Урок музыки во 2 классе по теме "Великий колокольный звон"
план-конспект урока по музыке по теме

Заплишная Наталия Владимировна

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

 

Цель: Знакомство с видами колокольных звонов и их влияние на музыку разных     

           композиторов.

Образовательная цель. Прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная цель. Формирование уважения к традициям своего народа.

 

Задачи:

      1. научить ребят различать виды колокольных звонов;

      2. пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение колокольных    

          звонов;

      3. воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на колокольные звоны.

Тип урока: введение в тему.

Форма урока: комбинированная.

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ.

Материал:

Музыкальный ряд:

М. Глинка. «Славься!» хор из оперы “Иван Сусанин”;

«Благовест»

«Набат»
Изобразительный ряд:

Фото соборов, куполов, храмов, портрет М.И.Глинки

 

Оборудование:

- компьютер
- мультимедийный проектор, экран
- музыкальный центр

-дидактический материал

- раздаточный материал

Программное обеспечение:

- компьютерная презентация «Великий колокольный звон…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_vo_2_klasse_po_teme.docx26.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель музыки МОСШ п.Лыхма

Заплишная Наталия Владимировна

Урок музыки во 2 классе по теме:

«Великий колокольный звон»

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Цель: Знакомство с видами колокольных звонов и их влияние на музыку разных    

           композиторов.

Образовательная цель. Прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная цель. Формирование уважения к традициям своего народа.

Задачи: 

      1. научить ребят различать виды колокольных звонов;

      2. пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение колокольных    

          звонов;

      3. воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на колокольные звоны.

Тип урока: введение в тему.

Форма урока: комбинированная.

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ.

Материал:

Музыкальный ряд:

М. Глинка. «Славься!» хор из оперы “Иван Сусанин”;

«Благовест»

«Набат»
Изобразительный ряд:

Фото соборов, куполов, храмов, портрет М.И.Глинки

Оборудование:

- компьютер 
- мультимедийный проектор, экран
- музыкальный центр

-дидактический материал

- раздаточный материал

Программное обеспечение:

- компьютерная презентация «Великий колокольный звон…»

Ход урока:

1. Организационный момент.
2. Этап всесторонней проверки знаний.
3. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
4. Этап усвоения новых знаний.
5. Вокально-хоровая работа. Физ. минутка.
6. Этап закрепления новых знаний.

ХОД УРОКА.

ЭТАПЫ УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Эпиграф урока.

 «Много лет живете вы, колокола,

   Много знаете о жизни на Руси,  

   Много сможете, наверно, рассказать,

    Что нельзя забыть и что нельзя простить…»

  (Дм. Белухин «Колокола»)

1.Организационный момент.

Дети заходят в класс.

2.Приветствие.

(исполняется учителем и учениками:

Динь дон – повторяется на фоне всего приветствия).

Динь дон,  динь дон

Слышим колокольный звон.

Он приветственно звенит

Здравствуйте всем говорит.

2. Развитие темы урока.

Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел нашего предмета «музыка» - он называется «О России петь, что стремиться в храм», и тема нашего урока- «Великий колокольный звон». Мы с вами познакомимся с колоколами, их звучанием, узнаем, как называются некоторые виды колокольных звонов.

Необходимой принадлежностью православных храмов являются колокола, которые помещаются или на крыше храма, в башнях куполов, или при входах в церковь, в звонницах (иллюстрация), устраиваемых в арках крыльца и в самой церкви у западной стороны, или близ храма в особом здании для них, называемой колокольня.

   

Колокол для русского человека издревле был голосом Родины, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства. Мы знаем это из легенд, из песен, из книг.

Звон колокола воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге перед ней. А если он умолкал – это значило, что Родину постигло несчастье.

Но, умолкнув, колокола не переставали бодрствовать. Пожар ли, внезапное нападение врага, бунт, иная ли напасть – всех своим громким, резким, торопливым, сбивчивым криком поднимает на ноги набат.

Буря ли, вьюга ли – далеко разносится окрест редкий, но несмолкающий охранный звон, указывая дорогу заблудшим…

Звук колокола приветствовал победителей, встречал знатных гостей.

У колоколов, как у людей свои имена, своя судьба. Их даже одушевляли, сравнивали с человеком. Смотрите как он устроен: тулово, ухо, язык. И его голос, как у человека – поет и в нем есть душа.

Колокольные звоны бывают разных видов. Различают звоны и благовест .

Звоны могут быть: праздничный, вечерний, погребальный, набатный и другие. Для каждого звона характерен свой образ, свои средства выразительности.

Обычно в храмах бывает несколько колоколов, различных по высоте и силе звука:

- праздничный;

- воскресный;

- будничный;

- малый колокол.

 Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке? (большие и маленькие)

А как вы догадались (низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола.

Про колокола и колокольные звоны в старину говорили много добрых, красивых слов. Так, например, колокола называли русским чудом, а про колокольный звон говорили, что это голос Родины. О чём нам может говорить голос Родины? (о добре, о любви, иногда о горе, печали.

- Когда нам может говорить колокол о печали, о горе? (когда война или пожар, или другое несчастье).

- каким голосом будет с нами разговаривать колокол о печали, о горе? (может низким, тихим или же наоборот, громким)

А когда колокол может говорить нам о радости, о любви? (победа, родился кто-то). А каким голосом колокол будет говорить с нами о добре, о любви? (нежным, тихим, ласковым, добрым)

- Вы, ребята, сейчас дали характеристику каждому голосу. Вы сказали сейчас о том, какой он, голос – низкий, высокий, тихий  и т.д. Другими словами вы назвали тембр голоса. Тембр – окраска звука. У большого колокола тембр будет низким, а у маленького колокола тембр будет высоким.

А кто управляет колоколами?

(звонарь)

Имитация игры на колоколах.

Если бы вы были звонарями, каким был бы у вас праздничный звон?

(Дети имитируют игру на колоколах: распределяется большой колокол, средний и малый)

Вокально-хоровая работа

По группам имитируют голосом звучание колокола.

Звон колокола перед началом службы, во время её и после службы неодинаков. Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, окружность.

Колокола на Руси сопровождали человека от рождения до его смерти.

Звон в Московском Кремле был необыкновенно художественным. Особенно когда производился во все колокола, в самые большие праздники и при торжественных случаях: он назывался «красным звоном» и имел свою особую мелодию.

Физминутка

3. Слушание музыки.

«Благовест»

- Каждый колокольный звон имеет своё название. Их много, но сегодня мы с вами познакомимся с двумя из них. Первый – БЛАГОВЕСТ=БЛАГО-=добро, радость, праздник + ВЕСТ=весть=ДОБРАЯ ВЕСТЬ.(повторить несколько раз вслух слово благовест!)

Прослушивание «Благовеста».

- Ребята, как вы считаете, это «красный звон» или «будничный»?

(Красный звон, кто-то угадает Благовест. Если не угадают, сказать и предложить послушать ещё. Обратить внимание на то, что вначале ударяет именно большой колокол, а затем все остальные).

 - Когда мы слышим колокольные звоны, какие образы возникают в нашем воображении?

(Церковь, молитва, колокол).

- Можно ли назвать колокольные звоны музыкой? (да).

- как рождается мелодия?

(Колокола разной высоты).

Слушание набата

В России колокол звучал при встрече высоких гостей, во время приближения неприятеля (называется набатом), звоном возвещали о стихийных бедствиях, собирали народ на площадях для собрания.

«Набатные молчат колокола,

Их музыка как-будто умерла,

Их гневный голос навсегда затих,

Как в колыбелях, в звонницах седых.

А было – били, на подъем легки

И купола сжимались в кулаки

И так всегда, когда грозит беда…

Теперь не то, теперь не те года,

И пусть молчат, молчат колокола,

Я знаю – память их не умерла…»

 (Вл. Фирсов)

Колокол всегда с народом в беде и в радости, но память его хранит все, что было. Искусство колокольного звона требует особого слуха. Управлять колоколом не просто. Найти профессионального звонаря трудно.

Для российского человека звуки колоколов были голосом с неба. Звон «невольно отрывает все мысли и помыслы от земли, уносит их в поднебесную высь и наполняет сердце радостным и светлым чувством, как будто в него вливается небесная гармония, отголоски далёкого рая, наполняет сердце радостью и надеждой», - писал Н.Оловяшников в своей книге «История колоколов».

Слушание музыки.

М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин»

Хор «Славься!»

Давайте послушаем хор «Славься!» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Кто услышит колокольный звон в музыке, поднимите карточку с изображением колокола.

- Добавляет ли торжественности звон колоколов в музыке? (да)

- А как ещё можно сказать, что придает музыке использование колокольного звона? (могущество, силу, смелость, величие, задушевность, уверенность).

Вот как важны такие музыкальные украшения, они помогают созданию музыкального образа.

6.Подведение итога урока.

Мы сегодня познакомились с видами колокольных звонов, определили их музыкальный образ, тонко почувствовали их звучание.

Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили на уроке?(о колоколах, о колокольных звонах, о том, что каждый колокол имеет свой тембр).

- что такое тембр? (окраска звука)

- с каким колокольным звоном мы с вами познакомились? (с благовестом и набатом)

- что означает благовест?( добрая, радостная весть)

- когда звучит набат? (когда горе, нашествие врагов)

Поняли что колокола – это сама жизнь, наша история, часть музыкальной культуры России.

Класс – хорошо!

Звонари – молодцы!

Почемучки – умницы!

Сохраним это состояние души до следующего урока. Всего доброго.

Пусть чаще звучит Благовест.

Выход из класса под звон колоколов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.

Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...

урок музыки, 2 класс, по теме "Великий колокольный звон"

Урок музыки для 2 класса разработан с учетом ФГОС 2 поколения. Во время урока обучающиеся занимаются не только традиционными видами деятельности, они также являются исследователями....

Урок музыки во 2 классе. Тема "Великий колокольный звон. Звучащие картины"

Данный урок проводится во II классе, II четверть, 1-й урок раздела «О России петь - что в храм стремиться».Тип урока: урок изучения нового материалаЦели:     Обучающие:...

Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....

Методическая разработка, 2 класс. Тема: "Великий колокольный звон"

Технологическая карта к уроку "Великий колокольный звон"...

Конспект урока музыки (2 класс): «Великий колокольный звон»

Тема урока музыки (2 класс): «Великий колокольный звон».Цели:Образовательные: познакомить учащихся с разнообразными церковными звонами и их значением в жизни людей. Сформировать у учащихся...