АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативных занятий по музыке «Хоровое пение»
рабочая программа по музыке на тему

Жеребятьев Владимир Александрович

АВТОРСКАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативных занятий по музыке

 

 

«Хоровое пение»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15

АВТОРСКАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативных занятий по музыке

«Хоровое пение»

Срок реализации: 4 года.

Возраст участников: 10-13 лет.

                                                                                           

               Автор: Жеребятьев Владимир Александрович.

                                         учитель музыки                                                      

г. Камышин    2013-2014 уч. год

Пояснительная записка.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий. Занятия на хоровых занятиях пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:

5 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в течение года.

6 класс – 1 час в неделю, 34 часа в течение года.

7 класс – 1 час в неделю, 34 часа в течение года.

8 класс – 1 час в неделю, 34 часа в течение года.

Новизна программы

В МБОУ СОШ №15, в которой занимаются учащиеся 1-11 классов в возрасте от 7 до 17 лет, особенность программы «Хоровое пение» в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

В данных условиях программа «Хоровое пение» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Актуальность программы

В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 15» традиционно обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться петь.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия хоровым пением является источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 10 до 13 лет.

Цель: привить любовь к вокальному хоровому искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.

Задачи программы:

- Закрепить и углубить интерес детей к хоровому пению, как самому массовому и доступному виду искусства.

- Посредством занятий и внеклассной работы приобщить учащихся к искусству, познанию мира прекрасного.

- Продолжить развитие музыкального слуха, совершенствовать музыкальные способности.

- Создать в хоре обстановку творческой активности, дружбы и товарищества.

- Отработать новые для данного возраста слуховые и певческие навыки, навыки хорового исполнительства.

- Посредством работы над лучшими образцами мировой хоровой литературы способствовать формированию высокого художественного вкуса.

- Воспитывать бережное отношение к своему голосовому аппарату и здоровью вообще.

- Развивать эмоциональность и артистизм ребёнка.

- Способствовать формированию культурной среды младших школьников, используя коллективные посещения концертных залов, театров, лекториев и т.д.

- Развивать у детей самостоятельность, активность, «чувство локтя», взаимовыручки.

- Способствовать быстрейшей адаптации детей, поступивших в хор без предварительной подготовки.

Программа отличается от других программ тем, что:

- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;

- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;

- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);

- содержание программы «Вокальная студия «Планета детства»» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

        РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

Знания, умения и навыки, полученные при реализации данной программы:

Общие: внимание, эмоциональная отзывчивость, быстрота реакции, чувство коллективизма, организованности и сознательной профессиональной дисциплины, воспитание чувства патриотизма, развитие художественного вкуса, развитие навыков самоуправления.

Профессиональные: повышение остроты мелодического и гармонического слуха, развитие внутреннего слуха, улучшение интонации, Развитие чувства ритма и музыкальной памяти, навыки концертно – исполнительской деятельности, координация между слухом и голосом, чувство ансамбля, ладовое чувство, владение певческим дыханием, активной артикуляцией, чёткой дикцией.

Выявление результатов работы по данной программе: открытые уроки для педагогов и родителей; концертная деятельность; постановка музыкальных композиций, детских опер, спектаклей; участие в хоровых конкурсах и фестивалях.

Предметные результаты программы ( 5-6 классы):

К концу первого класса у детей должна выработаться правильная певческая установка (прямая осанка; свободная, подвижная нижняя челюсть), отработаны необходимые навыки певческого дыхания (дыхание «в живот»; вдох по руке дирижёра), округлое исполнение гласных «а», «у», «ю», «е», «ё»; чёткое произношение звонких согласных и правильное произношение шипящих звуков), начальные навыки пения legato u non legato, а также пения a’capella; Дети должны уметь начинать и заканчивать исполнение по руке дирижёра, понимать и отражать голосом нюансы crescendo u diminuendo. Концертные выступления должны представлять из себя исполнение посильных произведений спокойного темпа, legato, и проводиться не менее двух раз в год.

Предметные результаты программы (6 -7классы):  

К концу обучения во втором классе школьники должны уметь не только правильно дышать в процессе исполнения более длинных фраз и предложений, но  и овладеть навыком «цепного» дыхания; к полученным в первом классе навыкам округления гласных добавляются звуки «е», «э», «и», «ы»; продолжается работа над шипящими и свистящими согласными; дети должны уметь самостоятельно находить и выделять голосом смысловые центры в тексте;  к пению legato u non legato прибавляется  staccato; продолжается и углубляется работа над ритмическим, динамическим, дикционным и интонационным ансамблем; ведётся работа над расширением диапазона, над закреплением навыков пения a’ capella и несложного двухголосия. Дети должны научиться мимикой и голосом передавать разные характеры исполнения (задумчивый, грустный, радостный, уверенный и т.д.), и в течение года выступить на концертах не менее четырёх раз, подготовив за это время 8 – 10 произведений.

Предметные результаты программы (7-8 классы)

Дети должны научиться объединять два навыка дыхания (« дыхание в пояс» и «зевок»), овладеть глубоким дыханием с памятью вдоха, продолжить работу над «цепным» дыханием; активизируется работа не только над округлением гласных и техникой произношения согласных звуков, но и над чёткой артикуляцией в более подвижных темпах; продолжается планомерная работа над расширением диапазона учащихся, развитием внутреннего слуха, интонированием, фразировкой; пение legato, non legato u staccato усложняется работой с более мелкими длительностями в подвижном темпе; активизируется работа над гармоническим и интонационным ансамблем в одноголосии и двухголосии. Идёт закрепление навыков передачи голосом различных динамических оттенков, особенностей звуковедения, осмысленного и выразительного исполнения музыкальных произведений. За год ученики под руководством дирижёра хора должны выучить и исполнить на концертах песни как классиков, так и композиторов – современников, а также две народные песни и тематическое произведение.

Метапредметные результаты

Личностные результаты:

        • формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

        • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);

        • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;

        • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;

        • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

        • развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;

        • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;

        • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

        • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);

        • формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;

        • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

        Учащиеся получат возможность:

        • удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

        Учащиеся научатся:

        • логическим действиям сравнения, анализа,  построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

        • применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);

        • рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;

        • адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;

        Учащиеся получат возможность:

        • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;

        • удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально  обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Регулятивные:

        Учащиеся научатся:

        • планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений ;

        • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

        • выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями;

        • мобилизовывать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

         Учащиеся получат возможность научиться:

        • формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;

        • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные:

        Учащиеся научатся:

        • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

        • понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;

        • использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);

        • опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

        Учащиеся получат возможность:

        • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного  исполнения музыкальных произведений.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением;

– анализ занятия;

– задание на дом.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Выставка фотоматериала из выступлений студии.

Итоговое занятие.

Урок-концерт.

Успехи, результат.

Отчетный концерт.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в

Необходимые условие реализации программы.

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетициального зала (сцена).

3. Фортепиано, синтезатор.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура.

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.

5 класс

№ урока

Дата

Тема

Кол-во часов

Прим.

1.

Тренировка полученных навыков дыхания, более длинных фраз и предложений в процессе пения

2

2.

Глубокое дыхание с памятью вдоха

2

3.

Пение на опоре

2

4.

Объединение двух навыков: «дыхание в пояс» и «зевок»

2

5.

Навык «цепного» дыхания

2

6.

Упражнения на самостоятельное нахождение логических центров в тексте и выделение их голосом

2

7.

Пение упражнений с перенесением логических ударений на разные слова

2

8.

Пропевание упражнений в более подвижных темпах с сохранением чёткой артикуляции

2

9.

Пение мелких длительностей в подвижном темпе

2

10.

Звукообразование: Округление гласных («е», «и», «ы», «э»)

2

11.

Продолжение работы над шипящими и свистящими согласными

2

12.

Подготовительные упражнения для твёрдой атаки

2

13.

2

14.

Звуковедение: Работа над навыком пения двух и более звуков на один слог.

2

15.

Пение мелких длительностей в подвижном темпе.

2

16.

Пение non legato.

2

17.

Упражнения на отработку пения staccato

2

18.

Работа над «полётностью» звука

2

19.

Высокая певческая позиция звука

2

20.

Работа над навыком пения двух и более звуков на один слог

2

21.

Ансамбль Продолжение работы, начатой в прошлом году над ритмическим, динамическим, агогическим, дикционным, интонационным и др. ансамблем

2

22.

Упражнения, направленные на поиски тембрового ансамбля

2

23.

Работа над ансамблем в двухголосных попевках и упражнениях

2

24.

Упражнения для дальнейшего расширения диапазона

2

25.

Работа над двухголосием в упражнениях: контрастное, терцовое (более сложные примеры)

2

26.

имитационное (простые упражнения)

2

27.

каноны

2

28.

Работа над несложными двухголосными произведениями

2

29.

Продолжение работы над пением a`capella

2

30.

Пение аккордов в гармоническом изложении (подготовка к пению трёхголосья)

2

31.

Исполнение посильных произведений определённого темпа (80-100), legato

2

32.

Осмысленное и выразительное исполнение под управлением руководителя хора

2

33.

Концертное исполнение (не менее двух раз в год). Обязательный последующий подробный анализ выступлений.

2

34.

Концертное Выступление.

2

итого

68 ч.

6 класс

№ урока

Дата

Тема

Кол-во часов

Прим.

1.

Введение, владение своим голосовым аппаратом,

1

2.

Работа над собственной манерой вокального исполнения.

1

3.

Знакомство с произведениями

1

4.

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

1

5.

Выявление индивидуальных красок голоса.

1

6.

Сценическое искусство.

1

7.

Творчество и импровизация.

1

8.

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.

1

9.

Собственная манера исполнения вокального произведения.

1

10.

Использование певческих навыков. Великие вокалисты.

1

11.

Система упражнений на legato для выравнивания регистров

1

12.

Работа над ровностью певческого тона при смене гласных

1

13.

Работа над расширением диапазона голоса

1

14.

Продолжение работы над пением a`capella

1

15.

Пение интервалов и аккордов в гармоническом изложении (подготовка к двухголосному пению и простому трёхголосию)

1

16.

Повторение материала «жесты дирижёра»: «внимание», «дыхание», «снятие звука», «задержка звука», «атака звука»

1

17.

Динамические нюансы: «piano», «forte», ведение мелодической линии, штрихи «staccato», «legato»

1

18.

Различных жанров, манерой исполнения.

1

19.

Великие вокалисты

1

20.

Вокальные навыки.

1

21.

Знакомство с многоголосным пением.

1

22.

Освоение исполнения бэк-вокал.

1

23.

Движения под музыку.

1

24.

Постановка танцевальных движений, театральные постановки.

1

25.

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.

1

26.

Обработка полученных вокальных навыков.

1

27.

Дикция и артикуляция.

1

28.

Расширение диапазона голоса.

1

29.

Вокально-хоровая работа.

1

30.

Нотная грамота.

1

31.

Сценическая хореография.

1

32.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

1

33.

Подготовка и проведение праздников.

1

34.

Концертная деятельность.

1

итого

34 ч.

7 класс

№ урока

Дата

Тема

Кол-во часов

Прим.

.1

Введение.  

1

2.

Знакомство с голосовым аппаратом

1

3.

Раскрепощение певца.

1

4.

Формы и жанры вокальной музыка.

1

5.

Школьные годы.

1

6.

Волшебная страна звуков.

1

7.

Мелодия – душа музыки.

1

8.

Солнечный свет в моем голосе.

1

9.

Праздник в душе у нас.

1

10.

Звуки и краски голоса.

1

11.

Песни давно минувших дней.

1

12.

Фантазия моего сердца.

1

13.

Души прекрасные порывы.

1

14.

Вечная память русским героям

1

15.

Россия – Родина моя.

1

16.

Добрым быть совсем не просто.

1

17.

Души прекрасные порывы.

1

18.

Соотношение движения и пения

1

19.

Сценическое движение и художественного образа песни.

1

20.

Виды, типы сценического движения.

1

21.

Произведения композиторов-классиков.

1

22.

Произведениями современных отечественных композиторов.

1

23.

Произведениями западноевропейских композиторов-классиков.

1

24.

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

1

25.

Выступления, концерты.

1

26.

Вокальные упражнения.

1

27.

Артикуляционный аппарат.

1

28.

Речевые игры и упражнения

1

29.

Дыхание, опора дыхания.

1

30.

Осмысленное и выразительное исполнение под управлением руководителя хора песни композитора XX – XXI века

1

31.

Осмысленное и выразительное исполнение под управлением руководителя хора песни композитора – классика

1

32.

Осмысленное и выразительное исполнение под управлением руководителя хора двух народных песен

1

33.

Осмысленное и выразительное исполнение под управлением руководителя хора тематической песни. Последующий анализ исполнения.

1

34.

Летний день, замечательный праздник.

1

итого

34 ч.

8 класс

№ урока

Дата

Тема

Кол-во часов

Прим.

.1

Песни о школе, о Родине

1

2.

Истоки  музыки.

1

3.

Патриотическая направленность в песенной классике

1

4.

Осенние сюжеты в песнях

1

5.

Классика в песенной лирике

1

6.

Музыка «дружит» не только с поэзией.

1

7.

 Выдающие деятели  в мире романса.

1

8.

Песня - верный спутник человека.

1

9.

Как сложили песню?

1

10.

Мир русской песни.

1

11.

Песни без слов.

1

12.

Новый год, новый год!!!

1

13.

Мир человеческих чувств.

1

14.

Народная хоровая музыка.

1

15.

Что может изображать хоровая музыка.

1

16.

Музыка в кинофильмах.

1

17.

Самый значительный жанр вокальной музыки.

1

18.

Песни из мюзиклов

1

19.

Песни из мюзиклов

1

20.

Песня-герой сказки.

1

21.

Сказочные песни

1

22.

Колыбельные.

1

23.

Колыбельные

1

24.

Музыкальный портрет.

1

25.

Музыкальный портрет.

1

26.

Народные песни

1

27.

Народные песни в современной обработке

1

28.

Народные песни в современной обработке

1

29.

Новые течения в песенной музыке

Рэп, хип-хоп

1

30.

Новые течения в песенной музыке

Рэп, хип-хоп.

1

31.

Концертная деятельность

1

32.

Лето, ах лето…

1

33.

Подготовка к выступлению.

1

34.

Концерт.

1

итого

34 ч.

Голосовые возможности детей.

Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте (нижний и верхний порог) в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и прочее.

Нижний предел голоса можно установить путем исполнения постепенно нисходящего звукоряда. Установление же верхнего зависит от способа измерения звуковысотного диапазона. Поющий ученик исполняет короткую попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса. Исполняется беспрерывный восходящий звукоряд на гласный «а», например, по мажорной гамме.

В результате измерения звуковысотного диапазона первым и вторым способами у одного и того же певца может быть установлен разный верхний предел голоса, так как первый способ рассчитан на сглаживание регистров, а второй – на выявление границы натуральных регистров.

Когда ребенок поет поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то где-то при подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение, и необученный певец прекращает петь, так как ему кажется, что дальше он не может. Эту высоту, как правило, в диапазоне до второй октавы – фа второй октавы, и отмечают как верхний предел голоса.

При оценке голосового диапазона необученного певца важно учитывать способ регистрового звучания его голоса.

Если ребенку трудно спеть более высокий звук, значит, он использует динамику, еще не свойственную уровню развития его голоса, и, следовательно, допущена регистровая перегрузка. Основным критерием правильного использования динамики и высоты звука (то есть регистрового режима) является отсутствие вялости или чрезмерного напряжения в голосе ребенка.

Каждый ребенок должен спеть любую знакомую ему песню без музыкального сопровождения в удобной для него тесситуре. Тон не задается.

В процессе прослушивания нужно учитывать два фактора: качество звуковысотной интонации и преимущественное использование голосового регистра.

В отношении качества интонации детей можно разделить на три группы:

1) дети с плохой интонацией, которые совсем неправильно воспроизводят мелодию исполняемой песни («гудошники»);

2) дети со средней по качеству интонацией, которые искажают мелодию лишь частично;

3) учащиеся с хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без искажений.

По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса выделяются четыре группы:

1) с чисто грудным звучанием;

2) микст, близкий к грудному типу;

3) микст, близкий к фальцетному типу;

4) чистый фальцет.

Следует отметить, что такое разделение на группы по типу регистрового звучания весьма условно, так как нередко ребенок, исполнивший песню, например, микстом, близким к грудному звучанию, по просьбе педагога может повторить эту же песню в более высокой тесситуре, используя при этом другой регистровый режим, ближе к фальцетному типу. Однако рекомендуется судить по первому исполнению, так как регистровый режим при этом был выбран самим поющим.

Певческий голос не обученных пению детей, особенно с плохой интонацией, близок к речевому голосу по тембру и диапазону.

Регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Это зависит от различных объективных и субъективных причин: врожденных свойств высшей нервной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей анатомии и морфологии голосового аппарата, общего физического развития, функции эндокринной системы, музыкального и вокального опыта при обучении или спонтанном пении.

Певческое положение гортани в процессе пения

Значительное внимание уделяется свободному и низкому положению гортани. Ни в коем случае гортань не должна дергаться, подпрыгивать или «задираться» вверх. При задранной гортани звук получается некрасивый, резкий, напряженный; вдобавок пение на зажатой гортани вызывает ухудшение звука, «задранность» его на верхних нотах, тремоляцию. Кроме того, при «задранной» гортани невозможно добиться красивого звучания крайнего верха (у высоких голосов) или крайнего низа (у низких голосов), а злоупотребление подобным «приемом» может привести к полному исчезновению последних. При правильном вдохе гортань естественно опускается вниз. В таком положении она и должна оставаться на протяжении пения, независимо от громкости и высоты звука. Если гортань «подскочила» вверх или затряслась, значит, на связки легла двойная нагрузка.

Если у ребенка во время пения задралась гортань, то надо напомнить ему о том, чтобы он расслабился и попробовал установить ее (гортань) обратно в певческое положение очень легким зевком, как в момент вдоха. Этого можно также достигнуть чисто механическим путем, просто немного опустить голову.

Перед тем как начать петь, вдохните носом и полуоткрытым ртом, улыбнитесь мягкими глазами. У вас сразу сократятся мышцы лица, и звук будет ярким, близким. Чтобы не прыгала гортань, звук формируйте у корня языка, придерживая его мышцами, которые расположены около ноздрей. Улыбайтесь глазами!

Проверить, правильно ли открыт рот, можно следующим образом: возьмитесь пальцами за лицо на уровне середины уха. При максимальном открытии рта почувствуете пальцами, как сустав открывается и закрывается – значит, рот открыт правильно.

Настройка певческих голосов детей.

При любом регистровом режиме работы гортани следует добиваться правильного звукообразования, то есть пения свободного, но в меру активного, без форсировки и излишнего напряжения, в близкой вокальной позиции, звонкого, слегка округлого.

Настройка голоса на правильное звукообразование в любом регистровом режиме должна непременно идти в такой последовательности: легкое стаккато, переходящее в протяжный звук. При этом действует следующий физиологический механизм. Звуковой импульс стаккато органично приводит в движение на короткий миг вместе с голосовыми связками голосовые мышцы эластичного конуса, а затем наступает расслабление. Когда после толчка атаки звук переходит в кантилену на той же высоте тона, то при этом используется уже полученная форма согласованного движения различных мышечных групп звукообразующего участка гортани. Кроме того, стаккато само по себе активизирует опорно-мышечную дыхательную функцию, что обеспечивает равномерность выдоха воздуха, а также оптимальный уровень силы звука легато.

Если сразу начать с протяжного звука, то при ненастроенном голосовом аппарате у певца голос зазвучит или вяло, или слишком напряженно по привычке от неправильного бытового пения и напряженной речи.

Отрывистое пение не допускает мышечных зажимов и является отправной точкой для правильного звукообразования, как бы его зародышем. Начальный отрывистый звук, переведенный на последующее за ним протяжное звучание, даст положительный результат при формировании необходимых качеств певческого звука и кантилены.

Методы работы над певческим дыханием.

На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений вне пения.

Дыхательные упражнения без пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о правильных дыхательных движениях. С этой целью рекомендуется несколько упражнений в определенной последовательности.

Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно отводится 2–3 минуты. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции, и особенно рекомендуется применять в работе с детским хором.

Нередко в практике хоровой работы с детьми используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.

Развитие артикуляционного аппарата.

Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова: дай, май, бай.

Для активизации языка и губ поются упражнения на слоги: бри, бра, брэ, а также ля, ле и др.

Если в речевом произношении неударные гласные часто изменяются (хобот – хобыт, пятачок – пятачок), то в пении изменяется только неударный «о», который переходит в «а» (ок-но – акно, волна – вална). В остальных случаях звук не должен заменяться другим.

Звонкие согласные, находящиеся в конце слова, в пении переходят в глухие: ослаб – аслап; клад – кат; березка – береска; друг – друк.

Сочетание «тс» в пении произносится как «ц»: детский – децкий; скрываться – скрываца; светский – свецкий.

Окончания ся и сь в пении произносятся твердо, как са. Окончания его и ого меняются на ево и ово.

Как и в речи, в пении при произношении могут выпадать отдельные буквы: честный – чесный; солнце – сонце. «Ч» и «сч» в отдельных словах могут произноситься соответственно как «ш» и «щ»: что – што; счастье – щастье.

В пении существует правило переноса согласных с конца слога одного слова на начало другого. Например, фраза «Вот мчится тройка почтовая» исполняется так: «Во-тмчи-тца-тро-йка-по-что-ва-я». Подобное перенесение дает возможность, как можно дольше тянуть гласные, что необходимо для протяжного пения.

Необходимо использовать скороговорки, распевания на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ, упражнения на слоги «бри», «бра», «брэ», «ля», «ле» и др., следить, чтобы рот и губы, язык были активными, упруго произносились согласные звуки в конце слова («но-но», «гоп-гоп», «цок-цок», «стоп-стоп»).

Вокально-певческая работа.

Певческая установка.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:

– голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;

– стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;

– в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;

– при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;

– сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Распевание.

Занятия в студии обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:

1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;

2) развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений.

Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.

Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.

Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.

Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.

Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.

Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.

Певческое дыхание.

Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.

Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.

Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.

Дыхание тесно связано с другими элементами вокальной техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.

Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.

Таким образом, певческое дыхание является основой вокальной техники. Приобретение других вокальных навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.

Цепное дыхание.

Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).

Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы вокальной группы берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.

Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:

– не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;

– не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;

– дыхание брать незаметно и быстро;

– вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;

– чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию группы.

Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания группы.

Дирижерские жесты.

Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.

Дирижерские указания педагога обеспечивают:

Точное и одновременное начало (вступление).

Снятие звука.

Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).

Единообразное звуковедение (legato, non legato).

Выравнивание строя.

Изменение в темпе, ритме, динамике.

Унисон.

В самом начале работы возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.

Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.

Вокальная позиция.

Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.

Резонаторы – это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы – лобные пазухи, гайморова полость – и грудные резонаторы – бронхи.

Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.

Звукообразования.

В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.

Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полетность.

Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.

Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных – «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.

Дикция.

Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.

Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик» и т. п.

Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.

Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у детей чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести его в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Их легкость и занимательность таят в себе множество музыкальных открытий: ритмических, интонационных, тембровых. Украшенные выразительной мимикой и жестами, они развивают творческое воображение, фантазию и доставляют огромное удовольствие детям. Разнообразие методов и приемов, применяемых в работе с одной моделью, даёт возможность каждый раз по-новому взглянуть на неё.

Слушание музыкальных произведений.

Прослушивание небольших музыкальных произведений.

Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.

Формирование осознанного восприятия музыкального произведения.

Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.

Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.

Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов.

Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и исполнительских средств.

Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того, чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но внутреннее зрение.

Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он ни работал. Особое значение приобретает развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки.

В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.

Показ-исполнение песни.

Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов.

Народное творчество как основополагающее звено любой культуры – особая тема беседы и часть репертуарной программы. Механизм создания народной песни, условия ее существования, особая манера исполнения – все это должно быть известно молодому певцу. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.

Методика разучивания песен.

Методика разучивания вокального произведения состоит из четырех этапов – слушания песни, ее разбора с детьми, разучивания слов и мелодии и художественной отработки звучания каждого из её куплетов.

При знакомстве с песней детям также сообщается, кто её авторы – поэт и композитор, и знакомы ли уже детям какие-либо произведения авторов. Затем обучающиеся слушают музыкальное произведение, определяют его содержание и характер, а также отмечают некоторые ей свойственные особенности.

Теоретико-аналитическая работа.

Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно, чтобы в области вокального пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период.

Рекомендации при простудных заболеваниях: как беречь голосовой аппарат от заболеваний

– Во время болезни пить как можно больше теплого питья.

– Есть манную кашу на чистом молоке со сливочным маслом.

– Делать компрессы на горло:

а) из смеси водки с растительным маслом;

б) из медовой лепешки (мед с мукой).

– Полоскать раствором соли, соды и йода.

– Для дезинфекции полоскать раствором ромашки и шалфея.

– Обязательно по назначению врача пить отхаркивающие сиропы.

–При сильном простудном кашле хорошо делать картофельные, масляные и

эвкалиптовые ингаляции.

– Сделать раствор редьки с медом (почистить большую редьку, вырезать середину,

положить пару ложек меда и дать настояться до получения жидкости внутри).

– Очень хорошо настоять в молоке инжир и выпить.

– Самое главное – закрыть рот и МОЛЧАТЬ! Будьте здоровы!

Концертно-исполнительская деятельность.

Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.

Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Основная задача педагога – воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством.

Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблям и, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.

Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта.

• Настраивайте себя на концерт задолго до выхода на сцену, ещё дома, собирая ноты, готовя костюм и реквизит.

• Старайтесь делать все, получая удовольствие: от надетого вами платья или костюма, подбора грима и предвкушения чуда, которое называется «сцена».

• Оденьтесь, сделайте последние штрихи, выпрямитесь, разверните плечи, чтобы нормально дышать и красиво выглядеть, что немаловажно, улыбнитесь и вперед.

• Состояние перед выходом на сцену сравнивается с поведением скаковой лошади перед стартом. Это состояние возвышенного возбуждения и нетерпения быстрейшего выхода на сцену. Несите себя ровно, с достоинством, с высоко поднятой головой.

• Вот вы на сцене и перед вами сотни зрителей. Не начинайте выступление сразу, старайтесь даже при самом страшном волнении сохранять внешнее спокойствие.

• Если сильное сердцебиение, и дыхание не восстанавливается, сохнет во рту, рекомендуют раза три медленно вздохнуть и выдохнуть, тихонечко покусать кончик языка – это вас успокоит и увлажнит полость вашего рта.

• Стройте программу вашего концерта по нарастающей, перемежая сильные тяжелые произведения более легкими, чтобы связки и весь организм успевал немного отдохнуть.

• Ведите себя в паузах между произведениями интеллигентно и с достоинством, не забывая при этом про улыбку.

• Не кланяйтесь в низком реверансе – это признак дурного тона. Также не рассылайте бесконечные воздушные поцелуи.

• Во время пения не смотрите в пол, глаза при пении очень важны, они выражают эмоциональное состояние каждого произведения.

• Не переминайтесь с ноги на ногу, найдите положение, удобное для вашего тела. Не рекомендуется стоять во время пения фронтально к публике, лучше развернуть торс в полуобороте, выдвинув одну ногу вперед.

• Не машите чрезмерно руками – это говорит о нервозности и непрофессионализме, но и не зажимайте руки, прижав их к себе, так как при пении живет весь организм. В зависимости от образа руки могут быть нежными, страстными и даже страшно скрюченными, но это только в том случае, если этого требует образ.

• Заканчивайте выступление на его пике, не утомляя публики, и ни в коем случае не заканчивайте концерт после пика менее выигрышными произведениями. Заканчивайте тогда, когда во время пика публика еще хочет и хочет вас слушать.

Примерный репертуар:

(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)

  1. «Вызываю я их из бессмертия» Найля Мухамеджанова
  2. «Пятнашка» сл.И. А. Шнайдер, муз. В. А. Жеребятьева.
  3. «Главный праздник» Найля Мухамеджанова
  4. «Дети Земли» сл. и муз. Виктор  Ударцев
  5. «Мой ангел чудесный» сл. и муз. Людмилы Фадеевой-Мокалёвой
  6. «Новый день» сл. и муз. Александра Ермолова
  7. «Полёт» сл. и муз. Жанна Колмогорова
  8.  «Полярная звезда» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова
  9. «Расскажите» сл. Д.Майданов, муз. Л.Кудрявцев
  10. «Рождество» сл. и муз.  Андрей Варламов
  11. «Святая Россия» сл. и муз. Жанна Колмогорова

Список литературы для педагогов:

  1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г.
  2. Бернстайн Л. Мир джаза. – М., 1983.
  3. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991
  4. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г..
  5. Далецкий О. Н. «О пении»
  6. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»
  7. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М.  1968.
  8. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»
  9. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г.
  10. Кампус Э. О мюзикле. – М., 1983.
  11. Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г.
  12. Коллиер Дж.Л. Становление джаза. –М., 1984.
  13. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006
  14. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964.
  15. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.
  16. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.
  17. Мархасев Л. В легком жанре. – Л., 1984.
  18. Менабени А.Г.  «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987
  19. Методика обучения  сольному пению: Учеб.  пособие для студентов. М.: Айрис-пресс,2007г.—95 с:
  20. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.и средн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр.,М.: Изд.центр«Акадкмия»2007 г.
  21. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»
  22. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»
  23. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г
  24. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М.: Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)
  25. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М. Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)
  26. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958.
  27. Сарждент У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика. – М., 1987.
  28. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.
  29. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981
  30. Троицкий А. Рок-панорама. – 1986.
  31. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. – М., 1983.
  32. Шнеерсон Г.М. Американская песня. – М., 1977.
  33. Эрисман Г. Французская песня. – М., 1974.
  34. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1 : Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю).
  35. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2 : Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю).
  36. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
  37. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
  38. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
  39. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. -  Волгоград: Учитель, 2005. – 99с.
  40. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
  41. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.
  42. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.
  43. Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

  1. Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. – Клуб и самодеятельность, 1980.
  2. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.: Музыка, 1987.
  3. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка, 1978.
  4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986.
  5. Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980.
  6. Троицкий А. Феномен «диско». – 1977.
  7. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально-ритмические занятия на уроках музыки, пения, танца в коррекционной школе VIII вида»

Учитель музыки и пения стремится сделать свои уроки яркими, интересными, чтобы увлечь детей, пробудить у них эстетическое чувство и желание слушать музыку.Многолетний опыт общения с учениками специаль...

Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....

"Песенка - чудесенка повстречалась с нами" доминантное занятие ( доминирующий вид деятельности - пение) для детей старшего дошкольного возраста

Целью данного занятия является показ результатов музыкального образования детей и способы их достижения на примере доминантного занятия с доминирующим видом деятельности - пением. С применением здоров...

Вводное занятие «Путешествие в город пения».

План-конспект занятия по вокалу...

Конспект проведения открытого занятия по теме «Двухголосное пение».

Цель урока – приобщение детей к миру певческого искусства,  заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса...

Конспект занятия «Работа над ансамблем. Пение многоголосных упражнений, канонов» в образовательном объединении «Эстрадный вокал»

Конспект занятия «Работа над ансамблем.  Пение многоголосных упражнений, канонов» в образовательном объединении «Эстрадный вокал»...