Нетрадиционное музыкальное занятие "Ярмарка"
план-конспект занятия по музыке по теме

Нетрадиционное музыкальное занятие "Ярмарка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka.docx25.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нетрадиционное музыкальное занятие «Ярмарка» 

музыкальный руководитель МБДОУ д/с №4 «А» «Колосок» Степанова Светлана Валентиновна.

Цель:

 Пробудить интерес детей к народному искусству.

Задачи:

1.Образовательные:

 Развивать музыкальные  способности детей: слушать народные песни в исполнении оркестра, узнавать знакомые музыкальные инструменты, петь естественным голосом, без музыкального сопровождения, протяжно, следуя движению руки преподавателя, учить ритмично, играть на различных музыкальных инструментах, развивать навыки слаженной игры; закрепить умение составлять узор на предмете, используя элементы гжельской  росписи.

2. Развивающие:

Развивать творческое воображение, придумывать простые цепочки действий для игровых персонажей;  обогащать и активизировать словарь детей.

3.Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение друг к другу, мальчиков к девочкам; бережное отношение к собственному голосу, музыкальным инструментам.

Материал, оборудование:  мультимедийный проектор, народные костюмы (для всех детей); костюмы персонажей (Казачка, Самовар); деревянные ложки, деревянные палочки, детские музыкальные инструменты,  колокольчики, музыкальные молоточки, бумага,  трещотки, свистульки;  карусель с лентами;  карточки  для слушания музыки, угощение.

Словарная работа систематизация слов: ярмарка, хохломская роспись активизация слов: сени, кузница, батюшка, господа.

Предварительная работа:

  1. Разучивание рус. нар. песни «Поехал наш батюшка на базар», русс.нар. песни«Во кузнице»русс. нар. мелодия оркестра  «Ах вы, сени», русская нар. мелодия. «Ой, на гори ярмарка!»
  2. Знакомство со звуковыми картинами, русскими народными пословицами и поговорками.

Ход занятия

Занавес закрыт, дети в кубанских народных костюмах под музыку заходят в зал. Их встречает музыкальный руководитель – Казачка (в кубанском народном костюме).

Звучит музыкальное приветствие.

Дети: (поют) Здравствуйте, Хозяева! Открывайте дверь скорее, мы к вам  в гости идем. Мы к вам  в гости  идем! Радость в дом к вам  несем!

Казачка: Здравствуйте, гости дорогие, званные, да желанные. Проходите, не стесняйтесь Красному гостю - красное место! У меня хата просторная, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка, а изделий мало, коли в гости пришли, помогите мне. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь, хоть брось. Как говорится: делу – время,

Дети: а потехе – час!

Казачка: послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в них говорится.

Желтые птицы по яркому полю,

Море цветов золотых,

Ложечки наши,

Быль или небыль?

Изделия рук дорогих!

Да это яркая сказка-

Глазам загляденье,

Словно заботой полна

Ласка и нежность, тепло и терпенье.

Золотая…

Дети: Хохлома

Дети находят ложки.

Как называется орнамент, которым мы будем украшать наши с вами ложечки.

Дети: (Хохлома)

Звучит музыка, дети садятся за столы, Украшают деревянные ложки орнаментом (аппликация) звучат русские народные мелодии в исполнении оркестра.

Казачка. Вот и закончили свою роспись народные умельцы! Кончил дело –

Дети:  Гуляй смело!

Казачка: Поедем  мы с вами на ярмарку? На людей посмотреть и себя показать.

Дети подходят к музыкальным подставкам, на которых лежат бумага, деревянные палочки; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки, балалайка.

Звуковая картина 1: «Собирайся, народ, на ярмарку!»

 слышен топот лошадей (деревянные палочки, ложки); звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны);  народ собирается (гул голосов),   листья шуршат под ногами (бумага).

Звуковая  картина 2: «Вот она,  весёлая Ярмарка!»: смех, слышны обрывки песен, где-то звучит  балалайка

Звуковая  картина 3: (на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Сюда-сюда, почтенные господа!»; «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»;   «Покупайте для души! Все товары хороши!» «И всем на удивления Петрушкины представления»

(Дети садятся на стульчики)

Казачка:  Знаете ли вы главного ярмарочного героя?

Ответ детей: (Петрушка!)

Казачка:  Хотите увидеть главного ярмарочного героя – Петрушку?

Ответ детей: (Хотим!)

Казачка: Тогда для вас прозвучат ярмарочные мелодии. А ваша задача  догадаться, какая из них наиболее подходит к ярмарочному сказочному персонажу Петрушке.  Помогут вам карточки –подсказки. Только сначала скажите. Какой у нас Петрушка?

Дети: (Озорной, веселый, бесстрашный)

Казачка:  и какая подходит музыка для Петрушки по своему характеру? Дети: (Быстрая, шаловливая, веселая)

Звучат Русская народная песня «Поехал наш батюшка на базар», «Ах, Вы сени!» рус. нар. мелодия,  «Ой, на гори ярмарка!» русская нар. мелодия.

Дети выполняют задание.

На экране мульти- медийной установки под русскую народную мелодию «Ах вы,  сени!»появляется Петрушка.

Петрушка.

Я Петрушка – веселая игрушка!

Ноги быстрые, кудри шелковые!

Сам скачу и, шевелюсь,

Никого в мире не боюсь!

Проходите, проходите,

 на загадки посмотрите!

На нашей ярмарке на каждого Якова

товару всякого.

Только не  всяк товар этот увидит. А вы видите? Нет? Да и правда не видно, только ширмочки разноцветные стоят, важничают, товар прячут. Вам надо отгадать по голосу, что там за товар. Когда узнаете – дружно поиграете.

Музыкальные загадки (дети слушают русскую народную пляску «Барыня»в исполнении оркестра. Узнают и  называют музыкальные инструменты балалайка, треугольник, колокольчик, барабан ит.д.

Петрушка. Вот молодцы, ребята. Все мои загадки отгадали. Всем ребятишкам: девчонкам и мальчишкам –свистульки да игрушки, да по веселой погремушке.

Казачка:

Свищет глиняная птичка,

Козлик, лошадь и синичка…

На боках орнамент ярок,

музыкальный наш подарок!

Звучит русская народная мелодия «Барыня» дети играют на свистульках, трещотках и ложках, погремушках. Петрушка прячется.

Казачка: Убежал проказник Петрушка, ну да, ладно! А теперь и  я проверю, как вы знаете русские народные пословицы! Ведь пословица – душа и ум русского народа, в ней и к Родине любовь, и хвала труду, и народная мудрость. Я пропою первые два слова пословицы, а вы её допоете, следуя движению моей руки.

Музыкальный руководитель поет и показывает рукой движение мелодии вниз, вверх, на одном звуке, дети следят за жестом преподавателя и допевают пословицы.

  1. Лес рубят… (щепки летят).
  2. Волков бояться… (в лес не ходить).
  3. Шила в мешке… (не утаишь).
  4. Сделал дело… (гуляй смело).
  5. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
  6. Делу время… (потехе час).

Казачка. Молодцы, ребята!  Для вас Петрушка приготовил сюрприз.

Сценка из мультфильма «Как старик корову продавал»- дети смотрят мульт-фильм.

Казачка: А теперь посмотрим. Кто из вас самый ловкий.

Игра  « Подои корову»

 Казачка.  Потешьте меня, ребята! Спойте для меня песню.

               Тары-бары-растабары покупал отец товары

              родной доченьке платок. По середочке цветок.

              А сынулечке- сыночку по музыкальному молоточку!

Песня «Во кузнице» русс. нар.мелодия  два мальчика-кузнеца (по желанию) играют на музыкальных молоточках.

Казачка: Ай, да ярмарка у нас!

Что за песни. Что за пляс!  Когда же бывает первая ярмарка?

Дети: Осенью, в октябре.

Казачка: Осень знатная хозяйка. Споем про нее песню. Только песня народная и исполнять ее нужно протяжно, неторопливо, негромко.

Песня «Осень» муз. В.Алексеева

Казачка:

Засиделись вы, ребята!

Для всеобщего веселья

Побежим на карусели!

Русская народная игра «Карусель». Во время игры мальчики катают девочек на карусели.

Выходит самовар, танцует«Жил -поживал самовар»муз. А.Варламова

Казачка:

Ах, какой самовар!

Из него валит пар!

Чай попьём, посидим,

На  самовар поглядим!

Казачка: (поет) Чай пьёшь –

Дети: (поют)Здоровье бережёшь.

Казачка Чай усталость всю снимает,

Дети: настроенье поднимает!

Хозяйка.

Повеселились очень дружно.

Подкрепиться всем вам нужно!

Всем спасибо за вниманье,

Всех друзей на чай зовём!

Угощаем ароматным,

Вкусным чаем с пирогом!

Казачка угощает детей пирогом, дети за Самоваром уходят в группу  на чаепитие.

Вывод: Поставленные задачи были выполнены, такие занятия обогащают новыми музыкальными впечатлениями детей, развивают музыкальные способности и их творческое воображение.

Литература:

  1. «Народное искусство в воспитании детей», под ред. Т.С.Комаровой, М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание», №5, 1993.
  3. Журнал «Колокольчик» № 20
  4. Журнал «Музыкальная палитра» №2, 2003.
  5. Журнал «Музыкальная палитра» №4, 2005.
  6. Журнал «Музыкальная палитра» №6, 2006.
  7. Журнал «Музыкальный руководитель» №4, 2004.
  8. Журнал «Музыкальный руководитель» №1, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нетрадиционный урок музыки "Музыкальная гостиная"

В "музыкальной гостинной" дети знакомятся с великими композиторами- классиками, узнают интересные факты из их жизни, знакомятся с их творчеством,слушают произведения этих композиторов....

Нетрадиционный социально-игровой урок "Музыкальный лабиринт"

Этот урок создан по методике А. П. Ершовой и  В. М. Букатова нестандартных уроков «Социально-игровой урок» для общеобразовательных школ. Нетрадиционные уроки усиливают акцент на ...

Традиционные и нетрадиционные методы работы музыкального руководителя

в данной статье рассматриваются вопросы традиционных и нетрадиционных методов в работе музыкадбного руководителя...

Методическая разработка "Нетрадиционные формы работы на уроках музыкальной литературы"

Нынешняя ситуация в нашей современной жизни такова, что основными условиями являются стремительные темпы развития, засилье в средствах массовой информации рекламы, развлекательных и игровых программ; ...

Мастер-класс «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности посредством коммуникативных игр, упражнений, танцев»

Конкурсное задание «Мастер-класс»Непосредственно-образовательная деятельность«Художественно-эстетическое развитие»«Музыка»Тема: «Нетрадиционные приемы в разви...

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников»

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей дошкольников»...