нетрадиционный урок музыки "Музыкальная гостиная"
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

В "музыкальной гостинной" дети знакомятся с великими композиторами- классиками, узнают интересные факты из их жизни, знакомятся с их творчеством,слушают произведения этих композиторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_gostinaya.docx10.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальная гостиная»

  Учитель музыки: Голобокова М.Е.

                                                                                          п.Букачача, забайкальский край

  Учитель: Добрый день, дорогие друзья. Я рада приветствовать Вас в нашей музыкальной гостиной.

   Оставив все свои дела, Вы пришли на свидание с музыкой.

   У меня в руках скрипичный ключ. Ключ этот не простой. Он поможет нам открыть дорогу в мир музыки. Сегодня мы продолжим знакомство  с творчеством  великих композиторов. Будем учиться слушать и понимать  классическую музыку.

   Я поворачиваю ключ. Свидание с музыкой начинается (звучит красивая музыка)

Вот музыка та, по которую

Мне хочется плакать и петь.

Возьмите себе оратории

И дробь – барабанов медь.

Возьмите себе их в союзники

Легко, до скончания дней,

Меня же оставьте с той музыкой.

Мы будем беседовать с ней.

                            Б.Окуджава

Учитель: Родившись на заре человечества, музыка в течение многих веков была на правах прекрасной падчерицы, служа избранному кругу людей. Она звучала во дворцах знатных господ, под сводами костелов.

   Первым музыкальным инструментом, который сопровождал церковное пение  в Западной Европе, был  клавесин.  Позже на смену ему пришел орган (иллюстрация)

          (звучание органа)

   Как самые большие реки начинаются с истока, так  западноевропейская музыка начиналась с Иоганна Себастьяна Баха. Его творчество открыло дорогу великим классикам: Гайдну, Моцарту, Бетховену .  

   Немецкий композитор, музыкант – универсал, исполнитель – виртуоз. Имя его близко и дорого истинным любителям музыки…

Мне дорог Бах…

Ну, как бы вам сказать,

Не то, чтоб нынче музыки не стало,

Но вот такого чистого кристалла

Еще нам не являла благодать.

Какое равновесие страстей,

Какая всеобъемлющая совесть,

Какая удивительная повесть

О брошенной  в века

Душе моей.

                                                                       Н.Ушаков      

                                  «Токката и фуга» И.С.Бах

Музыку Баха исполняют и в наше время. Послушайте фрагмент «Токкаты и фуги» в  современной рок – обработке.

        «Токката и фуга»

     Тяжелая судьба выпала на долю этого композитора, но есть в его творчестве и произведения, которые очень светлые, изящные, жизнерадостные.

        Звучит музыкальная пьеса «Шутка» Баха И.С.

Учитель: Франц Шуберт – австрийский композитор.

    В 11 лет его отдали в церковно – певческую школу, где он стал исполнять партию 1-й скрипки и даже дирижировать.

    Робость и неумение устраивать сои дела были немаловажной причиной постоянных материальных затруднений  композитора, но он продолжать творить.

    Стараниями друзей был организован  единственный при жизни композитора концерт из его произведений, имевший большой успех.

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море.

О всех забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял  на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок.

И только высоко у царских врат,

Причастный к тайнам –плакал ребенок

О том, что никто не придет назад

        А.Блок

        Песня Ф.Шуберта «Аве Мария»

Учитель: прозвучала песня Франца Шуберта в исполнении Лабертино  Лоретти, знаменитого итальянского мальчика, голос которого покорил весь мир.

Учитель: Могут ли дети сочинять музыку? Да. И даже очень хорошую. Эпизод из жизни замечательного австрийского композитора Вольфганга Моцарта – лучшее тому подтверждение.

Ученица: Моцарт родился в Зальцбурге в семье композитора. Отец его писал музыку по заказу  для знатных господ. Однажды он написал менуэт и сказал своему пятилетнему сыну: Отнеси его господину Рейнгарту. Его дом стоит у городской ратуши. Скажи, что за деньгами я приду  позже сам».

  Маленький Вольфганг отправился выполнять поручение отца. Путь был неблизкий. К тому же надо было перейти по мосту довольно широкий канал . Но это не остановило отважного путешественника. Когда мальчик был на середине моста, вдруг налете ветер, вырвал из рук малыша нотные листы и бросил их в канал. «Менуэт» уплыл. Вольфганг вернулся домой. Он хотел рассказать отцу о постигшей его беде, но дома никого не было. Мальчик подошел к клавесину, задумался, тронул пальцами чуткие клавиши. Они отозвались тихой, светлой мелодией. Моцарт вывел на чистом листе ноты.

   Прошло несколько дней. Старый Моцарт  отправился к Рейганту, чтобы получить причитающиеся ему деньги. Господин сидел за инструментом и наигрывал какую –то незнакомую мелодию. «Кто сочинил эту прекрасную музыку?»- спросил Моцарт, когда хозяин дома перестал играть. «Как? Вы забыли? Это же ваш «Менуэт». Маленький Вольфганг принес его неделю назад» - удивился Рейнгард. «Я действительно посылал к вам своего сына, но я никогда не писал ничего подобного» -воскликнул  композитор. Он бросил взгляд на нотные листы, и лицо его озарила счастливая улыбка.

   Моцарт создал много замечательных произведений. Мы послушаем

                                      «Маленькую ночную серенаду»

      Эта мелодия полна света и обаяния праздничной ночи. В ее звуках оживает облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днем и ночью можно  было услышать

чудесную  музыку.

        Люблю березку русскую,

                   То светлую , то грустную.

                   В белом сарафанчике,

                   С платочками в карманчиках,

                   С красивыми застежками,

                   С зелеными сережками,

                   Люблю ее заречную

                   С нарядными оплечьями.

                    То ясную, кипучую, то грустную, плакучую

            А.Прокофьев

         Звучит хоровод «Березка»

 Учитель: Прозвучал хоровод «Березка», приглашая нас на свидание с русской музыкой.

Музыка нашей Родины неповторима.

 « В ней наше славное прошлое и достойное настоящее, седая старина и современность. Русская музыка так  много говорит  сердцу каждого из нас потому, что в ней живет душа народа». Это музыка Глинки, Мусоргского, Римского – Корсакова, Чайковского.

   Хорошая музыка интернациональна по своей сути. Ей не страшны большие расстояния и языковые барьеры.

   Выбор темы будущего музыкального произведения  – важный момент в творчестве композитора. Иногда на это уходят дни, недели, месяцы и даже годы напряженного труда.

    Но часто, как мы уже знаем , музыку заказывают. Вот такой случай произошел с П.И.Чайковским. К нему пришел известный издатель Бернар и сказал: «Я буду издавать музыкальное приложение к журналу Нувелист». Не могли бы вы написать 12 музыкальных пьес, тематически связанных с теми месяцами года, для которых они написаны». Задание понравилось композитору. Так родился замечательный фортепианный цикл «Времена года». В них Чайковский воспел красоту русской природы, жизнь и труд людей. Они вобрали в себя отзвуки песни, танца, бытового романса .  

(показ слайдов картин  природы русских художников под музыку Чайковского)

Учитель: Велик вклад Чайковского в сокровищницу  русской и мировой культуры.

Его перу принадлежат оперы, романсы, вальсы, фортепианные пьесы.  Сегодня мы обратимся   к такому жанру, как балет.

                          (фрагмент видео – фильма «Лебединое озеро»)

Ученица: В беспросветные дни осенние

И в дремучий лютый мороз,

После грозного потрясения,

Злых обид и черных угроз

Вдруг почувствуешь: легче дышится,

И внезапно в душе твоей

Ни с того ни с сего послышится

Танец маленьких лебедей.

Дали дальние в добром лепете.

Клекот близится и растет.

И на что тебе эти лебеди?

И дался тебе их полет!

Хоть и маленькие, а смелые…

Слушай жадно и молодей,

Думу думая, дело делая,

Танец маленьких лебедей

Помогая ходу истории,

Пробуждая совесть и честь,

Героические оратории

И симфонии тоже есть.

Но меж ними, храня и милуя,

Беззаветно любя людей,

Существует улыбка милая –

Танец маленьких лебедей.

Неожиданное спасение,

Белый плеск лебединых крыл,

Зашумели ключи весенние

Драгоценных душевных сил.

Дело доброе не забудется

И наказан будет злодей

До поры, пока сердцу чудится

Танец маленьких лебедей.                                         М.Алигер

        Звучит «Танец маленьких лебедей»

Учитель: Научиться слушать и понимать  серьезную музыку сложно.

Это процесс творческий, требующий от человека напряжения всех его душевных сил.

Я никогда не понимал

Искусства музыки священной,

А нынче слух мой различал

В ней чей –то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту

И те Души моей волненья,

Что всю былую красоту

Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встает

И близким кажется и ясным,

То для меня мечта поет

И веет таинством прекрасным

         Звучит «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик»

Учитель: растаяли в тишине последние звуки прекрасной мелодии Чайковского. Подошло к концу и наше свидание  с музыкой. Приглашая вас в музыкальную гостиную , я мечтала показать вам светлую тропинку в мир прекрасной музыки.

   Впереди целая жизнь. Будьте пытливы, настойчивы, любознательны. Сохраните в своих сердцах любовь к классической музыке, а она откроет вам свои тайны.

   Всего вам доброго. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный урок-урок творчества

Важнейшая проблема, волнующая всех учителей, - повышение эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и ...

Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди у...

Нетрадиционные уроки или мое творчество на уроках биологии

Чтобы облегчить разработку конкретных уроков, были составлены общие планы- конспекты той или иной нестандартной формы проведения урока. Пользуясь этими рекомендациями, любой учитель легко может разраб...

Нетрадиционный урок Использование игры на уроках географии.

При проведении нетрадиционнных уроков географии с использовании элементов игры учащиеся  вовлекаются в процес обучения с удовольствием и непринужденно,что в итоге вызывает заинтересованность в из...

Нетрадиционные уроки и фрагменты уроков. Новогодний урок в 10 классе

Урок в нетрадиционной форме в 10 классе посвящён повторению грамматического материала первого полугодия....