и для внеклассной и факультативной работы в  образовательных  учреждениях.        

Содержание

Введение_____________________________________________3

Основная часть________________________________________5

Заключение___________________________________________9

Список  использованных  источников______________________10

Приложение__________________________________________14

Введение

Все чаще предпочитает человечество получать информацию посредством интернета. В век развития информационных технологий подростков, искушенных разнообразием интернет-ресурсов и представленных в них материалах, мало удивишь просто рассказом и печатными иллюстрациями.

Урок музыки в 8 классе по теме "Джаз" был проведен с использованием презентации по теме урока. Составленная мною презентация, включающая текстовый материал, фотографии, видеофрагменты, аудиозаписи музыкальных произведений предназначена учащимся класса для самостоятельного изучения темы урока. Презентация - это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации. Это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность. Использование презентации позволяет насытить урок содержанием и наглядностью одновременно, за короткое время дать учащимся большой объем информации в сжатом виде.

Данный урок поможет вызвать интерес учеников к слушанию джазовой музыки, а также позволит узнать много нового и интересного о джазе.

Цель урока: дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыки; познакомить с исполнителями джаза.

Задачи:

-обучающие: формирование навыка слушания музыкальных произведений через

                         активную творческую деятельность учащихся;

-развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сопоставлять, делать выводы;

-воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность при изучении

                         новых знаний, потребность к самообразованию.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование: экран, проектор, компьютеры, аккордеон.

Продолжительность реализации разработки урока - 45 минут.

Способ проверки знаний данной темы: вопросы по теме "Джаз" на этапе закрепления темы урока («Проверь себя»).

Основная часть

Конспект урока

                                                                                                   Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин.)

Организация начала урока.

Организует начало урока. Делит класс на  группы временного состава. Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует детей.

  На  прошлом   уроке  мы  говорили  о    музыке  «легкой» и «серьёзной» в ансамблевом  исполнении.  

-С какими поп-группами вы  познакомились?

Готовятся к уроку.

Исполняют  музыкальное  приветствие учителю, отвечают на  вопрос учителя.

1 мин.

1.

Введение в тему, целеполагание.

Информационный,

 Приложение 1. Слайд №1

 Сегодня мы продолжаем тему четверти: «Музыка «легкая» и «серьезная». Посмотрите на картинку и послушайте музыкальный  фрагмент, о какой  музыке мы  будем  говорить  сегодня на  уроке? Записываем в тетради  тему урока «Джаз».

Слушают музыкальный  фрагмент, отвечают на вопрос учителя, записывают  тему  урока в тетрадь.

2 мин.

Приложение  № 2.

Вопрос: Что бы  вы  хотели  узнать о  джазе? Запишите  ваши  вопросы в  виде какой - либо графической формы?

Записывают вопросы в тетрадь.

2 мин.

Сегодня я вам предлагаю изучить материал по теме «Джаз» следующим образом – для вас приготовлены текстовые выдержки, презентация, содержащая аудиозаписи, фотографии, познавательные тексты по теме урока. Каждая  группа в ходе урока изучает информацию, добавляет собственные знания о джазе и оформляет её в виде кластера. В конце урока каждая группа должна защитить свой  кластер.

Слушают учителя.

1 мин.

2.

Изучение нового материала

Информационный

Презентация. (Приложение 1)

Текстовые фрагменты. (Приложения 2-8)

Наблюдает за работой групп, консультирует, направляет работу учащихся.

Изучают предложенный материал, создают в группе кластер, обмениваются мнениями, знаниями.

10 мин

Выслушивает защиту групп.

Выступают с защитой кластера, слушают выступления других.

8 мин.

3.

Работа с песней.

Приложение 1. Слайд № 8.

Прослушаем ещё раз песню Я.Дубравина «Джаз» и разберём  её особенности. О чем  говорится  в песне? Разбираем содержание песни, разучиваем мелодию (первый  куплет и припев) и разбираем особенности ритма песни с каждой группой. Демонстрация слайда № 8.  Приложение № 9.  

Слушают песню, читают  слова песни, отвечают на вопрос учителя.

Произносят  слова в ритме песни, исполняют песню с оригиналом группой, индивидуально.

10 мин.

4.

Закрепление

Информационный

Слайд № 9

Проверим  себя, что узнали на  уроке. Ответим на предложенные вопросы. Демонстрация слайда № 9. (Приложение №10)

Отвечают на вопросы слайда.

4 мин.

5.

Итог урока (рефлексия).

Информационный

слайд  № 10.

Что нового узнали на уроке?

 А теперь сюрприз от Харламова. Демонстрация слайда  № 10.

Каждая группа защищает свой кластер. Просмотр  слайда.

6 мин.

6.

Домашнее  задание:  

Выучить 1 куплет и припев песни «Джаз» Я.Дубравина, вспомнить о джазе по кластеру в  тетради.  Считаем жетоны, выставляем  отметки. Спасибо всем.

Записывают  домашнее задание, считают жетоны, получают отметку.

1мин.

Заключение

             Урок музыки по теме «Джаз» в  восьмом классе дан был для учителей лицея в  День Мастерства. Цель и задачи, поставленные в начале урока, были достигнуты. Презентация была необходима  для показа видеофрагментов  исполнителей джаза. На уроке использовались такие виды деятельности учащихся: просмотр слайдов презентации, иллюстрации-фото представителей джаза, слушание аудиозаписи музыкальных произведений джазовой музыки, вокально-хоровая работа - разучивание песни «Джаз» Я.Дубравина. Класс был разделен на группы временного состава учащихся для самостоятельного изучения материалов презентации и изучения материала по теме урока. Учащиеся выявили особенности джазовой музыки, узнали представителей джаза, смогли с помощью видео- и аудиозаписей прослушать оригинальные исполнения джазовых музыкальных произведений. Использование презентации способствовало развитию интереса учащихся к джазовой музыке, позволило организовать самостоятельное изучение материала, привлечь личные знания учащихся.

Список использованных источников и Интернет-ресурсов.

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/

2. Учебник Т.И.Науменко, В.В.Алиева «Музыка, 8 класс», Москва, Дрофа, 2010.

3. Большая энциклопедия музыки: пер. с итал.\Гвидо Боффи.-М.:АСТ: Астрель, 2007.- 413с.

4.  Коллекция презентаций Power Point , http://ppt .

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Иллюстрация-фото джазовых инструментов.

Информационный

Иллюстрация

фото

http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=13&text=фото джазовых музыкантов&pos=400&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fxmages.net%2Fout.php%2Fi343713_18.jpg

2.

Аудиозапись джазовой музыки

Информационный.

Аудиозапись

http://www.audiopoisk.com/track/louis-armstrong--jack-teagarden/mp3/black-and-blue/

3.

Иллюстрация-фото Махалии Джексон.

Информационный.

Иллюстрация

фото

http://userserve-ak.last.fm/serve/_/205736/Mahalia+Jackson.jpg

4.

Видеозапись исполнения спиричуэлс  Махалии Джексон

Информационный.

Видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=PzH325vgiTA

5.

Иллюстрация-фото Луи Армстронга.

Информационный.

Иллюстрация

фото

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EC%F3%E7%FB%EA%E0-%E4%E6%E0%E7&tg=,

http://tlt.poetree.ru/photo/lui_armstrong_7/2-0-4775

6.

Аудиозапись Луи Армстронга «Блюз Западной окраины»

Информационный.

Аудиозапись

http://muzofon.com/search/%D0%90%D1%80%D0%BC%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B3%20%D0%91%D0%BB%D1%8E%D0%B7

7.

Иллюстрация-фото Скотта Джоплина

Информационный.

Иллюстрация

фото

http://images.rambler.ru/search?query=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B0+%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE

8.

Аудиозапись регтайма «Кленового листа» Скотта Джоплина

Информационный.

Аудиозапись

http://muzda.ru/mp3/%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BC

9.

Иллюстрация-фото Леонида Утесова

Информационный.

Иллюстрация

фото

http://images.rambler.ru/search?query=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%9B.%D0%A3%D1%82%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D0%B8%D0%B7+%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0+%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B5+%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%8F%D1%82%D0%B0

10.

Аудиозапись музыки кино-Легко на сердце- из кинофильма «Веселые ребята»

Информационный.

Аудиозапись

http://www.mp3is.ru/poisk_mp3/%EB%E5%E3%EA%EE+%ED%E0+%F1%E5%F0%E4%F6%E5+%EE%F2+%EF%E5%F1%ED%E8+%E2%E5%F1%E5%EB%EE%E9.html

11.

Иллюстрация-фото Гарика Харламова

Информационный.

Иллюстрация-фото

http://www.google.ru/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0&hl=ru&newwindow=1&tbo=u&tbm=isch&source=univ&sa=X&ei=gHgCUbOlLcvhtQaIqID4BA&ved=0CCwQsAQ&biw=984&bih=530#imgrc=OghbWsc9FU2yIM%3A%3B4LHsfuFoJHHI1M%3Bhttp%253A%252F%252Fcomedygarik.narod.ru%252Fk2fp1dm902.jpg%3Bhttp%253A%252F%252Fcomedygarik.narod.ru%252F%3B608%3B464

12.

Видеофрагмент исполнения спиричуэлс от Гарика Харламова

Информационный.

Видеофрагмент

http://www.google.ru/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0+%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0&hl=ru&newwindow=1&tbo=u&tbm=isch&source=univ&sa=X&ei=gHgCUbOlLcvhtQaIqID4BA&ved=0CCwQsAQ&biw=984&bih=530#imgrc=OghbWsc9FU2yIM%3A%3B4LHsfuFoJHHI1M%3Bhttp%253A%252F%252Fcomedygarik.narod.ru%252Fk2fp1dm902.jpg%3Bhttp%253A%252F%252Fcomedygarik.narod.ru%252F%3B608%3B464

http://www.google.ru/#hl=ru&newwindow=1&tbo=d&sclient=psy-ab&q=%D0%B2%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%87%D1%83%D1%8D%D0%BB%D1%81&oq=%D0%B2%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B8%D1%87%D1%83%D1%8D%D0%BB%D1%81&gs_l=hp.12...18034.22026.1.32943.11.11.0.0.0.0.523.2683.0j4j3j2j0j1.10.0...0.0...1c.1.THtsTmta4g4&pbx=1&bav=on.2,or.r_gc.r_pw.r_qf.&bvm=bv.41524429,d.bGE&fp=7b3a71bf7626253d&biw=984&bih=530

                                                                                   

   Приложение № 1

Презентация по теме урока «Джаз».

                                                                                          Приложение № 2

                                                                                                 

                                                                                                                                                                                         Приложение  № 3

Джаз

Джаз - от выражения: «джэзинг ит ап» – играть энергично, с воодушевлением.

Джаз – это музыкальный жанр, сформировавшийся в США в начале ХХ века, основу которого составляет афроамериканский фольклор.

                                                                                 Приложение  № 4

История джаза

Джаз  возник в  Новом  Орлеане США.

 Корни джаза уходят в народную музыку афроамериканских негров, обращенных в рабство в Америке.

Ведущие жанры- танцевальные и песенные.

                              Приложение  № 5

Особенности джазовой музыки.

 Заключаются в сплаве элементов двух музыкальных культур: в мелодии и гармонии - влияние «белой» (европейской) культуры, в сложной   ритмической структуре (синкопы), неустойчивой высоте звука – влияние афроамериканской  культуры.

Джаз отличается импровизацией.

                                                                                          Приложение  № 6

Первый источник джаза спиричуэлс – это песни североамериканских негров религиозного содержания, госпелы (уорк-сонги-трудовые песни), то есть духовные  песни – молитвы негров Южных Штатов Америки

Люди отправлялись в Америку, чтобы изменить свою жизнь, освоить новые земли. Она сулила им свободу. На кораблях плыли люди разных национальностей, звучала разная речь, слышались и шотландская баллада, и английские гимны, итальянские мадригалы, испанские романсы, французские менуэты. В Америке, как и в Европе, возносили молитвы Господу, пели о любви, звучали колыбельные, погребальные, плясовые песни.

В трюмах были негры – невольники для работы на плантациях белых людей. Первые мореплаватели, открывшие Африку, обратили внимание на необычную манеру пения ее темнокожих жителей слияние барабанных ритмов и пения солистов, свободу импровизации.

Известный негритянский джазовый музыкант Дюк Эллингтон говорил: «Страшась молчания черных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, чтобы у них не было возможности разговаривать, то есть сговариваться о планах мести и мятежа.

О своей тяжелой жизни они рассказывали в своих песнях- молитвах спиричуэлсах, обращаясь к Богу. Спиричуэлс обычно исполнялись а капелла.  Импровизация подголосков и коллективное пение, говорит об одаренности людей, чья музыка оказала влияние на композиторов не только в Америке.

Самая известная исполнительница спиричуэлс Махалия Джексон.

                                                                                            Приложение  № 7

Второй  источник  джаза - блюз. Это светские  лирические  песни  американских негров, живших вдоль реки Миссисипи. Слово «блу» - голубой и «блек» - черный. Второе значение слова «девл» – меланхолия, хандра. В  песнях блюза негров слились и горечь рухнувших надежд, и тоска по утраченной родине, и ненависть к рабскому труду.

     «Я бездомным стал - было б лучше умереть - 2 раза

      Нету больше места в мире, где мне сердце отогреть»

                                                          (Перевод   А.Буравского)

Другие  блюзы  были  наполнены  весельем- смех  сквозь  слезы.

Блюз - это сольные  песни в  сопровождении  банджо  или  гитары, инструментальная  музыка. Это  медно-духовые – труба, фортепиано, саксофон и ударные.

Известен всему миру Луис Дэниел Армстронг (1900/1901-1971), афроамериканский джазовый музыкант, трубач, певец.

 «Блюз наполняет меня с головы до ног, я печален сегодня, я полон мрачных предчувствий, когда я еду на западную окраину, где меня ждет так много страданий»- Луи Армстронг.

В дальнейшем блюзовая манера пения перешла в ритм-энд- блюз, в музыку «соул», «фанк», свинг, рок-н-ролл и т.д.

                                                                                                 Приложение  № 8

Еще один источник джаза – регтайм. Появлению регтайма предшествовала популярность танцев «кейк – уок» и «ту – степ». «Кейк- уок» - танец пирожных. В нем негры пародировали своих господ, подражая их манерам, походке. В конце актеры получали в награду маленький кусочек пирожного из рук «хозяина». Походка танцоров была подпрыгивающей, были и внезапные остановки, нужна была соответствующая музыка. Так появился регтайм. Стиль регтайма оказался созвучен индустриальной Левая  рука пианиста поддерживает устойчивый ритм прохлопывая по фортепиано, как по ударному инструменту, а правая наигрывает мелодию.

Первый король регтайма Скотт Джоплин.

                                                                                         

                                                                                                   Приложение  № 9

                                        Джаз в России

Первый русский  джазовый  исполнитель – Леонид  Утесов.

В 1922 г. в Москве создан первый оркестр джаз-бенд Валентином  Парнахом, затем джаз-оркестр Цфасманом.

                                                                                             Приложение  № 10

                           Джаз                                       Я.   Дубравин

Переплыв  Атлантику   из-за океана

В   день  какой  неведомо  в  неизвестный  час

Вышел  из  морского  синего  тумана

Трубами  сверкающий  негритянский  джаз.

П/в    Ах  этот джаз,  звенящий  джаз!

          Он так  старается  для  нас,

          Он так  старается  для  нас,

          Гремит он  каждою  трубой,

          Гремит он  каждою  трубой,

          Танцуй и пой,  танцуй и пой!

                                                                                               Приложение  № 11

                                        Проверь себя:

  • Где  возникл  джаз?
  • Что  является основой  джаза?
  • Назови источники  джаза  и исполнителей.
  • Какие  музыкальные инструменты  участвуют в  исполнении  джаза?
  • Назови  первого русского  исполнителя  джаза.

          Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Лицей № 1 им. Н.К.Крупской                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.

Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...

Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.

Урок поможет  учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему "Картины природы в музыке"...

Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс

Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс, разработанный в социо-игровой методике....

Открытый урок по музыке в 5 классе на тему:" Восток в русской музыке."

Восточная тема у русских композиторов 19 века....